Колхида, первый советский бескапотник

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Косячок
30.08.2015 - 03:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
209
Блуждая по просторам ЯПа, натолкнулся на пост Колхиды для магистралей , и захотелось узнать побольше подробностей об этой вымершей шайтан-машине. Интересующихся техникой - милости прошу, вот что я нашёл

15 фото via

Колхида
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:05
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Кутаисский автомобильный завод начали строить в конце 1940-х гг. Прототипом будущего автомобиля служил бортовой грузовик Московского завода имени Сталина. 18 августа 1951 года с его конвейера сошел первый в Грузии автомобиль - КАЗ-150. С этой даты принято отсчитывать биографию Кутаисского автомобильного завода имени Орджоникидзе.

По сути, в начале своего пути КАЗ был не автомобильным, а автосборочным предприятием. Из комплектующих, поступавших с ЗИСа здесь собирали только бортовые грузовики, а позже специализацию первого грузинского автозавода изменили, перепрофилировав КАЗ на выпуск самосвалов и седельных тягачей, которые Москва выпускала в куда меньших количествах, нежели бортовики. 3,5-тонные самосвалы КАЗ-585Б и седельные тягачи КАЗ-120Т начали выпускать уже в 1952 году. Оба автомобиля не были полными копиями своих столичных прототипов. Самосвал отличался упрощенной прямобортной платформой, а седельник - дополнительным бензобаком, усиленной вентиляцией двигателя и некоторыми другими "примочками" для эксплуатации в условиях высокогорья. Позже специально для седельника КАЗ-120Т в Кутаиси освоили производство специализированных полуприцепов-хлопковозов КАЗ-716. Самосвальный автопоезд для транспортировки хлопка-сырца, состоящий из седельного тягача КАЗ-120Т и полуприцепа КАЗ-716, изготавливался с 1955 по 1962 годы.


Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Естественно, в условиях планово-распределительной системы завод не испытывал никаких проблем со сбытом. Финансирование осуществлялось четко и без задержек, так что вполне логичным шагом стала организация собственного КБ, которое начало действовать в середине 1950-х гг. В 1956 году завод начал выпускать трехсторонний самосвал уже собственной конструкции - КАЗ-600.

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Параллельно с самосвалом был освоен и выпуск цементовоза КАЗ-601. По сути, КАЗ-601 являлся тем же самосвалом, только не с корытообразным кузовом, а с опрокидывающейся надстройкой в виде сварной цистерны. Затем в эти автомобили вносились различные мелкие усовершенствования, что находило отражение в изменении индексов, но подробно на этом внимание заострять не стоит. Отметим, что выпуск самосвалов этого семейства продолжался до 1965 года.

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
В конце 50-х годов прошлого века конструкторы Кутаисского автозавода проявили творческую инициативу и разработали в экспериментальном порядке новый пятитонный грузовик. Для нового грузовика была выбрана компоновочная схема с кабиной над двигателем. Такая схема в те годы завоевывала все большее признание благодаря максимальному использованию полезной площади автомобиля, уменьшению его длины и колесной базы, улучшения обзорности с места водителя и маневренности автомобилей. Именно эти качества как нельзя лучше подходили для автомобилей, эксплуатирующихся в непростых горных условиях. Только благодаря энтузиазму работников завода, экспериментальный образец грузовика был построен в очень короткий срок, и в начале 1958 года автомобиль был готов к предварительным заводским испытаниям. Автомобиль прошел несколько десятков тысяч километров по дорогам Кавказа и подтвердил правильность выбранного пути. Собственно в автомобиле новой была только компоновка, а двигатель и трансмиссия были использованы от серийного грузовика ЗИЛ-164. Так как отечественного опыта создания машин новой компоновки практически не было, внешний вид Кутаисского экспериментального грузовика получился довольно своеобразным. Первые два опытных образца, изготовленные в конце 1958 года, получили индексы: КАЗ-605 для грузовика и КАЗ 606 для седельного тягача.

КАЗ-605...

Это сообщение отредактировал Косячок - 30.08.2015 - 03:10

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
... и 606. Кстати, именно эти машины впервые получили имя собственное - "Колхида".

Это сообщение отредактировал Косячок - 30.08.2015 - 03:12

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Первоначально базовым автомобилем считался бортовой КАЗ-605 грузоподъемностью 5 тонн. Грузовая платформа КАЗ-605 имела деревянный пол и металлические борта. Седельный тягач КАЗ-606 отличался от базового автомобиля наличием седельно-сцепного устройства и укороченной до 2700 мм базой. В феврале-марте 1959 года опытные автомобили демонстрировались в Москве на ВДНХ СССР в павильоне "Машиностроение". Но еще до начала серийного производства в модельном ряду Колхиды произошли большие изменения. По приказу из Министерства автомобильной промышленности приоритет в освоении производства был отдан седельному тягачу, а не базовой модели. И это не случайно, поскольку наибольший экономический эффект ожидался как раз от применения автопоездов С этого момента основной моделью стал считаться седельный тягач КАЗ 606, а производство бортового КАЗ 605 решили отложить до лучших времен, которые, кстати, так и не настали. В процессе подготовки к серийному производству КАЗ 606, кабина грузовиков несколько подверглась косметическим изменениям. Только после нескольких "пластических операций" седельный тягач КАЗ 606 Колхида пошел в серию со второй половины 1961 года. Первые партии автомобилей КАЗ 606 Колхида стали поступать в автотранспортные предприятия, где их сразу ставили на обслуживание междугородних перевозок.

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
По тем временам Колхида была довольно совершенная машина: удобная кабина со спальным местом, запуск двигателя кнопочным выключателем, рычаг передач, расположенный на рулевой колонке вентилятор обдува для водителя, стандартные противотуманные фары. Все вместе взятое создавало недостижимый для других отечественных автомобилей уровень комфорта в дальнем рейсе. Однако крайне низкое качество сборки автомобилей доставляло немало проблем эксплуатационникам. Низкой была "максималка" (всего 65 км/ч) при этом топлива на эти 100 км Колхиды "кушали" около 50 л! Никудышными были проходимость и управляемость. Очень скоро Колхида получила за свой своенравный характер меткие шоферские клички "Катька", "Жаба", "Цирковая лошадь". Однако за просторную кабину машину любили.

В 1963 году были изготовлены опытные образцы модернизированного седельного тягача КАЗ-608. Внешне новый тягач не сильно отличался от КАЗ 606А, но на нем, наконец, были применены более совершенные агрегаты, в частности двигатель модели КАЗ-608 (ЗиЛ-130Я5) мощностью 150 л.с. Кабина на новом тягаче теперь могла опрокидываться вперед, под углом 45 градусов. На предыдущей модели кабина не откидывалась, и доступ к двигателю осуществлялся через съемный капот в самой кабине. Опрокидывание кабины вперед позволило создать более удобный доступ к двигателю, а цельноштампованный, герметичный пол надежно препятствовал проникновению выхлопных газов в кабину. Внутри кабина стала просторнее благодаря смещению двигателя назад и вниз. Несмотря на существенные изменения в конструкции автомобиля, форма кабины осталась прежней, незначительно изменилась только облицовка радиатора.

Это сообщение отредактировал Косячок - 30.08.2015 - 03:38

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Характерной особенностью автомобиля КАЗ-608 и его последующих модификаций вплоть до КАЗ-608В2 являлось наличие двух независимых друг от друга глушителей и двух выхлопных труб, т.е. каждый ряд V-образного двигателя ЗиЛ-130 имел свою выпускную систему. Как ни странно, еще одним слабым местом Колхиды оказалась откидывающаяся вперед кабина. Наблюдались даже случаи, когда во время движения кабина самопроизвольно откидывалась на пружинах, что естественно приводило к аварийным ситуациям.

На базе Колхиды 608 была и такая машина:


Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Автомобили семейства КАЗ 606-608 можно было увидеть не только в качестве седельного тягача. К примеру, шасси автомобиля КАЗ 608 применялось при создании специализированного подвижного состава для аэропортов.

Это сообщение отредактировал Косячок - 30.08.2015 - 03:21

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
В 1971 году на удлиненном шасси КАЗ-608 Колхида (с базой 3500 мм) стали устанавливать аэродромные автолифты АЛ-3, предназначенные для перевозки и погрузки на воздушные суда бытового оборудования и контейнеров с продуктами питания.


Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Также на шасси автомобилей КАЗ-606 и КАЗ 608 некоторыми авторемонтными заводами и просто автохозяйствами очень часто устанавливались самосвальные кузова или просто бортовые платформы. Автомобили КАЗ - Колхида были далеко не идеальными автомобилями, но достоинств у них было значительно больше, чем недостатков, поэтому нужно отметить, что разработка автомобиля с кабиной над двигателем - большое достижение конструкторов Кутаисского автозавода.

К тому же автомобиль КАЗ-606 стал первым в СССР серийным седельным тягачом с кабиной над двигателем, да еще со стандартным спальным местом. Аналогичные по компоновке и отчасти по назначению серийные тягачи МАЗ 504 появились значительно позже.

В 1976 г. изменилась форма кабины автомобиля. Она приобрела не то что менее округленные, а откровенно квадратные формы. С передней части кабины исчезло написанное в грузинском стиле слово Колхида, появились три незатейливые буквы "КАЗ", растянутые во всю ширину "передка". Но автомобили по-прежнему называли "Колхидами". Затем, после изменения конфигурации окон дверей и подкрылков передних колес (они стали трапециевидными), тягачу присвоили индекс КАЗ-608В. Масса перевозимого груза возросла до 15500 кг. Емкость каждого топливного бака была увеличена до 125 л. Запас хода автомобиля при средней скорости 40 км/ч составил более 700 км.

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Самым интересным автомобилем, выпускавшимся в Кутаиси, была последняя массовая модель КАЗ-4540, относящаяся к категории так называемых транспортно-технологических машин. При проектировании в НАМИ этот автомобиль носил условное имя НАМИ-0215. Тогда машина комплектовалась кабиной от серийного седельного тягача. Собственную кабину автомобиль приобрел в 1982 г. Несмотря на измененный внешний вид машины, ее обозначение осталось прежним - КАЗ-4540. В народе ее часто называли "Шайтан-арба". С 1981 г. на Кутаисском автозаводе началось строительство новых цехов, в том числе и агрегатного производства. Параллельно с коренной модернизацией предприятие продолжало выпускать КАЗ-608В.

Участие в создании нового КАЗ-4540 принимали многие крупнейшие предприятия страны. Двигатель для автомобиля сконструировали специалисты Ярославского моторного завода. V-образный шестицилиндровый дизель развивал мощность 160 л.с. Платформа тягача и двухосный прицеп были разработаны конструкторами Балашовского ГКБ по тракторным и автомобильным прицепам. Большая емкость кузовов (13,76 куб. м) с надставными бортами позволила достигнуть высокой эффективности автомобиля. Перед тем как внедрить автомобиль в серийное производство, в большом объеме провели дорожные и стендовые испытания опытных образцов. При доводке конструкции в общей сложности изготовили 20 машин. Первые испытания были успешно завершены к концу 1981 г. Несмотря на это, было внесено множество изменений в отдельные элементы конструкции, за которыми последовали очередные испытания. Только в январе 1984 г., после прохождения межведомственных испытаний, автомобиль был рекомендован к производству. Через месяц, 8 февраля, была готова первая промышленная партия, а к концу года - 500 автомобилей. В 1985 г. с конвейера стали выезжать только ярко-оранжевые КАЗ-4540 с далеко выдвинутой вперед широкой кабиной с огромными ветровыми стеклами.


Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Мелкосерийно выпускались и такие интересные образцы.

Колхида
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 03:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Коробка передач была отделена от двигателя - ее демонтаж и ремонт стали значительно легче. Еще одно из новшеств, которое впервые было применено в СССР, - дисковый шарнир равных угловых скоростей (более надежный, чем сферический). При максимальной скорости 80 км/ч грузоподъемность машины составляла 6000 кг.

В 1990 г. автомобиль модернизировали, и в Кутаиси освоили выпуск КАЗ-4540-01, который в отличие от предшественника имел гидравлическую систему запирания бортов. Такая же система была использована и в прицепе ГКБ-8535-01. Распад Советского Союза неблагоприятно отразился на выпуске этих машин. Производство крайне необходимого в сельской местности автомобиля оказалось за территорией России, а его выпуск сильно сократился. При Советском Союзе выпускали до 5000 таких машин в год, а в 1996 г. Россия приобрела только 40 самосвалов. КАЗ-4540 в наших краях даже во времена своего массового выпуска был большой редкостью, а сегодня это раритет в квадрате. В оригинальном виде до наших времен не дошел ни один... В лучшем случае это машины, поддерживаемые в рабочем состоянии благодаря приспособленным к ним неоригинальным запчастям от других грузовиков. Этому есть простое объяснение. Дело в том, что КАЗ-4540 изначально имел большое количество оригинальных узлов и деталей. Такие запчасти в советские времена, естественно, были жутким дефицитом.

На сегодняшний день точной информации о том, что стало с Кутаисским автозаводом, нет. Во второй половине 1990-х гг. здесь пытались наладить производство неполноприводных автомобилей с кабиной от КАЗ-4550 - безуспешно, пытались делать некое подобие мультикара - тот же результат. Говорят, что завод формально существует и сегодня и даже, вроде как, производит по несколько десятков КАЗ-4540 в год, однако четкого подтверждения этой информации нет.

У меня всё, спасибо за внимание.

От себя добавлю - сейчас Колхиду можно встретить, пожалуй, разве что в таком виде.

Это сообщение отредактировал Косячок - 30.08.2015 - 03:45

Колхида
 
[^]
taper
30.08.2015 - 03:34
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.06.14
Сообщений: 1421
Спасибо. Не знаю почему, но было интересно! cool.gif
 
[^]
zmetelica
30.08.2015 - 03:36
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 1.05.13
Сообщений: 241
брат двоюродный в Карелии работал на Колхиде,на тягаче..спасибо за пост
 
[^]
агЯПчанин
30.08.2015 - 03:42
49
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 6.06.15
Сообщений: 799
Дядя проработал на ней около 10 лет,говорил,что хуже машины не было,даже прожорливый ЗИЛ куда лучше .
 
[^]
Pers77
30.08.2015 - 03:45
45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.14
Сообщений: 2827
да ладно ...в 2003 году довелось мне сопровождать строительный вагончик на вот такой "чудо-машине"... как принято , перед командировкой мы слегка приняли в кабаке, так, что я из кабака заскочил домой схватил , заблаговременно собранную сумку, и поехал к ожидающему меня авто...я не знал тогда что значит "Колхида" yad.gif
картина ..за бортом +29 , в этой Шайтан-Машине не выключается печка , после ночи возлияний в кабаке- самое то old.gif под горку , она разгоняется примерно до 40 км/ч !!!!... ехать было 350 км до места... конструкция кабины с прямыми боковыми стенками не позволяла проникнуть малейшему дуновение ветерка в кабину ... приходилось вывешиваться из окна почти всю дорогу... на каждой остановке , я вываливался и полз в сторону магазина за чем угодно холодненьким (и плевать что там было :пиво, мороженое, минералка) но что бы я не купил, в аццкой печке все вскипало за пару минут ...

это была НЕЗАБЫВАЕМАЯ поездка ...и в дальнейшем более не соглашался на поездки на этом чудовищном "авто"

Это сообщение отредактировал Pers77 - 30.08.2015 - 03:46
 
[^]
dronsss
30.08.2015 - 03:51
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 6.12.13
Сообщений: 125
Название как у фильма ужасов.
 
[^]
wildlife
30.08.2015 - 03:58
49
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 14.04.10
Сообщений: 71
Как мне сказал сторож на стоянке, бывший водила, "ара делает - смеется, русский ездиет - ебется".
 
[^]
фусовод
30.08.2015 - 04:07
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 12.07.14
Сообщений: 299
Не знаю как первая и последняя ,а та что с квадратной кабиной это не машина а камера пыток.
 
[^]
Косячок
30.08.2015 - 04:13
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.15
Сообщений: 1675
Цитата (фусовод @ 30.08.2015 - 04:07)
Не знаю  как первая и последняя ,а та что с квадратной кабиной это не машина а камера пыток.


Поделишься подробностями? не работал никогда на колхиде, да последний раз и видел-то её со стороны и лет 20 назад, любопытно что там и как.

Это сообщение отредактировал Косячок - 30.08.2015 - 04:15
 
[^]
VasyaM
30.08.2015 - 04:14
47
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 19.03.09
Сообщений: 422
На "Колхиду" водителей пересаживали в качестве меры наказания...
 
[^]
афтаслезарь
30.08.2015 - 04:14
19
Статус: Offline


толкователь солнечных зайчиков

Регистрация: 26.08.07
Сообщений: 6863
Пока вы ебётесь с нашими машинами, мы ебём ваших жен. (рекламный слоган КАЗ)

Это сообщение отредактировал афтаслезарь - 30.08.2015 - 04:15
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 63471
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх