Проверить, на что потрачены деньги, неоднократно требовали и депутаты. Тем более, что на реализацию проекта уже ушло 650 миллионов гривен.
Антикоррупционное бюро Украины отреагировало не сразу. Лишь недавно директор бюро Артем Сытник заявил, что в рамках строительства таки «обнаружены финансовые несоответствия», «хотя виновных называть пока рано».
«У меня дома такая же. От курей»
— Приехали сюда как-то генералы из Киева «Стену» принимать. И спрашивают у меня, как у главы приграничного посёлка: «чувствуете ли вы теперь себя в безопасности?». — «Вам, — спрашиваю, — честно ответить, или так, чтобы понравилось?». — «Честно», — говорят. — «Ну, если честно, то я у себя на участке такую же соорудил, чтобы куры от соседей не бегали», — смеётся Вячеслав Задоренко, глава посёлка Казачья Лопань в Харьковской области на границе с Россией.
Раньше через станцию Казачья Лопань шли поезда в Россию. Сейчас почти все маршруты уничтожены, а рейсы отменены, поселок пытается выживать.
Когда к нам зашла военная техника и солдаты в рваных ботинках и ветровках, мы всем селом собирали деньги, чтобы купить 400 пар обуви и зимние вещи, рыли траншеи и окопы, и кормили военнослужащих, — вспоминает события марта 2014 года глава Казачьей Лопани.
О том, что в 2014 году в поселке были тревожные настроения, говорит и преподаватель истории Олег Тютюнник.
— Я как раз набирал 10-й класс, и к нам в школу перевелось много местных ребят, которые прежде в Харькове учились. Родители боялись: вдруг война, а они от дома далеко. Все-таки, 40 минут на электричке ехать, — вспоминает мужчина. — И ещё помню два страшных момента: когда в 2014 году истребитель над поселком летал, но он оказался украинским. И когда танки и бэтээры в посёлок зашли. Тоже, как потом выяснилось, украинские.
Именно тогда в Дергачевском районе исчезли дороги. Точнее, они и раньше были не ахти, но после 2014 года стало совсем худо.
— А в 2015-м, когда Яценюк нагнал сюда техники «Стену» строить, то и остатки дорог уничтожили. И не какой-нибудь проселочной, а ключевой — на Харьков. Я с тех пор Яценюку неоднократно писал. В итоге, пришёл потрясающий ответ. Мы его просим выделить деньги, а он нам отвечает: «найти деньги в местном бюджете, и доложить в Кабинет министров о проделанной работе». Найти деньги! В бюджете посёлка! На дорогу государственного значения! — подчеркивает всю абсурдность затеи Вячеслав Задоренко.
В итоге, предприниматели Казачьей Лопани скинулись, купили 500 тонн холодного асфальта, и в своём населенном пункте довели дорогу до ума. Но все, что за пределами поселка, — ухаб на ухабе.
— Потому что когда надо одеть и накормить солдат, — люди кормят и одевают, когда надо частично отдать паи под строительство «Стены», — люди с пониманием отдают. Но когда государство не может найти деньги на ремонт дороги государственного значения… Вот этого люди не понимают! А ведь отсюда начинается Украина. Вот приезжает человек, и что он видит? А тем временем, в Белгородской области, например, дороги как в Европе.
Ещё одна обида населения Казачьей Лопани состоит в том, что отменили электричку, которая курсировала отсюда в российский Белгород, и обратно.
И дело даже не в самой электричке, а в вопиющей несправедливости.
— Вот нам постоянно рассказывают про страну-агрессора. Хорошо. Но раньше через наш посёлок проходило два товарных состава в неделю, а теперь по 7–8 поездов каждый день в одну, и столько же в другую сторону. Я даже друзьям своим показывал: «смотрите, — говорю, — видите, уголь из ЮАР везут». У нас Россия — это теперь ЮАР. И не только уголь везут. Дерево везут, все везут, — рассказывает Вячеслав Задоренко.
Но о том, что позволено чиновникам, местному населению и думать нельзя. То ли по причинам патриотизма, то ли государственной безопасности.
— Только власть покипишевала, и электричку, которая ходила из Белгорода в Казачью Лопань, отменили. Раньше они приезжали к нам и покупали продукцию — мясо, спирт, кулинарию, потому что у нас и лучше, и дешевле. То есть, привозили нам инвестиции. И бизнес у нас разворачивался под российского потребителя. Не говоря уже о том, что половина поселка там работала: кто на садах, кто на стройке, кто-то бензин возил. Теперь электричку отменили, мелкие пункты пропуска позакрывали, и все едут на Гоптовку. А там часовые очереди, сильно не находишься.
— Там же у многих родственники живут. Туда замуж выходили, женились. Поэтому мать живет здесь, а сын в соседней деревне, но в России, — объясняет секретарь сельсовета Людмила Вакуленко.
С марта прошлого года правила въезда россиян в Украину сильно усложнились. Теперь, чтобы пересечь границу, гражданину России нужен загранпаспорт. Если это мужчина призывного возраста, то без приглашения, заверенного у нотариуса, его могут на границе завернуть обратно.
— Вы бы видели, что тут творилось до 2014 года. Приезжала электричка из Белгорода, и они все скупали! У мясного ларька очереди стояли! Своим, порой, ничего не оставалось, — вспоминает продавщица магазина за железнодорожными путями в поселке Казачья Лопань.
— Теперь, конечно, такого уже нет. Теперь и свои-то реже приходят. Или придут, возьмут хлеба, и все. Цены выросли, денег нет. Но крутятся люди понемногу. Некоторые хлопцы, знаю, по прежнему бензин оттуда возят, потому что там дешевле. Да и они, бывает, заходят. Русские очень хлеб наш украинский любят.
— А «Стена»? — уточняю.
— Я вас прошу, — машет рукой как на обреченного продавщица.