Чёрное золото.
Фактическая откачка мазута из бункерных танков Триколора началась 23 декабря 2002 года.
И я вам скажу, это не такая простая операция. Мазут не залит в один танк, как правило, бункерных танков несколько - это танки запаса, отстойные танки и расходные танки. И находится они могут ...ну, совсем не рядом друг с другом. И температура мазута. В холоде он становится вязким.
И дело ещё происходит зимой. Погода соответствующая, состояние моря, приливы-отливы.
Закончили откатку тяжёлого топлива только 22 февраля 2003 года.
Общее количество извлечённого топлива составило 1455 кубов.
Посчитали, что около 100 кубов топлива в холодном состоянии осталось в танках запаса на переборках танков, это только отшкрябывать.
Ещё около 110 кубов находятся в таких местах, откуда откачка невозможна. Но была уверенность в том, что места эти вне опасности разрушения.
А вот во время операции по удалению мазута, во время шторма, порвался шланг, и около 210 кубов топлива ушло в море. Тут же были развёрнуты дополнительные работы по очистке побережья от загрязнения.
Интересная деталь. Во время очистки береговой линии делались анализы топлива. И выяснилось, что там не только мазут с Триколора. Часть топлива была с танкера Vicky, это понятно. Но вот примеси других сортов... сошлись на том, что это были остатки груза с танкера Престиж, который разломился и затонул совсем недавно. Была высказана ещё мысль, что сливают потихоньку проезжающие мимо пароходы, но развить эту мысль не дали - особых доказательств нет, и не будешь же брать пробы со всех проходящих мимо.
Ещё часть топлива ушло в утечку в моменты подъёма частей Триколора.
Куда делось остальное топливо - не нашли. Есть предположение, что остатки таки ушли в море, но течением отнесло их намного дальше.
А дальше что?
А дальше получилось так.
Когда проблему экологической катастрофы немного решили, вопрос встал уже о решении навигационной угрозы. Вон, даже под охраной, и то умудряются налетать на Триколора. Что же будет если его оставить на месте?
Страховщики сделали заключение, что судно ремонту не подлежит, что его надо списывать. Всё, смерть зафиксированна официально.
Французское правительство потребовало убирать эту дохлятину с дороги.
Убирать, так убирать.
Хотя был объявлен тендер на уборочные работы, кто будет заниматься этим, сомнений не было.
Кто тут первый подсуетился? Смит, что ли? Вот, давай, Смит, ты и убирай. Сумма контракта тоже фиксированная, плюс то, что поднимешь - твоё.
11 апреля 2003 года был подписан контракт на подъём судна и зачистку места.
У Смита, конечно, опыт богатый по подъёму судов. Но Триколор выбивался из ряда своими размерами.
В одно лицо такую махину не поднять. Смит пригласил корешей на делёжку пирога, был создан консорциум - SMIT Salvage, Multraship, Scaldis и URS. Вот эти четыре компашки и затеяли возню по уборке Триколора.
Как вытаскивать-то будем, а?
Понтонить и кессонить такую махину практически бесполезно. Слишком много пространства в Триколоре в силу конструктивной специфики, герметичность создать трудновато будет.
Но ведь судно-то официально признано мёртвым. Так чего церемониться с трупом? Никто не требует подъёма тела в целости и сохранности.
"Курск". Вот как с "Курском" сделаем. Только на "Курске" надо было отпилить первый отсек, а здесь... Нарежем пароход на кусочки, а потом эти кусочки и поднимем. Каждый в раздельности.
-9-