Правое дело

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Chapleen
16.03.2025 - 03:44
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
304
От автора.
Вместо предисловия.

Более 12 лет назад я впервые опубликовал свои «Записки вертолетчика», за это время их прочитали более 250 000 раз.

Ко мне обращались читатели и просили упорядочить материал для более лучшего его восприятия. Я сам тоже про это думал, плюс хотелось его отредактировать, что-то убрать, что-то добавить.

С разрешения администрации сайта «ЯПлакал» (за что ей большое спасибо) я это делаю сейчас.

Предлагаю Вашему вниманию вторую, исправленную, дополненную версию этих «Записок» под названием «Правое дело». Почему «Правое»? Просто. Моя работа в авиации началась с должности второго пилота, который в кабине воздушного судна сидит в правом кресле. Отсюда и название.
Ссылка на пост в первой версии - Рассказы вертолетчика

Фотографии - Фёдор Борисов, Дмитрий Тимошенко (Pilot iz Pachomovo), Chapleen и др.

Рассказы несут (по крайней мере я так надеюсь) художественную нагрузку, а не документальное описание выполнения полетов, согласно требованиям Воздушного кодекса, Наставления по производству полетов и других приказов, и инструкций регламентирующих летную деятельность.

Правое дело
Тэги: #авиация
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:45
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Правое дело.

Ближний космос.

В 1986 году СССР продолжал бурными темпами осваивать газонефтяные богатства севера Тюмении, страны «вечнозеленых помидоров». Силы и средства были брошены соизмеримые с освоением космоса, а может и более. Война в Афгане, «экономика развитого социализма» и многое другое плановое и не очень, нуждалось в деньгах.
В осуществлении этих планов, естественно была задействована и авиации. И много.
Что бы Вы, читатель представляли себе, что там творилось, приведу маленький пример.
Видели пробку на МКАД? Представляете себе ее? Вот точно так же было, например, и в Надыме, но только из…вертолетов.
Да, да… Перед закатом короткого полярного дня слеталась куча вертолетов, которые должны сесть с 2-х минутным интервалом между собой строго до конца светового дня. Диспетчера посадки Надымского аэропорта работали втроем, когда везде в Союзе их было по одному. Скороговоркой безошибочно выдавая команды (Тина Канделаки в сравнении с ними - немая) они каким-то чудом умудрялись посадить около 30 бортов за 20 минут. Да с нарушениями, но цель -газ/нефть оправдывала все.
И вот в тот год, по осени моему экипажу выпала «честь» транспортировать первый жилой вагончик на осваиваемое Харасавейское месторождение. По тому маршруту мы летали уже много, но сначала там были короткие геологоразведочные партии, которые обходились минимумом (палатка+водка+костер).
Перелетаем под загрузку в г.Лабытнанги. Там кончается железная дорога и оттуда всеми возможными видами транспорта, груз далее распространялся по Северу.
Вертолет Ми-8 на внешней подвеске может взять груз в три тонны. Наш небольшой жилой модуль-вагончик, который мы должны были перевезти, по заявлению грузоотправителя столько и весил. Почему экспедитор выбрал Ми-8? Не знаю, может решил, что и так сойдет, Ми-26 тогда были редкостью их, по-моему, вообще на тот год штуки четыре всего было, Ми-6 малочисленны и нарасхват…
Командир предупредил меня, что рейс ответственный, образцово-показательный, рискованный и т.д.
Топливо было рассчитано до грамма (больше возьмешь топлива = меньше груза). Маршрут строго по прямой. Все на нервах.
Подлетаем к вагончику. Блин... Еще и телевидение снимает. Бортмеханик дает команду на подцепку груза. Цепляем. Контрольное висение с грузом. Мать моя!!! А мы его и от земли оторвать не можем. Догадываемся, что вагончик просто прилип к глине. Дело то по осени. Начинаем раскачивать…

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 04:23

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:46
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Чмок - оторвали один край. Другой. Ну ка, а сейчас... Отрываем полностью от земли, двигатели взлетный режим, а обороты винта падают, 90-89-88 %... Ну нет, полярные летчики не сдаются.
Не буду Вас мучить. Есть на Ми-8 одна запретная хитрость, основанная на том что обороты винта реагируют моментально, а обороты двигателя с приемистостью секунд 5.
Взлет был ужасен… С многочисленными ударами вагончика об землю, с преодолением ЛЭП за пределами площадки (я тогда первый раз увидел в кабине Ми-8 полностью небо, кабина сферическая и обычно половину картины занимает земля… Так мы его задрали).
Думая, что самое страшное позади выбрались на речку Обь. Надо лететь в горы Полярного Урала, а мы не можем высоты набрать, барражируем над рекой, как пингвин беременный.
Кое как израсходовав керосина и с помощью матов набрали 1500 метров и вперед. Через 45 минут над точкой. По технологии перед посадкой делается контрольный проход над площадкой, мало ли там дерьма какого накидали.
Я видел, как заслышав вертолет, из палаток повыбегали комсомольцы-геологи и радостно, кто бегом, кто на вездеходе побежали/поехали к вертолетной площадке, расположенной рядом на срезанной макушке маленькой горушки.
Какой контрольный проход?!!!! Только сбросив газ, мы сразу почуяли, что высоты нам снова не набрать…
Далее команды бортмеханика:
- Высота 200, обороты 90
- высота 150 обороты 88
- высота 100 обороты 87. Уходим?
- высота 50… Бросай Борисыч!!!! Бросааааай!
С высоты 45 метров вертолет Ми-8 произвел бомбометание вагончиком.

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:46
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
………………………………………………………………………………………
Вы когда-нибудь получали пинок силой в 5000 кг?
Я получил. Аварийный сброс груза помог в этом.
Получив в долю секунды дополнительные 5 тонн тяги, мы в мгновение ока вознеслись куда то в ближний космос. Так вот ты какая голубая планета… Вон Америка с еще молодым Б.Гейтсом, вон Кения где еще бегает Б.Обама за жирафами, а вон и Москва с министром гражданской авиации Бугаевым, который грозит лишить нас свидетельства пилота….
……………………………………………………………………………………………….
Падая вагончик намотал на себя тросы, оставил просеку и распугал всех геологов. Тросы казенное имущество, если бы не они, мы и садиться бы не стали, топлива уже не было. Сели, полпачки сигарет за три минуты. Подошли к вагончику… Педерасты!!!! Отправитель не мудруя лукаво решил, а почему большая железная птица повезет вагончик пустым? И набил туда чугунных печек буржуек, годовой запас дров и тушенки и пр.
На обратном пути все молчали. Горела лампа об аварийном остатке топлива, бортмеханик яростно рвал ленту из «черного ящика». Мы думали о мести….
……………………………………………………………………………………………………
Не спрашивайте меня, откуда у меня в 22 года появились седые волосы и где я их потом потерял….
И это был первый из рассказов о Маугли….
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:46
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Черный аист.


Стояло жаркое полярное лето. Вернувшись с очередного вылета, зашли в штаб узнать план полетов назавтра, в тщетной надежде на выходной. Ага, щас.. вылет в 06.30, район реки Куноват ( пошукайте в ГУГЛ картах), заказчик ЮНЕСКО.
Кто такая Юнеско, откуда она в нашей Тьмутаракани и нах лететь на речку Куноват, где ничего нет… Ничего, даже газа и зэков. С такими мыслями мы отправились на заслуженный сон.
Утро, проклятия с недосыпа «Говорила мама – Учи физику!», яичница, кофе, автобус. Обычный маршрут, в БАИ за секретными картами и кодами, доктор, метео, штурманский класс, расчет плюс, минус 500 км, удивленные глаза дежурного штурмана: «А на куя вы туда летите?». Ответ Вы угадали. АДП и на вертолет.
Смотрю стоят двое, ну явно не наши, не северяне. Судя по одежке мАсквичи. Борт заправлен. Предлагаю им пройти вовнутрь. Стали прощаться. Один зашел ну с очень большим рюкзаком.
Взлетели. Тупое непонимание ситуации. Зовем единственного пассажира из 22-ух местного салона, в кабину. Бортмеханик садится на автопилот, пассажир на место бортмеханика.
Рассказывай друг, кто, куда и причем тут наш доблестный экипаж?
Отвечает. Бывший офицер подводник. Отслужил. Вышел рано на пенсию. Занялся орнитологией. Летим на речку Куноват, потому что есть на свете (тут я забыл, извиняйте все-таки 25 лет прошло) то ли черные аисты, то ли черные журавли, зимуют они в Китае, а гнездятся неизвестно где. Но совершенно случайно они узнали, что возможно на речке Куноват они и размножаются. Их всего на свете штук 30. У китайцев есть поверье, кто их увидит, тот будет счастливым всю жизнь.

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 04:06

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:47
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
За этими разговорами мы незаметно подлетаем в нужный район. Впереди летит какая та хрень, понимаем, что птица, отворачиваем в сторону что бы не засосало в движки. И тут у этого орнитолога истерика.
- Ребята!! Ребята !! Вот же она! Вы чуть ли не 20-тые на этой планете кто ее видит!!
Слезы, как Петергофский фонтан. Предынфарктное состояние. Но организм подводника справился. Успокоился. Говорит, давайте здесь садится. Да, ради бога. Зависаем над болотцем, справа взлетает еще такая же хрень. Опять истерика.
«Ребята, вы самочку с гнезда вспугнули!»
Ладно, перелетаем еще на метров 500 в сторону, висим, он берет свой рюкзак, бортмеханик ему говорит:
«Ты делай свои дела, а мы в км в семи на холмике часик тебя подождем, потом подлетим заберем».
На что получаем ответ. Что мы можем лететь на базу, он остается на 2 недели, у него все с собой в рюкзаке, спецкостюмы, камеры, радиостанция, плотик и т.д. Убедившись, что мы не ослышались, переспросив еще раз, улетаем.
В кабине тишина. Не знаю, о чем, думал командир, а у меня мысли были типа «вот мы рвачи, алкаши, бабники, а тут офицер высоких моральных устоев» ну и прочая толстовщина. И тут бортмеханик (а он был первый браконьер в наших краях) испортил всю малину:
- Ребята. Простите меня. Стрелял я их и ел. Невкусные они.

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:47
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
…………………………………………………………………………………………..
P.S. Фильм об этой птице, снятый тем орнитологом, я потом раза два видел по Центральному телевидению. Особую гордость вызывали титры после фильма, где выражалась благодарность экипажу Ми-8, в поисках гнездовий.
А птичка называется стерх. Иногда ее учат летать.
……………………………………………………………………………………
И это был второй рассказ о Маугли.
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:47
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Водка.

Эпиграф.
«Было шесть, а стало восемь,
всё равно мы пить не бросим.
Передайте Горбачу, нам и десять по плечу,
если водка станет больше,
то мы сделаем, как в Польше!»
Частушка времен сухого закона


Стоит огромная очередь за спиртным, алкаши негодуют.
Один не выдержав, сказал: «всё иду убивать Горбачева!»
Через какое-то время приходит и говорит: «что туда очередь еще больше».
Анекдот времен сухого закона



Итак, начнем-с.
17 мая 1985 года во всех центральных изданиях страны, по телевидению и радио было объявлено постановление ЦК «о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 03:48

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:48
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Что это для России пусть каждый решит сам. Точно так же, как решали для себя проблему со спиртным «счастливцы» которым довелось это пережить.
Но была одна категория граждан для которой даже постановление ЦК ничего не меняло. Думайте))
20 секунд прошло. Это были …ну как бы помягче…Коренные жители Севера. Нет водки = нет красной рыбы = нет пушнины = нет валюты. А это уже хреново. И поэтому даже в самый зной «сухого закона» вертолеты Салехардского авиаотряда (и не только) регулярно развозили «жидкое золото» по факториям Крайнего Севера.
Поясню, что такое фактория.
Кочевые народы Севера не тупо бороздят просторы Большого театра… Кочевые народы Севера не тупо бороздят просторы Большой тундры, а мигрируют по строго проложенным веками и оленями путям. На этих то «автобанах» с интервалом км в 200-300 стоят фактории, которые представляют собой магазин, жилой дом, вертолетная площадка, пункт забоя оленей, склад. Управляли факториями в мои года там почему-то, как правило семейные пары с Западной Украины. Место было крайне прибыльным. Помимо основной зарплаты (чуть меньше, чем у меня, полярного вертолетчика) делались деньги на золоте, пушнине, камнях (драгоценных если Вы с Украины, или на гальке если Вы с Израиля))). Вот туда то мы и завозили водяру.

Прилетев с очередной командировки из Надыма смотрим план. Маршрут Салехард - фактория Лаборовая. Все ясно. На 24 часа на этом Севере мы … нет не короли, Боги. Туркменбаши с его культом личности по сравнению с нами никто.
От славы тоже устаешь. Окольными путями пробираешься в общагу и сидишь не высовывая носа. Но нет и там достают. Приходят штурмана с Ан-26, у которых ты 2 года назад просил свининки привезти с вахтой из Новороссийска, а они нос от тебя воротили (свинина дефицит была, три года жевать оленину без капли жира - взвоешь), просят купить для них пару бутылочек. Приходят незнакомые люди и девушки тоже)) с той же просьбой. Наконец то глухой ночью все успокаивается.
Утро славы)))..
С тобой здоровается даже водитель автобуса, медсанчасть ты пройдешь даже если будешь в состоянии комы, прогноз для тебя заготовлен заранее, дежурный штурман за тебя уже сделал расчет… И все сопровождается записками и купюрами. Вертолет пока стоит, ждет «стратегический» груз

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:49
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Взлет, эфир гудит.
- 24645 «Салехард-контроль»
- 24645 слушает.
- Двоечку добавьте.
Это значит, что на радиостанции надо добавить 0,2 Мгц что бы разговаривать на др. частоте и не засорять служебный канал. Переключаемся. Слышим в эфире щелчки еще других бортов. Уши хотят погреть))
- Борисыч, у вас деньги есть?
- Маленько есть. Сколько и кому?
- Девчонки с перевозок просили на свадьбу хотя бы пяток…
- ОК.
- Борисыч, это 22318, возьми мне две…
Своим не откажешь…
И так всю дорогу. Мы с бортмехаником считаем деньги собранные, командир делает всю работу за экипаж.
А как по-другому, если у тебя за спиной 1500 кг сверхархисупердефицитной водки?

Ниже фото современной фактории Лаборовая


Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 04:07

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:49
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Прилетаем в Лаборовую. Хохол ждет с 2 хантами на разгрузку. Ага ..щас.
- Петро…Ну ты понял. Вот тебе деньги, 3 ящика твои, остальное не тронь.
- Да вы окуели совсем!!! Мне ж план делать надо...
- Петро, выбирай или деньги, или полгода без борта…Закроем нахрен площадку, пока всю тайгу не срубишь…

Летим назад. Чудеса. Локатор, который месяц не работал сейчас ловит за милую душу.
Диспетчер проявляет все чему его учили, и он должен делать, и более того…
- 24645 ваше удаление 112 км, чуть правее возьмите
- 24645 удаление 80, на курсе…
Подлетаем к городу, но не только мы, рейсовый Ан-24 с Москвы тоже подошел.
- «Салехард» 46704 условия подхода и посадки
- 46704 вам зона ожидания номер три, ждать!
- Но...
- Ждать! Литерный идет! 24645 рассчитывайте на полосу.
Если без водки, то сажали в самый угол, в глину, а тут и машинка «Follow me»
_____________________
Садимся. С воздуха видим, как люди, словно поток муравьев стекаются к углу перрона, туда же летят «УАЗы» аэродромных служб… И нам туда. Сели. Зарулили. Стоим в дверях родного Ми-8 и по списку выдаем продукт.
И это третий из рассказов о Маугли.

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 03:50

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:50
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
У самого Карского моря.

И был день, и была пища. Дожевывая омуля, я стоял на берегу Карского моря и смотрел, как улетает предпоследний Ми-8 на Салехард. Последние были мы. Недалеко на рейде стоял атомный ледокол «Брежнев», в прибрежной полосе, свободные от вахты буровики расставляли сетки на… Да, да на уток. Был такой оригинальный способ ловли пернатых.
В 1987 году весной, занесла нелегкая нас на конец географии, на мыс Харасовей. Каких-то 1500 км до Северного полюса и полное отсутствие цивилизации давило на проспиртованную душу вертолетчика. Это сейчас там говорят круто, а тогда….

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 03:52

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:51
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Штук 16 жилых модулей, один вагончик с надписью «КГБ СССР», ведь рядом Новая Земля, с ее атомными бомбами, пендосские подлодки в тех водах были не редкость. И частенько море выбрасывало непонятные буйки с надписями на английском. Что еще было? Столовая, вертолетные площадки, из просто уложенных квадратом и вспоротых мешках цемента и штук 12 буровых в округе и все. Пелевин и пустота. Назывался этот пейзаж: «Карская нефтегазоразведочная экспедиция».

Вот так тогда, там, например проходила выгрузка судов

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:52
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Работали четырьмя бортами по 15 дней, было 14 мая, завтра смена. Три борта улетели, наш четвертый оставался до прилета смены, чтобы не оголять Север без вертушки. Санитарная ежемесячная норма в 80 часов налета, больше которых мы не могли без специального приказа летать, была практически отлетана. Оставшиеся три часа берегли для рейса домой. А там 15 дней выходных.
И настало завтра. А вместе с ним пришла, и радиограмма из которой следовало, что на «югах» все стоит из-за непогоды и жесточайшего обледенения, и смены нам пока не ждать. Вместе с этим пришла и «добрая указивка» о продлении нам саннормы еще на 10 часов. А погодка у нас была шикарная. Ну что ж, снова в бой….
А вечером пришел начальник другой экспедиции, а точнее Ленинградской гидрогеологической партии, который заявил, что еще вчера трое его подчиненных вышли в Карское море на «казанке» (лодка такая) для замера течений и не вернулись. Нужны поисковые работы.
Решив про себя, что на самом деле парни браконьерили омуля, отбиваем радиограмму о разрешении на поисково-спасательные работы. После недолгого ожидания пришло «добро» с указанием в открытое море не выходить, поиск вести до прилета спасательного гидровертолета Ми-14 из Амдермы, вылет которого невозможен, опять же из-за непогоды южнее.
Начальник питерских гидрологов разложил перед нами свои карты и указал точки, куда возможно течениями потеряшек могло вынести, в том числе и на о. Белый. Перенеся эти точки на свои карты, мы на следующий день приступили к поиску.
Аварийно-спасательные работы приятны тем, что на многие ограничения полета наложенных приказами и прочими талмудами можно забить. Жизнь человека важнее.
Начали с острова Белый. Никто из нашего отряда, на тот момент туда не летал, насколько мне было известно. С осторожностью покидая материк мы начали перелетать пролив отделяющий остров. Серые свинцовые волны, с кусками льдин и необорудованный вертолет для полета над морем, заставляли сжиматься сфинктер до размера наночастиц. И в этих суровых реалиях я увидел первый раз в жизни белуху. Белый полярный дельфин, сверкая глянцевой кожей смело шел на запад. Подивившись на чудную зверушку мы прилетели на о. Белый, который обозначен был на наших секретных картах, как нежилой.
Пилотировал я, командир склонившись влево осматривал полосу прибоя, бортмеханик смотрел спереди.
Странно, а откуда на нежилом острове свежие следы гусениц, подумал я, и тут же увидел разгадку.
Плоха замаскированная зенитно-ракетная установка, прямо по курсу оптимизма не добавила. Хрен их знает, пришла ли им радиограмма о нашем полете, что на уме у начальника полузаброшенного поста. Противоракетный разворот, которому обучали в училище и на бреющем назад.

Уффф.. Все мы на материке, сразу спало нервное напряжение. Летим теперь на юг. Роли поменялись, командир пилотирует, бортмеханик прямо, я скрючил голову вправо вниз. 1,5 часа уже летим
Что представляла местность. Важно. Слева направо. Плато, обрыв плато высотой метров 10, пляж шириной метров 50 и собственно море.
Догоняем и пролетаем над упряжкой оленей, управляемых одним хантом. 2 оленя, нарты, хант – 1 штука, какой-то мешок на нартах, и палка-хорей в руках ездока. Все.
Летим дальше.
- Медведь! Медведь!
Интонации в голосе бортмеханика-«браконьера» насторожили. Что такого? Мы этих мишек, как на мух нагляделись. Глаз привычно ищет бурое пятно и….ебать-колотить! Мишка то белый!!

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:52
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Огромный белый самец медведь шел вальяжно нам навстречу. Благо скорость и высота были небольшими. Зависли. Он тоже остановился. На высоте 2 метра в режиме висения 10-тонная махина рыча 3000 реактивными лошадьми приближалась к мишке. Мишка оказался мужик! Встав на задние лапы, он открыв пасть (наверное, рычал, двигатели глушили все) двинулся навстречу нам. Уважив его за храбрость, мы бросили это дело, набрали высоту, проверили не было ли на плато ненужных свидетелей, мало ли какой хант стуканет, что борт 24645 умку гонял, что было запрещено, мы полетели дальше, оживленно обсуждая происшедшее. Пролетев минут 10 нас всех одновременно посетила одна мысль. Хант то ехал навстречу медведю!!! Разворот круче, чем на о.Белый, газу «в пол» ….
Не спрашивайте… Не знаю… Как дурной сон. А был ли мальчик?
Ни медведя, ни ханта, ни оленей… Ничего… Ничего мы не нашли. Пролетев с запасом в километров 10 в каждую из сторон света, мы ничего не нашли. Твердо убежден только в одном - разойтись из-за особенностей местности они не могли.
Так закончился первый день поисков.
А потом была оттепель, прилетела смена, прилетел борт с Амдермы и Маугли полетел домой….
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:53
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Картинки Заполярья.

Давным-давно в одной галактике, под названием СССР, над замерзшей Обской губой летел оранжевый вертолет.
Измотанные двухнедельной командировкой пилоты находились в приподнятом настроении. Причин было две.
Вторая причина - это предстоящий званный ужин с дружественным экипажем Ми-6 на подбазе рядом с поселком Тамбей. Со стороны нашего экипажа, мы проставлялись оленьими языками, мешок которых нам своевременно «подарили» в богом забытом (в те времена) уголке под названием поселок Ямбург и парой бутылок водки с фактории. Экипаж «шестерочников» выставлял на стол строганину и ликер «шасси» - литр спирта из противообледенительной системы вертолета настоянный за неделю на каких-то размороженных ягодах.

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 03:53

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:53
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Первая же причина случилась только что. Вертолетчики хохоча еле контролировали процесс полета.
Краткое пояснение. В те года, в том районе радионавигационное обеспечение полетов оставляло желать лучшего. До ближайших диспетчерских пунктов удаление бывало и по 500 км. Рабочая высота полета вертолета в тех краях порядка 200 метров. Диспетчера из-за таких удалений и высот не слышали экипажей. Экипажи не слышали диспетчеров. Для решения этой задачи просили борты, которые находились рядом в зоне слышимости, но на более высоких эшелонах «играть» роль ретрансляторов. А летали там всякие парни на «ТУ» и «Илы» во всякие Токио и Парижи..)) И вот такой был радиообмен при заходе в зону ответственности аэропорта Мыс Каменный.

- Каменный-контроль, я 24645….
Тишина…Еще раз
- Каменный-контроль, я 24645….
Опять тихо…Просим помощи у «высотников»
- Борты, кто слышит 24645?
Кто-то сверху…
- Чего хотел? Говори.
- Передайте «Каменному»: 24645 из ЯМБУРГА на ТАМБЕЙ, на 200 метров. Тамбей рассчитываем в 45 минут.
- ОК… Каменный-контроль, 85866
Слышим ответ аэропорта Мыс Каменный, у них радиостанция мощнее.

- Каменный слушает, говорите 85866
- Тут борт 24645 докладывает. С ГАМБУРГА на БОМБЕЙ !!!!!!!!! Но почему-то на 200 метров… Да и время прибытия слишком быстро… Борт, борт что за тип?

Экипаж Ми-8 был вырублен на 10 минут смехом…) Эх ребятки-пилоты, завтрак в Париже, обед в Стамбуле… Откуда ж вам было знать про эти две столицы тундры, Ямбург и Тамбей)).
В таком настроении наш экипаж вернулся на точку рандеву.

Стол был накрыт и уже наполовину пуст. Как и бутылки, впрочем. Шла неторопливая игра в покер и беседа о смысле жизни, об ультразвуковых гармониках двигателей ТВ2-117А и их влиянии на увеличении периода лактации самочек енотовидной собаки (амурский подвид) в период гона… Курили прямо в вагончике. Единственный некурящий, впрочем, и непьющий и «побабамнеходящий» техник, назовем его Вова, покинув компанию сидел на крылечке и любовался красотами заснеженной тундры в свете одинокого фонаря.
- Ходи Гриша. Алле... Гриша, твой ход.
Штурман с Ми-6 к которому обращался Маугли, не выдержав обильного стола с деликатесами и крепость авиационного спирта вырубился прямо за столом. Ему снился родной Кировоград, одноклассница и холодный «Боржом» … Причем «Боржом» пила одноклассница.
- Надо его перенести.
Тело уснувшего штурмана аккуратно перенесли в кровать. Он в этот момент заворчал. Наверное, хотел убить одноклассницу. И с открытым ртом так и остался спать…
- Маугли.. А дай-ка мне один язык из мешка- попросил командир.
Оставшиеся неприготовленными размороженные, в хорошо натопленном вагончике языки лежали в мешке и при попытке достать противно скользили в руке.
Вложив один язык в рот спящему штурману, решили позвать с улицы Вову.
- Вовка!!! Быстрее Грише плохо!!!
Забежавший в вагончик Вова увидел «бездыханное» тело штурмана с вывалившимся 30-сантиметровымв густой слизи синим языком, медленно сполз по стене. Обморок…
Пришлось бежать в вертолет за аптечкой. Откачали обоих.

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:54
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Где-то через неделю возвращаемся с Надыма. «Светлое» время суток на северах заканчивается быстро. В полярной ночи не спеша идем на Салехард.
- Командир, что за херня?!!!
Крик бортмеханика прервал монотонность полета. Далеко впереди наблюдаем огненный шар. И тут же в эфире:
- Салехард-контроль, 22508 пожар в кабине!! Удаление 60 от Салехарда! Падаем!!
Чей-то голос в наушниках вызвал критический уровень адреналина в крови. Экипаж Ми-8, горел и падал в тундру.
- Я 24645 вас наблюдаем, идем к вам!
- 24645, я 22318, продолжайте полет, я рядом. «Салехард –контроль» 22318 наблюдаю падение борта, заход на площадку с подбором, вылет доложу.
Узнаваемый голос командира эскадрильи остановил нас.
Пришли в Салехард, бегом к диспетчерам.
- Что там?
- Все нормально. Траванулись дымом, но живы.
Уснуть в ту ночь не смог. А в 6 опять вставать, опять на вылет, а еще хотел физику подучить, через 2 дня экзамены сдавать (в Киевский институт ГА), заочно еще хотел подучиться.
На следующий день стандартный полет: Салехард- перелет 15 км в Лабытнанги под загрузку – Надым - Салехард.
Перелетаем в Лабытнанги. И встали. Загрузка пока запрещена, в связи с вчерашним падением вертолета. Выясняется. Ми-8, заказчик –аптечный склад, загрузили всякого лекарственного барахла в вертушку. А там какие-то таблетки не занесены в список опасных грузов. Расположили их вдоль короба отопителя салона. От высокой температуры воздуха на выходе из отопителя они самовоспламенились. И вся эта шняга горела и дымилась, по вентиляции засосало и в кабину пилотов. Задыхаясь от лекарственного угара, не видя ничего, экипаж и приложил горящую «восьмерку» в тундру. Позже уже по расшифровке выяснилось, что они там только «мертвую петлю» не сделали, так их мотало. Ждем окончания разборок грузоотправителей и комиссии.
Сидим в комнате отдыха… Заходят ВВшники (там зон немеряно)
- Есть свободный экипаж?
- А вам зачем?
- Да у нас один в побег сорвался. Тут недалеко…
- Эт как так...? У вас же охрана и все такое.
- Да он часового завалил… Да нам только на расстояние выстрела.
- Стоп. Это получается у него автомат. И ему мы тоже будем на расстояние выстрела...
Подписался безработный ярославский экипаж… Через час вернулись они.
- Ну как?
- Да никак. Куда он уйдет по тундре?.. Подлетели очередь дали, автомат забрали и назад...
- Н да…
Наконец получено добро на погрузку. Заказчик аптечного склада бегает ищет свободный борт… Все после вчерашнего ей отказывают.
Слетали, вернулись. Все нормально.
Два дня у меня выходных для сдачи экзаменов, в экипаж на эти дни подменного второго пилота дали.
Сдал экзамены, сижу отмечаю сдачу… Заходит коллега, Игорь Потапенко.
- Маугли! Твои упали!
- Игорек, иди на хер. Они по санзаданию дежурят, в гостинице спят, наверное.
- Я серьезно!!! Отказ 2-ух двигателей!!! На Обь упали!!!….
………………………………………………………………………………………………
В вертолете Ми-8 несколько топливных баков, в двигатели идет топливо из расходного бака (РБ), а в него (в РБ) поступает из подвесных и дополнительных баков. Соединяются они трубками, через тройники. Вертолет специально оборудованный под выполнение санитарных заданий, несколько дней стоял. Не было заданий. Были перепады температур воздуха от минус 5 до минус 30. Воздух в трубопроводе сконденсировался и стек в тройник, где замерз. И тут вылет. Топливомер показывает нормальный уровень топлива.
Летели пока не израсходовали 700 литров из расходного бака…. Загрузка – 7 детей после больницы и фельдшер. Отказ 2 двигателей. Аварийная, идеальнейшая посадка. Минус 30 на дворе. 4 часа на льду реки. Запускать и вообще что-то делать с вертолетом нельзя.
Экипаж отдал свои шубы детям. Потом еще всю ночь в на допросах: А не диверсия ли это? А почему...? А как...?
Признаны невиновными. Командиру – значок «Отличник Аэрофлота», бортмеханику – электробритву, второму пилоту – грамоту за 7 копеек… А если бы разбили бы чего? До сих пор бы платили. И заметка в центральной газете (кажется в «Правде»). Лично читал. 1985 год.

………………………………………………………………………………………..
Что мы, вертолетчики за это получали? 120 рублей оклад и 12 рублей 50 копеек максимум за час полета… Стоило оно, рискование своей попой, того? Мое твердое - да!
И не из-за денег… Есть что-то большее…. Не знаю, что….

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 04:16

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:55
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Моя дорожная.
Пилотам 388 летного отряда и Тюрину Олегу Алексеевичу лично……

« ….Куда не глянь - кругом пятьсот,
И к ночи, точно, занесет,
Так заровняет, что не надо хоронить…»
Высоцкий В.С. «Дорожная история»


Урчат моторы, винт свистит,
Внизу лишь тундры лабиринт,
Вон Салехард, вон Обь река и льда заторы.
Еще шесть месяцев и май,
И будет отпуск, Крым, Домбай,
Все будет – девки, солнце, пляж, шашлык и горы!


Лететь им в Горки не впервой,
Идут исхоженной тропой,
Идет и снег, и ветер в лоб, внизу поземок.
Замерзла вдрызг река Полуй
Чернеет насмерть вмерзший буй,
Здесь на Ямале светлый день зимой недолог.

В наушниках опять хрипит:
«На 300 встречный!» - говорит,
Возьмем правее, нечего стесняться.
Нам хватит неба на двоих.
«Курс двести десять!.. Видишь их?»
«Да, разошлись» - «Давай назад - левей пятнадцать».


Он в летном деле знает толк,
Хотя «волчонок» он, не «волк»,
Вот бортмеханик тот прожжен, в глазах усталость.
И вдруг (бывает только «вдруг»)
Сменился двигателей звук,
И если б взвыл, а то замолк... Вот это напасть.

«Шаг-газом» сразу резко вниз,
Педалью левой навались,
И ручку «вправо - на себя»… «Как обороты?!»
Что там второй? Сошел на крик:
«MAYDAY! MAYDAY! Отказ двоих…»
«Да что ж там с топливом у нас?» - «Его до рвоты!»

Молчат моторы, свист винта
Слабей становится слегка,
И тундры белый цвет зрачок наполнил.
Что друг, романтики хотел?
Погоны, форма, в небе дел…
Так получи ее родной теперь по полной..

Упасть бы нам и не пропасть,
Зачем расстраивать вновь мать?
В войну и так немало ей досталось…
Там впереди площадка есть,
Суметь бы целыми там сесть,
Тяни Ми-8 дорогой, чуть-чуть осталось!

Ну, вот и все – в сугроб полет...
Двенадцать тонн на обский лед,
Удачно, черт его бери, он припечатал,
Ну, где там бледная с косой?
Сегодня он, увы не твой..
«Что там в салоне?» - «Живы все ребята!»

«Я – двадцать два полсотни пять!
Контроль ответь!» - где ж помощь, блядь…
Здесь минус сорок, печки нет, лишь лед и стужа
«Пилоты! Шубы надо снять,
И детям все в салон отдать».
А голосок то у него уже простужен…


Из радио, как в душу яд:
«Полсотни пять! Я – Салехард!
Терпите парни!» - «Времени немного...»
- «На базе есть Ан-26,
Ему на лед никак не сесть.
Ваш борт как раз и был другим в подмогу».

Замерзли стрелки на часах,
Слой инея на волосах,
Еще немного и никто не будет нужен…
Калейдоскопом мысли влет:
Вот мама, школа, я – пилот,
Вот Кременчуг, вот свадьбы званый ужин…

Опять в эфире треск один..
И вдруг: «Ми-8! Командир!
Я вижу вас! Я - борт Ан-2, ноль-ноль-восьмой!
Что с ветерком у вас внизу?»
-«Где ты?» - « С Березово иду!
Эфир я слышал. На хер всех! Я на прямой!»


«Ноль-ноль-восьмой! Бери правей!
Посадочных здесь нет огней…
Здесь ветер – 200, рыхлый снег …» – «Да я на лыжах!»…
«А ну всем встать! Бегом в Ан-2»
Ну вот и взлет. Прощай река!
«Как звать спаситель?» - «Просто, Сашка-рыжий».

Где в Обь вливается Полуй,
Сказали парни смерти – «Хуй!»,
И снова жизнь сияет в новом цвете.
А что же ждет их впереди?
Сейчас узнаешь, погоди,
Нет повести печальнее на свете…

Там замполит и инженер,
Московский бритый, лысый хер,
«Да не спеши, ваш ждет допрос и не один»
Инструкций и приказов рой,
Штабных шакалов злобный вой.
И из Тюмени выслан почтой вазелин.


Пришли на базу, сразу их
Закрыли в классе. Всех троих.
И кучу объяснительных строчить до ночи.
«Теперь-то все?» - «Какое там.
У Ка-Джи-Би вопросы к вам...»
«А может умысел там был? Теракт и прочее…»

Четвертый час уже утра.
Теперь свободна вся братва.
«Взять водки сто?» - «Какие сто?! Давай два литра!»
С ушей, обмерзших кожу снять,
В сортир по-быстрому сгонять,
«Ну что, жить будем?» - «Будем жить!». Не жизнь, а битва…

«Как там сказал один поэт?»
«Четыре сбоку – ваших нет»?
«Да нет, другой там был куплет. Вроде такой -
«Конец простой - пришел тягач,
И там был трос, и там был врач…»,
«Все как у нас… Возьми гитару, спой»

«Конец простой - пришел Ан-2,
Его мотор А-Ша – шесть-два,
Стащил у смерти на реке всех одним разом,
Там были дети, экипаж,
Замерзший в усмерть фельдшер наш,
А что наш борт? - Накрылся медным тазом…»

Я помню летный наш отряд:
Щетинкин, Жариков, Потап,
И Елисеев, мой КЗ – пилот от Бога,
Шнейдмюллер, Клипперт, Деккер наш –
«Люфтваффе» прозван экипаж,
И Витю Шмакова с «Ми-6» еще немного…

Прошло с тех пор немало лет,
Ми-8 - есть, отряда – нет…
И командира не найдет «Великий Гугл».
Теперь компания «*мал»,
И менеджмент там правит бал,
Сломав волков в марионеток-кукол.

Да что отряд – страны уж нет!
Один плешивый президент,
Что перестроил, что предал. Все «зашибися»!
Потом из Ёбурга седой,
В войне с Чечней - ни в зуб ногой,
Добил и армию, и флот - «Вперде Роисся»!

Я мог бы долго продолжать
Поверь, мне есть, что рассказать
Всё правда, для словца привру две капли…
Историй тьма, а сил то нет
Вот накоплю и в тот ж момент…
Ну а пока прощаюсь, всех люблю Ваш Chapleeng-Chapleen.

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:55
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Мы возили апельсин

Давно это было… А точнее 31 декабря 1986 года. Я тогда еще молодой (эх, жисть моя, тудыт её в качель) пилот МИ-8, вместе со своим экипажем готовился к крайнему вылету в этом году из Надыма. 15 дней командировки, да и в целом 1986 год заканчивались. План полета простой: Надым – Ямбург – и домой, на базу, в Салехард. Запасной аэродром – Надым. Груз - апельсины и шампанское. Заказчик – Управление магистральных газопроводов, УМГ по-нашему.

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 03:56

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:55
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Погодка в тот день была шикарной: быстро заканчивающийся полярный полдень (восход в 10:30, заход солнца в 14:00), безоблачно, штиль, и мороз. Ну как мороз, так себе песец, просто полный песец, градусов за 45. Ниже метеобюро температуру не давало, потому, как по документам, эксплуатация МИ-8 разрешена до минус 45. Сели в кабину, запустились, печку первым делом раскочегарили.
Пошел плюс в кабину, перчатки и варежки можно скинуть (я не ошибся, именно так - и перчатки, и сверху еще варежки летные были надеты).
Совершив все необходимые процедуры, просим разрешение на контрольное висение перед взлетом. В ответ команда: «Ждать!». Стоим молотим, 3 минуты выждали, повтор запроса, ответ тот же. Затем следует указание перейти на «сервисную» частоту и из последующего разговора мы узнаем, что нам следует ждать какое-то «трубопроводное» начальство. Мы его отвозим в Ямбург, там он толкнет поздравительную речь, его везем назад, дозаправка и только потом летим в Салехард. Ждем, молотим винтами минут 10, спрашиваем: «Когда же?». Ответ тот же – «Ждать!».
Ми-8 в полете жрет 638,4 кг топлива в час. 800 литров по-простому. На земле, на «холостых» естественно меньше, но все равно ощутимо. Перерасход топлива нам в конце месяца не нужен, да и как все сложится после, непонятно. Может эта сотня-другая литров керосина нам и пригодится. Не в офис же поедем на трамвае, а в темноту сгущающейся ямальской ночи нырнем, на 300 километров и это только в 1 конец. Вырубаем моторы, закутываемся в шубы, ждем.
Вечерело. Холодало. Заметало.
Вертолет имеет очень тонкие стенки фюзеляжа, никаких стекловат/пенопластов и в помине нет. Выстужается салон моментально. Через некоторое время слышим в салоне: «Бзыньк». Посмотрели. Шампанское стоящее в крайних рядах замерзло и бутыли начали лопаться, разметая осколки толстого зеленого стекла по салону. Накрыли остатки казенным пологом от «морды» МИ-8, прибрали стекло и в этот момент дрифтуя на площадку подлетает «УАЗ». Из него выскакивает товарищ в дубленке.
«Поехали!» © Гагарин Ю.А.
По списку пассажиров, который я обязан заполнять, фамилия единственного пассажира была Вяхирев. Его должность, я замерзшей авторучкой обозначил, как – «нач.».
Кто он такой, мне было тогда неизвестно, да и все равно, по большому счету.
Когда печка вошла в «крейсерский» режим и салон прогрелся, то циркулирующий теплый воздух стал доносить до экипажа ароматы цитрусов, и пары разогретых виноградных спиртов. Атмосфера в кабине была самая, что ни на есть новогодняя.
Это был один из самых тяжелых рейсов. Лететь два часа в темноте и вдыхать пары шампанского без закуси - трудно. Наверное, только предыдущие тренировки со спиртом и крепость еще неушатанного организма, помогли благополучно завершить полет, и успеть вернуться домой под звон курантов.
До развала страны оставалось пять лет.
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:56
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Мы с тобой одной крови…

…..Сколько кануло, сколько минуло
Жизнь кидала меня, недокинула… (С) Высоцкий


Расскажу о том, как я стал пилотом и про курсантскую жизнь.

Успешно провалив экзамены в Строгановку, я тупо гулял по городу размышляя о предстоящем приключения в 2 года в рядах доблестной Советской Армии. Детство прошло в Ашхабаде, куда моя мать попала после войны «подымать медицину». Жили в авиагородке, где моими родителями был куплен дом. О «черных тюльпанах» из Кандагара и Кабула, когда начался Афган, я был знаком не понаслышке. Да и по дороге в школу пересекал ж/дорогу, иногда пропуская военные эшелоны с надписями на погруженных в ж/д платформы БМП: «Небит-Даг - Герат. Вернемся домой с победой!»
За окном родительского дома шло лето 1981 года, война в Афгане и мой одноклассник.
Остановленный мною одноклассник (к сожалению войну я остановить не смог) рассказал, что в 400 метрах от моего дома работает еще комиссия по приему в летные училища. Так в общем то совершенно случайно (сдав экзамены, тест на профпсихпригодность и тест по физподготовке) я оказался в Кременчугском летном училище гражданской авиации.
Это были лучшие годы.
Подъемы в 06.00, ежеутренние кроссы по 5 км и физработы после учебных классов с нарядами и караулами были ответом нашего командира роты. В этих боях закалялась душа и тело будущих пилотов. Молодой растущий организм постоянно хотел белков, протеинов, взамен предлагая местному населению (женской половине) гормонов в размерах позволяющих обогнать численность народонаселения Китая, минимум в 2-ух кратном размере.
………………………………………………………………………………………………..
По Кременчугу строем шла рота и май 1983 года.
- Рота!!! Песню на «Раз» запевай!
- Иииииииииииии
- Раз! - громом рявкнули 90 молодых глоток.

Курсанты Кременчугского летного училища с песней возвращались из городской бани:

- Восток алеет, Китай вдали,
Сотрем китайцев с лица земли.
Ревут моторы: «Москва, прощай!»
Мы летим бомбить Китай!

А в трюмах бомбы, покрыты лаком
А в них одно лишь слово «Атом».
Бомбили Мюнхен и Берлин,
Теперь летим бомбить Пекин!

Не совсем политкорректная в 83 году песня, и строй марширующих курсантов в цепочку по одному, растянувшийся метров на 500, вызывали у горожан улыбки и смех. Любимцам города прощали многое.
Заканчивался 2-ой курс учебного цикла, впереди были летние полевые аэродромы и учебные полеты на вертолете Ми-8. Автобусы училища уже развозили другие роты по Полтавской области и из-за их нехватки рота возвращалась пешком.
В ожидании своего автобуса, чуть позже, сидим на стадионе училища и треплемся…

- Не… Полкан вчера отмочил!!!
- Ага… Я ни от кого такого раньше не слышал, что бы полковник отдал такой приказ…

Мои друзья Эдик Вегелин и Андрюха Писакин обсуждали вчерашний курьез.
Дело в том, что 2 дня назад Маугли, у которого была мечта всех курсантов, постоянная увольнительная с выходом в город (данная ему как члену сборной училища по стрельбе), задержался в гостях у своей знакомой аж до утра. Вернувшись из самоволки ранним утром броском через забор стен училища, Маугли с еле открытыми глазами присоединился к роте, идущей на занятия.
Первой парой был предмет «Бомбометание». Вел его полковник Шмырев. Ходили упорные слухи, что именно этот полкан, будучи штурманом эскадрильи, на учениях точно вывел свой бомбер «Ту» на мост и одной меткой бомбой с первого раза уничтожил его напрочь.
Все бы хорошо, но макет моста, который надо было уничтожить находился километрах в 150, в стороне, а дымящийся остов разбомбленного моста, был действующим мостом. Три колхоза две пятилетки собирали на него деньги, только отстроили, поэтому его не было на картах. Благодаря Шмыреву нет и сейчас. За сей подвиг, «ворошиловский стрелок» Шмырев был отозван из действующей армии и отправлен к нам в училище преподавать «Бомбометание».
Полковник не любил Маугли. Маугли отвечал взаимностью. Их тонкие отношения начались на лестничном пролете казармы училища. Маугли бежал вверх по лестнице на свой 5-ый этаж, и на одном из пролетов уперся в неслабый живот Шмырева.
- Курсант стоять! Фамилия!
- Курсант Маугли, товарищ полковник!
- Хааароший курсант… Откуда?
- Из Ашхабада, товарищ полковник!
- Дааа? ... А я вот тоже служил в Иркутске…
Зная географию на пять с плюсом и историю с мостом, данный перл полковника был для Маугли , контрольным выстрелом в голову. Не соблюдая субординацию и не сдерживая себя от смеха Маугли сполз по стене….
И вот спящий на ходу Маугли, идет на последнее занятие к Шмыреву, имея в пассиве «двойку» за предыдущую тему от «любимца». Таких оценок в авиации не бывает. Приемлемы только «пять» и «четыре».
Будут вызывать сто пудов, и надо тянуть только на «пять».
Спрятавшись в середину строя, Маугли на ходу сквозь полудрему читал конспект взятый у его друга, Гены Маслюка. Классификация бомб вероятного противника, их маркировка, области применения и их ТТД, никак не задерживались в голове. …
Каким-то чудом, каким не помню, спал с открытыми глазами, задача была выполнена…
Пара вторая. «Тактика ВВС». Хороший препод заболел. Вместо него будет урок вести начальник военного цикла, гроза курсантов училища, полковник Теллин. Он же у курсантов – Теллин-Талинн-Сталин, или просто «батя».
Майское теплое солнышко, бессонная ночь и ветерок с Днепра сделали свое подлое дело. Маугли уснул на уроке у «бати» ……
- Курсааааант!!!!!
Блин…Уснул…Писец полетам….
- Вы, что себе позволяете?!! Почему спим!
- Извините товарищ полковник! Всю ночь не спал, учил «Бомбометание», чтобы исправить «двойку» и не подводить взвод.
- Исправил?
- Так точно, товарищ полковник!
Подошел к своему столу. Проверил журнал. Хм… точно исправил.
- Курсант! Спать!!!
Ну них себе! От такой как раз команды, сон и прошел. Вытаращенные глаза однокурсников подтверждали отсутствие слуховых галлюцинаций.
Это событие парни и обсуждали….


- Деньги собрали?
- Да.
- Отлично, я завтра на почту тогда сбегаю.
Два моих земляка, старше меня на год, Валерка Нижегородов и Сашка Бурмистров подкинули идею, как наказать нашего замполита «Вируса».
Замполит будучи креативным и накаченным человеком додумался до того, что в увольнение с ночевкой будет отпускать только тех, кто выиграет у него 2 партии в настольный теннис, для части обженившихся к тому времени курсантов, это была плохая новость. Выиграл - в увольнение, нет – 3 круга вокруг аэродрома.
Месть заключалась в оформлении на домашний адрес замполита, годовой подписки на журнал «Свиноводство», для оформления которой мы и собирали деньги.
- Маугли, назавтра людей организуй. Бурый (Бурмистров) на маршрут на Херсон пойдет, наверняка опять за арбузами...
- Да ты шо.. О це ж свято дiло…Будут вам хлопцi…

День следующий.
Начальник штаба оживленно жестикулируя ходил перед построенной ротой.
- Вы педерасты! Суки! Вам отцы-командиры путевку в небо дают, а вы у них картошку воруете! Да вы лучше у меня ее заберите!
- Иван Терентьевич, а который Ваш огород?
Наглый в своей безобидности вопрос Писакина поверг его в шок.
- Что?!! А ну вас на …..!
Училище год назад, по периметру аэродрома нарезало огородных участков для начсостава. Вырос урожай. А поскольку на ночь на аэродроме оставался только пьяный дежурный офицер и 90 голодных парней, нетрудно догадаться, что и колорадским жукам там нечего было ловить. Будучи людьми благородными, курсанты после ощипа плодов, аккуратно (до вчерашнего дня) закапывали уже пустые кусты обратно.
Приехавший с центральной базы училища автобус привез начальство, жаждущее херсонских арбузов и начштаба для выписки нам звездюлей.
А вертолет задерживался и надолго.
Устав ждать, начальники дали дежурному указание не напиваться до разгрузки борта и обеспечения безопасности арбузов, сели в автобус и уехали.
Через час прилетели арбузы.
Выстроившись в цепочку курсанты, перекидывали арбузы в глухой сарайчик с одним зарешеченным окном. Две тонны вкуснейших плодов перелетали из в рук в руки. Дежурный строго следил за тем, чтобы не было как бы «случайных» расколов этой чудной херсонской ягоды. Зря. Еще строже следили мы. У нас был план.
Тиха украинская ночь… Как вытащить здоровые арбузы не взламывая дверь, и с решеткой из металла на окне? Идите в летчики)))
Вынимается осторожно стекло, сквозь решетку просовываются две руки, в одной нож, в другой крюк из толстой проволоки. Крюк втыкается в арбуз, арбуз подтягивается на подоконник с обратной стороны, там же, внутри, разрезается ножом на дольки и.... вуаля!)

Маугли, Бурый и Нижний сытые лежали на теплой украинской земле….
- Слышал прикол. Синие фуражки - красные лица, гражданская авиация спешит опохмелиться…
- Слышал. Это старое. Вот новье - Быстро, надежно и без хлопот, Вас похоронит Аэрофлот))

Эх. Бурый, Бурый… Знать бы тогда, что через каких-то десять лет, ты лежа в кровавом гипсе, сквозь боль будешь мне рассказывать другие истории.
Как падала горящая «восьмерка», как твой второй пилот пытался опустить ручку шаг-газа вниз к земле, а гидравлика отказала. И лопалась кожа на руках у пилота, и розовые кости выползали из рук, как вскочил бортмеханик пытаясь удержаться от чудовищных вибраций и его выкинуло в салон, где с потолка уже лилось горящее масло….

Эх курсанты, курсанты Кременчуга, сколько вас осталось….
…………………………………………………………………………………………………..

Эдуард Вегелин, 1964 г.р., г Фрунзе – застрелен в карауле, осенью того же 1983 года, аэродром Каховка, г. Кременчуг.
Геннадий Маслюк, 1964 г.р. г. Алма-Ата- 388 летный отряд, г. Салехард, умер в Салехарде в 1987г. Сердце.
Андрей Писакин, 1964 г.р, г. Хабаровск – Командир вертолета Ми-2, пилот 2го класса, погиб в авиакатастрофе в 1998 г. Вертолет упал в озеро. Причина катастрофы неизвестна. Информация требует вторичного подтверждения.
Валерий Нижегородов, 1963 г.р. г.Ашхабад – Командир вертолета Ми-8, 166 летный отряд г. Ашхабад. Погиб в авиакатастрофе в начале 90ых. Вертолет упал в залив Кара-Богаз-Гол. Причина катастрофы неизвестна.
Им не было и 35…
Александр Бурмистров, 1963 г.р. г.Ашхабад - Командир вертолета Ми-8, 166 летный отряд г. Ашхабад. Инвалид. Крупнейшая вертолетная катастрофа на территории Туркмении.
Причина катастрофы – разрушение главного редуктора, пожар двигателей, отказ основной и дублирующей гидросистем. Единственный выживший после падения с высоты 2100 метров.

…Может спел про Вас не умело я
Очи черные, скатерть белая….
……………………………………………………
………………………………………………..
Имена не вымышлены, совпадения не случайны. Быль.

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 03:57
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:57
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
История одной экспедиции


Давно это было, в прошлом веке.
Была страна, которую боялись и уважали враги, и которую не ценили ее жители. Враги боялись ту страны за ее мощь, боялись воинов той страны, которые были вооружены и подготовлены на таком уровне, что проще было сразу капитулировать, чем связываться с ними. И была среди тех воинов, особая их часть, равных которым не было в этой Галактике, и имя им было – летчики…
Так случилось, что в один из эпизодов моей жизни я стал работать летчиком-инструктором Ашхабадского аэроклуба.

Готовил и учил пацанов летать и любить небо. Многие из них затем поступили в летные училища СССР и стали летчиками. И только один поступил в училище ПВО и научился сбивать самолеты. Женька Петров, если ты читаешь эти строки, так это я про тебя пишу гад! )))
Для того что бы учить, надо самому уметь и поддерживать форму, и вот однажды наш аэроклуб решил, а не взяться ли нам за Вильяма нашего, за Шекспира, а не устроить ли нам перелет на планерах вдоль всего хребта Копет-Даг, вдоль границы с Ираном. Сказано-сделано! Не знаю какие связи и механизмы были задействованы, но добро и средства были очень быстро выделены.
Завидуй поколение 21 века, завидуй Россия с ее единственным вертолетным училищем, завидуйте властьдержащие, убившую всю школу подготовки летчиков и 90 % летных училищ России, и издавшие закон разрешающий гастарбайтерам летать пилотами в России, поскольку своих нет… Ну да ладно, не об этом я сейчас.
Это дело решили провести на должном уровне. Были приглашены проверенные друзья-летчики и спортсмены из II Mосковского аэроклуба.
И вот одним ранним утром группа летчиков на четырех самолетах «Вильга-35», трех планерах «Янтарь-стандарт-3», одном рекордном планере «Лиетува» и одном самолете "АН-2" стартовала из г.Ашхабада в г.Небит-Даг.

По пути погода ухудшилась, появилась облачность и сильная болтанка.

"Ан-2" не отставал )), летел рядом

Это сообщение отредактировал Chapleen - 16.03.2025 - 03:57

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:58
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
Летчикам находившимися в планерах досталось изрядно.
Несколько раз происходили обрывы буксировочных фалов и летчикам в планерах приходилось с ходу принимать решения на подбор площадки для посадки на незнакомой местности, причем решать приходилось сразу за двоих, т.е. планерист думал не только о своей безопасной посадке, но и о возможности посадки самолета-буксировщика для дальнейшей эвакуации планера и его буксировки в пункт назначения.
На земле нами были удивлены местные жители.

Правое дело
 
[^]
Chapleen
16.03.2025 - 03:58
Статус: Offline


user

Регистрация: 24.07.11
Сообщений: 3149
В середине пути сделали посадку для дозаправки на аэродроме ПВО «Подсолнух», район г. Кизыл-Арват. На фото: под нами "Подсолнух"

Правое дело
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 17821
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх