Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BigCap
9.11.2018 - 14:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
61
Во время этой морской катастрофы, случившейся в проливе Лаперуза 12 декабря 1939 года, погибли, по официальным данным, 745 человек, включая 4 членов экипажа. Принадлежащий «Дальстрою» грузовой пароход «Индигирка» шел из Нагаева во Владивосток, и у него на борту было свыше тысячи пассажиров (хотя «Индигирка» являлась иключительно грузовым судном).

Катастрофа произошла из-за того, что «Индигирка» наткнулась ночью на подводные камни. Получив три сильных удара, судно перевернулось на бок.

Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Согласно обвинительному заключению и показаниям капитана парохода Н. Л. Лапшина, «Индигирка» везла большое количество заключенных – в основном пассажирами на судне были именно зеки (свыше 800 человек) и их конвоиры. Как сказано в обвинительном заключении, перевозка пассажиров на грузовом судне была грубейшим нарушением.

Исходя из официальной версии, капитан проявил преступную небрежность и дезориентировал курс парохода, вследствие чего в условиях 9-бального шторма и пурги произошла в катастрофа – пароход получил правым бортом несколько ударов о подводные камни, судно накренилось и ушло под воду на 9 метров. Штормовыми волнами десятки людей смыло за борт. Все это происходило в проливе Лаперуза неподалеку от мыса Соя.

По показаниям арестованного впоследствии капитана «Индигирки» Н. Л. Лапшина, на судне началась паника – из спасательных средств всего несколько шлюпок. Зеки резали охрану (несколько человек были убиты), в свою очередь огонь по взбунтовавшимся осужденным открыли и стрелки НКВД (по разным данным было застрелено около 20 человек).

Одну из шлюпок спустили на воду и в нее уселись 8 человек (в основном, члены экипажа), из которых четверо – самовольно. До берега добрались только пятеро, остальные погибли.

Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Только 13 декабря ближе к полудню к месту аварии подошел японский пароход «Карафуто-Мару». Часть пассажиров и членов экипажа «Индигирка» были сняты с потерпевшего крушение парохода. Но в трюмах еще оставались порядка 200 человек, в том числе, женщины и дети. Помощь к ним пришла от японцев только через 3 дня. Борта судна резали автогеном, но вскрыли не все трюмы, в результате чего спасли только 27 человек.

Многие из пассажиров, не дожидаясь спасения, кончали с собой – топились или вскрывали вены. Как утверждали некоторые выжившие, все спасенные дети (их точное количество неизвестно) впоследствии умерли.

Рассказ очевидца Николая Тарабанько: “Индигирка” шла полным ходом. Снег, подгоняемый сильным ветром, сплошной пеленой застилал все вокруг. Пароход резко подняло на волне, и я ухватился за рельс, который поддерживал капитанский мостик. В этот момент послышался сильный треск и скрежет. Нос судна резко отбросило вправо. Я глянул в сторону моря и рядом с бортом “Индигирки” увидел буруны и белую пену на волнах. Подводные скалы. Немедля бросился в трюм и сказал, что пароход наскочил на камни. И тут мы услышали, что машина остановилась. Затем сильно заработала задним ходом. От резкого толчка мужчины попадали на палубу. Погас свет. Машина еще несколько раз “чих-пых” и замолчала. В тишине закричали женщины, заплакали дети.

Я выскочил на палубу и увидел бегущего матроса. В руке у него был металлический стержень, привязанный к бечевке. Матрос стал драить мелом прут, а потом отвинтил пробку и опустил стержень в трубу. Я не моряк, но много ходил на пароходах на путину и знал, для чего проделывают эту операцию. Когда матрос поднял стержень и я увидел, что он и веревка мокрые, у меня сжалось сердце - прошло не более 10 минут, как ‘’Индигирка” наскочила на камни, а вода в трюме поднялась до полутора метров.

Волны раскачивали пароход и все дальше забрасывали его на камни. “Индигирка” стала ложиться на правый борт. Ухватившись за трос, я забрался на крыло капитанского мостика. В это время механики сумели подорвать клапан на котлах, чтобы они не взорвались, и из трубы смерчем вылетела струя раскаленных углей.

Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Стало светать, и я увидел страшную картину. Вода сорвала с кормового трюма доски, брезент, которыми он был закрыт. И каждая волна выносила десятки и десятки кричащих в ужасе людей. Многие от страха лишились рассудка, хватали друг друга и гибли в пучине. Со стороны носового трюма, где находились заключенные, раздавались залповые выстрелы.

Матросы отвязали шлюпку и спустили на воду. Я сбежал с мостика. Шел такой густой снег, что нельзя было разглядеть ничего вокруг. Вдруг мимо меня проскочил начальник охраны, словно за ним кто-то гнался, и спрыгнул в лодку. Тут отпустили концы, и шлюпка скрылась...

То что мне пришлось увидеть, не придумаешь и не знаешь, как описать. У меня в цехе мужчина икрянщиком работал, а его жена поваром. Когда случилась трагедия, он первым из трюма выбрался, а потом волна жену вынесла и совсем близко к борту прибила, рукой достать можно. Но палуба льдом покрыта, наклонена. Я мужчине кричу: “Ложись, будем держать тебя за ноги, а ты ее подхватишь”. Но он растерялся, стал бегать и кричать: “Дайте веревку, веревку дайте”. Набежала волна, и женщина пошла на дно. Все это за секунды произошло.

Некоторых удалось спасти. Помню, как вытащили из воды приемщицу рыбы Валентину. Я отдал ей свой костюм, переодели ее и в угольный бункер поместили - там всех собирали, кого из моря выловили. Лет через десять я встретил Валентину на железнодорожном вокзале - она торговала пирожками. Разговорились, она заплакала и говорит: “Не надо было меня спасать, я с тех пор все время болею, жизни никакой нет”...

Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Японцы формально находились в состоянии войны с СССР (сравнительно недавно отгремела битва у Халхин-Гола). Спасшимся и доставленным в порт Вакканай пассажирам сотрудники НКВД приказали уничтожить все документы, а зэкам велели называть себя рабочими «Дальстроя». Спаслись 428 пассажиров и членов команды парохода. Как вспоминал один из уцелевших пассажиров, работник рыбзавода Николай Тарабанько, японцы относились к ним хорошо, оказали необходимую медпомощь. Однако чекисты и советский консул Тихонов пристально следили за тем, чтобы пассажиры не вступали в контакт со своими спасателями и не брали у них никаких вещей.

Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
В конце декабря на пароходе «Ильич» спасенных пассажиров и членов экипажа вывезли в СССР. Еще по пути конвоиры начали избивать зэков, которые, по их мнению, «дали слабину» в общении с японцами. Двух заключенных, якобы участвовавших в убийстве чекистов на «Индигирке», расстреляли и выбросили трупы за борт.

Долгое время бывшие пассажиры затонувшего парохода из числа вольных по прибытии на родину не могли восстановить уничтоженные в Японии документы, многих из них подозревали в шпионаже в пользу японцев.

За преступную халатность, повлекшую массовую гибель людей, судили четырех должностных лиц – капитана судна Н. Л. Лапшина (он был расстрелян как саботажник и японский шпион), двух его помощников, В. Л. Песковского и Т. М. Крищенко (они получили от 5 до 8 лет лагерей). Кроме того, 4 года из отмеренных 10 лет отсидел и начальник зэковского конвоя П. И. Копичинский. Копичинский потом даже продолжил служить в системе ГУЛАГа.

Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
«Индигирка» так и лежит на морском дне у берегов Японии. В поселке Сарафуцу (японское село губернаторства Хоккайдо) установлен памятник жертвам катастрофы. Полный список погибших до сих пор неизвестен.

P.S. Когда формировался списочный состав зэков на корабль для отправки во Владивосток, в нем стояла фамилия заключенного Королева, «тянувшего срок» на Колыме. Это тот самый Сергей Павлович Королев, без которого невозможно представить наши космические прорывы. По неизвестной причине будущий Генеральный конструктор был вычеркнут и на «Индигирку» не попал.

https://picturehistory.livejournal.com/3924036.html

Катастрофа парохода «Индигирка»: страшная морская трагедия в СССР
 
[^]
Гар
9.11.2018 - 14:33
8
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.09.16
Сообщений: 602
Страшные времена были...
 
[^]
examiner
9.11.2018 - 14:38
16
Статус: Offline


Котко

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 1942
Цитата (Гар @ 9.11.2018 - 14:33)
Страшные времена были...

Можно подумать сейчас лучше, также и тонут, про то, что самолеты каждый год падают вообще молчу. Только не расстреливают никого за все это, что скорее всего жаль действительно.
 
[^]
INSPEKTOR
9.11.2018 - 14:40
9
Статус: Offline


Бди!

Регистрация: 1.12.09
Сообщений: 22085
Цитата
Принадлежащий «Дальстрою» грузовой пароход «Индигирка» шел из Нагаева во Владивосток, и у него на борту было свыше тысячи пассажиров (хотя «Индигирка» являлась иключительно грузовым судном).

Цитата
«Индигирка» везла большое количество заключенных – в основном пассажирами на судне были именно зеки (свыше 800 человек) и их конвоиры.

"Индигирка" шла ИЗ Магадана во Владивосток. То есть большинство пассажиров, строго говоря, уже не были заключенными, ибо отбыли свой срок и возвращались домой.
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:40
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Имена многих погибших до сих пор не известны. Памятник у японского поселка Саруфуцу — безымянным жертвам
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:41
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Цитата (INSPEKTOR @ 9.11.2018 - 14:40)
Цитата
Принадлежащий «Дальстрою» грузовой пароход «Индигирка» шел из Нагаева во Владивосток, и у него на борту было свыше тысячи пассажиров (хотя «Индигирка» являлась иключительно грузовым судном).

Цитата
«Индигирка» везла большое количество заключенных – в основном пассажирами на судне были именно зеки (свыше 800 человек) и их конвоиры.

"Индигирка" шла ИЗ Магадана во Владивосток. То есть большинство пассажиров, строго говоря, уже не были заключенными, ибо отбыли свой срок и возвращались домой.

В тот момент на пароходе было 1173 человека, включая 39 членов экипажа. В их число входили также 835 отбывших свой срок заключенных, 50 этапируемых на пересмотр дел, 10 конвоиров, остальные — вольные дальстроевцы-отпускники и полностью отработавшие срок найма, а также члены их семей.©
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 14:48
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Днем 11 декабря, когда «Индигирка» подошла к проливу Лаперуза, начался шторм и сильный снегопад. Вечером теплоход прошел мыс Анива на самом юге Сахалина (южная половина острова принадлежала тогда японцам). На этом мысе был установлен маяк. Так как на судне не было груза, то оно имело большую парусность, а потому ночью его стало сносить к югу, к острову Хоккайдо.

Поскольку погода была плохой, а судно сильно качало, капитан отказался от промера глубин. Примерно в 02:15 «Индигирка» налетала на подводные скалы.

Гребной винт от удара о камни заклинило, и машина вышла из строя. В днище судна раздался страшный грохот, на борту погас свет. «Индигирку» сильно накренило.

Корабль наскочил на скалу Морской Лев, находящуюся в 1400 метрах от побережья у поселка Саруфуцу в округе Соя на острове Хоккайдо. Как оказалось, капитан Лапшин не только не приказал мерить глубины, но и не обращал внимания на навигационные приборы — он проходил этот маршрут десятки раз и был уверен, что пройдет его и с закрытыми глазами.

Через двадцать минут после аварии «Индигирка» имела крен 70 градусов. Рулевая, штурманская и радиорубка сорвались и ушли в море. Волнами была смыта группа пассажиров, находившихся на верхней палубе.

Самая большая пробоина образовалась в носовой части корабля, как раз там, где находились зеки. Капитан Лапшин отдал приказ вывести всех людей из трюмов, но конвоиры из НКВД у трюма открыли стрельбу из револьверов и винтовок по выходящим. По разным данным, ими были убиты от 10 до 30 заключенных.

Однако зеки, точнее, те самые отпетые уголовники, просто смяли цепочку НКВДшников и устремились на волю — нет, не спасаться с корабля, а грабить и насиловать пассажиров из вольных. Как позднее вспоминали очевидцы, были зарезаны около десятка амнистированных — к ним уголовники испытывали наибольшую ненависть.

На корабле образовалась «двойная» паника — вызванная и крушением, и начавшимся беспределом уголовников. Радист передавал сигналы SOS, но на них никто не откликался.....

подробнее здесь

http://rusplt.ru/society/gibel-Indigirki-7407.html
 
[^]
INSPEKTOR
9.11.2018 - 15:13
11
Статус: Offline


Бди!

Регистрация: 1.12.09
Сообщений: 22085
BigCap
Цитата
В тот момент на пароходе было 1173 человека, включая 39 членов экипажа. В их число входили также 835 отбывших свой срок заключенных, 50 этапируемых на пересмотр дел, 10 конвоиров, остальные — вольные дальстроевцы-отпускники и полностью отработавшие срок найма, а также члены их семей.©

Да, так вернее. К тому же 10 конвоиров на 800 с лишним подконвойных это вообще ни о чем.
Цитата
Капитан Лапшин отдал приказ вывести всех людей из трюмов, но конвоиры из НКВД у трюма открыли стрельбу из револьверов и винтовок по выходящим. По разным данным, ими были убиты от 10 до 30 заключенных.

Конвой не подчиняется капитану судна, так что Лапшин еще себе в "копилку" добавил, приказав выпустить заключенных... А конвой действовал по инструкции - если подконвойные начинают выходить по команде какого-то левого чела, это есть попытка к бегству.

BigCap
Слушай, всегда с удовольствием читаю твои посты на "морскую" тематику (хоть и часто имею наглость спорить с автором biggrin.gif ). Оцени на предмет создания поста катастрофу "Ла Бургони". Во многом похожая на "Индигирку" ситуация, с той разницей что резню на палубе и в воде устроили не зеки, а обычные пассажиры...и экипаж. Мне кажется интересная тема должна получиться.
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 15:15
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
INSPEKTOR
сделаю....может даже сегодня, пока от в отпуске от моря отдыхаю)))
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 15:16
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
INSPEKTOR
спасибо за наводку...
 
[^]
serega455
9.11.2018 - 17:09
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.10.17
Сообщений: 2930
Страшно.Не дай Бог такое пережить.
 
[^]
BigCap
9.11.2018 - 17:21
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
 
[^]
manager2
9.11.2018 - 17:28
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.05
Сообщений: 24521
Цитата (INSPEKTOR @ 9.11.2018 - 15:13)
Конвой не подчиняется капитану судна, так что Лапшин еще себе в "копилку" добавил, приказав выпустить заключенных... А конвой действовал по инструкции - если подконвойные начинают выходить по команде какого-то левого чела, это есть попытка к бегству.

вот тут нельзя однозначно сказать
полномочия капитана судна весьма широки
возможно, даже пересечение инструкция двух ведомств
по своим капитан имел право вывести людей
а конвоиры по своим не имели
 
[^]
BigCap
10.11.2018 - 10:06
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Цитата (manager2 @ 9.11.2018 - 17:28)
Цитата (INSPEKTOR @ 9.11.2018 - 15:13)
Конвой не подчиняется капитану судна, так что Лапшин еще себе в "копилку" добавил, приказав выпустить заключенных... А конвой действовал по инструкции - если подконвойные начинают выходить по команде какого-то левого чела, это есть попытка к бегству.

вот тут нельзя однозначно сказать
полномочия капитана судна весьма широки
возможно, даже пересечение инструкция двух ведомств
по своим капитан имел право вывести людей
а конвоиры по своим не имели

НКВД были государством а государстве поэтому думается они действовали по своему усмотрению не обращая внимания на капитана....
 
[^]
BigCap
10.11.2018 - 10:14
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Цитата
4 года из отмеренных 10 лет отсидел и начальник зэковского конвоя П. И. Копичинский. Копичинский потом даже продолжил служить в системе ГУЛАГа.

Ему тоже вменили в вину преступную халатность и невыполнение должностных приказов, согласно которым, он должен был расстрелять зеков на корабле, не допустив их спасения и доставки в Японию. ©
 
[^]
edhar
10.11.2018 - 10:17
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.07.15
Сообщений: 37144
Цитата (Гар @ 9.11.2018 - 15:33)
Страшные времена были...

А час что? Булгарию напомнить dont.gif
 
[^]
BigCap
10.11.2018 - 10:18
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Цитата
В конце декабря на пароходе «Ильич» спасенных пассажиров и членов экипажа вывезли в СССР. Еще по пути конвоиры начали избивать зэков, которые, по их мнению, «дали слабину» в общении с японцами. Двух заключенных, якобы участвовавших в убийстве чекистов на «Индигирке», расстреляли и выбросили трупы за борт.

26 декабря 1939 года пароход прошел остров Аскольд, где его встретил небольшой ледокол «Казак Поярков». С него на борт «Ильича» перешли несколько командиров НКВД и около пятидесяти солдат.

Пассажиров «Индигирки» загнали в трюм, поставили часовых. Политических и уголовников, проявивших особую жестокость по отношению к НКВДшникам, а также «проявивших слабость во время пребывания в японском плену» (так потом официально звучала формулировка по отношению к спасшимся с «Индигирки») конвоиры стали жестоко избивать прямо на «Ильиче». «Прикладом мне выбили передние зубы. Тогда-то я впервые пожалел, что не остался в Японии», — вспоминал тот же Болотин.

Чтобы прекратить жестокое избиение, НКВДшники предложили уголовникам выдать тех, кто убил их коллег на «Индигирке». Зеки выбрали каких-то двух доходяг и тех, после выстрелов в затылок, конвоиры выбросили в море.

К причалу Владивостока судно встало в полночь. У сходивших на берег не было документов — их приказал уничтожить консул Тихонов. Ко всем «пленным» не было доверия со стороны НКВД: подозревали, что японцы могли завербовать кого-то из спасенных в шпионы.

Нашлось более 15 «вольных», написавших доносы на своих товарищей, что те «подозрительно вели себя в Японии». Десять человек, на которых донесли, по 58-й статье получили от 5 до 15 лет за «шпионаж в пользу Японии». ©
 
[^]
BigCap
10.11.2018 - 10:24
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Цитата (edhar @ 10.11.2018 - 10:17)
Цитата (Гар @ 9.11.2018 - 15:33)
Страшные времена были...

А час что? Булгарию напомнить dont.gif

кстати, чем судебный процесс закончился?
 
[^]
masik172
10.11.2018 - 10:31
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.18
Сообщений: 2260
У нас вообще,охуительное отношение к людям..
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 6039
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх