Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
P376
30.07.2017 - 14:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
183
Хочу рассказать коллегам ЯПовцам о корабле удивительной судьбы - Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа.
На сегодня это единственный сохранившийся корабль 17 века!

Будет порядка 100 фото

'Wasa' Swedish sail warship Walk Around

Начнем.

В 1625 г. Стокгольмская королевская корабле-строительная верфь получила крупный заказ на одновременную постройку четырех больших кораблей.
Наибольший интерес король проявил к строительству нового флагманского корабля. Этот корабль получил имя "Васа" — в честь шведской королевской династии Васа, к которой принадлежал Густав II Адольф.
К строительству "Васы" были привлечены лучшие корабельные мастера, художники, скульпторы, резчики по дереву. Главным строителем был приглашен хорошо известный в Европе корабельных дел мастер голландец Хендрик Хюбертссон.
Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца. На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания.
Хюбертссон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда Густав II Адольф делал распоряжения. Король заботился только о боевых качествах "Васы", о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем мореходном качестве корабля — об остойчивости.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Король Густав II Адольф, утверждая проект "Васы" пренебрег всеми правилами обеспечения остойчивости и потребовал, чтобы на корабле было установлено вдвое больше пушек, чем на любом другом шведском корабле. Хюбертссон подчинился и предусмотрел на "Васе" 64 пушки, в том числе 48 бронзовых 24-фунтовых пушек главного калибра. Из них 22 пушки были размещены на верхней палубе, 26 — на нижней. Остальные 16 пушек меньшего калибра были установлены па верхней палубе и на надстройках. Пушки вместе с боезапасом весили 72 т, и значительная часть этого груза располагалась в верхней части корабля. Значит, центр тяжести корабля сместился вверх.
Но это не все. Чтобы поразить противников богатством и великолепием флагманского корабля, король распорядился установить на нем множество скульптур и прочих украшений. Особенно богато была отделана резьбой и украшениями кормовая надстройка, возвышавшаяся на 20 м над палубой. На выдвинутом далеко в нос форштевне грозно пригнулся, готовый к прыжку, огромный и очень тяжелый лев. А всего на "Васе" было около 700 скульптур и резных украшении. Это был груз в верхней части корабля, и центр тяжести "Васы" стал еще выше.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Разумеется, король пожелал, чтобы скорость "Васы" была выше скорости других шведских кораблей. Были установлены огромные мачты, самая высокая из которых возвышалась на 49 м над килем (почти на половину высоты Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге).

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
И в то же время, заботясь о скорости "Васы", Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате и без того явно недостаточная остойчивость "Васы" стала угрожающей, хотя главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см.
Правда, был один путь понижения центра тяжести: уложить балласт, но и это оказалось невозможным: стремясь принять на корабль больше боезапаса, строители отвели для балласта очень мало места. Да и принять много балласта было опасно: пушечные порты были расположены настолько низко, что в результате приема дополнительного балласта вода залила бы нижние порты, и корабль пошел бы ко дну.
Так из-за честолюбивых замыслов короля "Васа" был обречен на гибель еще в процессе постройки.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
В конце 1627 года флагманский корабль, гигантский фрегат, сошел со стапелей в Нюбрувикене. От надстройки на задней палубе до оконечности бушприта длина «Васы» составляла около 65 метров. Кормовые надстройки имели высоту около 20 метров, задняя палуба находилась над водой на высоте 10 метров. Максимальная ширина составляла 11,7 метра, осадка - 4,7 метра, грот-мачта имела высоту около 50 метров. Водоизмещение «Васы» составляло примерно 1300 тонн. Толщина его шпангоутов достигала 45,7 сантиметра, на его постройку ушло 40 акров дубового леса. Площадь всех парусов составляла 4200 квадратных метров. Форштевень корабля украшало четырехметровое резное позолоченное изображение льва с открытой пастью, готового к прыжку, корма с позолоченными балконами и галереями была богато украшена резными фигурами греческих и римских богов и мифических героев, борта разрисованы всевозможными орнаментами - по тем временам это был огромный корабль, построенный по масштабам, по которым тогда строили суда, бывшие на одну треть легче.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
До августа на корабль, кроме балласта, было погружено 64 бронзовые пушки: сорок восемь 24-фунтовых пушек, восемь трехфунтовок, две пушки по одному фунту и 6 мортир. Пушки заряжались круглыми ядрами, зажигательными бомбами, ядрами с пиками, а также тяжелыми зарядами, которые состояли из маленьких пуль и железного лома. Отлитые из 92-процентной меди, пушки весили почти по 80 тонн и располагались на палубе в три яруса по каждому борту.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Когда приготовления были закончены, на борт судна поднялись священники и освятили его. Сразу после того, как служители культа сошли на берег, капитан корабля Сефринг Ханссон приказал отдать швартовы. «Васа» под восторженные крики собравшейся на набережной толпы отошел от королевского пирса. Шестнадцать моряков вращали тяжелый ворот, поднимая якорь.

Это сообщение отредактировал P376 - 30.07.2017 - 14:21

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Фрегат был отбуксирован мимо домов Шеппсбруна в другую часть порта - Стреммен, где корабль встретил легкий юго-юго-восточный бриз. «Васа» приблизился к скалам Сэдермальма, освободился от буксирующих катеров и на мгновение замер. На ветру развевались все флаги. Были подняты передний и большой марсовые паруса. «Васа» медленно шел в сторону открытого моря.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
С берега доносились приветственные крики, пожелания счастливого плавания; люди махали шляпами, платками. По обычаю того времени, корабль произвел из всех своих пушек салют двумя залпами. На какое-то мгновение корабль окутался густыми клубами порохового дыма. Когда дым рассеялся, провожающие увидели, что корабль кренился на левый борт, мачты легли на воду. Не прошло и минуты, как на месте, где только что был корабль, виднелись лишь верхние стеньги с развевающимися на ветру парусами, штандартами и длинными цветными вымпелами. Через несколько секунд и они скрылись в свинцовых водах Балтики, а в водовороте закружились бочки, доски и вынырнувшие люди...

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Внезапно налетевший порыв ветра накренил корабль. Шкоты парусов, чтобы «вытряхнуть из них ветер», вовремя отдать не успели. Вода хлынула в открытые пушечные порты нижней палубы, которые до начала крена находились всего в одном метре от уровня воды. Корабль накренился еще больше, и тут, видимо, с верхнего, более высокого, борта стали срываться пушки. Наполнившись водой, корабль пошел ко дну. По свидетельству очевидцев, «с поднятыми парусами, флагами на мачтах и всем, что находилось на борту, он затонул в течение нескольких минут». Погружаясь, корабль снова принял вертикальное положение и, сев на грунт, как потом выяснили, снова повалился набок (это было острокилевое судно).

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Лодки поспешили к месту трагедии, чтобы оказать помощь находившимся в воде, однако многих спасти не удалось. Среди 170 утонувших были женщины и дети, для которых королевский приказ: «Если кто-то захочет взять с собой жену, то ему это будет дозволено на время плавания в Стреммене и за его пределами во внутренних шхерах, но ни в коем случае при выходе в боевое плавание», - стал роковым.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Гибель корабля повергла в траур весь Стокгольм. В церквах служили заупокойные мессы по погибшим. Среди немногих спасшихся оказался капитан Ханссон. Взбешенный катастрофой своего флагмана Густав II Адольф приказал его тотчас взять под стражу и предать суду. Арестованы были также мастера, руководившие строительством «Васы», и адмирал, в ведении которого находились военные верфи.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Уже следующий день рейхсканцлер проводил во дворце предварительный допрос, а 5 сентября специально созданная следственная комиссия приступила к слушанию дела. Комиссия состояла из 17 человек под председательством рейхсадмирала.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Судьям действительно было нелегко найти виновного. В первую очередь они пытались обвинить капитана «Васы» и старшего боцмана. Показания кораблестроителя Хюбертссона получить не удалось, так как в 1627 году его уже не было в живых. Вместо него ответчиком на суде выступил его брат Арент. Корабел Хайн Якобсен на вопрос, почему он построил фрегат таким узким и без брюха, на которое судно могло бы ложиться, в результат чего оно опрокинулось, ответил, что размеры корабля утвердил Его Высочество и что «Васа» строился в точном соответствии с указаниями короля.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
В ходе процесса выяснилось также, что адмирал Клас Флеминг, подчинявшийся непосредственно рейхсадмиралу, пытался проверить остойчивость судна: тридцать человек сомкнутыми рядами должны были несколько раз пробежать от левого борта к правому и наоборот. На третий раз, когда корабль накренился настолько сильно, что почти перевернулся, адмирал приказал прекратить проверку...

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Архивы свидетельствуют, что королевский суд не вынес обвинительного приговора, дело было прекращено столь же внезапно, как внезапно затонул корабль. Ведь король сам установил конструктивные размеры корабля, а по его приказу подготовка к спуску велась в лихорадочной спешке.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Почему же затонул «Васа»? Резко критиковались слишком большие размеры корабля, тем более что его постройка, как тогда практиковалось, велась без чертежей. Корабли строились по черновым проектам, содержавшим только приблизительные размеры, а также соотношение основных частей. В основном пользовались опытом своих предшественников или изобретали сами. Это считалось «семейным секретом».

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Оставалась также проблема выбора высоты нижних орудийных люков. Если их размещать слишком низко, то возникает опасность попадания воды. Устройство их на большой высоте нарушало остойчивость судна, в результате чего вес двойного ряда пушек грозил переместить центр тяжести корабля. В конечном итоге гибель «Васы» явилась одной из важнейших причин для того, что в Швеции взяли на вооружение способ постройки кораблей, аналогичный английскому.
Расследование виноватых

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы в первую очередь адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:
— Команда была пьяна?
Капитан под присягой утверждает: корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был ***”.
— Пушки были плохо закреплены?
— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечает Ханссон. Да и адмирал подтвердил это.
— Взяли мало балласта?
— Весь балласт был на борту, больше взять нельзя было — не было места.
Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Когда спустя три столетия корабль подняли на поверхность, все пушечные лафеты стояли на своих местах — так что обвинение в том, что пушки были плохо закреплены, снято справедливо. Да и балласта больше взять было нельзя — не было места.
И все-таки: кто же виноват? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько.
И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И “Васа” был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Виновным можно считать также адмирала Флеминга. Ему уже на берегу стало понятно, насколько неустойчив корабль. Но он не решился своей властью остановить выход корабля, которого король с нетерпением ожидал в Европе.
Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с теми размерами, которые утвердил король.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками.
Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват “Его величество”. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”. Но ни Бог, ни король неподсудны, а “козлов отпущения” судьи не стали искать, и дело было закрыто.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
«Васа» лежал на глубине 32 метров, в середине защищенной гавани, так что корабль был в пределах досягаемости. Джон Бальмер, инженер Его Величества короля Англии, первым попытался поднять «Васу». Уже через три дня после катастрофы он поспешил на злополучное место. Однако ему не удалось выровнять корабль, лежавший на боку.
Затем спасательные работы взял на себя шведский военно-морской флот, но и его подстерегала неудача. В декабре адмирал Клас Флемингсообщал королевскому совету, что «Васа» оказался «тяжелее, чем я когда-либо мог предполагать».

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
В последующие годы не было отбоя от желающих поднять корабль. В 1642 году шотландский полковник Александр Форбес получил лицензию на проведение спасательных работ. Однако заметных успехов он не добился. Затем другой полковник, швед Альбрехт фон Трайлебен, отличившийся при спасении нескольких судов, но опоздавший к выдаче правительственного разрешения на подъем «Васы», в 1663 году получил лицензию на подъем этого корабля.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34609
Фон Трайлебен и его партнер Андреас Пеккель, сразу поняли, что о поднятии целиком огромного колосса не могло быть и речи. Однако им удалось поднять 53 дорогих орудия. В 1665 году фон Трайлебен прекратил спасательные работы. Согласно шведским таможенным документам, 53 орудия, снятых с «Васы», в том же году были проданы в Любек.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 21748
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх