Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (9) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Beard74
27.07.2020 - 16:12
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
222
У самолётов совершенно разные судьбы. Одни сгинули в безвестности, даже не выйдя с испытаний. Другие с первых полётов обречены на славу и любовь. История третьих — борьба. К таким и относится американский штурмовик А-10, который с момента своего появления находится в непрерывном противостоянии со своими же ВВС. Как так вышло — в этом материале.

Будет 11 картинок и текст via ©


Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:13
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Из Вьетнама в Европу

Перед началом конфликта во Вьетнаме ВВС США были абсолютно уверены в своих силах. Но первый же год войны показал, что американцы сильно себя переоценили.

Одним из наиболее неприятных моментов стало почти полное отсутствие самолётов для непосредственной поддержки наземных сил. Эту роль должны были выполнять сверхзвуковые ударные машины вроде F-105 Thunderchief, но справлялись они откровенно плохо. Единственной машиной, реально способной выполнять эти задачи, оказался уже совсем старенький A-1 Skyraider. Потому ничего удивительного, что уже в 1966 году был дан старт программе А-Х, предполагавшей создание замены для А-1.

Одно из ранних предложений на программу А-Х. Это скорее продвинутый контрпартизанский самолёт, чем полноценный штурмовик, о чём говорит и неофициальное название программы — SuperCOIN (COIN — counter-insurgency, «противопартизанский»)



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:14
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Правда, особой поддержкой в ВВС она не пользовалась. Уж слишком будущий самолёт выпадал из привычной для авиаторов концепции ведения войны. Да и во Вьетнаме как-то постепенно привыкли обходиться без подобных машин — благо часть задач на себя взяли только что появившиеся ударные вертолёты.

В 1969 году программу А-Х решили пересмотреть и позвали для этого консультанта Пьера Спрея — члена знаменитой «истребительной мафии» (группы инженеров и пилотов, выступавших против тяжёлых скоростных истребителей и отдававших предпочтение лёгким высокоманёвренным машинам). Его задачей было актуализировать требования к А-Х, сделав самолёт пригодным не только для конфликтов низкой интенсивности вроде войны во Вьетнаме, но и для полноценной «заварушки» в Европе.

Видение Спрея не поддержало большинство его коллег по «истребительной мафии». Они считали: перспективный штурмовик должен быть маленьким и дешёвым, оттого массовым. Эту концепцию реализовали в проекте Blitzfighter (да, в носу этого самолётика GAU-8)



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:14
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
По сути именно Спрей создал концепцию будущего А-10. По его мысли, штурмовик был бы хорошо защищённой и очень живучей машиной, пригодной для постоянных полётов на малых и сверхмалых высотах. Нести этот самолёт должен был два основных вида вооружения.

Во-первых, достаточно дальнобойные управляемые ракеты, которые позволяли бы выбить пушечное вражеское ПВО с безопасного расстояния — да и с ракетными комплексами малой дальности могли побороться (благо в то время они ещё были не очень эффективны, а массовое распространение ПЗРК вообще существовало только в планах).

Во-вторых, мощнейшую пушку, позволяющую уже после уничтожения ПВО спокойно ударить по технике противника, в том числе и бронированной. Все остальные системы вооружения были бы вспомогательными.

Требования для самолёта Спрей разработал, общаясь с пилотами, прошедшими Вьетнам, и изучая все доступные материалы по немецким и советским штурмовикам времён Второй мировой.

Предложение от фирмы Lockheed в рамках программы А-Х



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:15
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Новая концепция А-Х как летающего истребителя техники хорошо подходила для войны в Европе, где ожидалось противостояние бесконечным советским танковым ордам. В 1970 году требования официально отправили различным авиастроительным фирмам. Также была заказана разработка скорострельной 30-мм пушки повышенного могущества — будущей GAU-8.

Из шести представленных проектов самолётов в 1971 году было выбрано два — от Northrop и Fairchild Republic. В 1972 году обе машины (YA-9 и YA-10 соответственно) вышли на испытания. YA-9 от Northrop был чуть быстрее и манёвреннее. YA-10 от Fairchild Republic — явно живучее конкурента, он чуть лучше подходил для установки GAU-8 и использовал уже существующие серийные двигатели

А ещё по заявлению всех участников испытания был крайне уродливым.

И хотя оба самолёта были признаны выполнившими требования программы А-Х, в 1973 году победу в итоге отдали YA-10. Как любят поехидничать в Northrop, причиной тому было желание не дать Fairchild Republic разориться.

YA-9 и YA-10



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:16
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Вечный бой

Но проблемы A-10 только начинались. Почти сразу же самолёт подвергли серьёзнейшей критике. По мнению значительной части командования ВВС США, дозвуковая машина, почти не способная вести воздушный бой, станет простой добычей для советских истребителей. Надо было перезапустить программу и сделать новый сверхзвуковой истребитель-штурмовик или хотя бы переделать уже существующий.

Проект установки пушки GAU-8 на сильно модифицированном F-16. Подобные исследования проводились как раз по запросу ВВС США



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:18
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
С этими планами вышли на Конгресс США и даже добились положительного заключения. Вот только одного авиаторы не учли: денег тогда у США было немного, и открывать новую программу никто не собирался. Благо самолёт, отвечавший требованиям ВВС, уже был — флотский истребитель-бомбардировщик A-7 Corsair II (как раз созданный из истребителя F-8 Crusader). Его фирма-производитель Ling-Temco-Vought была с радостью готова адаптировать своё детище под требования ВВС.

Испытания назначили на 1974 год.

Но как бы ни нравился авиаторам А-10, допустить победы А-7 они не могли. Слишком жив был опыт с флотским F-4, ставшим основным истребителем ВВС.

Потому о новых хотелках забыли и провели тесты под требования программы А-Х, под которые A-7 совсем не подходил. Так А-10 в итоге и попал на вооружение.

Проект установки в A-7 пушки GAU-8


Это сообщение отредактировал Beard74 - 27.07.2020 - 16:18

Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:19
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Следующая жизненная невзгода пришлась на начало 80-х. Опыт эксплуатации А-10 показал: одного пилота для машины всё же маловато, справляться со всеми задачами он просто не успевал. Плюс нужна была и учебная версия.

В Fairchild Republic решили убить двух зайцев одним выстрелом и создать новый двухместный вариант штурмовика. В версии A-10N/AW (также использовалось обозначение YA-10B) самолёт получил не только штурмана-бортстрелка, который взял на себя все задачи по работе с управляемым вооружением, но и гору новейшей электроники. Теперь штурмовик мог использовать весь современный набор «умных» боеприпасов и эффективно воевать в любых погодных условиях, в том числе ночью.

На выходе могла получиться отличная платформа для применения управляемого вооружения. Но это могло создать угрозу программе нового ударного самолёта для ВВС ETF (Enhanced Tactical Fighter) — также носителя различного «умного» оружия. Потому через Конгресс пролоббировали закрытие программы A-10N/AW, аргументируя, что устаревшие машины всё равно заменят будущим ETF.

Двухместный всепогодный и всесуточный штурмовик A-10N/AW



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:20
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Наступил 1989 год, холодная война закончилась. Угроза от бесчисленных советских танков пропала, и в ВВС США снова заговорили, что теперь-то точно пора списать А-10. Часть его функций вообще больше не нужна, а часть возьмёт на себя F-15E, созданный по программе ETF (пока в истребительной авиации «старенькие» «пятнадцатые» будут потихоньку заменяться истребителями пятого поколения).

Ну или получить деньги на создание нового специализированного штурмовика, который представляли себе примерно таким



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:21
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Уже даже начали думать, куда можно пристроить списанные А-10. Например, предлагали заменить GAU-8 на водяную пушку, сделав тем самым отличный пожарный самолёт. Или на место пушки поставить какую-нибудь научную аппаратуру для исследования атмосферы. Но тут случилась «Буря в пустыне», в ходе которой А-10 показал себя просто великолепно и стало очевидно, что задача поддержки наземных сил и уничтожения танков пока никуда не исчезла. А-10 снова ненадолго оставили в покое.

А-10 в роли пожарного самолёта



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:22
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
И вновь продолжается бой

В новом тысячелетии США ввязались в глобальную войну с террором. Несмотря на то, что А-10 снова хорошо показывал себя в Ираке и Афганистане, всё же выявились некоторые его проблемы. Самолёт не был совсем уж простым в эксплуатации, и обслуживание его стоило достаточно серьёзных денег. Пошли разговоры, что, наверное, стоит заменить А-10 на что-то более простое и дешёвое. И тут на сцену снова вышли уже, казалось бы, давно забытые ВВС США контрпартизанские машины вроде бразильского Super Tucano или учебно-боевого Scorpion. С другой стороны, ВВС снова думали заменить А-10 каким-нибудь истребителем. И на этот раз подразумевали F-35.

extron AirLand Scorpion — одна из кандидатур, предлагавшихся на замену А-10



Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Beard74
27.07.2020 - 16:23
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Считалось, что Lightning II возьмёт на себя почти все задачи штурмовика. Даже вроде бы решили вопрос с пушечным вооружением: планировалось, что F-35 за счёт использования современных корректируемых и активно-реактивных снарядов сможет выполнять те же задачи, что и А-10 со своей GAU-8, но с расстояния в пару километров, где ни броня, ни живучесть не важны. Правда, когда посчитали, во сколько эта затея выльется по деньгам, от неё быстро отказались. А уж для тех редких задач, что F-35 решить не способен (например, если надо базироваться на простых передовых авиабазах), ВВС, так и быть, закупит небольшое количество контрпартизанских самолётов.

Планировалось, что уже к концу 2010-х годов А-10 окончательно будут списаны.

Но получилось как обычно. Принятие на вооружение F-35 затянулось, да и к самому самолёту по сей день огромное количество вопросов. Заменить А-10 только контрпартизанскими самолётами, небронированными и не самыми живучими, тоже явно невозможно. Вероятно, именно с этим связано решение отложить списание штурмовиков аж на 2040 год, а до того времени их постепенно будут модернизировать и менять изношенные части.

Станет ли 2040 год последним для А-10, захочет ли ВВС снова попытаться списать штурмовик пораньше или он вообще повторит судьбу В-52 и останется на службе куда дольше планируемого — покажет лишь время. А мы с интересом понаблюдаем

Всё.
Доклад окончил.
Можно пинать.
 
[^]
Squarepants
27.07.2020 - 16:25
40
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 1.09.15
Сообщений: 1032
GAU-8 обёрнутая в F-16 очень забавно смотрится.
 
[^]
PaulX
27.07.2020 - 16:27
62
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.12.13
Сообщений: 3258
А мне он нравится...Этакий брутальный чувак которому пофиг на все красоты, он должен работать.
 
[^]
katari
27.07.2020 - 16:30
118
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.19
Сообщений: 1005
нравится мне как у него пушка трещит.



Это сообщение отредактировал katari - 27.07.2020 - 16:33
 
[^]
DUnlim
27.07.2020 - 16:30
30
Статус: Offline


Командир самоходного дивана

Регистрация: 7.06.18
Сообщений: 8054
F-16 в роли штурмовика......
интересно, как конструкторы представляли себе, каким образом это вообще должно было летать?!?!?
и на каких углах заходить для стрельбы из пушки с такой мордой?

Кабанов еще долго списывать не будут, как бы Американцы не старались уйти в сторону "мы близко подходить не будем, снесем все за 100 км" .
Нет ему замены в виде летающей над головами бронированной пушки
 
[^]
tarawa
27.07.2020 - 16:32
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.10.12
Сообщений: 1015
"Чебурашка" - как её наши называют.

Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Yavara
27.07.2020 - 16:38
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.11.14
Сообщений: 2580
Любимый самолет Чака Норриса! так что я бы задумался, стоит ли снимать его с вооружения. Чак может не одобрить.
 
[^]
Hateless
27.07.2020 - 16:39
30
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.08.19
Сообщений: 183
Он совершенно не убиваем. Видел документальный фильм, где пилоты спокойно сажали самолёт с отстреленными частями фюзеляжа и хвоста. Там как и ИЛ-2, пилоты сидят в бронированной «ванне».
 
[^]
Daimond1984
27.07.2020 - 16:40
70
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
Цитата (tarawa @ 27.07.2020 - 16:32)
"Чебурашка" - как её наши называют.

вообще то чебурашка это ан74

Войны А-10: чем штурмовик не угодил ВВС США
 
[^]
Gonzalez
27.07.2020 - 16:40
20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.10.06
Сообщений: 1731
где то читал что отдача пушки сильно скорость снижала, по этому бил не длиннвми очередями иначе мог упасть
 
[^]
persey4ik
27.07.2020 - 16:40
21
Статус: Offline


Правдоруб.

Регистрация: 7.09.11
Сообщений: 9249
А-10 замечательная машинка. Ирак показал. Щелкает танки на раз-два. Прочую бронетехнику в сито превращает. Списывать - вредительство.
 
[^]
Daimond1984
27.07.2020 - 16:42
37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
а бородавочник и правда очень хорошая машина, легендарная я бы сказал, имхо замена их туканами будет неполноценной заменой, но им виднее.
 
[^]
Zamestas
27.07.2020 - 16:47
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.06.05
Сообщений: 1174
Цитата (Gonzalez @ 27.07.2020 - 16:40)
где то читал что отдача пушки сильно скорость снижала, по этому бил не длиннвми очередями иначе мог упасть

Ну там вообще то дело в перегреве самой пушки - режим 10 очередей по 2 секунды и потом минута на охлаждение.
На самом деле самолет неплохой вышел, но был бы ещё лучше если из него его пушку выкинуть и поменьше сделать.

Это сообщение отредактировал Zamestas - 27.07.2020 - 16:50
 
[^]
ovnm
27.07.2020 - 16:48
59
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 29.01.16
Сообщений: 924
Ещё раз убеждаюсь, что американского солдата берегут и хуй отправят в атаку пока противника не расхуярят ракетно-бомбовым ударом и не отутюжат штурмовиками и беспилотниками.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 40453
0 Пользователей:
Страницы: (9) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх