169
Большинству будет сложно поверить, однако в XIX и XX века некоторое время пользовались немалой популярностью бетонные корабли. Большинство людей, наверняка удивится этому факту и спросит, как такое вообще возможно на практике. На самом деле все пугающе просто.
Дело в том, что конструкция таких кораблей ничем не противоречит известным законами физики, более того, бетонные корабли (как и любые другие) в полной мере работают в рамках закона Архимеда о вытеснении жидкости. В итоге корабль, созданный из железобетона, вовсе не уходит на дно, как камень брошенный вводу, а держится на поверхности, более того, имеет вполне неплохие динамические характеристики. Такой корабль с меньшей вероятностью переворачивается на волнах, однако и идет намного медленнее из-за большой массы.
Размеры и грузоподъемность кораблей стали увеличиваться после того ,как появились паровые двигатели. На фоне возросшего грузопотока на водных маршрутах, древесина уже не могла удовлетворить запросы судостроительной отрасли — в том числе и из-за высокой стоимости заготовки корабельного леса. 19 век связан активным поиском альтернативного материала.
Первое судно из железобетона появилось еще в 1849 году благодаря усилиям французского инженера и изобретателя Ламбо. Это была всего небольшая лодка, однако и она смогла произвести невероятное впечатление на международной корабельной выставке 1855 года. Более того, творение Ламбо дало импульс к становлению моды на корабли из бетона. Правда, длилось все это совсем недолго и уже через несколько лет про инновацию забыли.
Вернулись в Европе к данным кораблям только в годы Первой мировой войны, когда конфликтующие страны нуждались в огромном количестве судов, но при этом испытывали острую нехватку высококачественной стали. На момент 1919 года было построено более 1 тысячи кораблей с использованием описываемой технологии. Больше всего их создали в Италии, Германии, Норвегии, Франции, Дании и Швеции. Некоторое количество судов из железобетона было спущено на воду в США и даже Китае.
Вторая реинкарнация моды на корабли из бетона случилась уже после Второй мировой войны. Пик строительства пришелся на 1946-1948 годы. На сей раз больше всего «каменных» судов построили в СССР и послевоенной Германии. В годы войны в США было создано около трех десятков подобных плавательных средств, однако впоследствии о них вновь забыли.
Железобетон обладает средней плотностью меньше чем у стали в 3 раза.
Отсюда вытекает ряд положительных качеств использования железобетона для строительства судов:
Корпус такого корабля легче переносит нагрузку при затирании ледяными массами, нежели металл или древесина, прочность на сжатие у которых ниже. Корпус из железобетона является монолитным, в то время как металлический состоит из листов и имеет сварные швы, которые расходятся при особенно сильном давлении льда;
Бетон является ремонтопригодным материалом. При образовании пробоины достаточно залить поврежденный фрагмент свежим раствором опалубочным способом. Инструкция настолько проста, что справиться с подобной работой могут своими руками обычные рабочие;
Стоимость строительства подобного корабля гораздо ниже, чем судна из металла;
Бетон не подвержен коррозии, и не покрывается ржавчиной под воздействием соленой морской воды;
Бетон предельно прост в работе, поэтому скорость возведения такого судна существенно выше;
Бетон является огнестойким негорючим материалом;
В трюмах бетонных кораблей исключено образование конденсата, что особенно актуально при перевозке груза, чувствительного к воздействию влаги.
Но так же были и минусы конструкции
Тяжелый корпус становится причиной большой осадки;
Большая толщина корпуса необходима для того, чтобы он обладал той же прочностью, что и стальной, однако такое судно сжигает больше топлива, что сводит на нет рентабельность перевозок;
Бетону не страшны статические нагрузки, но его легко повредить при сильном ударе;
Ранее было отмечено, что строительство бетонного корабля занимает меньше времени, но следует учесть природный фактор – в условиях низких температур с бетоном работать нельзя;
Такое судно не получится модернизировать – если к металлическому кораблю можно приварить дополнительный фрагмент, то с бетоном так не поучится.
Использовались корабли вплоть до начала XXI века. Некоторые из них на плаву и сегодня. Более того, даже в наши дни такие корабли иногда создаются энтузиастами.
Много дебаркадеров бетонных и сейчас используются, правда много уже на мели давно сидят. Также такие суда остались как волнорезы причалы и т.д. существуют даже яхты из бетона!
Ну и самое главное что именно в тот момент когда задумывалась певая бетонная лодка и был изобретен железобетон! Точнее постройка такой лодки поддтолкнула к идеям как упрочнить цементные конструкции. Этот факт очень важен для человечества. Он изменил все строительные технологии раз и навсегда.
Размещено через приложение ЯПлакалъ