«Злые вихри» Вермахта, 16 частей

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Hetzer
3.09.2015 - 10:32
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
93
Рассмотрим мало освещенную тему самоходных зенитных установок Вермахта

2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A \ Flakpanzer I
Зенитная самоходная установка
Официальное обозначение: 2cm FlaK 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A
Альтернативное обозначение: Flakpanzer I, Sd.Kfz.101
Год начала работ: 1940
Год постройки первого прототипа: 1941
Стадия завершения работ: построен один прототип и 24 серийные ЗСУ.
Одной из первых зенитных самоходных установок стала модификация легкого танка Pz.Kpfw.I, причем работы проводились едва ли не в инициативном порядке. Стимулом к появлению этой машины стала успешное использование во Франции ЗСУ выполненной на базе 1-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.10/4. При имевшихся преимуществах у данной установки был один существенный недостаток – полное отсутствие бронирования. Возможно, что идея установить 20-мм зенитное орудие на танковое шасси появилась тогда же, но из-за наращивания поставок бронетехники для танковых войск её реализация была отложена. Лишь в начале 1940 года Отдел артиллерийско-технического снабжения сухопутных войск (Heerswaffenamt / Wa.Pruf 6) подготовил соответствующее распоряжение, согласно которому орудие с круговым сектором обстрела надлежало устанавливать на танки Pz.Kpfw.I Ausf.A. Выбор явно устаревшей ходовой части можно объяснить лишь тем, что для "единичек" активно искались другие формы использования.

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:33
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Задание на разработку было направлено фирмам Alkett (Berlin-Tegel) и Daimler-Benz (Berlin-Marienfelde), однако другие источники утверждают, что переделка осуществлялась на фирме Stoewer в Штеттине. Не исключено, что Stoewer производила лишь окончательную сборку поставляемых деталей.
Шасси для ЗСУ поступили из состава 1-й роты 610-го транспортного батальона (Minitiontransportabteilung 610) где "единички" использовались как транспортеры боеприпасов. На месте демонтированной башни устанавливалась 20-мм автоматическая пушка FlaK 38, обладавшей боевой скорострельностью 220 выстрелов в минуту и позволявшей эффективно поражать низколетящие самолёты. Вертикальные углы наведения находились в пределах от -10° до +87°.
Впрочем, выбранное шасси мало подходило для удобной работы зенитных расчетов, а чтобы обеспечить пушке оптимальный центр тяжести, лобовая броня была перемещена вперед на 18-20 см. Так, для действий по наземным целям требовалось 5 человек, а для зенитной стрельбы – 8 человек. В целях компенсации были введены откидные металличестие борта, но общее положение они практически не спасали. Но самое главное – зенитная установка защищалась лишь лобовым бронещитом. Пожалуй, единственным преимуществом была возможность демонтажа 20-мм зенитки и установки её на буксируемую платформу. Эти процессы занимали 4 и 6 минут соответственно. Поскольку места для боекомплекта практически не оставалось (карабины Mauser 98K и часть снарядов перевозилась внутри корпуса за сиденьем водителя) для самоходки пришлось разработать специальный прицеп Sd.Ah.51 (Sonderanhänger 51) и сцепное устройство. Помимо боезапаса в деревянных ящиках также перевозились личные вещи экипажа. Связь между машинами осуществлялась с помощью сигналов, подаваемых флажками, так как радиооборудование было демонтировано.



«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:33
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
В таком виде ЗСУ под обозначением 2cm Flak 38 auf Pz.Kpfw.I Ausf.A (Flakpanzer I) была принята к серийному производству. Конечно же, характеристики этой машины были весьма далеки от идеала, однако для вермахт требовал скорейших поставок зенитных самоходок и был согласен даже на такой "суррогат". В общей сложности было собрано 24 ЗСУ поступившие затем на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614) сформированого в Апьтварпе (Altwarp). В процессе поступления материальной части проводилась активная велась теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей, что позволило к вторжению в СССР получить хорошо обученные экипажи. Вместе с тем, Fla.-Bataillon 614 оснащался разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин, что создавало определенные проблемы с их эксплуатацией.
На фронт Flakpanzer I отправились далеко не сразу. Лишь в конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал по маршруту Берлин – Дрезден – Будапешт - Прага, откуда затем был отправлен в Румынию в район Ясс. Поскольку линия фронта к тому времени значительно сместилась на Восток экипажам ЗСУ пришлось своим ходом пройти ещё 600 км, и в итоге им была поручена задача по охране мостов через Днепр. После недолгого пребывания в тылу батальон был всё же отправлен на передовую, где ЗСУ проявили себя как эффективное оружие не только против воздушных целей. В ряде случаев Flakpanzer I приходилось взаимодействовать с пехотой, подавляя огнем автоматической пушки долговременные огневые точки. Один из таких ярких примеров был изложен унтер-офицером Кнаппе из 1-ой роты 614-го зенитного батальона, участвовавшего в бою 17-го мая 1942 года под Харьковом:


"Ровно в 4.45 обрушился шквал огня, а через пять минут мы услышали шум авиационных моторов. Такого мы еще не испытывали: 200 немецких бомбардировщиков атаковали вражеские позиции. Наши собственные штурмовые группы при этом тоже понесли потери, так как находились на исходных позициях только в 200 метрах от врага. К тому же ветер нес в нашу сторону густой дым от разрывов. Тотчас вражеская артиллерия открыла заградительный огонь и вынудила нас искать все возможные укрытия, чтобы избежать осколков. Затем пехота пошла в атаку, для нас это означало "Зенитки к бою!"
На краю деревни наступление приостановилось, первый зенитный танк вышел из строя, унтер-офицер Меллер и ефрейтор Звере погибли, остальные члены экипажа были ранены. Лейтенант Буссе повел вперед второй танк и тоже сразу был ранен, экипаж вынужден был покинуть танк. Русские снайперы имели господство на поле боя и вынудили нашу пехоту отойти в укрытия. Неужели так удачно начавшееся наступление захлебнется? Мой зенитный танк получил повреждения гусениц. К счастью мы находились в мертвой зоне и стали лихорадочно их восстанавливать. Все зависело от моего экипажа... Мы осторожно двинулись вперед. Перед нами находилась долговременная огневая точка прикрываемая снайперами простреливавшими всю местность. С дистанции 300 метров, за считанные секунды, мы поразили огнем все видимые амбразуры. У противника больше не было шансов и вскоре все оставшиеся в живых вышли с поднятыми руками. Почти 100 солдат противника были взяты в плен нашей пехотой. Наступление продолжалось, после нескольких очередей мы вывели из строя минометную батарею. Трех убитых и 12 раненых из 34 человек стоило нам это наступление".


Из этой наглядной иллюстрации боевого применения Flakpanzer I на одном из южных участков советско-германского фронта можно было сделать несколько выводов. Прежде всего, интенсивная стрельба из 20-мм пушки (в первую очередь трассирующими снарядами) не всегда оказывала "сильный деморализующий эффект" на солдат противника, хотя поражающая способность снарядов оказалась достаточно большой. Крайне слабой оказалась защищенность ЗСУ. Броня самоходки пробивалась даже 12,7-мм бронебойными пулями, выпущенными из пулемета ДШК на дистанции 200-300 метров, не говоря уже про 14,5-мм противотанковые ружья ПТРС и ПТРД, поражавшие Flakpanzer I на дистанции до 500 метров. Расчет орудия в такой ситуации мог надеяться только на удачу и неточную стрельбу противотанкистов. Помимо прочего, порядком изношенные шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A "страдали" ненадежной работой трансмиссии. Тем не менее, проведя почти год на фронте 614-й зенитный батальон потерял по боевым причинам лишь несколько машин.
Однако, фортуна не могла оставаться с зенитчиками слишком долго – зимой 1942-1943 гг. батальон попал в "котел" под Сталинградом и погиб практически в полном составе. При этом часть Flakpanzer I достались советским войскам в исправном состоянии. Оценка трофейной техники оказалась весьма критической и все ЗСУ были в скором времени отправлены на слом.

Это сообщение отредактировал Hetzer - 3.09.2015 - 11:05

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:34
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t)

Зенитный танк Flakpanzer 38 (t) стал последней установкой, разработанной на базе шасси Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. M. Бронекорпус и ходовая часть машины остались как на Sd.Kfz. 138 и 138/1 Ausf. M, но самоходка собиралась на заклепках несмотря на то, что к концу 1943 г. завод БМВ старался больше применять сварку. Бронеколпак механика-водителя — литой, как на ранних истребителях танков и САУ. Рубка зенитной установки сдвинута по сравнению с рубкой САУ или истребителя танков назад и имела меньшую высоту, верх — открытый; рубка образована бронелистами толщиной 10 мм. Бортовая и кормовые стенки рубки откидывались в горизонтальное положение. Подобная конфигурация боевого отделения позволяла вести огонь по наземным целям из установленной в нём 20-мм автоматической зенитной пушки Flak 38 при углах снижения до -5°. Непосредственно перед пушкой были установлены две рамы, ограничивающие угол снижения при стрельбе вперед, это сделано для того, чтобы снаряды не поразили переднюю часть корпуса установки. За счёт более заднего расположения рубки стало возможным для упрощения технического обслуживания увеличить размеры съемных надмоторных панелей, в то же время доступ к радиатору резко усложнился, теперь чтобы до него добраться приходилось снимать несколько панелей в нижней части рубки.
Согласно техническому заданию, зенитная установка должна была иметь круговой обстрел. Вращающая пушка смонтирована на круглой тумбе, установленной передней части боевого отделения. Орудийная установка укомплектована щитом, гильзоприемником и сиденьем наводчика. Броня рубки защищает от пуль и осколков расчёт из четырёх человек: командир/радист, наводчик и два заряжающих, однако экипаж оставался уязвим от атак с воздуха. Радиооборудование состояло из одной радиостанции Fu 5.

Это сообщение отредактировал Hetzer - 3.09.2015 - 11:06

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:35
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Первоначальным планом предусматривалась постройка 150 зенитных танков, вооружённых одной 20-мм автоматической пушкой, но ещё до завершения проектирования машины заказ уменьшили до 140 машин, десять установок этой партии было построено как 150-мм самоходные пушки. 140 зенитных установок и один прошит построили как машины 10-й серии Ausf. M. Первая устновка покинула заводской цех в ноябре 1943 г., а до конца года заказчик получил 101 зенитный танк, оставшиеся 40 машин были поставлены в январе–феврале 1944 г.
Официально установка именовалась «2 cm Flак auf Selbstfahrlafette 38 (t)» или Sd.Kfz. 140, более известно наименование Flakpanzer 38 (t). Кодовое обозначение машины — «313», официальное название «Гепард» применялось редко, под этим именем широкую известность получила современная ЗСУ, состоявшая на вооружении бундесвера. Зенитный танк оказался самым лёгким среди всех установок, спроектированных на шасси танка 38 (t), его масса составляла 9700 кг, за счёт чего машина развивала самую высокую максимальную скорость и имела наилучшую проходимость. Однако единственная пушка не обеспечивала достаточную плотность огня при стрельбе по воздушным целям, даже в тех случаях, когда машины использовались в группе. В то же время следует учитывать, что Flakpanzer 38 (t) являлся промежуточным вариантом, машины этого типа находились на вооружении подразделений нескольких дивизий относительно короткое время.


«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:36
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021

Существовал ещё один вариант зенитного танка на шасси 38 (t), хотя обстоятельства его создания не известны. Согласно заводской документации, датированной декабрем 1944 г. предусматривалось переоборудование двух машин не установленного типа в ЗСУ. Свидетельством того, что такая работа была проделана, являются фотографии, сделанные в Праге в мае 1945 г., на которых запечатлены камуфлированные установки Sd.Kfz. 138/1 «Grille», вооружённые вместо 150-мм орудий 30-мм автоматическими пушками Mk 103. Эта пушка была разработана фирмой Рейнметалл для установки на самолёты и имела скорострельность 460 выстрелов в минуту. Существовал также зенитный вариант пушки. Монтаж этих пушек на самоходках являлся чистой воды импровизацией и не предназначался для массового производства. В заключительные месяцы войны самоходки находились на вооружении немецкого подразделения, номер которого установить не удалось. В послевоенных документах чехословацкой армии обе самоходки «Grille», вооружённые 30-мм пушками Mk 103, проходят как «трофейная немецкая техника».
Поставки зенитных танков Flakpanzer 38 (t) начались в ноябре 1943 г. 16 декабря одну установку осмотрел Гитлер, немедленно отдавший указание принять зенитные танки на вооружение танковых дивизий в самые сжатые сроки. Формирование зенитных взводов началось с февраля 1944 г. на формирование одного взвода отводилось десять дней. Планировалось, что каждые десять будут формироваться по два взвода по двенадцать зенитных танков в каждом. Каждый взвод состоял из трёх отделений по четыре машины. Обычно две группы находилось в распоряжении штаба дивизии, оставшиеся зенитные танки предназначались для ПВО штабов танковых полков. Большинство установок Flakpanzer 38(t) попало во Францию, во вновь сформированные 2-ю танковую, учебную танковую и 21-ю танковую дивизии, зенитные танки также поступили на вооружение элитных танковых дивизий СС таких, как 1-я дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», 2-я дивизия СС «Дас Рейх». 12-й дивизии СС «Гитлерюгенд» и 17-й дивизии СС «Гётц фон Берлихинген». На Восточном фронте по одному взводу Sd.Kfz. 140 получили 9-я танковая дивизия СС «Хохенштауфен» и 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг». По состоянию на апрель 1944 г. на вооружении 10-ти дивизии числились машины с номерами шасси 2894, 2897, 2898, 2908, 2910, 2920–2923, 2927–2929 — единственные документально зафиксированные номера машин конкретного подразделения. В июле 1944 г. 9-я и 10-я танковые дивизии СС были переброшены во Францию, однако, не известно, были ли отправлены вместе с дивизиями зенитные установки. Одновременно с дивизиями, находившимися во Франции и на Восточном фронте, то есть весной 1944 г., четыре дивизии, дислоцировавшихся в Италии, также получили зенитные танки. Это были 26-я танковая, 29-я, 90-я панцергренадёрские дивизии и авиаполевая дивизия «Герман Гёринг».
Часть зенитных взводов попала под массированный удар авиации союзников 6 июня 1944 г., в первый же день высадки союзников в Нормандии. В последующие два месяца танкисты-зенитчики пытались отражать удары союзной авиации, господствовавшей в небе Франции. Согласно рапортам к концу июля 1944 г. все дивизий в сумме потеряли 12 зенитных танков — немного, если учитывать масштабы и накал сражения. С ростом поставок более эффективных машин ПВО на шасси танка Pz.Kpfw. IV, вооружённых четырьмя 20-мм или одной 37-мм автоматической пушкой, танки Sd.Kfz. 140 стали сниматься с вооружения частей первой линии. Тем не менее, в ряде дивизий машины Sd.Kfz. 140 оставались на вооружении до конца 1944 г., так, во 2-й танковой дивизии числилось три, а в 17-й панцергренадёрской дивизии — шесть установок. В первой половине 1944 г. активизировались боевые действия на южном фланге — в Италии. Зенитные танки понесли серьезные потери от ударов с воздуха, потери росли и они не восполнялись.

Это сообщение отредактировал Hetzer - 3.09.2015 - 11:01

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:38
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021

Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV «Möbelwagen»
3,7 cm Flak auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (сокр. Flakpanzer IV), также Möbelwagen (нем. мебельный фургон, транслитерируется как Мёбельваген) — немецкая зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй Мировой войны, средняя по массе. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.161/3. Эта боевая машина была создана в конце 1943-го — начале 1944 годов фирмой «Дойче Айзенверке» («Deutsche Eisenwerke») в городе Дуйсбург на базе среднего танка Panzerkampfwagen IV. Стимулом для появления этой САУ стала сильная потребность Вермахта в мобильных средствах противовоздушной обороны, действующих непосредственно на переднем крае боевых действий. От машин этого класса требовалась аналогичная танкам подвижность и проходимость, а также броневая защита против огневого воздействия противника, как воздушного, так и наземного.





«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:39
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Наиболее отвечающим этим требованиям были так называемые «зенитные танки» с установкой вооружения в открытой сверху башне кругового вращения. Однако на момент разработки такие ЗСУ с достаточно мощными артиллерийскими системами, в качестве которых выступали счетверённая установка 20-мм автоматов Flakvierling 38 и 37-мм автоматическая пушка Flak 43, ещё находились на самой ранней стадии разработки. Поэтому в виде временного решения на вооружение приняли машину с открытой монтировкой 37-мм зенитки Flak 43 на крыше боевого отделения танка Panzerkampfwagen IV вместо штатной башни. В походном положении орудие защищалось четырьмя откидывающимися броневыми щитками толщиной 20 мм. В поднятом положении они служили стенками рубки, из-за внешнего вида которой ЗСУ получила своё прозвище. В боевом положении они могли быть откинуты вполовину или полностью. В первом случае щитки выполняли функцию броневого прикрытия для членов экипажа, занятых обслуживанием пушки; во втором они уже не предоставляли никакой защиты, но зато образовывали широкую удобную платформу для работы с орудием.
В январе 1944 года был построен прототип этой ЗСУ, в следующем месяце началось их серийное производство, а в марте они уже вступили в бой. Как и ожидалось, открытая установка основного вооружения снижала защищённость членов экипажа у орудия, а необходимость откидывать щитки для ведения огня увеличивала время перехода из походного положения в боевое. Однако несмотря на принятие на вооружение более совершенных зенитных танковWirbelwind и Ostwind на той же базе, Möbelwagen оставался в производстве вплоть до конца войны из-за большой надобности немецких войск в мобильных средствах ПВО. Всего фирма «Дойче Айзенверке» построила или переоборудовала из восстановленных после ремонта танков 240 ЗСУ «Möbelwagen». Они сражались вплоть до последнего дня войны, одна установка этого типа сохранилась до настоящего времени и является экспонатом автомобильного и технического музея в немецком Зинсхайме.

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:41
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Зенитная самоходная установка Ostwind

Конец лета 1943 года стал переломным моментом во Второй Мировой войне во всех отношениях. Полный провал наступления под Курском, капитуляция Африканского Корпуса, бросок союзников на Сицилию и Южную Италию весьма ухудшил военно-политическое положение Третьего Рейха. В частности, с этого момента немецким войскам в массовом порядке пришлось познакомиться с превосходством противника в воздухе. Сначала это пришлось испытать на себе оккупационным частям вермахта и SS Waffen в Италии, поскольку главный ударный кулак Люфтваффе сражался на Восточном Фронте. Однако и там положение дел стремительно ухудшалось - Красной Армии удалось переломить ряд неблагоприятных для нее тенденций, в частности недостаточную оснащенность тыловых аэродромных частей, которые просто не успевали за темпами продвижения советских бронетанковых войск. К концу весны 1944 года на вооружение советских ВВС поступил Як-9Д, мощный и эффективный истребитель с большим радиусом действия, что сделало еще более проблематичной боевую деятельность Люфтваффе.

Как результат, полный успех операции "Багратион" в Белоруссии был достигнут в значительной мере благодаря советскому превосходству в воздухе. Некоторые опорные пункты немецких войск были уничтожены исключительно действиями советской бомбардировочной и штурмовой авиации. Однако до Победы было еще далеко, и немалую роль в этом сыграла гибкость руководства и военной промышленности нацистской Германии. В условиях превосходства противника в воздухе исключительно важную роль приобрело оснащение войск зенитными самоходными установками (ЗСУ) - средством с наименьшим временем реакции на вражескую угрозу с воздуха. И именно в 1944 году на вооружение вермахта поступил целый ряд новых образцов этой техники.
Уместно будет заметить, что чуть ли не с начала войны высшее руководство вермахта уделяло немалое внимание защите мобильных подразделений от ударов с воздуха. Однако господство немецкой авиации на первом этапе войны (особенно на Восточном Фронте) несколько сглаживало потенциально острый вопрос. До поры до времени удавалось обходиться штатной буксируемой зенитной артиллерией и небронированными ЗСУ на базе полугусеничных тягачей. Но уже в 1943 году вопрос стал вновь приобретать актуальность, а в 1944 его надо было уже немедленно решать. Причем требовалось обеспечить защиту танков и пехоты не только в местах сосредоточения или на марше, но и непосредственно на поле боя. А для этого существующие образцы ЗСУ подходили плохо ввиду очень высокой уязвимости расчетов и орудий (они в боевом положении располагались совершенно открыто без какой-либо защиты). Нужна была машина хотя бы с защитой орудия и экипажа от крупнокалиберных пуль и осколков вместе с монтировкой зенитки во вращающейся башне. Такие боевые машины в Германии носили наименование Flakpanzer (зенитный танк - такой термин существовал тогда и в Советском Союзе). Первой ЗСУ такого класса была переделка безнадежно устаревшегоPz.Kpfw I под 20-мм зенитку. К 1944 году таких уже практически не осталось, да и боевая ценность Flak Pz I была очень невелика. Линию развития зенитных танков продолжили ЗСУ Flak Pz 38(t) и Mobelwagen на базе Pz.Kpfw IV, однако несмотря на использование танковых шасси, в этих машинах зенитка защищалась бронещитками только в походном положении, а в боевом орудие с расчетом по-прежнему располагались открыто.

Это сообщение отредактировал Hetzer - 3.09.2015 - 11:06

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:42
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Хорошее и довольно экономичное решение поставленной проблемы удалось найти фирме "Остбау" - для постройки зенитных танков она использовала восстановленные после боевых повреждений шасси Pz.Kpfw IV. С них снималась штатная башня, а на ее место ставилась новая, специально адаптированная под зенитную артсистему. Последняя и определяла подвид боевой машины - зенитный танк с 20-мм счетверенной зениткой имел название Wirbelwind ("Кружащийся ветер", "Вихрь", "Смерч"), а с 37-мм одинарной - Ostwind ("Восточный ветер"). Первый образец Wirbelwind построили в мае, а Ostwind - в июле 1944 года. Рассмотрим второй подвид зенитного танка несколько более подробно.
Поскольку масса башни с зениткой была довольно велика, то "штатное" шасси Pz.Kpfw IV не оборудовалось броневыми экранами (ЗСУ не предназначались для перемещения в первых линиях боевых порядков, поэтому требования к защищенности по сравнению с танком-базой были существенно скромнее). На это шасси ставилась просторная открытая сверху башня специальной постройки сложной геометрической формы. Толщина брони всех 12 граней этой башни равнялась 25 мм. Внутри башни располагались 37-мм автоматическое зенитное орудие Flak43 L/89, приборы прицеливания, расчет и часть боекомплекта. Оставшаяся часть боекомплекта размещалась в подбашенной коробке базового шасси. Экипаж ЗСУ составлял 6 человек: командир установки, наводчик орудия, пара заряжающих, механик-водитель и стрелок-радист. Расположение последних идентично базовому танку. Максимальная скорость машины составляла 35-38 км/ч. Модификация Wirbelwind имела похожую по форме, но отличающуюся от Ostwind башню (18 граней вместо 12-ти) под свой 20-мм "Flakvierling". Всего фирма "Остбау" переоборудовала 33 Pz IV под FlakPz Ostwind и построила еще 7 таких машин (полное число произведенных Ostwind варьируется в разных источниках информации - от 40 до 44 ЗСУ).
По причине малочисленности сейчас мало что известно о подробностях и нюансах боевого применения этих ЗСУ.

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:43
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
В информационном пространстве Интернета на различных сайтах, посвященных германской бронетехнике времен Второй Мировой Войны, оценка Ostwind порой диаметрально противоположна - от исключительной до не особо высокой эффективности против низколетящих целей. В качестве аргумента для последней версии приводится отсутствие централизованной системы управления зенитным огнем, которая позволяет управлять сразу несколькими машинами в составе зенитной батареи. В пользу же первой версии говорят сохранившиеся документы о большой потребности вермахта в таких машинах. В любом случае, подробное исследование этого интересного вопроса выходит за рамки обзорной статьи.
Тем не менее, по сравнению с ЗСУ на базе полугусеничных тягачей Ostwind имел существенно лучшую защищенность. Его 37-мм зенитное орудие обладало определенными преимуществами перед наиболее распространенными в немецких ЗСУ артсистемами калибра 20 мм. Большая мощь 37-мм снаряда позволяла эффективнее бороться с советскими Ил-2 и Ил-10 (как известно, наши штурмовики иной раз демонстрировали весьма неплохую стойкость к попаданиям 20-мм снарядов). Лучшая досягаемость по высоте позволяла использовать Ostwind и против средневысотных целей в интересах ПВО различного рода наземных стационарных объектов. Также 37-мм зенитка Ostwind'а могла с успехом использоваться против легких и средних танков противника. С другой стороны, 37-мм орудие уступало счетверенным 20-мм артсистемам по темпу ведения огня, и, как следствие, не обладало таким высоким противопехотным действием, как 20-мм "Флакфирлинги".
Прототип Ostwind участвовал в Арденнской операции нацистской Германии, находясь в составе элитного подразделения СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер". Несмотря на востребованность, выпуск этих ЗСУ был небольшим не только по общему объему, но и по его помесячным составляющим (конец производства пришелся на март 1945 года, так что в среднем за месяц собирали 7 - 8 машин). Такое положение дел объясняется двумя причинами. Первой из них была эвакуация предприятий-смежников фирмы "Остбау" при возникшей угрозе захвата их заводов Красной Армией. Вторым негативным для немцев фактором стала... позиция руководства собственного министерства вооружений. Дело в том, что военные чиновники из этого ведомства считали и Wirbelwind, и Ostwind всего лишь временной мерой до принятия на вооружение еще более специализированного зенитного танка Kugelblitz ("Шаровая молния") на той же базе Pz IV. Однако времени на это уже не было, Kugelblitz не вышел из стадии прототипов. К концу 1944 года появились проекты серьезной модернизации Ostwind (перевооружение на спаренную 37-мм артсистему), но "Остбау" сумела выпустить только одну такую опытную машину. Выпущенные ЗСУ участвовали в боях на обоих фронтах в 1945 году, обороняли Берлин. Как результат, большая их часть была в этих сражениях уничтожена Красной Армией или англоамериканскими войсками. До наших дней в танковых музеях Франции и Германии сохранились лишь выпущенные в более значительных количествах ЗСУ Mobelwagen иWirbelwind.


«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:45
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Зенитная самоходная установка Wirbelwind

Самоходная установка со счетверенной системой 20-мм автоматических пушек с длинной ствола 55 калибров была разработана как средство ПВО войск на базе танка Т-IV. На оставшееся практически неизменным шасси танка вместо танковой башни была поставлена открытая сверху вращающаяся башня многогранной формы. В башне размещались вооружение, боекомплект и часть экипажа установки. Прицелы самоходной установки позволяли вести огонь как по самолетам противника, так и по наземным целям. Установка снабжалась радиостанцией и танковым переговорным устройством.
Одновременно с установкой "Wirbelwind" производилась и зенитная самоходная установка "Ostwind" с 37-мм автоматической зенитной пушкой с длиной ствола 60 калибров. Пушка устанавливалась в башню, по конструкции аналогичную башне установки "Wirbelwind".

Это сообщение отредактировал Hetzer - 3.09.2015 - 11:06

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:46
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021

150 ЗСУ "Wirbelwind" с 1944 года использовались в зенитных взводах танковых подразделений. 40 установок"Ostwind" в 1945 году применялись в зенитных взводах танковых полков.
Отсутствие в германской армии специальных зенитных самоходных артсистем на гусеничном шасси начало ощущаться к моменту потери Люфтваффе безраздельного господства в воздухе. Хотя в 1940 году и была создана и принята на вооружение 20-мм зенитная САУ на базе PzKpfw I Ausf.A, но изготовлено их было мало (всего ими был укомплектован один батальон, состоящий из 3-х батарей по 6-7 орудии в каждой), но их ресурс к 1942 г. практически выработался. Тем более, что проходимость и подвижность столь старого и несовершенного шасси в условиях русского бездрожья была практически нулевой. Последние САУ прекратили свое существование зимой 1942-43 гг. под г. Калачом и Сталинградском котле. В 1942 году, ввиду активизации действий советских штурмовиков, появилась острая необходимость в мобильных зенитных средствах защиты с воздуха танковых и моторизованных колонн на марше. За разработку таких систем взялись практически все германские фирмы, специализирующиеся на производстве самоходно-артиллерийских систем.





«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:47
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
С марта 1944 г. на основе конструкции "Wirbelwind" фирма "Дойче Айзенверке" начала выпуск новой зенитной САУ, получившей название "3,7 cm Flak auf Fahrgestell Pz IV, "Ostwind" (Восточный ветер)", вооруженной 37-мм орудием Flak43.
Данная артсистема практически полностью повторяла свой прототип, за исключением того, что на место счетверенной установки 20-мм скорострельных зенитных орудий во вращающейся башне-рубке монтировалась одна длинноствольная 37-мм зенитная пушка Flak43 с боекомплектом 416 выстрелов, да броня на рубке стала немного толще - до 25-мм. Эти артсистемы были запущены в массовое производство на заводах концерна "Остбау" (г. Саган).


«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:48
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
В опытном варианте осталась САУ "Ostwind" II, отличавшаяся от предыдущей вооружением в виде спарки 37-мм зенитных орудий Flak43, также как и САУ "Zerstorer" (Истребитель), в которой в качестве вооружения использовалась счетверенная установка 30-мм скорострельных орудий 103/38 фирмы "Рейнметалл-Борзинг". Для зенитной поддержки подразделений StuG III и использовании оставшихся шасси снятых с вооружения танковPzKpfw III, в 1944 году был разработан вариант "Wirbelwind" и "Ostwind" на базе "тройки". Машины были приняты на вооружение и даже была изготовлена небольшая серия САУ с 37-мм FlaK43, однако массовое производство в конце 1944 - начале 1945 гг. организовать так и не удалось.

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 10:49
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Говоря о зенитных САУ вермахта, нельзя не упомянуть еще одну систему, хоть и оставшуюся в предсерийных изделиях.
Самоходная зенитная установка "Kugelblitz" (Шаровая молния) явилась заключительным аккордом, венцом зенитных танков вермахта на шасси PzKpfw IV. Разработанная в 1944 году фирмой "Даймлер-Бенц", она имела полностью закрытую вращающуюся башню, оснащенную спаркой из 2-х 30-мм скорострельных зенитных пушек 103/38 фирмы "Рейнметалл-Борзинг". Эффективность огня этих орудий, выпускавших около 15 снарядов в секунду каждое, была просто непревзойденной.
Открыть же огонь данная САУ могла что называется "с колес". Именно эти факторы стали отправной точкой для получения положительного заключения о принятии системы на вооружение. По некоторым данным первые пять изготовленных экземпляров данного зенитного танка отправились на западный фронт к феврале 1945 года, но их участие в боях оспаривается. Массовое же производство, планируемое с февраля 1945 года на заводах "Deutsche Eisenwerke" в Руре так и не было организовано ввиду непрерывных бомбардировок союзников.
Источник
Перелом в воздушной войне в 1943 году заставил «сумрачный тевтонский гений» лихорадочно изобретать ЗСУ ,буквально на коленке .Зенитные орудия устанавливались буквально на всем ,что могло двигаться. Грузовики,полноприводные легковые автомашины , БТРы, даже буксируемые платформы -все шло в дело .
Но об этом будет отдельный пост.

Это сообщение отредактировал Hetzer - 3.09.2015 - 11:07

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 11:18
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
VCrowbar
Так все это -прототипы.FlakpanzerV Coelian,например.с двумя 50 мм зенитками.

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 11:20
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
На трофеях тоже экспериментировали.

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
VCrowbar
3.09.2015 - 11:21
-3
Статус: Offline


Непоколебим, непревзойден

Регистрация: 30.12.14
Сообщений: 2753
Цитата (Hetzer @ 3.09.2015 - 11:18)
VCrowbar
Так все это -прототипы.FlakpanzerV Coelian,например.с двумя 50 мм зенитками.

я знаю hi.gif
 
[^]
Hetzer
3.09.2015 - 11:34
7
Статус: Offline


No Pain ,No Game.

Регистрация: 23.09.08
Сообщений: 4021
Цитата (VCrowbar @ 3.09.2015 - 11:21)
Цитата (Hetzer @ 3.09.2015 - 11:18)
VCrowbar
Так все это -прототипы.FlakpanzerV Coelian,например.с двумя 50 мм зенитками.

я знаю hi.gif

Фантазмы "серии Е" существовали только в воспаленном воображении конструкторов Рейха.
ТТХ:
Вес: 145,0 тонн
Вооружение: 2x 88 мм зенитные орудия
макс. броня 285 мм
Двигатель: V12 Maybach мощностью 1500 л.с.
Максимальная скорость: 40 км / ч
Экипаж: 6 челове

Ну и в WOT,разумеется.. biggrin.gif

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
stltalex
3.09.2015 - 11:37
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 21.06.11
Сообщений: 260
Цитата (Hetzer @ 3.09.2015 - 11:34)
Цитата (VCrowbar @ 3.09.2015 - 11:21)
Цитата (Hetzer @ 3.09.2015 - 11:18)
VCrowbar
Так все это -прототипы.FlakpanzerV Coelian,например.с двумя 50 мм зенитками.

я знаю hi.gif

Фантазмы "серии Е" существовали только в воспаленном воображении конструкторов Рейха.
ТТХ:
Вес: 145,0 тонн
Вооружение: 2x 88 мм зенитные орудия
макс. броня 285 мм
Двигатель: V12 Maybach мощностью 1500 л.с.
Максимальная скорость: 40 км / ч
Экипаж: 6 челове

Ну и в WOT,разумеется.. biggrin.gif

Коелиан на базе Пантеры делали, к Е серии он отношения не имеет никакого
 
[^]
Аццкийинженер
3.09.2015 - 12:07
3
Статус: Offline


Астроном

Регистрация: 25.04.07
Сообщений: 6505
Hetzer
спасибо за пост, весьма познавательно. Всегда интересно читать про военную технику, не важно к какому государству она относится.

Скрытый текст
Диман, а текст надо было бы подредактировать, очень уж много ляпов
 
[^]
KROVLJ
3.09.2015 - 20:56
2
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Добавлю немного фоток Flakpanzer I которых нет у ТСа


«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
KROVLJ
3.09.2015 - 20:56
2
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
2.

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
KROVLJ
3.09.2015 - 20:57
2
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
3.

«Злые вихри» Вермахта
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 24119
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх