144
Расскажу я Вам, уважаемая аудитория, о двух профессиях. Этих людей большинство из нас видит каждый день. Наверняка найдутся среди читателей и те, кто хоть раз видел меня. Это две профессии, которые знают все, но мало кто хотел бы этим заниматься.
Хотя начну наверное с одной. Вторая потом. Поже..
Часть 1. Кондуктор.
В большинстве городов по умолчанию общественный транспорт работает в пять смен:
1. 1-ая смена. Начинается рано утром, длится до обеда, длительность от 7 до 10 часов. У нас самый первый выезд в 4.17 утра, самый последний порядка 7 утра. Пересменки с 12.30 до 15.00, везде по-разному. В середине смены - перерыв от 17 до 25 минут
2. 2-ая смена. Начинается в обед (12.30-15.00), длится до ночи. У нас самые ранние заезды начинаются после 20.00, самый последний - 0.40. длительность от 7 до 11 часов. В середине смены - перерыв от 17 до 25 минут
3. 3-я смена. Служебные, ночные, дежурные троллейбусы, автобусы и трамваи, которые развозят по домам после 2-ой смены, привозят на 1-ую и подбирают забухавших горожан. За отдельную плату
4. 4-я смена. "Прерывная". Смена длится полторы обычных (с раннего утра и примерно до 18-20 часов), но в середине есть огромный перерыв (обычно с 9-10 до 14-15 часов). Сделано это для того, чтобы днём не гонять пустой транспорт
5. 12-часовая смена. Длится такая смена 12-14 часов, в течение дня - два перерыва минут по 25-30. Начинается обычно в 7-8 утра, заканчивается в 19-20 часов.
Итак, обычный день кондуктора 1-ой смены.
Утро кондуктора начинается в зависимости от того, как далеко он живёт от депо. Из самых дальних районов города развозка забирает в районе 3-ёх часов утра. Те же, кто живёт поближе, высыпаются больше. Но мало кто пользуется этой возможностью - обычно, даже те, у кого сменаначинается часов в 6-7 утра приходят рано, и уже в районе 4-5 утра во дворике возле диспетчерской крутятся толпы людей. Все знакомы друг с другом, переговариваются, рассказывают анекдоты, обсуждают забавные случаи и делятся новостями..
Итак, кондуктор пришёл на работу. Первым делом - в диспетчерскую, "открыть наряд", т.е. поставить печать в путевом листе, что ты пришёл, трезвый и готов работать. Затем - в кассу, получать билеты, налоговую накладную, где указано сколько и каких билетов ты получил. Теперь ты несёшь за них полную ответственность - и материальную, и уголовную.
Итак, билеты с документами на руках. Идём на площадку, и среди сотен троллейбусов находим тот, на котором тебе предстоит сегодня работать. Водитель к тому времени уже там, протирает стёкла, подметает пол, в общем готовится провести ближайшие часы в своём "втором доме"..
И вот депо осталось позади. Первая остановка, первые пассажиры. Злые и добрые, бодрые и сонные. Выезжаешь ты хоть в 4 утра, хоть в 7 - они всё равно будут. Странно, но в 4 утра человек 10-15 к тебе обязательно сядет. И куда они едут в такую рань?..
Механически принимаешь деньги, отсчитываешь сдачу, отрываешь билеты. А сам поневоле присматриваешься к пассажирам.
Вон у окна сидит женщина. На вид лет 50, в очках, со строгой причёской и объёмной сумкой. Наверняка учительница спешит на другой конец города к любимым ученикам. Учительниц почему-то всегда видно по их манере разговора, стилю одежды..
Чуть дальше - две женщины неопределённого возраста. Жестикуляция и одежда выдаёт в них продавщиц.
На задней площадке в углу стоит здоровенный такой мужик на вид лет 40, двухметрового роста, безо всяких эмоций на лице. Подходишь к нему, уже заранее догадываясь, чисто чтобы убедится.. и да. Не ошибаешься. У него милицейский проездной.
За годы работы уже привыкаешь почти безошибочно определять возраст и род занятий очередного пассажира. И находишь в этом что-то интересное.
На часах 6 утра. И салон заполняется другим типом пассажиров. Здоровые мужики предпенсионного возраста. Все весёлые, переговариваются друг с другом. Почти все знакомы между собой, да и ты их видишь постоянно. Типичные заводские мужики. Подшутят даже над тобой. От них просто излучается какая-то позитивная энергия, хотя вряд ли в их 8-часовом стоянии за станком есть что-то весёлое..
Ближе к 7 утра салон начинает заполняться школьниками с мамашами и бабульками с тележками. Это гремучая смесь, потому как мамаши стремятся усадить на свободное место своего первоклассника, а бабуси - самих себя. Скандалов просто не избежать..
Однажды мне стало интересно. Я спросил прямым текстом: "бабушка, ну вы ж уже на пенсии. Не на работу ж едете. Ну почему нельзя поехать позже, зачем со своими безразмерными тележками и сумками грузится в забитый троллейбус?" Ответ меня поразил до глубины души: "Та оце ж об одинадцятій серіали почнуться. Треба ж встигнути поїхати картошку, моркву купити..". Как говорится, без комментариев..
Ближе к 10 утра напряжение падает. Людей становится меньше, начинаются обеденные перерывы. Обеденный перерыв - тот ещё марафон, хочу вам сказать. Его продолжительность - от 17 до 25 минут. за это время нужно:
1. Побежать в диспетчерскую, отметиться что вы приехали вовремя и целыми
2. Побежать в буфет/киоск, купить себе и водителю пожрать
3. Вернуться в троллейбус, отдать водителю его жратву
4. Побежать в сигаретный киоск, и обменять там накопившиеся полкило (без преувеличения!) мелочи на нормальные бумажные деньги
5. Вернуться в троллейбус и в оставшиеся 2-5 минут пообедать
Мелочь - это отдельная история. Жутко бесят те, кто платит за проезд мелочью по 5, 10 копеек.. 1.50грн по 5 копеек - та ещё радость, хочу вам сказать. А самое противное - стоит кому-то начать сбагривать это в сдачу, начинаются скандалы. Ну как же вы не поймёте, что вам от лишнего десятка монет ни холодно ни жарко, а мне это всё целый день на себе таскать!
После обеда работать скучно. Народу мало, в основном домохозяйки едут на рынок да студенты, прогуливающие пары, по своим делам каким-то шарятся. Все нормальные люди в такое время или на работе, или на учёбе, или дома телевизор смотрят.
Хотя попадаются конечно разные кадры.. Но в целом первая смена не такая "ядерная", как вторая. На второй поздно вечером и в бубен получить, и по бубну кому-то настучать - ежемесячное развлечение.
Кстати, о вторых сменах. После 21.00 снова начинает действовать правило "нормальные люди дома сидят". А потому как нормальные люди дома, а ездить кому-то надо, то ездить начинают быдло, гопота, ракло и прочие кадры. Запомнились мне пара моментов особенно..
Момент номер раз. Заваливает три гопника, хорошо так поддатых. Начинают цепляться сначала к людям, потом ко мне.. После всех попыток усмирить заявляют "на следдующей асстаноффке пятимминутощку арганизуйти, пагаварым.."
Поговорили знатно. Удивительно, но на подмогу мне и водителю вывалил полный троллейбус. Человек 40. Красивая картина - стоит пустой почти троллейбус, а возле него на остановке куча такая офигенная, только руки-ноги сверкают. Подъезжает сзади следующий троллейбус, водитель - женщина. Решила не вмешиваться. Стала, закурила, и философски так говорит "та когда вы уже напиздитесь, я в депо еду уже, домой хочу быстрее".
Момент номер два. Бухой обсобоквыходит из троллейбуса, и без видимых причин недопитой бутылкой пива разбивает лобовое стекло. Затем, видать протрезвев, стартует и давай бежать. Догнали. Скрутили, вызвали ментов. Оказалось, чувачка уже давно по подозрению в разбое искали. Потом полмесяца в райотдел бегал, показания давал..
Хотя бывают и добрые поддатые мужички. Многим просто хочется выговорится, и они начинают рассказывать тебе свои проблемы. Иногда таких историй наслушаешься, что аж не по себе становится.. Один часто со мной ездит, уже когда просто на улице видимся - здороваемся. Я от него усвоил интересную фразу. "Если что-то получилось, никогда не говори "я сделал", "я добился". Это не ты, это Бог дал тебе. Как дал, так и возьмёт.."
За годы работы уже начинаешь даже примерно понимать характер человека, который едет у тебя в троллейбусе. По его поведению, жестам, манере разговора. Сразу видно тех, кто "у хозяина побывал". Сразу видно, где добродушная милая старушка, а где хамовитая бабка, желающая всех распихать и устроить скандал. К ним у меня вообще особое отношение. Ненавижу, когда они как ракеты быстрее молодых носятся по салону, сбивая тебя с ног, дабы занять свободное место. Или когда заходит человек, платит мне за проезд. начинаешь давать ему сдачу, а зашедшая за ним бабуся начинает то пытаться пролезть то между вами, то сдвинуть тебя корпусом, дабы обойти этого платящего человека и раньше него достигнуть сидячего места. Даже когда все 30 мест свободны. Или когда поставит бабка поперёк прохода сумку. Проходишь мимо одной в 25-ый раз, а она ещё и бубнит типа "чё ты тут шастаешь". Ох как сцепишься иногда.. у меня любимая фраза для таких ситуаций "Да потому что совести у вас нет". Странно, но наверное с детства вызубренный тезис "совесть, честь и т.д." ещё жив в их мозгу - 90% утихают моментально.
Или вот ещё. Бывает такой тип женщин.. ну мужики меня поняли, как их диагноз называется. Они всё время злые и обиженные. Заходит такое тело, садится. Подходишь, автоматически произносишь фразу "у вас за проезд.." и получаешь в ответ "да бл*дь я тока села, ты шо, не видишь?". Тут просто слова кончаются
Вообще, много историй за два года работы кондуктором у меня накопилось. Многому научился по жизни, много услышал, много увидел. Все и не расскажешь.. Но я постараюсь.
Из соображений "служебной этики" опущу взаимотношения и проблемы, возникающие с начальством. Ведь они уверены, что если вчера ты продал n билетов, а сегодня n-10, то это не из-за того, что на 10 человек меньше проехало, а из-за того что ты 10+x человек не успел обилетить. И х порой стремится к бесконечности
Тo be continued
© Автобусник, 2012