Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (11) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Веля21
16.07.2021 - 00:51
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
263
В развитие этой темы, и этой.

25 картинок.

Представляю исследование важной проблемы судоходства на Волге в 18 веке, решением которой являлось строительство рукотворных каналов с системой шлюзов.

На сегодня у большинства сложилось мнение, что многотонные суда бурлаки тянули против течения Волги. В качестве аргумента часто приводят картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге" 1873 года. Рассмотрим эту картину с технической точки зрения.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:52
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Один из основных объектов картины - расшива. Информация из википедии: "Расшива - это речное парусное плоскодонное деревянное судно, длиной 17-23 метра, шириной 3-4 метра, осадка до 1,5 метров. Там же указано, что грузоподъемность судов была от 114 до 197 тонн." Но по моим расчетам из этих приведенных данных полная масса расшивы с грузом была меньше: от 50 до 130 тонн.
Попробуем определить размеры расшивы по ориентирам: средний рост человека (около лоцмана) 1 метр 65 см. Рядом нарисую прямоугольник высотой 2 метра, и определю ширину реи на картине, разложив эти прямоугольники вдоль реи с убранным парусом. Получается около 12 метров. У расшив ширина паруса была равна длине судна. Но парус ориентирован под углом примерно 30 градусов к плоскости картины, значит для определения фактической длины паруса надо поделить 12 метров на косинус 30 градусов, получаем примерно 14 метров. Ширину возьмём среднюю - 3 с половиной метра, осадку полностью загруженного судна - полтора метра. Перемножаем эти числа, получаем 73,5 кубометра. Убираем 25% от этого из-за того, что ширина носа и кормы меньше. Получаем, что водоизмещение этой расшивы с грузом - около 55 тонн.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:52
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
На каком-то сайте нашел расчет, что у парусников пустая масса составляет от одной четверти до одной трети полной массы с грузом. У расшив из-за конструктивных сложностей, скорее всего треть. Собственная масса расшивы получается около 18 тонн.
Значит, масса груза - 37 тонн, а это грузоподъемность трех самосвалов КамАЗ-55111 или около 50-ти гужевых повозок. Впечатляет, не правда ли?

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:53
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Фактически Илья Репин с энциклопедической точностью изобразил следующий рабочий момент судоходства второй половины 19-го века на Волге: бурлаки пытаются снять судно с мели, и поэтому тянут его по течению, а не против. Чтобы ветер не мешал этому процессу, убрали паруса. Направление ветра можно определить по нарисованному слева паруснику, который, скорее всего, плывет против течения. Флаг же показывает, что ветер дует не только против течения, но и в сторону берега.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:53
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Обратите внимание, расшива обращена к нам кормой. Отчетливо же видно - это корма! Ниже приведу ещё доказательства этого.
В данном случае бурлаки тянут расшиву назад, т.е. кормой вперед. Эта деталь также подтверждает, что на картине изображена нештатная для судоходства ситуация, а именно - судно налетело у берега на мель.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:54
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
А это нос расшивы. Выделенная красными стрелками деревянная совершенно не капитальная конструкция никак не похожа на руль. По-моему, это и есть приспособление для стаскивания судна с мели. За один её конец ухватился и тянет лоцман таким образом, чтобы сдвинуть нос в сторону берега. Поворачивая расшиву так, что корма движется в сторону центра реки. Другой конец этого приспособления упирается в прибрежное дно. Думаю, что это приспособление каким-то образом имело упор на носовом участке расшивы.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:54
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Обратите внимание на пересечение мачты и реи с убранными парусами. Мачта ближе к корме, рея - к носу. Наоборот никак не может быть, т.к. повороту реи на 180 градусов в обратном направлении для движения назад мешают канаты и веревки. Эта деталь тоже подтверждает, что судно к нам обращено кормой.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:54
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Ещё одна неприметная, но важная деталь на переднем плане - это сломанная корзина, которая отбрасывает тень на песок. Судя по длине тени солнце высоко, значит время близко к полудню, значит солнце на юге, и следовательно бурлаки движутся на юг. А так как Волга течёт на юг, отсюда следует однозначный вывод: бурлаки тянут расшиву на юг, т.е. по течению.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:55
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
На этой схеме объясню свое видение процесса вытягивания расшивы с мели.
Вот расшива сидит на мели передней половиной. 11 бурлаков тянут за веревку, которая прикреплена к верху мачты, что по свойству рычага дополнительно приподнимает нос судна от дна. Но направление силы, приложенной бурлаками перемещает расшиву на мель ещё больше. Именно для этого лоцман тянет деревянное приспособление, прикрепленное к носу, таким образом, чтобы относительно центра судна обеспечить его поворот. Нос перемещается к берегу, корма к центру реки. И результирующее движение расшивы на глубину показано жирной красной стрелкой.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:55
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Исходя из вышесказанного я считаю, что эту картину Репина не следует приводить в пример, что бурлаки тянули суда вверх по Волге, так сказать, в промышленных масштабах. По моему мнению эта картина показывает, как уходит эпоха парусного флота. Слева парусник, в центре наглядно показаны недостатки использования парусного флота, так сказать, во всей красе. А вот справа дымит вдали пароход, и как бы показывает, что медленно, но верно надвигается технический прогресс.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:56
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Интересный и познавательный видеосюжет сняла команда Галилео, ссылку указал в начале темы. Они смоделировали сюжет картины Репина вживую. Для меня оказался удивительным один момент: на видео указали, что масса расшивы без груза - 20 тонн. Мои расчеты дали 18 тонн. Наши данные почти совпали!

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:56
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
В этом видео 8 пауэрлифтеров кое-как протянули против течения Волги баржу с буксиром общей массой 135 тонн всего 34 метра за 57 секунд. И устали. Да, хотя 135 тонн это в два раза больше, чем 60, но и на Репинской картине бурлаки далеко не пауэрлифтеры!
Таким образом, и этот эксперимент команды Галилео на практике показал, что 11 обычных бурлаков практически не смогут многими часами тянуть против течения даже 60-тонное судно, не говоря уже о 140-тонных расшивах.
Приходим к следующему выводу: тянуть стотонные суда против течения смогло бы только гораздо большее количество бурлаков.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:56
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Этот вариант изобразил художник Василий Верещагин на своей картине 1866 года. Посмотрите на эти огромные толпы бурлаков, их количество даже невозможно точно определить. Ориентировочно, минимум полсотни. Попробуй их прокормить в течение многих недель. Груз за это время станет очень дорогим. Вот и приходим к выводу, что тянуть многотонные суда против течения Волги с помощью бурлаков очень тяжело, дорого и долго.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:57
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Эх, вот были бы каналы, наподобие Староладожского канала 18 века протяженностью 117 км, соединяющий реки Волхов и Неву. А если построить шлюзы, которые обеспечат отсутствие течения, то по таким каналам бурлакам было бы гораздо удобнее и легче тянуть суда. (Фото с Яндекс-Дзен)

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:57
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
На ютубе нашёл одно видео с названием "Баржа. Дай порулить! с Александрой Говорченко", где девушка чуть-чуть, но всё-таки сдвинула баржу с буксиром общей массой 300 тонн, что очень убедительно доказывает преимущества использования системы шлюзов.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:57
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Использование каналов дает ещё несколько плюсов.
- Это и более простое управление судном. Можно обходиться без высококвалифицированных и дорогих лоцманов.
- Это и то, что для судоходства можно использовать намного более простые в изготовлении и обслуживании суда, типа барки.
- Это и ускорение судоходства, поскольку по каналам можно тянуть суда в более сложные погодные условия, а также в сумерки, и даже ночью, если светит луна или канал подсвечивается факелами или кострами.
- Важное преимущество - это то, что судоходство в каналах более безопасно. Одно дело плыть по Волге, когда под килем пять-десять метров и до берега далеко. Другое - по неширокому каналу, глубиной около 2-х метров. На такой глубине судно, даже если утонет, полностью под воду не уйдет.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:58
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Но главное преимущество - это огромная грузоподъемность судов.
Рассмотрим технические характеристики барки. Барка - это большое несамоходное грузовое плоскодонное судно. Длина до 64 метров, ширина - до 17 метров, грузоподъемность - до 1200 тонн.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:58
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
А это грузоподъемность 92-х КамАЗов-55111. Даже для 21-го века такая грузоподъемность речных судов является серьёзной! Представляете, какой это стратегический ресурс - водные каналы, особенно для 18 века! Наверняка, у руководителей России были планы связать северные моря с южными морями транспортными путями внутри страны.
А может каналы существовали на самом деле? А незаметны они стали из-за того, что каждую весну половодья их размывали?

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:58
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Недавно, изучая старые (сайт http://www.etomesto.ru) и новые карты России, обратил внимание, что вдоль Волги подозрительно много проток, воложек, проливов, непонятных параллельных рек, на некоторых участках они более аккуратные и прямолинейные, чем русло самой Волги. Следует учесть, что сегодня на Волге много водохранилищ из-за гидроэлектростанций. Поэтому эти участки пришлось изучать по старым картам.
При внимательном осмотре и анализе пришел к следующему выводу: очень вероятно, что уже в 18 веке параллельно левому берегу Волги от Кинешмы до Каспийского моря существовали рукотворные судоходные каналы. Вдоль правого берега их не могло быть, так как, он, как правило, высокий и крутой.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:59
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Рассмотрим для примера несколько участков Волги.
Первый пример, карта Волги 1936 года около г.Чебоксары, когда ещё не была построена Чебоксарская ГЭС. Проглядываются следы канала. Некоторые участки довольно прямые.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:59
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Вот, Лоция Волги 1911 года в Нижегородской губернии. Обратите внимание на протоки, а также прямолинейные углубления рельефа, похожие на следы старого канала.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 00:59
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
А на этой лоции Волги 1914 года в Симбирской губернии отчетливо видны два параллельных русла Волги, причем восточное русло меньше западного, оно более прямолинейно и ширина его более постоянна и равна 400 метров, если ориентироваться на масштабную линейку.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 01:00
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Ещё более интересна Волга от Волгограда (в прошлом Царицына), до Каспия. Параллельно течет река Ахтуба. К примеру, на указанном участке ширина её 240 метров.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 01:00
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
А посмотрите на карту России до начала 17 века. От Царицина до Каспия параллельно Волге отмечены подозрительно прямые водные пути, очень похожие на каналы. Обычные реки так прямо течь не могут. Волга петляет, а эти водные пути текут относительно прямо. Причем с Волгой иногда тоже соединяются, видимо, на этих участках и были построены шлюзы. Очень может быть, что река Ахтуба - это рукотворный канал.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Веля21
16.07.2021 - 01:00
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 26.04.15
Сообщений: 560
Ещё интересный момент: если каналы на Волге существовали, то и Волго-Донский канал мог быть запросто построен в те времена! А это водный путь от Балтики до Средиземноморья в обе стороны!
Как видите, для исследователей здесь огромнейший объем работ. Всех призываю проводить исследования: может где-то ещё неплохо сохранились следы каналов и шлюзов рядом с Волгой. Отдельно обращаюсь к питерцам и жителям Ленинградской области с просьбой об подробном исследовании остатков шлюзов Староладожского канала. Обратите особое внимание на водопроводящие устройства. Возможно, результаты вашей работы помогут идентифицировать остатки шлюзов Волжских каналов 18 века.
У меня всё.

Бурлаки на каналах Волги в 18-ом веке. Гипотеза
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 41731
0 Пользователей:
Страницы: (11) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх