Историческая справка
Речь во всей здесь идет о реальной истории, которая произошла в годы Российско-японской войны 1904-1905 г. Броненосный крейсер «Дмитрий Донской» был построен в 1883 г. (водоизмещение 6200 тонн) входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры российского флота, которая вышли из Петербурга на помощь осажденному японцами Порт-Артуру. Как известно, японцы в ходе Цусимского сражения разгромили почти всю эскадру, что стало крупным поражением для Российской империи. Лишь нескольким кораблям России удалось избежать гибели. «Дмитрий Донской» расстрелял почти 80 процентов боезапаса, прикрывал своими бортами сначала броненосцы, а затем потерявший управление крейсер «Аврора». «Дмитрий Донской» попал в окружение и попытался прорваться. Сначала ему это удалось и он устремился в сторону Владивостока, но крейсер в целом был устаревшим и тихоходным. В итоге японцы вновь стали догонять «Дмитрий Донской» в районе острова Уллындо, который находится рядом с Корейским полуостровом и сейчас принадлежит Южной Корее. Когда возникла опасность, что корабль попадет японцам, то капитан корабля Иван Лебедев подвел, насколько смог, корабль поближе к берегу, а затем принял решение открыть кингстоны и затопить «Дмитрий Донской». Согласно некоторым свидетельствам, на борту «Дмитрия Донского» находилась казна эскадры и прочие средства для ведения военных действий. Эти деньги на корабль перегрузили с других судов эскадры, которые затонули ранее. Все это ушло на дно вместе с «Дмитрием Донским». Экипажу, где были также и моряки с других погибших российских кораблей, в составе 774 человек было приказано спасаться на лодках и добираться до берегов острова Уллындо. Сам капитан корабля через несколько дней скончался от ран.
Корабль найден, поднимут при содействии иностранцев
Как заявили сегодня представители южнокорейской компании «Shinil Group», занимающейся бизнесом в сфере морских перевозок и строительства, их поисковые команды на дне моря нашли в районе острова Уллындо затонувший российский крейсер «Дмитрий Донской». Согласно словам представителя компании, корабль находится на глубине 434 метра в 1300 метрах от бухты Чодон острова Уллындо. «Мы подтвердили, что корабль является именно крейсером «Дмитрий Донской», - подчеркнули в компании. Судно было обследовано с помощью двух управляемых батискафов. Корейцы предоставили фотографии и видеоматериалы. На них виден корпус судна, где отчетливо читается надпись «Донской». Отмечено, что корпус серьезно поврежден снарядами, но палуба в хорошем состоянии.
Президент «Shinil Group» Ю Чжи Бом пообещал 18-19 июля сделать специальное заявление по поводу находки, пообещав «удивить весь мир» в связи с сенсационными находками на борту «Дмитрия Донского». Скорее всего речь пойдет о сокровищах корабля.
Ранее в компании «Shinil Group» сказали, что 30 июля на острове Уллындо они проведут выставку вещей, которые были найдены и подняты с затонувшего корабля «Дмитрий Донской». Среди экспонатов будут личные вещи капитана Лебедева и некоторых матросов экипажа, а также 152-мм пушки, демонтированные с корабля. Одновременно состоится пресс-конференция для корейских и иностранных журналистов, в ходе которой будет рассказано о планах работы по подъему судна и уже достигнутых успехах. «Мы уже имеем на руках доказательства, которые со 100-процентной точностью подтверждают, что обнаруженное нами судно – это «Дмитрий Донской». Мы продемонстрируем всему миру доказательства и вещи с корабля, что без сомнения удивит всех. Принадлежность вещей кораблю можно будет подтвердить научными способами, чтобы не возникло никаких сомнений», -заявил корейским СМИ руководитель работ по подъему Чин Гё Чжун, который в прошлом служил в спецназе ВМС Кореи в поисково-спасательном подразделении.
Как стало известно, «Shinil Group» уже активно ведет работы по подготовке к подъему «Дмитрия Донского», но это не афишировалось. В мероприятии участвует корейская компания JDE Engineering, которая специализируется в сфере подъема судов. Кроме того, совместно с корейцами также работают канадские и английские специалисты из канадской компании Nuytco. Кроме того, 3 июля в бухту Садон острова Уллындо прибыли два автономных подводных аппарата Deep Woker 2000, принадлежащих компании Nuytco. Размеры этих устройств 2,4 на 1,75 м, они способны развивать скорость под водой до 3 узлов и погружаться на глубину до 600 м. Управления осуществляется одним оператором, находящимся непосредственно в аппарате. Ожидается, что канадцы и англичане будут помогать корейцам в течение месяца. Имеено эти аппараты и обследовали «Дмитрий Донской», сделав снимки.
С китайской помощью
В корейской компании заявили, что они планируют целиком поднять «Дмитрий Донской» с морского дня в сентябре-октябре этого года, а покажут публике в декабре. К подъему судна привлечена самая крупная государственная китайская компания в сфере подъема затонувших судов «China Yantai Salvage». С ней уже заключено предварительное соглашение о подъеме и согласована сумма за услуги. Она составила 80 миллиардов вон (около 71 млн. долл.). Было продемонстрировано и официальное письмо, которое было направлено в адрес «Shinil Group» 6 июня 2018 г. и подписано президентом и двумя вице-президентами «China Yantai Salvage». В письме говорится буквально следующее: «Мы, компания «China Yantai Salvage», выражаем крайнюю заинтересованность в участии во всем процессе по подъему затонувшего судна «Донской». Как заявил президент «Shinil Group» Ю Чжи Бом., китайская компания уже получила официальное разрешение от правительства КНР на проведение работ по подъему судна.
«28 июля в Корею прилетают представители «China Yantai Salvage», с которыми будет подписан окончательный договор. Затем мы совместно с китайцами, англичанами и канадцами обсудим всю ситуацию и проведем общую пресс-конференцию», - заявил президент «Shinil Group» Ю Чжи Бом. Кореец добавил, что от китайской стороны приедут пять человек, включая президента и его заместителя. «Эксперты «China Salvage Group» в течение года изучали различные исторические материалы и свидетельства, связанные с «Дмитрием Донским» и наличием на его борту большого запаса золота, изучали целесообразность и возможность подъема корабля. В итоге они приняли решение, присоединиться к работам по подъему», - пояснил Ю Чжи Бом.
«Дмитрий Донской» - корабль несметных сокровищ?
А теперь о самом интересном – о «несметных сокровищах» затонувшего корабля. Как утверждают в корейской компании, на борту «Дмитрия Донского» находится очень большой запас золотых монет, золотых слитков и прочих драгоценностей, всего 5500 ящиков, где общий вес золота составляет около двухсот тонн. По оценкам экспертов «Shinil Group», стоимость этих запасов в современных деньгах составляет 150 триллионов вон, что более 133 миллиардов долларов . То есть астрономическая судна. За это корейские СМИ уже окрестили «Дмитрий Донской» «кораблем сокровищ».
Было уже рассказано, куда будет потрачена значительная часть вырученных денег. Судя по подходу, в «Shinil Group» готовы делиться со многими, чтобы никого не оставить в обиде. Так, 10 процентов от суммы или 15 триллионов вон (13,3 млрд долл. США) они пообещали так или иначе оставить на Уллындо. Половину этой сумму передадут в президентский Комитет по созданию новых рабочих мест, а также на помощь жителям как самого Уллындо, так и ближайшего к нему материкового города Пхохан, которые ранее пострадали от землетрясения. Остальные средства из этих 10 процентов общей суммы потратят на строительство на острове музея «Дмитрия Донского». Обещано также же возвести на острове, где проживает относительно немного людей, современный кинокомплекс, а также вложить средства в развитие туристической инфраструктуры Уллындо, включая заход круизных лайнеров. В общем, остров обещают превратить в место, куда валом хлынут туристы, в том числе иностранные.
Россию обещали не забыть тоже
Еще столько же – то есть 10 процентов от суммы «клада» или 13,3 млрд. долл. США – «Shinil Group» намерена вложить в проекты, которые имеют отношение к межкорейскому сотрудничеству и России. В частности, в компании заявили, что эти деньги они вложат в проекты соединения железных и автомобильных дорог России, Северной и Южной Кореи, прокладку газопровода из РФ в Республику Корея через территорию КНДР, а также в иные аналогичные направления. Таким образом «Дмитрий Донской», как отметили в корейской компании, будет не только важным историческим памятником и символом межкорейского сотрудничества и примирения.
В целом корейская компания намерена приложить максимум усилий, чтобы заручиться расположением России. Президент «Shinil Group» Ю Чжи Бом заявил, что они в ближайшее время направят в Санкт-Петербург своих представителей, чтобы договориться об организации и городе на Неве выставки вещей с «Дмитрия Донского». По словам Ю, российские специалисты оказывали и оказывают активную помощь и поддержку всему процессу, за что корейцы очень благодарны. При этом Ю выразил уверенность, что никаких споров и тяжб с российской стороной по поводу принадлежности «клада с корабля сокровищ» не будет.
Вообще, если верить словам представителей «Shinil Group», они активно сотрудничают с российскими представителями. Как отметили корейцев, россияне очень просили, чтобы была проведена панихида по погибшим морякам «Дмитрия Донского». «Россияне очень ждут, когда будет поднят корабль и обещали во всем максимальное содействие», - отметили в компании, но не указав тех, с кем именно они сотрудничают с российской стороны
Есть ли там деньги?
Один из главных вопрос, который постоянно задают по поводу «Дмитрия Донского»: «Действительно ли есть там деньги?». В «Shinil Group» заверяют, что действительно казна так и осталась на корабле, то есть сейчас лежит на дне моря возле корейского острова Уллындо. При этом они ссылаются на некоторые исторические документы и воспоминания российских моряков. Указано даже, что на борту судна находилось 5500 золотых слитков, в также монеты и прочие драгоценности. Деньги использовали на нужды эскадры при ее заходах в иностранные порты: закупку воды, продуктов, топлива, а также это был запас для ведения войны и на зарплату морякам.
Корейцы также отмечают, что японцы знали о деньгах корабля, думали, как до них добраться, но не смогли по техническим причинам – корабль лежит слишком глубоко. В подтверждение заинтересованности японцев «Shinil Group» даже продемонстрировала копию публикации в американской газете «The New York Times» от 28 ноября 1932 года, где рассказывается о сокровищах «Дмитрия Донского» и попытках Японии до них добраться.
Впрочем, хватает и сомневающихся. Многие эксперты указывают, что сначала надо добраться и увидеть золото, а потом уже его считать и делить. Очень часто бывало, что все слухи о «несметных сокровищах» на удаленных островах или затопленных кораблях не подтверждались. Впрочем, сходятся во мнении, что «проверить надо», раз «Дмитрий Донской» действительно затонул.