Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Arsenal34
15.05.2015 - 10:48
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 57
84
Почему двигатель «тридцатьчетверки» выпускается до сих пор

Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Arsenal34
15.05.2015 - 10:49
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 57
В тени танка Т-34 остался двигатель этой машины, который настолько удачен, что – внимание – выпускается до сих пор. Танковый дизель В-2 начали производить в день начала Второй Мировой – 1 сентября 1939 года. Но изящность его конструкции поражает воображение до сих пор.

Опередил время лет на 50...

Это прозвучит странно, но изначально 12-цилиндровый дизель В-2 разрабатывался для тяжелых бомбардировщиков, хотя в авиации не прижился: инженерам не удалось выжать из него нужное количество «лошадей». Однако авиационное наследие осталось, например, в «чугунную эру» двигателестроения мотор получил алюминиевый блок цилиндров и большое количество легкосплавных деталей. Как результат: очень высокая удельная мощность на единицу массы.

Сама конструкция была невероятно прогрессивной. Строго говоря, дизель В-2 отличается от современных супердизелей для легковых машин, в основном, отсутствием электроники. Скажем, впрыск топлива у него осуществлялся плунжерными насосами высокого давления, а не модной нынче системой Common Rail. Но у него было четыре клапана на цилиндр, как у большинства нынешних моторов, и верхние распределительные валы, тогда как многие двигатели того времени обходились еще нижними распредвалами, а иногда и парой нижних клапанов на цилиндр. В-2 получил прямой впрыск топлива, что является нормой для современных дизелей, но в 1930-х чаще использовали предкамерное или вихрекамерное смесеобразование. Короче говоря, дизель В-2 опередил свое время этак лет на 50.

Битва концепций

И да, он был дизелем. На самом деле, Т-34 стал далеко не первым танком с дизельным мотором, особенно активно в предвоенные годы дизели использовали японские танкостроители. Но Т-34 считается первым танком, разработанным специально под дизельную силовую установку, что позволило ему максимально «капитализировать» ее достоинства.

А вот немецкие танки очень долго оставались верны многоцилиндровым карбюраторным (бензиновым) моторам, и причин для этого было много, например, нехватка цветных металлов, а позднее – дефицит дизельного топлива.

Советские инженеры сделали ставку на дизель. Кстати, мотор В-2 дебютировал на танке БТ-5 еще до начала Великой Отечественной войны, но основную славу приобрел, конечно, в моторном отсеке «тридцатьчетверки».

У дизеля было несколько достоинств. Меньшая пожароопасность – одно из них, но далеко не единственное. Не менее важна была топливная экономичность, которая влияет на автономность танка, то есть его способность пожирать километры без дозаправки. Скажем, Т-34 мог проехать по шоссе порядка 400 км, немецкий Pz IV – порядка 300 км, причем советский танк был в полтора раза мощнее и почти настолько же быстроходнее.

Дизель создавал меньше помех для радиоэлектроники (нет системы зажигания), а еще мог работать на любом топливе, включая бензины и авиационные керосины. В условиях войны это было немаловажное преимущество: грубо говоря, обнаружив бочку с каким-то жидким углеводородом нужной вязкости, бойцы могли использовать его в качестве топлива, отрегулировав рейку топливного насоса. Работа дизеля на бензине вредна для двигателя, но в критических ситуация возможность стронуть танк с места приоритетнее вопросов ресурса.

Со временем дизельная концепция победила, и сегодня использование тяжелого топлива для танков является нормой.

Секрет долголетия

Дизель В-2 ассоциируется с танком Т-34, хотя уже во время войны его использовали на множестве других боевых единиц, например, другом танке-победителе – тяжелом ИС-2.

Со временем менялись мощность и обозначения мотора. Так, классический двигатель В-2-34 для «тридцатьчетверок» развивал 500 л.с., версия для ИС-2 называлась В-2ИС и выдавала 520 л.с., для танка КВ-2 тот же мотор форсировали до 600 л.с.

Еще во время войны предпринимались попытки увеличения мощности, в том числе за счет наддува, например, опытный образец В-2СН с центробежным нагнетателем развивал 850 л.с.

Но всерьез за форсирование мотора взялись уже после войны. Так, танк Т-72 получил версию В-46 без наддува мощностью 700 л.с., а современные танки Т-90 имеют турбоверсии мотора В-2 мощностью 1000 л.с. (например, двигатели серии В-92).

Еще во время войны мотор В-2 стали использовать на самоходках, тягачах и другой технике, а после активно применяли и в мирных целях. Например, модификацию В-31 получил дизель-электрический трактор ДЭТ-250.

Помимо классической V-образной формы с 12 цилиндрами от семейства В-2 отпочковались линейки моторов с другим количеством и расположением цилиндров, в том числе, для использования на судах. Для БМП были разработаны «плоские» шестицилиндровые версии В-2 с большим углом развала цилиндров.

Конечно, у мотора В-2 и его модификаций было множество «конкурентов», которые пытались вытеснить мотор Т-34 из моторных отсеков более поздних танков. Можно вспомнить один из самых невероятных танковых моторов 5ТДФ для Т-64 и Т-72. Двухтактный пятицилиндровый дизель с десятью поршнями, двумя коленчатыми валами и двойным наддувом поражал воображение навороченностью конструкции, и все-таки эволюционную гонку выиграли потомки мотора В-2.

Почему он оказался настолько живучим? Его создатели «угадали» базовые параметры и компоновку, которые обеспечили эффективность конструкции и большой запас «на вырост». Возможно, именно так и проявляется технический гений: выполнить не только сиюминутные требования, но подумать и о следующих шагах.

Скромные герои

А теперь самое время отдать должное людям, создававшим и развивавшим семейство моторов В-2. Его разработка велась в 1930-х годах на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством Константина Челпана, а на поздних стадиях – Тимофея Чупахина. В создании В-2 принимал участие Иван Трашутин, который позже стал главным двигателистом «Танкограда» – танкового производства Челябинска.

Мотор В-2 начали выпускать в Харькове, затем – в Сталинграде и Свердловске, но основная часть моторов была выпущена Челябинским тракторным заводом, возникшим после эвакуации нескольких танковых производств в тыл. Именно на ЧТЗ была собрана львиная доля двигателей В-2 во время войны, и этот же завод занимался развитием концепции в послевоенное время, в том числе под руководством известного конструктора Валентина Чудакова.
отсюда: http://svpressa.ru/auto/article/121782/
 
[^]
LEXXHAN
15.05.2015 - 10:51
19
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 2.10.13
Сообщений: 348
таким изобретателям - ВЕЧНАЯ СЛАВА!
 
[^]
malex78
15.05.2015 - 10:53
4
Статус: Offline


Мастер

Регистрация: 26.06.07
Сообщений: 9525
АвтоВаз тоже на одном блоке цилиндров выпускает машины уже 50 лет...
Зы. Отбросив шутки - двигло разное.
 
[^]
hurakan
15.05.2015 - 10:53
0
Статус: Offline


фартовый

Регистрация: 1.10.11
Сообщений: 4266
Спасибо ТС! Никогда бы не подумал, могут русские люди, чего уж там
 
[^]
kypck81
15.05.2015 - 10:54
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 13.04.10
Сообщений: 771
чуйка у меня, что очередная модификация В-2 будет стоять и в Армате, вместо навороченного Х-образного нового движка... а вообще, дело не только в двигателе, но и в коробке(ах) передач.
 
[^]
Augmentin
15.05.2015 - 10:54
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 15.11.12
Сообщений: 757
Добрая и нужная статья. Познавательно
 
[^]
ТопоГРАВ
15.05.2015 - 10:58
4
Статус: Offline


Главное, ребята, перцем не стареть!

Регистрация: 19.10.07
Сообщений: 11776
В Польше несколько лет назад решили переместить Т-34 (простоявший 50 лет) с одного постамента на другой.

Танк это сделал своим ходом-просто поменяли масло в моторе и поставили новый аккум, да плеснули дизтоплива.

Невероятно живучая движка!
 
[^]
MasterHome
15.05.2015 - 11:05
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.03.14
Сообщений: 63
Цитата
Скажем, Т-34 мог проехать по шоссе порядка 400 км


При этом уже на половине пути потребовав долива масла. Расход масла был большой, поэтому запас хода - понятие условное.
 
[^]
Liger74
15.05.2015 - 11:07
2
Статус: Offline


ГОСТ 826-54

Регистрация: 10.07.11
Сообщений: 1802
Arsenal34
Спасибо, интересный пост.
Сам ковырялся на МТ-ЛБ с ЯМЗ-238, тоже неплохая движка. А в соседнем боксе стояли "Акации" с В-59. Сухой картер, воздушно-аккумуляторный запуск, турбокомпрессор. Зверь.
 
[^]
Cokoll
15.05.2015 - 11:09
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.11
Сообщений: 3618
Цитата (ТопоГРАВ @ 15.05.2015 - 10:58)
В Польше несколько лет назад решили переместить Т-34 (простоявший 50 лет) с одного постамента на другой.

Танк это сделал своим ходом-просто поменяли масло в моторе и поставили новый аккум, да плеснули дизтоплива.

Невероятно живучая движка!

так и то ли на украине то ли у нас запустили поменяв масло ИСУ-152 с таким дизелем после 40 лет работы памятником.


Это сообщение отредактировал Cokoll - 15.05.2015 - 11:57
 
[^]
Комендор
15.05.2015 - 11:10
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 17.05.13
Сообщений: 701
Цитата (ТопоГРАВ @ 15.05.2015 - 10:58)
В Польше несколько лет назад решили переместить Т-34 (простоявший 50 лет) с одного постамента на другой.

Танк это сделал своим ходом-просто поменяли масло в моторе и поставили новый аккум, да плеснули дизтоплива.

Невероятно живучая движка!

А как же всякие сальники и прочие прокладки? РТИ за 50 лет не развалились в прах?
 
[^]
SESHOK
15.05.2015 - 11:16
5
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236256
Когда был пиздюком в лет 4-5 свет в наших колхозных ебенях был не по проводам а от генератора. Отец работал в коммунхозе, и в его ведении были эти генераторы. Он рассказывал, что там стоЯт два танковых двигателя от Т-34 и дают свет.
Мое детское воображение рисовало картинку: на подстанции стоят два ТАНКА Т-34 и по проводам от них идет свет... После долгих уговоров он взял меня с собой на работу и повел туда, на подстанцию. Какое было мое разочарование, когда я увидел не танки, а два мотора... Танков не было...
 
[^]
Egorcha
15.05.2015 - 11:17
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.05.13
Сообщений: 243
В СА ремонтировал в основном Т-55. Вот такое движки на них ставили...

Это сообщение отредактировал Egorcha - 15.05.2015 - 11:17

Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90
 
[^]
Traktorist78
15.05.2015 - 11:20
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.02.14
Сообщений: 1131
Цитата (Комендор @ 15.05.2015 - 15:10)
Цитата (ТопоГРАВ @ 15.05.2015 - 10:58)
В Польше несколько лет назад решили переместить Т-34 (простоявший 50 лет) с одного постамента на другой.

Танк это сделал своим ходом-просто поменяли масло в моторе и поставили новый аккум, да плеснули дизтоплива.

Невероятно живучая движка!

А как же всякие сальники и прочие прокладки? РТИ за 50 лет не развалились в прах?

Ну вытечет у него ведро масла на пол. И чё. Ему ж не в атаку идти, а просто с места на место переехать.
Да и преувеличение тут, я так думаю. Максиму слезть с постамента и на тралл заехать. Своим ходом он же весь асфальт соскребёт на поворотах
 
[^]
errorka
15.05.2015 - 11:24
0
Статус: Offline


Желаю чтобы все...

Регистрация: 27.06.08
Сообщений: 115
Прочитал с удовольствием. ТС, спасибо. Отзеленил
 
[^]
Kopelli
15.05.2015 - 11:26
0
Статус: Offline


Регистрация: 24.09.12
Сообщений: -1
потому что в Советском Союзе умели строить и изобретать...
 
[^]
зудука
15.05.2015 - 11:29
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 6151
Цитата (ТопоГРАВ @ 15.05.2015 - 10:58)
В Польше несколько лет назад решили переместить Т-34 (простоявший 50 лет) с одного постамента на другой.

Танк это сделал своим ходом-просто поменяли масло в моторе и поставили новый аккум, да плеснули дизтоплива.

Невероятно живучая движка!

Когда ставили памятник танкистам в Липецке, этот танк немного поездил по цеху. Спустя 30 лет был один инцидент, масло из правой бортовой протекло, устранили. Уверен, что он и сейчас бы поехал.

Это сообщение отредактировал зудука - 15.05.2015 - 11:58

Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90
 
[^]
Dmi20005
15.05.2015 - 11:33
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.08.14
Сообщений: 280
спасибо ТС !!! очень познавательно.
 
[^]
Kukrinikz
15.05.2015 - 11:38
1
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 1.02.10
Сообщений: 2054
Цитата
Конечно, у мотора В-2 и его модификаций было множество «конкурентов», которые пытались вытеснить мотор Т-34 из моторных отсеков более поздних танков. Можно вспомнить один из самых невероятных танковых моторов 5ТДФ для Т-64 и Т-72. Двухтактный пятицилиндровый дизель с десятью поршнями, двумя коленчатыми валами и двойным наддувом поражал воображение навороченностью конструкции, и все-таки эволюционную гонку выиграли потомки мотора В-2.

ТДФ и сегодня ставят на танки выпускаемые заводом им. Малышева. Это разные линейки, они конкуренты, только одного развивают, а на другого, с распадом СССР, положили хуй. Кафедра, на которой учился, занимается вместе с КБ Морозова улучшениями двигателя. И если мне память не изменяет, то сегодня по соотношению масса/мощность двигатель ТДФ еще не переплюнули.

Гражданскую версию двигателя В-2 можно встретить под именем Д-12.
 
[^]
Skat
15.05.2015 - 11:55
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.07.09
Сообщений: 3668
Дед работал инженером на Сталинградском тракторном и занимался двигателями. В 1942 оказался с продукцией завода на фронте. В марте 1943 был отозван с фронта и далее с танкоремонтным заводом дошёл до Львова.
 
[^]
зудука
15.05.2015 - 11:56
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 6151
Цитата (Kukrinikz @ 15.05.2015 - 11:38)
Цитата
Конечно, у мотора В-2 и его модификаций было множество «конкурентов», которые пытались вытеснить мотор Т-34 из моторных отсеков более поздних танков. Можно вспомнить один из самых невероятных танковых моторов 5ТДФ для Т-64 и Т-72. Двухтактный пятицилиндровый дизель с десятью поршнями, двумя коленчатыми валами и двойным наддувом поражал воображение навороченностью конструкции, и все-таки эволюционную гонку выиграли потомки мотора В-2.

ТДФ и сегодня ставят на танки выпускаемые заводом им. Малышева. Это разные линейки, они конкуренты, только одного развивают, а на другого, с распадом СССР, положили хуй. Кафедра, на которой учился, занимается вместе с КБ Морозова улучшениями двигателя. И если мне память не изменяет, то сегодня по соотношению масса/мощность двигатель ТДФ еще не переплюнули.

Гражданскую версию двигателя В-2 можно встретить под именем Д-12.

А ресурс? Цена самого мотора? Стоимость эксплуатации?
Как правило за габариты и удельную мощность всем этим и платят.
 
[^]
Cokoll
15.05.2015 - 11:57
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.11
Сообщений: 3618
Цитата (Комендор @ 15.05.2015 - 11:10)
Цитата (ТопоГРАВ @ 15.05.2015 - 10:58)
В Польше несколько лет назад решили переместить Т-34 (простоявший 50 лет) с одного постамента на другой.

Танк это сделал своим ходом-просто поменяли масло в моторе и поставили новый аккум, да плеснули дизтоплива.

Невероятно живучая движка!

А как же всякие сальники и прочие прокладки? РТИ за 50 лет не развалились в прах?

думаю все развалилось и течет, но скорее всего не в прах. завести его думаю все таки может оказаться действительно возможно даже после такого простоя.
 
[^]
Kukrinikz
15.05.2015 - 12:23
1
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 1.02.10
Сообщений: 2054
Цитата (зудука @ 15.05.2015 - 11:56)

А ресурс? Цена самого мотора? Стоимость эксплуатации?
Как правило за габариты и удельную мощность всем этим и платят.

Ресурс двигателя оговаривается в техзадании, посему он одинаков для всех танковых дизелей (400 моточасов, кажись). Цена -хз, не владею инфой. Надежность - тут надо посмотреть. С одной стороны двухтактник, лишенный клапанов, РВ и привода РВ. С другой стороны - два КВ и механизм их синхронизации.
Чем приятна линейка харьковских ТД - несколько форсунок в одном отсеке. В разы повышает надежность.

П.С. Вообще статья незаслуженно пропустила линейку газотурбинных двигателей танка Т-80. У них тоже есть на что посмотреть.

Это сообщение отредактировал Kukrinikz - 15.05.2015 - 12:27
 
[^]
BattlePorQ
15.05.2015 - 12:31
2
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 42687
Жаль, не найти чертежей двигателя Coatalen V12 1936 года. Опытный авиадизель английский, V12, алюминиевый, 4 клапана на цилиндр и четыре верхних распредвала...

Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 12309
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх