Гвадалахара: триумф авиации

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
УрусШайтанъ
23.05.2020 - 16:01
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
112
83 года назад, в марте 1937 года, у города Гвадалахара в центральной Испании разыгралось сражение, примечательное тем, что бои на земле были выиграны ударами с воздуха. За несколько дней советские и республиканские испанские лётчики сорвали наступление сильной группировки итальянцев и поставили её на грань катастрофы.

Текст + 7 фото via

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
УрусШайтанъ
23.05.2020 - 16:02
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Учёба в бою

После первых стычек гражданской войны в Испании, определивших, кто сильнее в конкретном городе или провинции, начала формироваться извилистая линия фронта, колебавшаяся то в одну, то в другую сторону. Во многих местах её можно было свободно пересечь — что и неудивительно при общей длине фронтов в 2000 км.

В республиканской части Испании долго продолжались споры о том, нужна ли регулярная армия или можно обойтись милицией. В конце декабря 1936 года трудное решение всё же было принято. По опыту войны с марокканскими горцами была предложена система смешанных по составу бригад — самостоятельных подразделений численностью примерно в четыре батальона. В итоге каждая политическая партия формировала свои боевые отряды, под партийными флагами отправлявшиеся на фронт.

Траншеи республиканцев

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
УрусШайтанъ
23.05.2020 - 16:03
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Умение воевать при этом заменялось энтузиазмом. Даже единой формы одежды не было. Встречались рабочие блузы, плащи без рукавов, береты, соломенные шляпы, красные платки… Нередко о прибытии подкреплений и готовящихся наступлениях извещали в газетах. В одной авиачасти ежедневные задачи лётчикам писали мелом на доске в вестибюле гостиницы.

Подготовленные кадры, если не считать военспецов СССР и интербригадовцев с опытом Первой мировой, взять было неоткуда. Даже первые танкисты обучались буквально на ходу — что уж говорить о стрелках и пулемётчиках? При этом части, проявившие себя стойкими, вынуждены были не выходить из боёв и несли большие потери. Разведка фактически отсутствовала, в лучшем случае записывая рассказы перебежчиков. Немало сил уделяли поискам врагов, которых быстро находили и ликвидировали на месте, но число шпионов не убывало.

Оружия традиционно для гражданской войны не хватало. При этом даже в одном батальоне могло быть несколько типов пулемётов и винтовок, зачастую разных калибров. Бойцы не умели не только стрелять, но и чистить оружие. Гранаты делались из консервных банок — с риском, что они взорвутся прямо в руках. Советский кинооператор Макасеев описывал показанное ему уникальное орудие, стрелявшее снарядами, не подходившими по калибру и летевшими на полкилометра — впрочем, дальше и не требовалось. Испанским лётчикам иногда приходилось сбрасывать бомбы руками.

Плотность артиллерии по меркам мировых войн была ничтожной. Кроме того, она штатно не входила в состав пехотных частей на постоянной основе, а временно придавалась им. Катастрофически не хватало оптики и карт. Поэтому взаимодействие между пехотой, танками и артиллерией находилось на вполне понятном низком уровне. Спецификой Испании была развитая сеть хороших дорог, по которым быстро перебрасывались подкрепления, поэтому ни одной стороне не удавалось завершить первые победы окончательным разгромом противника.

Ход боёв лучше всего описывала фраза «В течение всего дня продолжалось наступление, не уступившее врагу ни клочка территории». Тем не менее все попытки националистов взять Мадрид провалились.

Но зимой на поле боя вышла новая сила — в Испании высадился итальянский экспедиционный корпус, в большинстве своём укомплектованный закалёнными войной в Эфиопии солдатами. 17 января 1937 года они развернули наступление на Малагу, и уже 8 февраля город пал. Националисты снова заставили относиться к себе как к серьёзному противнику. В феврале в долине Харамы к северу от Мадрида атаки франкистов удалось остановить ценой больших потерь — зато республиканцы научились обороняться.

Зимой в испанских горах лежал снег, что зачастую приводило к обморожениям непривычных к окопной жизни солдат. В начальный период войны бойцы не раз просто отказывались рыть окопы, считая, что только трусы прячутся в земле. Зиму стремительно сменяла весна, и спустя неделю-другую стоял уже практически летний зной.

Националисты у артиллерийского орудия

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
УрусШайтанъ
23.05.2020 - 16:04
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Гроза над Гвадалахарой

Ранним утром 8 марта испанские и итальянские части перешли в очередное наступление к северо-востоку от Мадрида. Испанскую дивизию «Сориа» возглавлял герой обороны крепости Алькасар в Толедо генерал Хосе Москардо. Но основная тяжесть битвы пришлась не на испанскую пехоту. Итальянцы были хорошо оснащены артиллерией, лёгкими пулемётными танками и автомобилями — на батальон приходилось до 70 грузовиков, а всего корпус имел порядка 1300 автомобилей.

В атаку в первом эшелоне шла усиленная дивизия, насчитывающая 9000 штыков, 600 пулемётов, 30 миномётов, 74 пушки и 48 лёгких танков. Во втором и третьем эшелоне для развития будущего успеха двигались ещё три дивизии. Ширина полосы наступления составляла всего 10–12 км, плотность артиллерии на направлении главного удара достигала 58 орудий на километр фронта — в разы больше средней.

Карта операции у Гвадалахары

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
УрусШайтанъ
23.05.2020 - 16:05
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
12-я республиканская дивизия девятью батальонами занимала фронт в 75–80 км, насчитывая чуть менее 6000 штыков, 85 пулемётов и 15 орудий. Половина её резервов не имела боевого опыта. Благодаря тщательной разведке и подготовке итальянцам удалось вскрыть систему обороны республиканцев вплоть до отдельных пулемётных точек.

Оборона республиканцев после получасовой артподготовки и налёта авиации была прорвана сразу в трёх местах. Если позволяла погода, авиация по 4–5 часов подряд обрабатывала позиции обороняющихся, поэтому итальянское наступление развивалось стремительно.

Поблизости у республиканцев почти не было боеспособных частей, а имевшиеся были измотаны тяжёлыми боями на Хараме. Уже на второй день, 9 марта, наступающие продвинулись на глубину до 20–30 км. Впереди шли около 20 танков, за ними автоколонны с пехотой. По планам итальянцев, они должны были взять Гвадалахару и примерно на пятый день выйти к предместьям Мадрида. Район боёв был пронизан сетью отличных дорог, однако итальянцы решили использовать всего два шоссе, загромоздив их сотнями машин.

Первыми 8 марта с воздуха заметило противника звено истребителей И-15 под командой лейтенанта Виктора Матюнина. По оценке лётчиков, на шоссе по направлению к Гвадалахаре скопилось до 300 машин и 30 танкеток. Истребитель Матюнина получил прямое попадание в мотор, и лётчик был вынужден приземлиться. При посадке самолёт скапотировал, и его пришлось сжечь.

Тем временем республиканцы все ещё ждали основного удара непосредственно на Мадрид у Эль-Пардо или на Хараме, а не наступления через Гвадалахару. Несмотря на сообщения с фронта, только после того, как военные советники из СССР комбриги Я. В. Смушкевич и П. И. Пумпур 10 марта лично убедились в серьёзности положения, в штабах принялись массированно перебрасывать подкрепления на помощь обороняющимся.

В этот же день республиканский командир взвода танков Т-26 Эрнесто Феррер совершил один из наиболее впечатляющих подвигов гражданской войны. Утром 11-й интербригаде было придано сразу пять танков. Феррер, имея взвод из двух машин, вывел свои танки на опушку леса, откуда открыл огонь по наступающим итальянцам — колонне из восьми танков.

Лёгкие итальянские танки CV-33 и CV-35, не раз названные танкетками, прекрасно показали себя в Эфиопии. Они отличались большой проходимостью, а мощная вентиляция обеспечивала экипажу комфорт даже жарким летом в Эфиопии или Испании. Однако, комфорт комфортом, но против 45-мм пушки Т-26 их 6,5-мм пулемёты подходили плохо.

Феррер быстро подбил две итальянские машины, затем перешёл взводом в атаку и подбил ещё два танка, огнём из пулемётов разогнав пехоту. Не останавливаясь на достигнутом, Феррер продолжил наступление и увидел порядка 20 танков, мирно заправлявшихся горючим с грузовиков. Открыв огонь с дистанции 700–800 метров, танки Феррера, по заявкам экипажей, быстро превратили машины противника в пылающие костры — итальянские танкисты не успели оказать сопротивление. Но и это было ещё не всё! Следующей была разгромлена колонна из 15 грузовиков с пехотой. В довершение Феррер, прикрываясь деревьями, уничтожил противотанковую пушку и благополучно вернулся с обоими танками к своим.

Конечно, заявленные успехи республиканцев в этом эпизоде могут быть завышены, но приостановка итальянского наступления остаётся фактом. Попытавшись во второй половине дня атаковать без танков, итальянская пехота быстро залегла, и 12-я интербригада на соседнем участке фронта даже контратаковала. Только ночью, после захвата заблудившегося штаба пулемётного батальона итальянцев, республиканцам стало ясно, что на них наступает целый корпус регулярной армии.

11 марта в помощь республиканской пехоте командование выделило мощную авиационную группировку: 45 истребителей, 15 штурмовиков и 11 бомбардировщиков СБ. Весь день не прекращались дожди, дороги развезло. Ночью в горах выпал снег, не давая автомашинам двигаться. Моторы приходилось прогревать по несколько часов.

Республиканцы осматривают захваченную итальянскую танкетку CV-33

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
УрусШайтанъ
23.05.2020 - 16:05
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Разгром

12 марта настала очередь авиации сказать своё слово. В первом ударе участвовали 14 штурмовиков-бипланов ССС, 11 бомбардировщиков СБ и 42 истребителя И-15 и И-16. Каждый штурмовик нёс по четыре фугасные бомбы ФАБ-50 и по 20 мелких осколочных бомб АО-10. Штурмовики шли на бреющем полете, бомбардировщики — на высоте 1500–2000 метров, выше барражировали И-15 и И-16. Одно звено штурмовиков, поднявшись до 300 метров, ударило по голове колонны, второе накрыло хвост.

Многочисленные колонны итальянцев оказались зажаты в горных ущельях и на узких улочках близлежащих деревень. Внезапно на них обрушились очереди пулемётов и авиабомбы. Машины горели, сталкивались друг с другом, пехота разбегалась кто куда. Республиканские самолёты садились, заправлялись, пополняли боеприпасы и снова взлетали.

Всего в тот день самолёты выполнили 142 вылета, сбросили 492 бомбы и расстреляли порядка 200 тысяч патронов. Один штурмовик был подбит, но смог дотянуть до своих. Штурман Пётр Жарский сгорел в машине, пилот Игнатий Солдатенко с ожогами попал в госпиталь.

Так, по мнению современного художника, выглядели атаки республиканской авиации. Два И-15 прочёсывают дорогу с движущимися по ней войсками пулемётным огнём

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
УрусШайтанъ
23.05.2020 - 16:06
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Вот как 13 марта описывал происходящее очевидец, известный советский журналист Михаил Кольцов: «Здесь, на шоссе, творится нечто невероятное. Сломанные телеграфные столбы, путаница проводов, воронки от снарядов, сотни трупов итальянцев, наполовину засосанных водой и грязью». Лётчик-истребитель Георгий Захаров вспоминал, что итальянцы были настолько ошеломлены, что даже не пытались отстреливаться.

Уцелевшие итальянские части пытались атаковать, но попали в охват клещей из 50 танков Т-26. На следующий день республиканские истребители проутюжили позиции итальянской артиллерии и пехоты, а затем вперёд двинулись танки. Итальянцам окончательно пришлось перейти к обороне. Всего за два дня боёв, 13 и 14 марта, было захвачено 13 орудий, около 50 пулемётов, примерно 500 винтовок и 300 пленных. В отдельные дни танки расстреливали по три боекомплекта снарядов.

15 марта республиканские истребители совершили 25 вылетов для ударов по наземным целям, ещё девять вылетов выполнили бомбардировщики СБ. Под удар попали две отдыхавшие дивизии франкистов.

С 18 марта в налётах участвовали новые штурмовики Р-Зет: 70 самолётов накрыли грузовики на улицах городка Бриуэга и позиции артиллерии. Затем в атаку снова пошли танки в количестве 40 машин, при поддержке пехоты и артиллерии. За день было взято 300 пленных, трофеями стали 30 орудий, включая тяжёлые, шесть танков, более 150 пулемётов, около 1000 винтовок, 130 автомашин и тракторов.

Пленные итальянцы

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
УрусШайтанъ
23.05.2020 - 16:06
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
20 марта всего за час штурмовики, истребители и бомбардировщики, сменяя друг друга, сбросили 610 бомб и выпустили 75 тысяч патронов. По докладам лётчиков, им даже не нужно было особенно целиться: на протяжении 10 км машины на шоссе сгрудились в два-три ряда. Последними снова налетели истребители.

Спустя два часа удар повторили — на врага обрушилось 188 бомб и свыше 55 тысяч пуль. Кроме того, были сбиты бомбардировщик «Савойя» SM.81 (упавший на территорию республиканцев, весь экипаж погиб) и три истребителя «Фиат» CR.32. Всего в этот день авиация республиканцев выполнила 174 вылета. 23 марта истребители и штурмовики сбросили ещё 440 бомб и расстреляли 15 тысяч патронов.



Наступление продолжалось, пока республиканские войска не исчерпали последние возможности. Наконец, к 23 марта, операция завершилась. Несмотря на постоянные удары с воздуха и потерю огромного количества техники, итальянским дивизиям всё же удавалось отходить, избегая окружения. Республиканские части умели обороняться, а вот преследовали ещё неумело. Тем не менее им досталось порядка 800 пленных, 10 танков, 43 орудия, около 400 пулемётов и другие трофеи.

Парадоксально, но март 1937 года по погодным условиям оказался одним из самых «нелётных» месяцев за всю войну, и именно на него пришёлся блестящий триумф республиканской авиации, обеспечивший серьёзную победу на земле.

Конец
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:11
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Polikarpov R-Z Natacha Nador - Antiguo Aerodromo de Taouima (Morocco) 1940

виден СБ

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Gtlfyn
23.05.2020 - 16:11
16
Статус: Offline


всех убью, один останусь

Регистрация: 1.04.16
Сообщений: 2541
Цитата

в Испании высадился итальянский экспедиционный корпус, в большинстве своём укомплектованный закалёнными войной в Эфиопии солдатами.

это вот прям реальная ржака - закалённые боями итальянские солдаты
 
[^]
Beard74
23.05.2020 - 16:11
12
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11825
УрусШайтанъ, ТС - Благодарю!
Было очень интересно. Спасибо.
 
[^]
Gtlfyn
23.05.2020 - 16:15
4
Статус: Offline


всех убью, один останусь

Регистрация: 1.04.16
Сообщений: 2541
Цитата
Уцелевшие итальянские части пытались атаковать, но попали в охват клещей из 50 танков Т-26. На следующий день республиканские истребители проутюжили позиции итальянской артиллерии и пехоты, а затем вперёд двинулись танки. Итальянцам окончательно пришлось перейти к обороне. Всего за два дня боёв, 13 и 14 марта, было захвачено 13 орудий, около 50 пулемётов, примерно 500 винтовок и 300 пленных. В отдельные дни танки расстреливали по три боекомплекта снарядов.

ещё один шедевр - бои шли два дня, но в ОТДЕЛЬНЫЕ дни танки расстреливали по 3 боекомплекта.
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:19
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Polikarpov I-15 Chato (CA-108)

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:20
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Polikarpov I-15 Curtiss - Desconocido (Spain)

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:20
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Polikarpov I-15 Curtiss - Madrid-Barajas Adolfo Suárez (MAD-LEMD) (Spain) May 12, 1939

А это уже трофей, андреевский крест на руле

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:23
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Реплика в музее 2016-й

Polikarpov I-15 Chato (A.4-103 32-2) - Madrid - Museo de Aeronáutica y Astronáutica de Cuatro Vientos (Spain)

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
steslia
23.05.2020 - 16:24
1
Статус: Offline


Made in USSR

Регистрация: 22.04.11
Сообщений: 1728
Цитата
Natacha Nador

Наташа? Лётчица или механик?
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:29
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Цитата (steslia @ 23.05.2020 - 16:24)
Цитата
Natacha Nador

Наташа? Лётчица или механик?

Название...
Надор - аэродром в Марокко...

Aquí que también se trata de aviones republicanos recuperados en el campo argelino de La Senia (Orán) y traídos en vuelo a Tauima gracias al excelente plantel de mecánicos de la Maestranza de Nador y de los pilotos del Grupo 27. Podemos ver en el Natacha las puntas de plano y timón pintadas en blanco, así como la desaparición de las franjas rojas y detrás, el ya conocido SB-2 Katiuska con su famosa proa acristalada. El Natacha (versión heredera de R-5, que algunos confunden), también llamado "papagayo" por los nacionales, fue un excelente avión de ataque ruso (empleado luego en la II W.W.). Estuvieron desde los primeros meses de la guerra civil al servicio de la República y llegaros a España en total unos 130, siendo muy eficaces desde el principio en ataques de apoyo táctico. Algunos de ellos siguieron en servicio pocos años después, en el naciente E. del A. destinados en el Regimiento Mixto nº 2 y estuvieron basados en el campo de Auamara, en Larache. (Foto José A. Rubio; info compartida entre el anterior, Juan Arráez y yo).
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:30
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Alicante - Aeródromo de Rabassa (Spain) 1946-й

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:30
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Alicante - Aeródromo de Rabassa (Spain) 1950-й

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:30
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
Alicante - Aeródromo de Rabassa (Spain) 1950-й

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Horizen8
23.05.2020 - 16:30
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 12446
Масштабы происходившего не очень согласуются с пафосом описания.
По описанию творился ад и Израиль, а в итоге - 800 пленных, не удивлюсь если убитыми итальянцы потеряли не намного больше.
Впрочем, значения победы это не отменяет, а в начале таких войн всегда бардак творится, и действия войск численностью меньше недоукомплектованной дивизии бывают оказывают решающее влияние на кампанию в целом.

Это сообщение отредактировал Horizen8 - 23.05.2020 - 16:31
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:30
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
....

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
Адмиралец
23.05.2020 - 16:31
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6070
...

Гвадалахара: триумф авиации
 
[^]
КИПон
23.05.2020 - 16:39
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.16
Сообщений: 5920
тот самый, редкий, случай, когда авиация играла на стороне республиканцев. обычно все было с точностью до наоборот.
читаешь книжку Родимцева, так там абсолютное большинство боевых эпизодов описывается как ... а потом прилетела авиация франко и пришлось прятаться неся потери...
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 15345
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх