Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
5.01.2025 - 09:22
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
88
Первую часть про советские внедорожники 1950-х годов читайте ЗДЕСЬ

13 фото via

Друзья, продолжаем разговор о советских легковых внедорожниках выпуска 1951-1960 годов. Первая часть была посвящена автомобилям ГАЗ, а в этой части – рассказ о машинах, разработанных на МЗМА, ЗИСе и в НАМИ.

Приятного просмотра!

«Москвич» 415 на заводских испытаниях.


Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:22
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Выполняя поручение Н.С. Хрущева – обеспечить тружеников села легковыми автомобилями повышенной проходимости – на Московском заводе малолитражных автомобилей в марте 1957 года освоили выпуск «Москвичей» модели 410 с приводом на все колеса. Сегодня такой автомобиль назвали бы кроссовером: несущий кузов от обычной «легковушки», полноприводная трансмиссия, увеличенный дорожный просвет – все как полагается!

И действительно, по уровню комфорта такой «Москвич» очень далеко ушел от привычных внедорожников того времени – американского «виллиса» и наших «газиков». Но, что совершенно нехарактерно для кроссоверов сегодняшнего дня, тот «Москвич» на бездорожье мало уступал классическим внедорожникам, имея два неразрезных моста и «раздатку» с понижающей передачей.

Кстати, управлялась та «раздатка» единственным рычагом (пламенный привет «Ниве» и УАЗ-469!) – и это, напомню, еще в пятидесятых годах прошлого века!

«Москвич» 410. Фото из архива автора

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:22
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Вскоре на базе «четыреста десятого» начали появляться другие полноприводные модификации. В частности, седан для медицинской службы и грузопассажирский универсал (модель 411) успели начать делать серийно, а вот грузовой фургон остался лишь опытным образцом. К сожалению, «Москвичей» с колесной формулой 4х4 оказался чрезвычайно недолог.

Поскольку делать «полноприводники» на одной конвейерной линии с обычными «Москвичами» не получалось, их досборку осуществляли на отдельном участке малых серий. Но там же собирали и «Москвичи» в экспортном исполнении, выпуск которых носил приоритетный характер. В 1960 году мощностей этого участка уже перестало хватать и на экспортные, и на полноприводные машины одновременно, и последние просто сняли с производства…

Всего полноприводных «Москвичей» было построено чуть меньше 12 тысяч штук, и сегодня найти такую машину в хорошей сохранности – большая удача!

«Москвич» 411. Фото Сергея Андреева

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Помимо обычного легкового автомобиля с полным приводом, Министерство автомобильной промышленности в 1956 году затребовало от завода МЗМА еще и грузопассажирскую машину с открытым кузовом для работы в условиях сельского хозяйства.

Ее уже создавали по образу и подобию «Виллиса», положив в основу оригинальную лонжеронную раму, а от «Москвича» модели 410 взяв только агрегаты. Первый прототип, построенный в 1957 году, даже внешне получился очень похожим на Willys.

Первый опытный «Москвич» с открытым кузовом. Собственного индекса не имел, в отчетах по испытаниям проходил под обозначением «Москвич 4х4». Фото из архива НИИАП

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
В 1959 году на МЗМА последовательно построили еще две серии опытных образцов рамных внедорожников как с открытым, так и с закрытым кузовом: они получили обозначения «Москвич» 415 и «Москвич» 416 соответственно. Внешность этих машин уже стала больше соответствовать духу времени – по крайней мере, старых «американцев» они уже не копировали. В условиях нехватки производственных площадей у завода МЗМА собирать внедорожники моделей 415 и 416 хотели в Новосибирске, на заводе «Сибсельмаш». Но этот проект реализовать не удалось.

«Москвич» 415 с открытым кузовом на войсковых испытаниях. Фото из архива НИИАП

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
«Москвич» 416 с закрытым кузовом. Фото из архива НИИАП

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Кроме упомянутых моделей, на агрегатах «Москвича» 410Н заводом МЗМА в 1958 году был построен также один макетный образец военного транспортера переднего края для вывоза раненых с поля боя и подвоза боеприпасов. Но Министерство обороны этой разработкой не заинтересовалось, отдав предпочтение проекту института НАМИ, о котором будет рассказано ниже.

Экспериментальный транспортер переднего края завода МЗМА. Фото из заводского архива

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
В пятидесятые годы получил развитие проект полноприводного лимузина типа ЗИС-110. Если первую машину такого типа – ЗИС-110Ш – заводчане создавали в 1949-м по собственной инициативе с прицелом на использование высокопоставленными военными чинами, то новую машину ЗИС-110П в 1954 году начали делать по специальному заказу из ГОНа – кремлевского Гаража особого назначения.

Такой «полноприводник» понадобился Хрущеву для рабочих командировок в сельские районы страны. Конструктивно ЗИС-110П очень сильно отличался от более раннего ЗИС-110Ш: он сохранил независимую переднюю подвеску, получив оригинальный редуктор переднего моста, а раздаточную коробку теперь взяли от ГАЗ-62.

Всего было сделано три экземпляра ЗИС-110П, два из которых (один с закрытым кузовом, другой с открытым) были переданы ГОНу.

На этом фото видны оба экземпляра хрущевских ЗИС-110П из Гаража особого назначения

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
В рамках этого поста нельзя обойти стороной и несколько работ московского института НАМИ. Во второй половине 1950-х в институте задумали масштабный проект по созданию семейства унифицированных микролитражных автомобилей.

На нескольких заводах из единого набора крупных узлов предполагалось собирать машины совершенно разного назначения и компоновки: пассажирские, грузопассажирские и инвалидные, переднемоторные и заднемоторные, заднеприводные и полноприводные. В рамках этого проекта были созданы две разные серии микролитражных внедорожников.

Первая из них – это три разные плавающие машины серии 032 с открытыми грузопассажирскими кузовами без дверей, строившиеся совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. Все они имели 750-кубовые мотоциклетные моторы, независимую подвеску всех колес и трансмиссию с колесными редукторами, постоянным приводом на передние колеса и жестко подключаемым задним приводом.

Грузопассажирский НАМИ-032Г. Фото из архива Дмитрия Дашко

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Транспортер переднего края из серии НАМИ-032. Фото из архива НИИАП

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Вторая серия полноприводных «микролитражек» – это автомобили НАМИ-049 «Огонек» (1958 г.) и НАМИ-049А «Целина» (1960 г.), адресованные сельскому хозяйству. У «Огонька» все агрегаты были такими же, как на автомобилях серии НАМИ-032, отличался только кузов – он стал закрытым, типа универсал, со стальным пространственным каркасом и пластиковыми наружными панелями.

НАМИ-049 «Огонек». Фото из архива Максима Шелепенкова

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
В ходе испытаний автомобилей серии НАМИ-032 и НАМИ-049 стало очевидно, что мотоциклетный мотор для внедорожника – даже маленького – не подходит: слишком недолговечен и не обладает должным крутящим моментом. Поэтому следом в 1960 году был построен новый сельский внедорожник НАМИ-049А с двигателем и модифицированной коробкой передач от «Запорожца».

Он получил новый пластиковый кузов типа пикап с бескапотной кабиной и бортовой платформой, снабженной откидными скамейками для пассажиров. Силовой агрегат, трансмиссия и узлы ходовой части «Целины» легли в основу автомобиля ЗАЗ-969, разработанного позднее на Запорожском автозаводе.

НАМИ-049А «Целина». Фото из архива автора

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
SESHOK
5.01.2025 - 09:26
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Завершающая


Наконец, в 1958 году в институте был создан образец амфибии НАМИ-055 с цельнометаллическим кузовом, выполненным по образу и подобию кузова немецкой амфибии Trippel SG6 военного времени, двигателем от «Москвича» и уникальной пневмогидравлической подвеской, позволявшей регулировать дорожный просвет в диапазоне 80–300 мм.

Начало серии можно посмотреть здесь:

Советские внедорожники тридцатых годов

Советские внедорожники сороковых годов

Советские внедорожники пятидесятых годов. Часть первая


Малая амфибия НАМИ-055 рядом с большой амфибией БАВ

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
Alexxx03
5.01.2025 - 09:48
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 106
Чудо! Личинка Волыни.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
ВредныйДед
5.01.2025 - 11:09
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.04.19
Сообщений: 1473
Москвич 411 прикольный аппарат. Никогда раньше не видел. Почему дальше не стали развивать это направление, наверняка спрос бы был.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
P376
5.01.2025 - 15:59
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
Ну что же, продолжим!

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 15:59
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
02

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 16:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
03

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 16:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
04

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 16:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
05

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 16:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
06

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 16:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
07

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 16:01
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
08

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 16:01
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
09

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
P376
5.01.2025 - 16:06
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
10

Советские внедорожники 50-х годов. Часть вторая
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 12982
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх