10 декабря 1996 года я получил водительское удостоверение категории "В".
Получил поздно, в 33 года, хотя машинами "болел" с детства.
Так уж вышло- получив удостоверение категории "А"(мотоциклы) в 16 лет, следующую категорию открыл лишь спустя 16 лет.
Разумеется, я, как и большинство Советских пацанов, собирался учиться на категорию "ВС" в 18 лет.
Учили конечно, и от ДОСААФ, чтобы призвать в Армию как водителей, но вот мне такого "предложения" не поступало.
"Права" "ВС"(и как правило механизатора) получали почти поголовно выпускники сельских школ, но я то был городской житель!
Первая "попытка" получить "права на машину" была конечно, в 18 лет.
В 1982 году я вместе со своими "першими кентами" собрался учиться на категорию "ВС"(точнее, мы записались на "В", но потом можно было доплатив около 25 рублей получить и категорию "С"- уже и договорились в автошколе). Стоило это тогда не так чтоб и много -65 рублей, если я не ошибаюсь.
Прошёл медкомиссию, вводное "занятие", где рассказали об обучении. Осталось лишь внести деньги…
И в итоге так и не пошёл учиться…
Почему?
Был безумно влюблён, а моя любимая участвовала в соревнованиях, много ездила. В общем, если бы пошёл учиться наши встречи были бы очень редки, а мне моя роднулька была нужнее, чем очень желанные "права".
Вторая попытка получить "права" так и не состоялась…
На "права" я должен был пойти учиться весной 1985 года. Мой любимый тестюшка(в первом браке), Александр Игнатьевич, очень хотел, чтоб мы с женой купили автомобиль.
Жили тесть и тёща в деревне, за 130 вёрст от города, в общем, автомобиль позволил бы нам видеться чаще. Да и скучал тесть по единственной дочке и как я думаю, безумно любил и своего зятя- да и я просто обожал своего первого тестя- для меня он как батя, которого у меня не было.
Дядя Саша работал бульдозеристом в Сельхозтехнике, получал прилично(особенно зимой, когда строил зимники для вывоза леса), была у него и возможность взять автомобиль без очереди.
Почему дядя Саша не купил машину для себя?
Как и многие механизаторы и профессиональные водители времён СССР(да и нынешние, довольно часто) не любил и не хотел иметь собственный автомобиль- на работе хватало "железа" и поездок.
Зимой 1984…1985 мы с дядей Сашей обсуждали, что будем брать- Москвич, Жигули или Ниву.
К единому мнению так и не пришли, хотя было выпито немало самогона под домашнее мяско и всякие "вкусности" с тёщиного огорода.
Ну а в мае 1985 сняли "броню" с завода и меня призвали в Армию.
Так и "закончилась" и не начавшись "попытка №2" получить "права на машину".
Во время срочной службы в Армии, "права" мне ой как бы пригодились!
Но увы, у меня их не было.
После Армии я вернулся к "разбитому корыту"- семьи у меня уже не было.
Всё, что поддерживало меня во время не самой лёгкой службы стало лишь воспоминаниями…
Но время лечит. Появилась новая любовь, другая женщина(с которой мы живём уже 30 лет), родился сын. На полученные за службу деньги(около 700 рублей)- стройбату платили, пусть и меньше, чем на "гражданке" был куплен в кредит мотоцикл Иж-Ю 5К, стоимостью 1450 рублей (за кредит рассчитался за 3 месяца- получал очень и очень неплохо).
Готовились покупать автомобиль, на заводе подходила очередь- был по-моему "десятым"…
Но всем известные события поставили на этой мечте большой и жирный крест.
1996 год.
Назло всей этой поганой кодле, правящей нами и старательно уничтожавшей Советский Народ мы родили дочку! Родили в тяжелейшее время, когда зарплату порой не платили годами. Но я скажу не хвастаясь- я старался, чтоб семья жила так как мы жили в СССР.
В общем, в отличие от очень и очень многих мы жили довольно неплохо. Правда, пахать мне приходилось…
Да, кстати, в 1996 году мы купили "чудо-чудное", "диво-дивное" — стиральную машинку автомат фирмы "Индезит". Купили в кредит, в одном из только что появившихся в городе магазинов бытовой техники. Стоила она ЗАПРЕДЕЛЬНО ДОРОГО- 3,5 миллиона! Это примерно четверть стоимости ВАЗ-2105.
Ну а ближе к концу 1996 года мы с супругой стали думать о покупке первого нашего автомобиля.
Мои деньги, деньги за рождение ребёнка- сложилась некая сумма, позволявшая взять старенькую тачку.
Но нужны были и "права".
В качестве "альма матер" для обучения на категорию "В"(обучение на категорию "ВС" в то время стоило дороже и прилично) была выбрана автошкола при Строительном Университете.
И вот в ноябре 1996 я иду к ВАЗ-2106, стоящему на обочине.
Сегодня ПЕРВЫЙ РАЗ В ЖИЗНИ я сяду за руль "легковушки".
Нет, конечно, я как и практически любой человек, родившийся в СССР на чём только не ездил — ведь работать в колхозах, совхозах, подсобных хозяйствах во время уборки урожая, подготовки к севу итд было обычным делом.
Сесть за рычаги гусеничного трактора, руль колёсного трактора, грузового автомобиля было обычным делом.
Ведь тогда, в СССР, особо "не морочились" — умеешь водить- пожалуйста, "права" в деревне никто не спросит! Я вырос среди шоферов, работал от своих предприятий в сельском хозяйстве, водил и ЗиЛ-157 и УАЗ-469 и "ГАЗон", управлял ДТ-75, "Владимирцем" и Т-150 и К-700…
Но вот легковой автомобиль…
Для меня(думаю и многих, рождённых в СССР) личный легковой автомобиль был и неким "признанием заслуг" и некоей "ступенькой" в плане технической грамотности, что ли…
В СССР типичный "путь автомобилиста" начинался с мопедов и мотовеликов, потом были мотоциклы "одиночки", потом мотоциклы с коляской и уж потом, лет в 30, а то и позже собственный автомобиль.
Для владения автомобилем в СССР нужно было знать устройство автомобиля, его типичные поломки, уметь самостоятельно отремонтировать практически любой узел. Ну и конечно, "наладить связи", чтобы достать архидефицитные запчасти.
Были конечно и "наездники", которые и колесо не могли поменять самостоятельно, но такие водители обычно вызывали смех:
-Не умеет ремонтировать, а тачку купил!
Конечно и у нас в городе и особенно в крупных городах "наездников" хватало, но для того, чтоб быть "наездником" в СССР нужно было как минимум и получать прилично, да и связи иметь "некислые".
В итоге автомобили в СССР были совсем не тем, чем они являются сейчас.
Некоторые мои знакомые не имевшие автомобиля, при необходимости брали его у родни, приятелей, чтобы к примеру увезти ну скажем, детей к бабушке в деревню или для чего-то ещё.
В принципе, такая возможность была и у меня, но для меня навсегда останется некоей непреложной истиной- автомобиль может быть только собственный(речь само собой не об автомобилях, которыми мы управляем на работе) и только обслуживаемый самостоятельно. Прикоснуться к чужому автомобилю, сесть за руль, а уж тем более управлять им, для меня до сих пор нечто абсолютно неприемлемое.
И вот я в первый раз в жизни сажусь за руль ВАЗ-2106…
Сколько раз я представлял этот момент!
Сколько раз я в мечтах ощущал в руке "набалдашник" КПП "легковушки", сколько раз в своих мечтах сидел за рулём легкового авто!
Мандраж нешуточный, в голове бьётся мысль:" А я смогу рулить легковушкой"?
Вам-то смешно, но повторюсь, для меня автомобиль и тогда и сейчас некое "чудо", а управление им некая "магия"(да, да именно так!).
Но прозвучал голос инструктора:
-Ну что стоим-то!
-Поехали!
И…
Я ПОЕХАЛ!
Оказалось, что рулить ВАЗ-2106 проще, чем ЗиЛ-157, ГАЗоном или Т-150.
Никакого дискомфорта, как будто всю жизнь за рулём.
Смешно, конечно- первый раз сесть за руль грузовика в 14 лет, иметь во владении мотоциклы, ездить на разных автомобилях и тракторах и бояться какой-то маленькой легковушки!
Но было, что уж понтоваться!
Поворачивай направо!- командует инструктор.
Поворачиваю…
И вдруг прямо в ухо душераздирающий крик:
-НЕ ОТРЫВАЙ РУКИ ОТ РУЛЯ!
Инструктор заорал так, что я непроизвольно нажал на тормоз.
-Что?!
-Руки от руля не отрывай!
-Когда у тебя руки в правильном положении ты знаешь, что машина едет прямо!
Как только ты оторвал руки от руля, перехватывая баранку, при повороте, возвращая баранку назад, чтоб двигаться прямо ты не поймёшь в каком положении колёса.
Если не будешь отрывать рук от руля при совершении манёвра, то будешь всегда знать положение баранки для движения прямо!
Выдав мне эту сентенцию, инструктор строго посмотрел на меня:
-Понял?
-Вроде бы да, ответил я.
Весь мой опыт вождения различной техники говорил, что это какой-то бред, но пришлось подчиниться.
Как я водил учебный ВАЗ-2106 "не отрывая рук"?
О, это отдельная "песня"!
Скажу сразу- это тяжело, если только Вы не йог.
Попробуйте- поймёте!
Но как-то получалось. Правда, буду честен — при разворотах, крутых поворотах приходилось отвлекать инструктора каким-нибудь вопросом или попросту его "забалтывать".
Как только он терял контроль, я быстренько перехватывал баранку!
Ездил я хорошо и часто был просто "личным водителем" Рината(грешен, забыл имя и фамилию инструктора, помню, что татарин, с типичным татарским именем и фамилией(типа Зайнуллин, Сейфуллин, Гинатуллин)- пусть будет Ринат)).
Ездили по делам Рината по разным местам города, а не только по "учебным" маршрутам.
Ринат был доволен и хвалил меня- мол, лучший ученик, чуть ли не из всех, что у него были!
Правда, один раз я чуть не угробил Рината и себя вместе с ним.
Было это так.
Стоим на перекрёстке, ожидаем "зелёный". У меня нос зачесался… Почесал.
Ну и конечно, "оторвал руку от руля"
Ринат в своём "репертуаре":
-Как гаркнет прямо в ухо!
-РУКИ НЕ ОТРЫВАЙ!
Это было прямо скажем, очень неожиданно:
-Сижу "на расслабоне", слушаю музыку, тепло, уютно…
В общем, я не ожидал что кто-то будет орать мне прямо в ухо…
Меня от испуга и неожиданности "переклинило" — я нажал газ в пол до упора(машина стояла на "передаче" с выжатым сцеплением) .
Проскочили перекресток на "красный", едва не "впилившись " в машины, идущие по улице:
— Повезло- я сумел вырулить.
Ринат белый как стена, смотрит на меня и еле слышным голосом говорит:
-Ты что это делаешь!
А у меня злость кипит!
-Хули орёшь в ухо!
Посидели, успокоились и даже немного поржали над происшедшим.
Ринат больше мне в ухо не орал. Если всё таки я "был пойман с поличным" на "отрыве рук", он говорил мне об этом спокойным голосом.
Но вот подошли экзамены.
Честно говоря, не представлял, как я буду сдавать, "не отрывая рук", но повезло:
-Ринат куда-то срочно уехал, а моим инструктором стал весёлый и разбитной пацан по имени Лёха.
В первую же поездку с ним он начал истерически хохотать
-Ну, вот ещё одна жертва Рината!
Рули нормально, не парься!
Не ты первый, после обучения у Рината люди порой к хирургу попадают с растяжениями и вывихами!
Может Лёха и пошутил, а может и правда- во всяком случае, у меня "гибкость рук" повысилась.
В итоге, "полигон" я сдал на Лёхиной "Копейке"
Осталось самое СТРАШНОЕ
- экзамены по теории. Боюсь я как огня разных "тестов". К сожалению я обладаю неким "абстрактным" мышлением, всё, что требует тупого "зазубривания" мне даётся очень и очень тяжело. Сдам практически любой устный или письменный экзамен, а вот когда из нескольких вопросов нужно выбрать правильный, что-то у меня в мозгах "клинит".
Но повезло — сдавало сразу несколько групп и тем, у кого были удостоверения ранее(хотя бы и "А" как у меня), экзамен зачли "автоматом".
На одной из улиц города из автомобиля, битком набитого "курсантами" я пересел в учебный автомобиль, с бравым ГАИшником на правом сиденье.
Подъём в горку, поворот...
-Тормози- говорит инспектор.
Останавливаюсь.
-Выходи!
-Так я сдал или нет?
Инспектор супит брови… Сердце у меня "уходит в пятки"…
Инспектор вдруг улыбается: "Да, сдал, сдал, всё нормально!"
Вот так я и получил столь долгожданную категорию "В". Получил очень и очень поздно
А потом, в январе 1997 я сел за руль первого своего автомобиля, Москвича-412.
Но это совсем другая история.
Это сообщение отредактировал Former64 - 21.02.2018 - 14:37