148
За вторую половину XX века немало пилотов разных стран решили поменять гражданство и улетели в другую страну на своих самолётах. Кем-то руководили личные мотивы, а кого-то вела корысть. Да и последствия их перелётов для самих лётчиков, их родных и близких, а также политическая ситуация были самыми разными…
Лейтенант ВВС КНДР Но Гым Сок сделал властям Южной Кореи и разведке США просто царский подарок. 21 сентября 1953 года, будучи самым молодым в стране лётчиком-коммунистом, кавалером двух орденов, он изменил вождю Ким Ир Сену, перегнав в аэропорт Кимпхо к южанам новый истребитель МиГ-15, за которым долго охотились американцы.
И хотя ему дали 100 тысяч долларов, сам Но Гым Сок утверждал, что бежал он из-за мамы, которая находилась на территории Южной Кореи. А ещё ему надоели коммунисты, потому что они — лжецы. Позднее он перебрался в США, работал авиационным инженером в крупных фирмах и 17 лет преподавал в университете аэронавтики Эмбри-Риддла. Жив до сих пор.
А вот всех родственников лётчика в КНДР после его побега расстреляли. Казнили и не углядевших за ним сослуживцев. Да и СССР не стал до конца войны поставлять северянам новейший, улучшенный истребитель МиГ-17 из опасения, что найдётся новый Но Гым Сок.
На вес золота
Тайвань заманивал пилотов коммунистического Китая блеском «металла дьявола». И попадались многие, судя по тому, что за годы холодной войны их вознаградили более чем 2,5 тонны золота.
11 ноября 1965 года в аэропорт Чан Кайши перелетел Ил-28 ВВС КНР, ведомый пилотом — капитаном Ли Сяньбинем. В полёте он ранил пытавшегося ему помешать штурмана Ли Цайвана. Тот, истекая кровью, пытался покончить с собой, не желая лететь к врагу. Совершил суицид стрелок-радист Лянь Баошэн, не имевший возможности помешать пилоту.
Это был первый Ил-28, попавший в руки западных специалистов. Власти Тайваня не поскупились — Ли Сяньбинь получил 100 килограммов золота. Спасённому и вылеченному штурману тоже дали 50 килограммов, плюс между ним и пилотом разделили пополам ещё полцентнера золота, не доставшихся стрелку-радисту (ведь тайванцы обещали награду всем сбежавшим членам экипажей самолётов).
Спустя два года пилот по суду стал требовать себе все награды, мотивируя тем, что это он «привёз» весь экипаж, который не особо и хотел лететь на Тайвань. Ему отказали.
Дослужившись в ВВС Тайваня до полковника, Ли Сяньбинь переехал жить в Канаду. Когда в 1992 году он приехал в Китай к больной матери, его арестовали. Но узнав о том, что тот болен раком желудка, отпустили. Вскоре Ли Сяньбинь скончался.
Штурман Ли Цайван тоже дослужился до полковника. Он жил в США, а после его реабилитации на родине вернулся в Китай.
«Пенициллин» и «Бриллиант»
Операцию израильской разведки «Моссад» по похищению истребителя МиГ-21 называют то так, то эдак. В любом случае она закончилась тем, что один из лучших лётчиков Ирака, ассириец Мунир Редфа, 15 августа 1966 года перегнал сверхсекретный самолёт в Израиль. Туда же к тому времени агенты «Моссада» вывезли его семью. Редфа получил вознаграждение в размере 500 тысяч фунтов и израильское гражданство. На пресс-конференции он заявлял, что ассирийцев в Ираке притесняют, и поэтому он не чувствует себя чем-то обязанным этой стране. После этого Мунир работал лётчиком в одной из нефтедобывающих компаний.
В Израиле семейство Редфы не прижилось и перебралось в Европу, где Мунир держал бензоколонку. В возрасте 60 с небольшим лет пилот-перебежчик скончался.
А специалисты цахала внимательно изучили полученный МиГ-21, и это помогло им в Шестидневной войне. Затем они предоставили самолёт для исследований в США. Американцы его вернули, и ныне беглый МиГ — украшение музея ВВС Израиля.
Не просто так…
Наиболее «нашумевшим» в прямом смысле можно считать перелёт в Северный Вьетнам первого лейтенанта южновьетнамских ВВС Нгуен Тхань Чан-га 8 апреля 1975 года. Прежде чем он посадил на авиабазе Пхен-Лонг свой истребитель F-5E, офицер «горячо» попрощался с прежним руководством…
В тот день, взлетев, как обычно, на бомбёжку позиций северовьетнамцев, Чанг отстал от своего звена под предлогом неисправности двигателя. После того как два других самолёта улетели, он повернул в сторону Сайгона и в два захода сбросил четыре 114-килограммовые бомбы на президентский дворец. Были небольшие разрушения, но обошлось без жертв.
Как выяснилось позднее, после того как южновьетнамская полиция в 1963 году убила отца Чанга, который был коммунистом, его сын поклялся отомстить. С 1969 года он работал на Вьетконг.
После перелёта к северовьетнамцам, Нгуен Тхань Чанг возглавил эскадрилью трофейных самолётов. В составе этого подразделения он атаковал авиабазу противника Таншоннят. А после войны его приняли в национальную компанию «Вьетнам Эйрлайнс», где он стал шеф-пилотом и освоил первый американский «Боинг-767» этих авиалиний.
Наиболее известный
Серьёзный вред советскому оборонно-промышленному комплексу и Вооружённым силам СССР в 1970-е годы нанёс перелёт в Японию старшего лейтенанта Виктора Беленко. Вылетев 6 сентября 1976 года с дальневосточного аэродрома Соколовка, он посадил свой МиГ-25П в аэропорту города Хакодате. При этом лётчик умудрился скрыться с экранов как советских локаторов, так и японских радаров. Приземлившись, Беленко принялся отгонять с пистолетом в руках фотографировавших его зевак. Старший лейтенант слишком хорошо знал цену сверхсекретному на тот момент самолёту.
Японское радио сообщило, что Беленко попросил политического убежища в США. Самолёт разобрали и детально изучили как японцы, так и американцы, после чего МиГ вернули в СССР. Этот самолёт больше не летал и закончил свой путь в качестве учебного пособия в лётном училище Даугавпилса.
МиГ-25П «ответил» на многие вопросы американской технической разведки, сэкономив ей миллионы долларов. Удалось выяснить, что самолёт не в состоянии перехватывать стратегический сверхзвуковой разведчик SR-71, который стали более уверенно использовать для высотных разведывательных полётов над границей с СССР. Специалисты США познакомились с новейшей системой управления вооружением самолёта, что позволило гораздо быстрее, чем обычно, найти способы противодействия Мигам и дало возможность новым образцам иностранной техники превосходить их в некоторых аспектах.
Да и сам Беленко оказался просто кладезем данных как о технической части самолёта, так и об оперативной и тактической информации о советских ВВС. Он сдал места дислокации авиачастей на Дальнем Востоке, графики и маршруты боевых дежурств, которые знал, и многое-многое другое. Одним словом, лучшие спецы разведки США за три месяца не управились с тем объёмом информации, что обрушил на них скромный старший лейтенант.
Он неплохо устроился в Америке, получил гражданство, женился, работал консультантом по советской авиации в ряде государственных и частных структур, написал мемуары. На его содержание и охрану ушло порядка 1 миллиона долларов. Сколько Беленко получил за угон МиГа на руки — неизвестно.
В СССР он был заочно приговорён к смертной казни. Ряд старших офицеров ПВО по результатам разбирательств получили выговоры, были понижены в звании или в должности. Холостых, разведённых и «морально неустойчивых» военных лётчиков ещё долго старались не допускать до полётов около государственной границы. На советских военных самолётах пришлось срочно внедрять новую, более сложную и дорогую систему государственного распознавания.
Встречайте генерала!
А самым высокопоставленным крылатым беглецом может считаться кубинский бригадный генерал Рафаэль дель Пино Диас. Соратник Фиделя Кастро, герой Плайя-Хирон, основатель национальных ВВС, военный советник во Вьетнаме и командующий кубинской авиацией в Анголе — он был последовательным сторонником идей коммунизма. До 1986 года…
Поддавшись влиянию перестройки в СССР, он стал критиковать Кастро как человека и политика. Его не преследовали, но 28 мая 1987 года генерал Диас вместе с семейством сел в легкомоторный самолёт «Цессна» и перелетел в город Ки-Уэст (штат Флорида). Оттуда он со временем переехал в Вашингтон, где занялся бизнесом, написал мемуары.
На Кубе его объявили нездоровым и осудили «за переход на службу к американским империалистам». А в США генерала критикуют, и местные кубинцы-контрреволюционеры его тоже избегают.
Журнал: Загадки истории №49, декабрь 2020 года