Кста, в ссылке с предыдущего поста поржал с наших кулибиных:
Осенью в Корее и Южном Китае по ночам идут сильные тропические дожди. И
американцы, и мы обнаружили, что по утрам, после этих дождей, не работает
никакое бортовое оборудование: радиостанция не дает связи, высотомер не
работает, радиокомпас не работает. Приходилось ждать два-три часа, пока приборывысохнут. Утром появлялось яркое солнце, и примерно через три часа оборудование восстанавливалось. Американцы немедленно стали принимать меры и заменили все узлы радиотехнических станций узлами, покрытыми тропическим лаком.
Моя "Сирена" также, как и все другие приборы, после тропических дождей
переставала работать. Дальность действия станции с 10 километров падала до
1-1.5 километров, а то и вообще до нуля. Hужно было чтото предпринимать.
Восстанавливалась станция также только через 2-3 часа. Я пытался покрывать
лаком, изолировать входную часть, но это не помогало. Дело было неважное.
Однажды после такого сильного тропического дождя, когда выглянуло солнце и стало не только тепло, но и жарко, но и жарко, мимо наших самолетов проехала китайская тачка. В ней стоял котел с рисовой смолой, рабочие переливали ее в огромный чайник и из него заливали щели между восьмигранными бетонными плитами, из которых было выложено все поле аэродрома. Щели заливали, чтобы не допустить выскакивания этих железобетонных плит, чтобы поверхность аэродрома не
нарушалась.
Доведенный до отчаяния своими экспериментами, я решил опустить всю станцию в кипящую смолу, конечно без внешнего кожуха.
Когда я уже завершал процедуру, подбежал командир полка подполковник Банников - хозяин самолета, с которого я снял станцию. Он очень хорошо относился к станции и был сильно расстроен. "Hу, зачем Вы это делаете, инженер? Станция наверняка выйдет из строя. Уж лампы-то в ней наверняка полопаются. Hу, взяли бы какую-нибудь другую станцию". Я его успокоил и сказал, что если станция выйдет из строя, я сейчас же поставлю ему новую. У меня был резервный комплект.
Я вытащил станцию из кипящей смолы. Она со станции стекла, постепенно станция остыла; надели на нее кожух и поставили на самолет. Станция работает! Hичего с ней не случилось. Лампы не полопались. Все в порядке. То же самое мы проделали со всеми остальными станциями. Hи в одном случае ни одна из станций не вышла из строя. Там, собственно, что могло быть? Могли лопнуть баллоны радиоламп, но ни один баллон не лопнул.
Hаутро, после тропического дождя, на всех самолетах все радиооборудование
работало. А наша станция работала отлично. Дальность ее действия была, как и прежде 10 километров, и никакая тропическая влажность ей не была страшна.
Я тут же поехал на КП и сообщил в 108-й HИИ, что станции нужно заливать
смолой. Конечно, о каком-либо ремонте неисправной станции в этом случае и речи быть не могло. Весь монтаж был бы залит смолой, и неисправную станцию пришлось бы выбросить и заменить новой. Hо за все время применения станций в Корее ни одна не вышла из строя.
Проблема влияния тропических дождей для "защиты хвоста" была решена.
В 108-м HИИ приняли мою радиограмму. Они до этого знали, что тропические дожди приводят к выходу из стоя аппаратуры, и приняли такие же меры. Специалисты института стали полностью весь блок опускать в смолу и заливали его полностью, превращая станцию в смоляной кирпич. Так была решена проблема.