Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:33
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
146
Что делать, если война проиграна, армия разбита, союзник бежал, а в небе столицы хозяйничает враг? Можно предаться унынию и страдать. А можно попытаться хотя бы символически нанести торжествующему победителю обидный и чувствительный удар. Этим ударом в июне 1940 года стал одиночный рейд очень странного французского бомбардировщика на Берлин.

13 фото + текст via

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:33
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Французская авиация накануне Второй мировой представляла собой печальное и отсталое зрелище. Денег катастрофически не было, процветала малосерийная сборка. А то, что собирали, справедливо называли преступлениями против аэродинамики.

Как в этих условиях сделать скоростной межконтинентальный самолёт для перевозки почты между Францией и обеими Америками в конце 30-х годов?

Разработать новейшую машину по последнему слову техники? Невозможно. Дорого и сложно!

Давайте лучше возьмём старый проект «Фармана» и попробуем со всей галльской изощрённостью выжать из него ещё что‑нибудь?

А потом срочно переделаем его в дальний бомбардировщик, потому что про него мы как раз и забыли?

Примерно так и появился на свет NC.223.4. Первый самолёт союзников, появившийся в небе Берлина и обрушивший на столицу нацистского рейха содержимое бомболюков.
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:34
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
О любви альбатроса и археоптерикса

Всё началось с заказа авиакомпании «Эйр Франс», которой понадобилось несколько самолётов для скоростной транспортировки корреспонденции через Атлантику.

Команда конструкторов «Фармана», успевшего превратиться в национализированную компанию SNCAC, взяла за основу проект тяжёлого бомбардировщика NC.223.3. Он и сам представлял собой почти досуха выжатую кошку из анекдота, будучи развитием идей давно устаревшего F.211. Что поделать, во Франции ценят традиции и экономность.

F.211

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:35
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Отдадим должное команде конструкторов: они умудрились не только скрестить ежа с ужом — а точнее, археоптерикса с альбатросом, — но и поднять получившийся гибрид в воздух. «Новая» машина вместо прекрасной дизельпанковской угловатости приобрела насколько возможно вылизанные обтекаемые формы. Её габариты превышали такие немаленькие машины, как американский B-17 или британский «Ланкастер». Изначально NC.223.4 должны были летать на крейсерской высоте в восемь километров — но французская промышленность не справилась с герметизацией кабины, и амбиции пришлось умерить. Восемь километров из крейсерской высоты стали потолком.

Первая машина нового типа поднялась в воздух в марте 1939 года. Она получила название «Камиль Фламмарион» — в честь знаменитого астронома и популяризатора науки.

NC.223.3 и NC.223.4

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:36
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Going Postal: почтальон с бомбами

Пока сырой образец доводили до ума — немцы напали на Польшу. Первый рейс в Рио-де-Жанейро и обратно «Камиль» совершил в октябре, когда первая кампания новой мировой войны успела завершиться.

Полезное в первом рейсе совместили с ещё более полезным. Гражданский экипаж «Эйр Франс» заодно пытался найти немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее», который в это самое время увлечённо рейдерствовал в водах между Бразилией и Африкой.

«Камиль»

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:36
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Вторую машину сразу передали авиации французского флота в качестве морского разведчика. Этот самолёт и получил имя «Жюль Верн».

Символично, учитывая глубочайшую неприязнь знаменитого фантаста к «проклятым тевтонам».

Вскоре к самолёту в разведывательной эскадрилье B5 в Бретани присоединился и «Камиль». А также третий борт этого типа, «Леверье», — названный в честь математика и астронома.

«Леверье»

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:37
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
У французов не было более подходящей машины, способной совершать дальние патрули в Атлантике. В Париже ещё были уверены, что начавшаяся война станет позиционной в стиле Первой мировой, фронты устоят и французский флот будет на просторах океана гонять немецкие рейдеры и подлодки.

Командиром отборного экипажа «Жюля Верна» из шести человек стал один из опытнейших морских лётчиков Франции — 38-летний капитан-лейтенант морской авиации Анри-Лоран «Паша» Даильер, кавалер ордена Почётного легиона. В 1935 году он установил рекорд дальности полёта на гидроплане, добравшись из Шербура в Сенегал.

«Жюль Верн»

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:38
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Месье Жюль Верн поехал на войну

К маю 1940 года стало ясно: бомбардировщики Франции нужнее морских патрулей, и нужны они прямо сейчас. Да и Анри Даильер с экипажем рвались в бой — громить цели в немецком тылу. Шестого мая они наконец получили разрешение на полевое переоборудование NC.223.4 в эрзац-бомбардировщик.

Под руководством командира на самолёт поставили чуть более мощные двигатели с дополнительными баками на 4000 литров, воткнули в дверь на борту символический пулемёт и приделали подвеску для бомб с бомбовым прицелом. Получившаяся машина могла отвезти две тонны бомб и вернуться при дальности полёта в 5000 км — более чем в два раза больше «брата», чистокровного бомбардировщика NC.223.3. Выжать она могла впечатляющую скорость в 385 км/ч — на 35 км/ч больше собрата.

«Жюль Верн» переоборудованный в бомбардировщик

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:38
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Тринадцатого мая 1940 года «Жюль Верн» отправился на ночную бомбёжку железнодорожного узла в Аахене, чтобы усложнить жизнь немецким снабженцам и притормозить машину блицкрига.

Сразу выяснилось, что алюминиевый корпус самолёта сияет в свете прожекторов, как ёлочная игрушка, на радость немецким зенитчикам.

Зенитчики, к счастью, оказались не слишком меткими: NC.223.4 вернулся на базу Орли под Парижем. После вылета его перекрасили в радикально чёрный цвет и отправили воевать дальше: бомбить мост в Маастрихте.

Шестнадцатого мая «Жюль Верн» отправился на дневную штурмовку немецкой колонны на бельгийском побережье, где французские войска угодили в капкан. NC.223.4 умудрился отбомбиться и вернуться целым, несмотря на господство люфтваффе в воздухе. Эксперимент справедливо сочли сущим чудом. Дальнейшие вылеты «Жюль Верн» снова делал только по ночам. А другие два самолёта того же типа так и не удалось привести в боепригодное состояние.

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:38
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Вермахт прорвался через Арденны, окружил главные силы союзников у Дюнкерка и упустил англичан в ходе операции «Динамо». В начале июня конец войны для Франции стал немного предсказуемым.

Третьего июня три сотни бомбардировщиков люфтваффе обрушили на аэродромы и транспортные узлы Парижа множество фугасных и зажигательных бомб. По французским данным, погибли сотни человек. Защитники Республики жаждали мести.

Вот только ответить рейдом на Берлин мог один-единственный самолёт. Тот самый «Жюль Верн».

Он должен был в одиночку дойти до сердца рейха с его мощной авиацией и ПВО, отбомбиться и, желательно, умудриться вернуться обратно. Нечто подобное он как раз уже успел проделать, нанеся в ночь с шестого на седьмое июня удар по Ростоку.

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:39
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
На Берлин!

Целью «Жюля Верна» назначили берлинский завод электроники «Сименс». В самолёт для дальнего рейда сумели поставить ещё один топливный бак. В салон загрузили 80 мелких зажигательных бомб. Кидать их предстояло в ретро-стиле: вручную из люка. Из-за перевеса вместо штатных 200-килограммовых бомб на подвеску пришлось прикрепить всего лишь 75‑килограммовые.

Вечером шестого июня NC.223.4 поднялся в воздух с авиабазы в Мериньяке под Бордо на атлантическом побережье Франции. Маршрут нормальных героев капитан-лейтенанта Даильера лежал в обход Германии через Ла-Манш и Северное море. В проливе их не очень метко обстреляли корабли британского флота, приняв за идущих на бомбёжку Англии немцев. На закате французы прошли над немецко-датской границей, где угодили под огонь уже германских зениток — столь же неточный. Продолжили путь над водами Балтийского моря. Вскоре после полуночи с северо-востока — от Штеттина, откуда никто никого не ждал, — вышли в небо Берлина.

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:39
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Над ночной столицей рейха висели тучи — но в просветах туч командир экипажа заметил огни аэропорта Темпельхоф.

После чего Даильер и бомбардир Дешам обнаружили, что в суматохе перед вылетом забыли бомбовый прицел.

Пришлось импровизировать. «Жюль Верн» спикировал под тучи и нагло пошёл на малой высоте над берлинскими крышами, пытаясь найти чёртов завод.

Когда «Сименс» нашли, экипаж капитан-лейтенанта Даильера сделал два захода и сбросил бомбы. Услышавшие грохот взрывов и рёв моторов где-то над городом, немецкие зенитчики стали лупить в небо и пытаться нащупать цель прожекторами. Сделать этого не удалось: «Жюль Верн» шёл вопреки всем правилам почти на бреющем полёте, на высоте порядка ста метров.

Отбомбившись по заводу, французы взяли курс на Рейхстаг. В порядке ответной любезности за недавнюю бомбёжку Парижа бомбардир Дешам и бортмеханик Корнель высыпали на крыши и улицы восемьдесят «зажигалок», пытаясь в процессе стрелять из пулемёта по ближайшим прожекторам и вообще по кому бог пошлёт.

Число сброшенных на Берлин бомб оказалось по-французски ироничным: 88. Привет, так сказать, месье фюреру и прочим нацистам. Вслед за бомбами не удержавшийся бортмеханик Корнель бросил на крышу Рейхстага свои ботинки.

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:40
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
«Мы не пираты, а честные корсары!»

Затем «Жюль Верн» прошёл над Германией напрямик и благополучно добрался до аэродрома в Шартре спустя 11 часов 40 минут после вылета. Там на взлёте он едва не угодили под немецкие бомбы. Через парижский Орли экипаж наконец добрался до своей базы под Бордо.

За победным ужином пилот Йонне заметил, что бортмеханик сидит босиком. «Им они вряд ли пригодятся, я их успел крепко износить…».

Французская пресса немедленно объявила о великой победе. Количество самолётов на страницах газет радикально умножилось. Немцы, только что бомбившие Париж, в бешенстве включили режим «а нас-то за что?!».

Доктор Геббельс вознегодовал о «воздушном пиратстве» и заявил, что бесчеловечные французы разбомбили слона в берлинском зоопарке. За что от имени фюрера и рейха пообещал повесить участников налёта за жуткую агрессию на мирных и незлобивых немцев и расово германских слонов.

Капитан-лейтенант Даильер гордо прокомментировал, что они никакие не пираты, а честные корсары. Спустя три дня «Жюль Верн» отбомбился по авиазаводу Хейнкеля в Ростоке и вновь благополучно вернулся домой.

Десятого июня Муссолини решил влезть в заварушку и тоже отжать что-нибудь у французов, пока немцы не забрали всё себе. Экипаж «Жюля Верна» переключился на Италию. Пилоты бомбили промышленные объекты в Маргере близ Венеции, подожгли хранилище топлива, и забросали центр Рима антифашистскими листовками. Семнадцатого июня «Жюль Верн» громил базу итальянского флота в Ливорно.

Экипаж «Жюля Верна», в центре Анри Даильер

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:40
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Смерть самолёта, смерть командира

Всего до капитуляции Франции капитан-лейтенант Даильер и его команда совершили 17 вылетов. Затем героический самолёт спрятали в ангаре на территории Виши. И сожгли в ноябре 1942 года, чтобы он не достался врагу, когда нацисты решили оккупировать всю Францию.

Два других NC.223.4 снова стали гражданскими в «Эйр Франс» при Виши.

Третьему борту, «Леверье», это не помогло. Во время рейса во французский Ливан 27 ноября 1940 года он на свою беду очутился над морским сражением у мыса Спартивенто близ Сардинии между мощными итальянской и британской эскадрами. Кто именно сбил в пылу сражения случайного француза — до сих пор загадка.

«Леверье»

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
УрусШайтанъ
8.05.2020 - 11:41
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Судьба первого, «Камиля Фламмариона», осталась неизвестной.

Ну а отважный командир «Жюля Верна» продолжил службу… в ВВС вишистской Франции. На его решение сильно повлияла бойня линкоров французского флота, на всякий случай устроенная англичанами в Мерс-эль-Кебире. Пилот получил погоны капитана второго ранга и отправился в Западную Африку.

Анри-Лоран Даильер погиб 11 октября 1942 года. Его разведывательный Martin 167A3 перехватили британские истребители над Фритауном в Либерии, куда стекались английские конвои по пути из колоний в родные порты. Посмертно он получил звание каперанга и упокоился в сенегальском Дакаре — куда когда-то привёл свой гидросамолёт.

Франция 1940 года оказалась готова к отражению блицкрига не больше, чем СССР 1941-го. Её военачальники слишком почитали прошлое, полагались на прочность обороны и боялись повторения мясорубки, погубившей миллионы. Танки, корабли и самолёты Франции сочетали высокое качество и передовые технические решения с невероятной архаикой. Всё это не смогла вытянуть даже извечная отвага французского солдата, над которой ныне считается уместным потешаться в прочих странах.

Франция 1940 года на грани краха сумела отправить в отчаянный, символический рейд на Берлин один-единственный самолёт, наспех переделанный из гражданского. В его допотопный корпус врезали старый пулемёт и засунули бомбы, чтобы кидать их вручную. По нему стреляли враги и союзники. На него умудрились забыть поставить бомбовый прицел. И всё же капитан-лейтенант Даильер и его экипаж «корсаров» привели свою странную машину в небо столицы нацистской Германии. Пронеслись над Берлином, цепляя крыши среди разрывов зениток. Сбросили свой привет фюреру и рейху из 88 бомб — и пары ботинок — на Рейхстаг. И даже умудрились вернуться.

Глупо, бессмысленно, смехотворно на фоне свершений СССР и США с Британией? Быть может.

Но всё равно это чертовски красиво.

Конец
 
[^]
igorgri
8.05.2020 - 11:49
9
Статус: Offline


Удалите, плиз

Регистрация: 1.10.15
Сообщений: 2850
Много фото есть в этой статье - https://yosikava.livejournal.com/11259.html

Боковичек NC.223.4 "Jules Verne"

Французский привет рейху: «Жюль Верн» и воздушные корсары над Берлином
 
[^]
Ship76
8.05.2020 - 11:50 [ показать ]
-23
Dармоеd
8.05.2020 - 11:50
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 1670
Поучительно, спасибо ТС!
 
[^]
Victuar
8.05.2020 - 11:54
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.02.10
Сообщений: 3360
Познавательно. Где-то читал, что Франция вошла в войну всего с 500 относительно новыми истребителями. По бомберам ситуация и того хуже.
 
[^]
Атскокотстенки
8.05.2020 - 12:00
14
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 27.01.11
Сообщений: 6212
Цитата (Ship76 @ 8.05.2020 - 11:50)
Во французском стиле: вычурно, романтично, бесполезно...

Да, насчёт "жалкого зрелища французских ВВС накануне войны": ВВС СССР представляли собой зрелище никак не лучшее, в силу никакой подготовки пилотов и отсутствия тактики боевого применения как понятия. Да, дальних бомберов у СССР так же, как и у Франции. и у Германии - не было де-факто.

И ещё. Франция повела себя как страус, спрятавшись за сраную "линию Мажино" и вопя что она в домике. Поэтому в курсе новейшей истории разлива позднего СССР горделиво отмечалось, что-де Польшу немцы поломали за 23 дня, а Францию - за 40... При этом НИГДЕ не говорилось, что Польшу Гитлер ломал на пару со Сталиным, а особо - о том, что будь территория СССР размером близка к Польше или Франции, вермахту ни 40, ни 23 дня не понадобилось бы...


Это - неприятные факты, но о них накануне Дня Победы нельзя забывать, совсем нельзя. Потому что победили-то не благодаря, а вопреки.

Пожалуй, вы правы. Но были бомбардировки Берлина уже с 7 августа 1941 года. ДБ-3, ДБ-3Ф - да, малая дальность относительно дальних бомбардировщиков фашистов и союзников, да, малая полезная нагрузка, но тем не менее, бомбили логово врага.
 
[^]
Dewitt
8.05.2020 - 12:06
14
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 6.07.16
Сообщений: 471
Цитата (Ship76 @ 08.05.2020 - 11:50)
Во французском стиле: вычурно, романтично, бесполезно...

Да, насчёт "жалкого зрелища французских ВВС накануне войны": ВВС СССР представляли собой зрелище никак не лучшее, в силу никакой подготовки пилотов и отсутствия тактики боевого применения как понятия. Да, дальних бомберов у СССР так же, как и у Франции. и у Германии - не было де-факто.

И ещё. Франция повела себя как страус, спрятавшись за сраную "линию Мажино" и вопя что она в домике. Поэтому в курсе новейшей истории разлива позднего СССР горделиво отмечалось, что-де Польшу немцы поломали за 23 дня, а Францию - за 40... При этом НИГДЕ не говорилось, что Польшу Гитлер ломал на пару со Сталиным, а особо - о том, что будь территория СССР размером близка к Польше или Франции, вермахту ни 40, ни 23 дня не понадобилось бы...


Это - неприятные факты, но о них накануне Дня Победы нельзя забывать, совсем нельзя. Потому что победили-то не благодаря, а вопреки.

Здравствуй, вопреканец.
Цифры потерь французов назовешь? Расскажешь, почему такие цифры были?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
smashSR
8.05.2020 - 12:15
8
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 6.02.09
Сообщений: 15555
нда..чертовски красиво...пожалуй... в стиле мушкетёров Дюма "завтрак в бастионе при Ля Рошели".
 
[^]
dracar
8.05.2020 - 12:17
25
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.09.14
Сообщений: 33
Цитата (Ship76 @ 8.05.2020 - 11:50)
Во французском стиле: вычурно, романтично, бесполезно...

Да, насчёт "жалкого зрелища французских ВВС накануне войны": ВВС СССР представляли собой зрелище никак не лучшее, в силу никакой подготовки пилотов и отсутствия тактики боевого применения как понятия. Да, дальних бомберов у СССР так же, как и у Франции. и у Германии - не было де-факто.

И ещё. Франция повела себя как страус, спрятавшись за сраную "линию Мажино" и вопя что она в домике. Поэтому в курсе новейшей истории разлива позднего СССР горделиво отмечалось, что-де Польшу немцы поломали за 23 дня, а Францию - за 40... При этом НИГДЕ не говорилось, что Польшу Гитлер ломал на пару со Сталиным, а особо - о том, что будь территория СССР размером близка к Польше или Франции, вермахту ни 40, ни 23 дня не понадобилось бы...


Это - неприятные факты, но о них накануне Дня Победы нельзя забывать, совсем нельзя. Потому что победили-то не благодаря, а вопреки.

Ага... В составе ВВС РККА в 1941 году не было ДБА ГК и на вооружении не стояли ИЛ-4, ПЕ-8, Ер-2... Совсем не было дальней авиации)))) Эх, и откуда эти знатоки альтернативной истории берутся?
 
[^]
Тайлак
8.05.2020 - 12:18
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.05.13
Сообщений: 1258
собственно, если бы план Гамелена сработал, если бы англо-французское командование не было столь несогласованно и косно, но главное, если бы у французского и английского руководства было бы мужество хотя бы на кончик ногтя Сталина, то немцы увязли бы опять в позиционной войне даже при отставании в танкостроении и авиации англичан и французов. Что для экономики Германии стало бы автоматическим приговором. Если бы, если бы.
 
[^]
лютыйзверь
8.05.2020 - 12:34
16
Статус: Offline


лютый

Регистрация: 27.04.16
Сообщений: 33036
Два из четырёх основных авиадвигателей СССР были французскими. Мистраль Мажор и Испана-Суиза стали у нас М-88 и М-ВК-100-105-107 соответственно. Причем ВК стал вообще самым массовым двигателем, стоял на Яках, Лаггах, СБ и Пе-2. Так что спасибо французам, без их жадности( все таки с СССР продвинутым технологиями мало кто делился) было бы все очень плохо с советской авиацией. Ил-4, бомбившие Берлин, кстати летали на Мистраль Мажорах.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 15451
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх