Венец эволюции линкоров

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
CS98rus
3.10.2014 - 11:37
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
139
Американский линкор создавался не для действий в Средиземноморской "луже". В отличие от итальянцев, чьи корабли могли в любой момент вернуться в базу для пополнения запасов топлива, янки вели войну на просторах бескрайнего океана. Отсюда — высокая автономность, увеличенный боекомплект и особые требования к мореходности кораблей. Вот такие дела.

Впрочем, обо всем по порядку.

Прямое сравнение линкоров периода Второй мировой (кол-во пушек/толщина брони) — дело гиблое. Во-первых, каждый стальной монстр создавался под условия конкретного ТВД.

Во-вторых, линкоры крепко различались размерами. Кто сильнее — 45-тыс. тонный "Литторио" или 70-тыс. тонный "Ямато"?

В-третьих, говоря о таких вещах, как строительство капитальных кораблей, необходимо делать поправку на состояние экономики, науки и военно-промышленного комплекса стран, в которых строились эти великолепные "Бисмарки", "Айовы" и "Ямато".

Венец эволюции линкоров
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
CS98rus
3.10.2014 - 11:37
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
Последнее важное обстоятельство — время. Мир менялся неузнаваемыми темпами. Между "Бисмарком" (ввод в строй — 1940 г.) и американскими "Айовами" (1943-44 гг.) лежала целая технологическая пропасть. И если технология изготовления цементированной брони Круппа осталась без изменений, то такие тонкие материи, как радиолокация и системы управления огнем (СУО), совершили грандиозный прорыв в будущее.

На картинке — 127-мм зенитный снаряд Mk.53 со встроенным мини-радаром. Сейчас, в эпоху зенитных ракет, таким никого не удивишь, но тогда, в 1942 году, создание радиоламп, способных выдерживать перегрузку 20000 g, было настоящей научной сенсацией. Янки отстреляли за годы войны миллион таких "болванок", определив, что для уничтожения одного японского самолета требуется в пять раз меньше Mk.53, чем при использовании обычных боеприпасов (~200 против 1000). Портативный радиовзрыватель позволял снаряду определять расстояние до цели и производить подрыв БЧ в наиболее выгодный момент, засыпая цель шквалом раскаленных осколков.

Это сообщение отредактировал CS98rus - 3.10.2014 - 11:38

Венец эволюции линкоров
 
[^]
CS98rus
3.10.2014 - 11:38
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
Принимая эффективность стрельбы каждой зенитки с обычными за снарядами "1", немецкий "Бисмарк" набирал шестнадцать очков (16 орудий SK.C/33 калибром 105 мм). "Айова" — сто! (20 пятидюймовок, стреляющих б/п Mk.53.) Забавный и одновременно пугающий вывод: эффективность дальней ПВО американских линкоров была как минимум в шесть раз выше, чем у любого из их европейских и японских ровесников.

Это без учета возможностей СУО Mk.37, централизованно наводившей зенитки по данным радара. Вычисление взаимного положения корабля и цели непрерывно производил аналоговый компьютер Mark-I. Похожим образом управлялась МЗА: скорострельные 40 мм "Бофорсы", имевшие дистанционные приводы, получали данные от прицельных гироскопических колонок Mk.51, по одной на каждую из счетверенных установок. Батареи 20-мм автоматов "Эрликон" наводились по данным ПУАЗО Mk.14.

Качество неизменно подкреплялось количеством. К зиме 1944 года линкоры несли по 20 счетверенных установок "Бофорс" и до 50 спаренных и одиночных "Эрликонов" с ленточным питанием.

Теперь не вызывает удивления, почему л/к "Саут Дакота" (предшественник "Айов", имевший аналогичную систему ПВО и участвовавший в боях с 1942 г.) сбил за годы войны 64 вражеских самолета. Даже с учетом неизбежных приписок, пусть даже 30 сбитых "птичек" — грандиозный военно-технический рекорд для корабля тех лет.


Венец эволюции линкоров
 
[^]
CS98rus
3.10.2014 - 11:38
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
Миф о противоминном калибре

Одним из спорных моментов в конструкции американских линкоров являлся отказ от противоминного калибра. Большинство линкоров других стран в обязательном порядке оснащались дюжиной 152-мм пушек и батареей из 12-16 крупнокалиберных зениток (90...105 мм). Янки в данном вопросе проявили дерзость: вместо среднего калибра "Айова" ощетинилась 20 универсальными пушками 5''/38 в десяти спаренных установках. Как уже отмечалось выше, пятидюймовки оказались достойным средством ПВО, но хватило бы могущества у 127-мм снарядов, чтобы отбить атаку вражеских эсминцев?


Как показала практика, решение было оправданным. Меньшая масса и вдвое меньшая БЧ успешно компенсировались высокой скорострельностью универсалок (12-15 выстр./мин.) и феноменальной точностью их огня (та самая СУО Mk.37 для стрельбы по воздушным и надводным целям).

Эсминец «Джонстон» всадил в тяжелый крейсер «Кумано» 45 пятидюймовых снарядов, разгромив тому всю надстройку вместе с радарами, зенитными орудиями и дальномерными постами, а затем досыта накормил снарядами линкор «Конго».
Эсминцы «Самюэл Б. Робертс» и «Хеерман» обрушили хирургически точный огонь на крейсер «Тикума». За полчаса боя «Сэмюэл Б. Робертс» расстрелял во врага весь свой боекомплект — 600 пятидюймовых боеприпасов. В результате на «Тикуме» вышли из строя три из четырёх башен главного калибра, развалился ходовой мостик и вышли из строя системы связи и управления огнем.
Эпизоды боя у о. Самар, 25.10.44 г., противостояние эскадры Императорского флота и эсминцев ВМС США.


Легко представить, в какое крошево превратился бы японский эсминец, рискнувший атаковать "Айову"!

Это сообщение отредактировал CS98rus - 3.10.2014 - 11:39

Венец эволюции линкоров
 
[^]
CS98rus
3.10.2014 - 11:40
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
Миф о недоборе скорости

Проектируя "Айову", янки внезапно увлеклись таким несвойственным для них значением, как погоня за скоростью. Согласно планам моряков, новый быстроходный линкор (fast battleship), предназначавшийся для сопровождения авианосных групп, должен был обладать скоростью не менее 33 узлов (~60 км/ч). Чтобы разогнать громадину до указанных значений потребовалось установить второй эшелон ГЭУ (мощность 200...250 тыс. л.с. — почти в два раза больше, чем у "Бисмарка" или "Ришелье"!). Чрезмерное увлечение скоростью сказалось на облике "Айовы" — малышка приобрела характерный "бутылочный" силуэт, одновременно став самым длинным линкором в мире.

Несмотря на все усилия, "Айова" стала объектом беспощадной критики: ни один из четырех линкоров ни разу не набрал указанной скорости. "Нью-Джерси" дал на мерной миле всего 31,9 уз. И всё!

Однако, не всё. Значение скорости 31,9 уз. было зафиксировано при мощности 221 тыс. л.с. при водоизмещении корабля, значительно превышающем проектное (установка дополнительных систем и зенитной артиллерии и появление связанных с этим нагрузок — типичная ситуация для кораблей тех лет). При уменьшенном запасе топлива и форсировке турбин до предусмотренных проектом 254 тыс. л.с. расчетная скорость "Айовы" могла достигать 35 узлов. В реальности никто не решился устраивать гонки на линкорах, "убивая" без необходимости драгоценный ресурс их машин. В результате ресурса хватило на 50 лет.

Стоит признать, что безудержная погоня за скоростью оказалась дорогим и бессмысленным мероприятием. Очередным военно-технический рекордом, не нашедшим применения на практике. Единственным положительным моментом стала длиннющая эшелонированная ГЭУ, что радикально повысило живучесть корабля.

Скорость, радары, зенитки... Но как бы смотрелся линкор в настоящем морском бою? Там, где нет места тонким материям. Где все решают большие пушки и дюжий массив брони.

Не святой и не подлец. Себе цену знает. Неплохо посвящен в секреты морского боя и может предложить противнику ряд неожиданных сюрпризов. Среди них — самые тяжелые в мире боеприпасы калибра 406 мм (бронебойные "чемоданы" Mk.8 массой 1225 кг). Благодаря своей аномальной массе и грамотной конструкции, такие снаряды почти не уступали в могуществе 457-мм снарядам легендарного "Ямато".

Венец эволюции линкоров
 
[^]
CS98rus
3.10.2014 - 11:41
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
В ходе короткой перестрелки у Касабланки линкору "Массачусетс" (тип "Саут Дакота") хватило всего четырёх Mk.8, чтобы вывести из строя линкор "Жан Бар" (типа "Ришелье"). В тот раз французам крепко повезло: ограниченно боеспособный "Жан Бар" не имел части боекомплекта, в противном случае, его гибель была почти неизбежна — один из американских снарядов разорвался в погребе башен среднего калибра.

Бронирование. Именно с этого направления любят учинять разнос "Айове", тактично закрывая глаза на другие преимущества американского суперлинкора. Превосходя любой капитальный корабль по всем остальным параметрам, "Айова" не имела никаких заметных преимуществ в области броневой защиты. Такой крепкий "середнячок" со своими преимуществами и недостатками.

Не самый толстый (307 мм), но ОЧЕНЬ высокий броневой пояс (фактически их было два — главный и нижний, дифференцированный по толщине). Спорное решение с размещением бронепояса внутри корпуса. Слабоватые траверзы на первых двух линкорах. Исключительно мощная защита боевой рубки, рулевых машин, башен ГК и их барбетов (как показали результаты реальных морских сражений, эти параметры отказались гораздо важнее, чем толщина бронепояса).

Адекватная для размеров линкора система противоторпедной защиты: без чрезмерно сложных и спорных решений, таких, как итальянская система Пульезе ("Литторио"). Благодаря цилиндрическим вставкам и отсутствию острых обводов в подводной части корпуса (как на "Ришелье"), система ПТЗ "американок" имела максимальную эффективность на большей части длины их корпуса.

Высокая скорость, мощнейший комплекс вооружений и качественные СУО, надежная ГЭУ, хорошая устойчивость линкора в качестве артиллерийской платформы, великолепная маневренность (диаметр циркуляции на полном ходу — меньше чем у эсминца!), адекватная защищенность (без особых изысков, но и без критических недостатков), высокие стандарты обитаемости, продуманная до мелочей конструкция (широкие коридоры, сквозной "бродвей", соединивший погреба ГК) и, наконец, недостижимая для европейских линкоров автономность и дальность плавания.

Это сообщение отредактировал CS98rus - 3.10.2014 - 11:41

Венец эволюции линкоров
 
[^]
CS98rus
3.10.2014 - 11:42
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
Обидно признавать, что "Айовы" всем линкорам линкоры. Чтобы смягчить горечь от того, что у янки опять все самое лучшее, нужно в обязательном порядке отыскать у "Айовы" пару-тройку недостатков.

— Отсутствие перегрузочных отделений, часть боезапаса хранилась внутри барбетов башен ГК. Не слишком ли смелое решение?

Конечно, места хранения боезапаса защищались системой пламенепроницаемых шлюзов и дверей, а сами барбеты служили дополнительной защитой. И все же... Впрочем, янки не придавали этому большого значения: детонация БК — хоть в погребе, хоть внутри барбета, — однозначно давала кораблю пропуск в бессмертие.

Кстати, на великом "Ямато" также не было перегрузочных отделений.

— Отсутствие авиационного ангара: разведывательные гидросамолеты "Айовы" хранились прямо на катапультах.

— «Хилые» аварийные дизель-генераторы (два по 250 кВт). Очевидно, янки уповали на основную ГЭУ и 8 основных турбогенераторов линкора.

— Отсутствие гидроакустической станции. Стандартное решение для всех американских линкоров и крейсеров тех лет, продиктованное концепцией их применения: корабли действовали в составе боевых групп, где ПЛО обеспечивали многочисленные эсминцы (свыше 800 к концу войны).

Венец эволюции линкоров
 
[^]
CS98rus
3.10.2014 - 11:42
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
Одни из самых крупных, мощных и дорогих кораблей в истории. 100 млн. долларов в ценах 40-х гг.: каждая из "Айов" стоила как 15 эсминцев! При полном водоизмещении 52 тыс. тонн (на конец войны) они примерно соответствовали по размеру немецкому "Бисмарку" и уступали лишь одному "Ямато". Единственным ограничением при их строительстве была ширина Панамского канала, все остальное не знало ограничений. "Айовы" строились в самой богатой и технически развитой на тот момент стране мира, не знавшей ужасов войны и недостатка в любых ресурсах. Наивно полагать, что в таких условиях янки построили бы негодный корабль.

Число построенных линкоров (4) также не должно вводить в заблуждение — Америка — единственная страна, что строила капитальные корабли в разгар войны.

Венец эволюции линкоров
 
[^]
CS98rus
3.10.2014 - 11:43
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.08.10
Сообщений: 123
Строго говоря, "Айовы" просто не с чем сравнивать. Более мелкие европейские линкоры довоенной постройки. априори не выдерживают сравнение с американским монстром. Даже лучшие из их представителей ("Ришелье" и кое-как достроенный к 1946 году британский "Вэнгард") еще долго не могли сравниться с "Айовой" по качеству радиолокационных средств и систем управления огнем. "Ямато" берет грубой силой, но тоже абсолютно проигрывает "американкам" по сбалансированности своей конструкции и качеству высокотехнологичной начинки.


Венец эволюции линкоров
 
[^]
Urii82
3.10.2014 - 12:00
11
Статус: Offline


.

Регистрация: 27.11.12
Сообщений: 941
Как то рассказ на полуслове закончился. Давай еще, интересно ведь.

Скрытый текст
9 картинок насчитал, думаю что не поломал


Это сообщение отредактировал Urii82 - 3.10.2014 - 12:02
 
[^]
Металлика
3.10.2014 - 12:02
3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 19.03.14
Сообщений: 452
Цитата (Urii82 @ 3.10.2014 - 13:00)
Как то рассказ на полуслове закончился

Да, осталось ощущение незавершенности smile.gif
Статья начинается фразой "Прямое сравнение линкоров периода Второй мировой (кол-во пушек/толщина брони) — дело гиблое", а заканчивается "Строго говоря, "Айовы" просто не с чем сравнивать" ... это как бы взаимоисключающие параграфы smile.gif

Это сообщение отредактировал Металлика - 3.10.2014 - 12:07
 
[^]
UMR222
3.10.2014 - 12:03
34
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 31.03.14
Сообщений: 669
Самый знаменитый из всего проекта это Миссури,имхо)))

Венец эволюции линкоров
 
[^]
Cortes
3.10.2014 - 12:05
16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.07.08
Сообщений: 1372
Цитата (Urii82 @ 3.10.2014 - 13:00)
Как то рассказ на полуслове закончился. Давай еще, интересно ведь.

а там примерно та же тема что и с тяжелыми танками, маневренности нет, скорости нет, группа ракетных катеров или береговые ракетные батареи превращают линкор в решето даже не входя в зону обнаружения, подлодки еще. кроме того линкоры строились вокруг двигательной установки поэтому фактически не имели ресурса по модернизации онной.
 
[^]
nocturnus
3.10.2014 - 12:08
16
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 22.11.13
Сообщений: 2336
Цитата (UMR222 @ 3.10.2014 - 13:03)
Самый знаменитый из всего проекта это Миссури,имхо)))

ага, и капитуляцию на нем подписывали, и Сигал на нем харчи готовил, да в Морском бою (battleships) тоже он. Большой Мо

Но мой любимый - Бисмарк! Не повреди ему торпедой рули - много дел еще мог наделать..
Жаль еще Советский Союз не был построен, но это уже - другая история ©

Это сообщение отредактировал nocturnus - 3.10.2014 - 12:10
 
[^]
Urii82
3.10.2014 - 12:09
2
Статус: Offline


.

Регистрация: 27.11.12
Сообщений: 941
У нас что то подобное ыбло?
 
[^]
nocturnus
3.10.2014 - 12:11
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 22.11.13
Сообщений: 2336
Цитата (Urii82 @ 3.10.2014 - 13:09)
У нас что то подобное ыбло?

Советский Союз планировался, но не успели...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%...%D1%82%D0%B0_23
 
[^]
Одинец
3.10.2014 - 12:20
4
Статус: Offline


Мрачный надругатель

Регистрация: 27.10.10
Сообщений: 10781
Цитата (nocturnus @ 3.10.2014 - 12:11)
Цитата (Urii82 @ 3.10.2014 - 13:09)
У нас что то подобное ыбло?

Советский Союз планировался, но не успели...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%...%D1%82%D0%B0_23

Опытовое орудие ГК к нему (406 мм) - это был самый крупный калибр Советской Империи, стрелявший по врагу в Великую отечественную.
На втором сверху калибре (356 мм, транспортёр ТМ1-14) служил мой дед).
Третьим - был широко распрстранённый калибр 12 дм (305 мм).
 
[^]
Exmilint
3.10.2014 - 12:28
35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.01.14
Сообщений: 1327
Вот перечитал я эту информацию и историческую справку по всему проекту Айова и вопрос у меня возник следующий. Зачем было тратить столько ресурсов и времени на их строительство если они своей основной функции не выполняли?
Я пытался найти хотя бы один эпизод их реального использования в борьбе с более-менее подходящим противником, но не нашел. Только информация о том что они сопровождали авиационные соединения. Эдакий здоровенный охранник который всегда рядом и должен одним своим видом отпугивать неприятеля. Если это было основной целью их создания то это удалось. Только вот с этой задачей могли и тяжелые крейсера справиться. Зачем тогда таких громил строить? Чтобы они могли вражеский линкор потопить? Ок, откроем страницы истории, чем были уничтожены самые крупные японские линкоры Мусаси и Ямато? Ну наверное же линкорами, ну или крейсерами, на худой конец эсминцами - хрен там, авиацией.
Накой тогда линкоры нужны, авианосцы охранять?
Согласен, новые технологии, впечатляющие показатели, много что интересного в этом проекте. А результат то какой? По мне так это отвлечение критически важных в военное время ресурсов на незначительный (в плане возможности повлиять на ход кампании) проект. Вместо них можно было наклепать эсминцев, крейсеров и авианосцев, которые реально принесли бы пользу.
Примечательно что сами американцы об этом догадались буквально через пару лет после войны, когда одним за другим начали списывать эти линкоры. Нет, их периодически доставали из загашника чтобы побомбить побережье Кореи, Вьетнама и даже Ирака, но разве это можно назвать реальным применением именно линкора?
Так что исходя из исторической ретроспективы весь этот проект в целом можно признать если не провальным (не утонули же в конце-концов) то как минимум бесцельным.
 
[^]
Jabbers
3.10.2014 - 12:29
6
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 22.01.14
Сообщений: 594
Советский Союз, термоядерный, с москитной авиацией, без экипажный, с рельсотронами различных калибров. Но что-бы преждевременно не разрушить мир, его убрали в подгорный ангар, где он до сих пор и стоит. А кнопку выпуска дали прапору из ДМБ, и он периодически обещает жахнуть (при каждом повторе фильма).
 
[^]
Одинец
3.10.2014 - 12:34
6
Статус: Offline


Мрачный надругатель

Регистрация: 27.10.10
Сообщений: 10781
Exmilint
Концепции у тех, кто принимает решения, не так легко изменить. Не из их тупости. Заключённые контракты, прекратишь что-то будет уволено хз сколько народу, получи беспорядки, где-то на что-то особополезное порвёшь технологическую цепочку...
А пока меняли - успели построить.

И ещё. Самое-рассамое оружие требует грамотно проработанных планов его применения. У амеров с линкорами на эту тему косяков как раз не было.
 
[^]
Хиус
3.10.2014 - 12:35
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.12.13
Сообщений: 1279
Когда весь мир понял что линкоры хуйня и лучше произвести стадо эсминцев и подводками , эти долбаёбы продолжали штамповать эту ебануто-дорогую хуйню ! cranky.gif линкору нужен эскорт , одни касоглазые идиоты пустили линкор без прикрытия так его заклевали !

Это сообщение отредактировал Хиус - 3.10.2014 - 12:36
 
[^]
ЛетучийКотэ
3.10.2014 - 12:40
25
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 6.07.14
Сообщений: 802
США океанская держава, СССР континентальная, флот у нас вторичен. В этом и суть.
 
[^]
suvirt
3.10.2014 - 12:44
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 9.03.14
Сообщений: 667
Цитата (CS98rus @ 3.10.2014 - 12:42)
Число построенных линкоров (4) также не должно вводить в заблуждение — Америка — единственная страна, что строила капитальные корабли в разгар войны.

Ямато с Мусаси то же в разгар войны строились .

Это сообщение отредактировал suvirt - 3.10.2014 - 12:48
 
[^]
Urgat
3.10.2014 - 12:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.06.11
Сообщений: 5236
капитальный корабль? линейный же
 
[^]
manager2
3.10.2014 - 12:55
51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.05
Сообщений: 24353
забыли главное оружие американских линкоров

Венец эволюции линкоров
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 42628
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх