Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
RecRec
5.02.2016 - 14:32
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
231
Моторы-«воздушники» получили отставку совершенно зря. Достоинств у них столько, что любой новомодный турболитр с даунсайзингом в придачу позавидуют. И о многих плюсах воздушного охлаждения некоторые сегодня даже не догадываются.

9 фото via

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 14:33
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
На первый взгляд – взгляд потребителя, владельца семейной легковушки или целого коммерческого автопредприятия – преимущества двигателей с воздушным охлаждением лежат на поверхности:

*«воздушник» конструктивно проще мотора с жидкостным охлаждением

*он надежнее;

*он дешевле в эксплуатации.

О минусах воздушного охлаждения все тоже как будто наслышаны, и напомнить о них здесь стоило бы лишь для соблюдения баланса аргументов. Но на самом деле есть только один значимый для потребителя недостаток мотора с воздушным охлаждением:

*«воздушник» более шумный.

Все остальные минусы или давно потеряли актуальность, или всегда были досужими сказками. Так что есть повод поговорить об этих незаслуженно подзабытых агрегатах подробнее.

На фото: Двигатель Porsche 911 Carrera 4

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 14:34
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
Из истории «воздуха»


Да, было время, когда автомобильные моторы с воздушным охлаждением проигрывали собратьям с охлаждением жидкостным (тогда говорили – водяным, поскольку антифризы были понятием чисто теоретическим). Двигатели-«воздушники» получались менее мощными, перегревались летом и не прогревались зимой. Из-за температурных проблем ресурс такого двигателя был меньше, часто случались отказы. Но все эти вопросы были решены к 1950-м годам, когда воспрянувшая после Второй мировой Европа начала пересаживаться с велосипедов на компактные автомобильчики. Дешевые и неприхотливые «воздушники» начали массово применять не только на VW Beetle, но и на Citroen 2CV, Fiat 500, NSU Prinz и прочих автомобилях. И это мы еще не говорим о целой плеяде серийных заднемоторных спорткаров Porsche, 4-, 6- и 8-цилиндровые моторы которых вплоть до 1998 года охлаждались воздухом!

Двигатель ЗАЗ-968А «Запорожец»

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 14:34
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
В то время как немецкий «Жук» с его обдуваемым воздухом оппозитником во всем мире мигом стал образцом простоты и безотказности, в нашей стране сложилось устойчивое и по сей день не искорененное предубеждение против моторов воздушного охлаждения. Дескать, они и греются безбожно, и ломаются через день, да и силенок у них маловато. Виноват во всем бедолага «Запорожец», которому пришлось отдуваться за честь всех «воздушников» перед лицом целого СССР. Вместе с сомнительным качеством сборки ЗАЗикам досталась мизерная по масштабам СССР сервисная сеть. Сам по себе мелитопольский силовой агрегат МеМЗ был неплох, но обслуживаемый в кустарных условиях, заправляемый «автолом» и ремонтируемый «на коленке», он в самом деле не был примером надежности. Поэтому прежде чем продолжить повествование, хочу попросить читателя ассоциировать понятие «воздушник» не с «Запором», а с «Жуком» или хотя бы с «Ситроен де шво». Так будет честнее.

Двигатель Запорожца МеМЗ-968 и Запорожца МеМЗ-968

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 14:35
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
1. Он греется – неправда

На самом деле, температурные особенности моторов-«воздушников» можно отнести не к минусам, а к плюсам. Да, из-за меньшей теплоемкости и теплопроводности воздух не может так быстро отобрать тепло, как вода или антифриз. Но с другой стороны разница температур между стенками цилиндров и забортным воздухом больше, чем между теми же стенками и циркулирующей в системе охлаждающей жидкостью. Поэтому тепловой режим «воздушника» меньше зависит от погоды – то есть вероятность перегрева двигателя-«водянки» даже с самым большим радиатором в жару намного выше.

Еще одно очень важное преимущество «воздушника» – в три-четыре раза более быстрый прогрев после холодного пуска. Отсюда – и экономия топлива, и продление ресурса, и лучшая экология, и, наконец, удобство для водителя. Только у самых сложных «жидкостных» моторов образца 2010-х годов, имеющих три контура системы охлаждения, получается достигнуть подобных показателей прогрева.

Схемы систем воздушного охлаждения

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 14:35
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
2. Он громоздкий – неправда

Внешне «воздушник» может казаться более массивным, поскольку его цилиндры и головки со всех сторон окружены кожухами-воздуховодами, да и вентилятор обдува с дефлектором обычно выглядит более чем внушительно. Но предметное сравнение габаритов двух моторов с одинаковыми диаметром цилиндров и ходом поршня, но разными системами охлаждения, говорит о том, что габариты если и отличаются, то как раз в пользу «воздушника» – зачастую он оказывается чуть компактнее. Но главное даже не это.

Что касается размеров, справедливо будет принимать во внимание габариты не одного только двигателя, но и тех его неотъемлемых компонентов, которые крепятся отдельно, на кузове. Вот тут и проявляется неопровержимое преимущество «воздушника»: говоря современным языком, он выполнен в форм-факторе «моноблок», в то время как «водянка» имеет вынесенный на кузов громоздкий радиатор с вентилятором и системой шлангов. Которые, естественно, компактности силовому агрегату не добавляют.

Двигатель VW Beetle

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 14:36
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
3. Он ненадежный – неправда

На самом деле надежность двигателя с воздушным охлаждением существенно выше, ведь по статистике система жидкостного охлаждения служит причиной 20% всех отказов двигателя. А у «воздушника» как раз отсутствуют компоненты, обладающие низкой отказоустойчивостью: радиатор, термостат, помпа, трубопроводы, сальники и прочие уплотнения. Вентилятор и дефлекторы для обдува цилиндров воздухом устроены существенно проще, поэтому вероятность их отказа мизерна. Кстати, по этой же причине затраты на обслуживание «воздушников» также ниже.

Двигатель Porsche 911

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 14:37
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
4. Он шумный – правда

Что есть, то есть – шумит. И поделать с этим ничего нельзя. Точнее, идеи есть, но воплотить все их очень сложно. Беда в том, что у «воздушника» нет такой эффективной шумоизоляции, как двойные стенки рубашки охлаждения, заполненной водой или антифризом. И более того, все шумы мотора (механические, газообмена, горения) порой усиливаются ребрами цилиндров и головок. Поэтому конструкторы борются в первую очередь с источниками шумов, повышая жесткость деталей и применяя подпружиненные разрезные шестерни приводов, гидрокомпенсаторы клапанов, материалы с точно подобранным коэффициентом температурного расширения. Аэродинамические шумы вентилятора можно значительно уменьшить, но это дело нелегкое – нужны серьезные усилия конструкторов и технологов.

Двигатель Fiat 500

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
RecRec
5.02.2016 - 14:40
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 9837
5. Малый ресурс – неправда

В первые 50 лет автомобильной эры к воздушному охлаждению конструкторы относились легкомысленно – дует мощный вентилятор на оребренные цилиндры, да и ладно. Но такое охлаждение часто было неравномерным, с застойными зонами и местными перегревами. Цилиндры деформировались, нарушались установленные зазоры цилиндропоршневой группы, масло коксовалось и выгорало. В результате детали изнашивались более интенсивно, чем у моторов с водяной "рубашкой", которая более равномерно распределяла выделяемое через стенки цилиндров тепло и отбирала его. Но организовать ровный обдув воздухом всех горячих зон двигателя оказалось не так уж сложно, и со временем двигатели-«воздушники» получили рациональное распределение тепла.

Еще один нюанс, уже из области высоких материй: при воздушном охлаждении проще организовать более высокую температуру стенок цилиндров (независимо от их головок). «Лишние» 15-20 °C снижают потери на трение колец о цилиндры (масло-то на стенках более жидкое!), а также уменьшают их износ (в том числе и коррозионный) и замедляют старение масла за счет его меньшего окисления. Выше уже было сказано о том, что мотор с воздушным охлаждением работает в холодном состоянии в несколько раз меньшее время, чем мотор с водяным – а значит, и время интенсивного износа трущихся пар намного меньше.


6. Он хилый – неправда

Причина для подобного обвинения есть, но суть проблемы такова, что ею можно пренебречь. Дело в том, что при увеличении нагрузки температура охлаждаемых воздухом цилиндров и их головок быстро повышается, а значит, повышается температура воздуха, поступающего в цилиндры. Отсюда – худшее весовое наполнение цилиндров рабочей смесью и кратковременное падение отдачи двигателя. Но исследования ученых-моторостроителей показывают, что разница коэффициента наполнения цилиндров у «воздушников» и «водянок» не превышает 3,5%. И это при 2 000 об/мин, а с ростом оборотов разница вообще стремится к нулю. Таким образом, теоретически существующую особенность эффективного наполнения цилиндров конструкторы решают за счет повышения рабочих оборотов двигателя. И, разумеется, данный вопрос вообще не касается наддувных двигателей воздушного охлаждения.

Так почему же?

Каждый, кто дочитал эту не самую простую статью до конца, вслух или мысленно уже задался вопросом: и по какой же причине от такого замечательного типа охлаждения отказались даже спецы из Porsche, которые одних только 911-х с «воздушниками» выпустили более 400 000 экземпляров? Причин много. Сразу скажем: мотор не виноват. Не все ведь в этом мире зависит от технарей и техники...

ВСЕ! Автор статьи: Игорь Дибров. На фото: Двигатель Porsche 911 GT2

Это сообщение отредактировал RecRec - 5.02.2016 - 14:40

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
hbrbnbrbnfdb
5.02.2016 - 14:41
45
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 14.07.15
Сообщений: 3
Давай на вёсла перейдем, если что отбиваться можно!!! biggrin.gif
 
[^]
Liger74
5.02.2016 - 14:41
230
Статус: Offline


ГОСТ 826-54

Регистрация: 10.07.11
Сообщений: 2273
Основной недостаток в наших условиях - от него не запитать отопитель салона. А то, что отопитель"Запора" жрал не меньше двигателя бензин - факт.
 
[^]
catta
5.02.2016 - 14:42
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.05.13
Сообщений: 1530
на мото воздушно-маслянное охлаждение по прежнему популярно)))
 
[^]
bemeglot
5.02.2016 - 14:42
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.04.14
Сообщений: 363
А как же "печка"?
 
[^]
Sander788
5.02.2016 - 14:42
96
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 1.11.12
Сообщений: 825
Ну да, с воздушным охлаждением как раз в 30-и градусную жару в пробках стоять...
 
[^]
bemeglot
5.02.2016 - 14:43
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.04.14
Сообщений: 363
Liger74
agree.gif
у нас задубеешь зимой пока до работы докатишься

Это сообщение отредактировал bemeglot - 5.02.2016 - 14:44
 
[^]
catta
5.02.2016 - 14:43
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.05.13
Сообщений: 1530
Цитата (Liger74 @ 5.02.2016 - 14:41)
Основной недостаток в наших условиях - от него не запитать отопитель салона. А то, что отопитель"Запора" жрал не меньше двигателя бензин - факт.

ну, это зазик))))
а так довольно легко отапливать электричкой) тесла в пример)

Добавлено в 14:44
Цитата (Sander788 @ 5.02.2016 - 14:42)
Ну да, с воздушным охлаждением как раз в 30-и градусную жару в пробках стоять...

перегреть мотор (запор не считаем) воздушки ооочень сложно
 
[^]
АгентИнглиш
5.02.2016 - 14:45
36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.03.13
Сообщений: 1382
Цитата (RecRec @ 5.02.2016 - 14:32)
турболитр с даунсайзингом

Блядь, аж глаза сломал. Почему по русски написать нельзя было? Что за мода так слова коверкать? mad.gif
 
[^]
Whoй
5.02.2016 - 14:45
24
Статус: Offline


Статус - whoятус

Регистрация: 26.08.11
Сообщений: 3407
а что с ЗАЗой не так ? нормальный мотор, если не засран маслом с грязью....
 
[^]
LexMalin
5.02.2016 - 14:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.11.12
Сообщений: 3099
Цитата (Liger74 @ 5.02.2016 - 14:41)
Основной недостаток в наших условиях - от него не запитать отопитель салона. А то, что отопитель"Запора" жрал не меньше двигателя бензин - факт.

хм. у моего деда, на горбатом, электрический стоял и бенза не жрал

Это сообщение отредактировал LexMalin - 5.02.2016 - 14:47
 
[^]
SKV59
5.02.2016 - 14:46
72
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.03.14
Сообщений: 2979
Папин запор 968А 40л.с. юзали с братьями 20 с лишним лет.
Едешь по дороге СССР.
Из 100 машин на обочине 70 - Запоры с торчащей из моторного отсека жопой
20- Москвичи. Сушат катушку зажигания после лужи
10- Волги и Жигули и другие. На капоте жратву разложили.

ПЫ СЫ
А ещё мы магнитолу поставили.
Слушать можно только на стоянке.
Зимой переднее стекло не разогреть.
Управляемость Ужасная, но свои 118 км/час давал.

Из плюcов - с места до 60 км/час разгонял быстрее БМВ.
Движок не грелся. Температура 100-105.
В моторном отсеке все дырки кроме ушей были заклеены. Воздух выдувало вниз .

Это сообщение отредактировал SKV59 - 5.02.2016 - 14:55
 
[^]
karamazofffz
5.02.2016 - 14:46
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.03.14
Сообщений: 323
Воздушно-масляное охлаждение наше все ! И пусть "экологи" отдохнут.


Это сообщение отредактировал karamazofffz - 5.02.2016 - 14:48
 
[^]
Malez
5.02.2016 - 14:46 [ показать ]
-15
bemeglot
5.02.2016 - 14:47
4
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.04.14
Сообщений: 363
Цитата (АгентИнглиш @ 5.02.2016 - 14:45)
Цитата (RecRec @ 5.02.2016 - 14:32)
турболитр с даунсайзингом

Блядь, аж глаза сломал. Почему по русски написать нельзя было? Что за мода так слова коверкать? mad.gif

эт как? когда в машину ставят двигатель от кофемолки? lol.gif
 
[^]
Liger74
5.02.2016 - 14:49
5
Статус: Offline


ГОСТ 826-54

Регистрация: 10.07.11
Сообщений: 2273
LexMalin
Цитата
хм. у моего деда электрический стоял и бенза не жрал


Самодельный, что ли? На всех бензоотопитель стоял.Ссылка


Это сообщение отредактировал Liger74 - 5.02.2016 - 14:53

Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
 
[^]
Sander788
5.02.2016 - 14:49
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 1.11.12
Сообщений: 825
Цитата (catta @ 5.02.2016 - 14:43)
перегреть мотор (запор не считаем) воздушки ооочень сложно

Я больше о том, что беруши нужно постоянно с собой возить.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 77620
0 Пользователей:
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх