«Анатомическая броня»

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:50
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
321
Вопрос о том, как люди додумались до такой важной детали доспеха, как кираса, не менее интригующий, чем и вопросы о том, как появились все остальные детали вооружения. Впрочем, в некоторых случаях мы имеем подсказку в виде археологических находок и также данных этнографии. Например, известна находка древнейшего лука в болоте в Испании, позволившая отодвинуть его появление в эпоху палеолита, находки наконечников копий, трещинноватость на которых дала возможность определить примерный возраст появления метательных копий, так как до них копьем действовали только лишь, удерживая его в руках, и так далее. Мы знаем, что древнейшим предком щита была «парирующая палка» с отверстием для руки посредине, поскольку она, так же как и бумеранг, сохранилась в арсенале аборигенов Австралии.

А вот как появился панцирь?

57 фото Вячеслав Шпаковский

«Анатомическая броня»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:50
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Кираса работы Джованни Паоло Негроли, ок. 1513 – 1569 гг. Милан, Италия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:51
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Уникальная кольчуга индо-персидского образца 1816 – 1817 гг., выполненная из стальных и медных колец (из последних сделаны надписи!). Метрополитен-музей.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:52
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
До нас дошли сообщения, и находки археологов это подтверждают, что уже древние шумеры пользовались панцирями из медных пластинок, причем воину они выдавались поштучно и в виде простой кучи «железяк». А уже он сам должен был их все вместе связать кожаными ремешками и подогнать по фигуре. На основе этой информации можно сделать вывод о том, что, во-первых, существовали некие количественные типоразмеры подобных панцирей, и количество пластинок выдавалось не просто так, а «по росту» пришедшего на службу. А во-вторых, что сделать из них себе доспех в то время умел каждый, либо его этому учили. Ну, а пластинки изготовить было значительно легче, чем тот же панцирь выковать или отлить.

На фото: Коринфский шлем, поножи и «мускульная кираса». Даже соски и пупок и те смоделированы, как будто бы это имеет какое-то значение (или имело?). V- IV вв. до н.э. Аукцион Сотбис.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:53
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
В панцирях из пластинок, судя по барельефам, многие столетия щеголяли ассирийцы, а вот у египтян, видимо, «денег на них не хватало», вернее, не хватало на рядовых воинов, так как изображения фараонов в доспехах имеются.

На фото: Германская гравированная кираса 1630 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:53
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
А вот дальше неизвестно: то ли изменения в технологии, то ли каноны культуры изменились таким образом, что на территории Древней Греции была изготовлена древнейшая кираса, состоявшая из двух половин. И вот тут защитное предназначение этого доспеха, чисто утилитарное по своей сути, смешалось с эстетикой восприятия древних греков, считавших мускулистого, пропорционально сложенного мужчину идеалом мужской красоты, недаром они так часто изображали именно таких мужчин в мраморе.

Фото: «Фигура, закованная в сталь» - типичный «максимилиановский доспех» с желобками». Арсенал в Даксфорде, Англия.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:54
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Время появление таких панцирей датируется по-разному, но очевидно, что в VIII в. до н. э. они уже существовали. Это так называемый «Аргосский панцирь» из погребения в Аргосе, состоявший из двух половин с трубочками на правой стороне канта и на плечах. Туда вставлялись штыри, соединявшие эти две детали, а слева на боку кираса стягивалась ремешками. Полукруглая пластина подвешивалась на поясе так, что защищала пах. Панцирь напоминает колокол – его нижняя кромка имеет воронкообразное расширение, и заметно выступающий воротник. Из мускулатуры на нем несколько схематически намечены мускулы груди и лопатки, то есть знанием анатомии его создатели не блистали, но, скорее, и не ставили перед собой задачи показать человеческий торс со всеми его подробностями. Насколько типичными были такие панцири и как долго их выпускали? Известен очень похожий панцирь из Олимпии, относящийся примерно к 525 году, так что производили их более 200 лет!

Фото: Доспех императора Карла V, работы Дизедериуса Хельмшмидта, 1543 г. Исторический музей, Вена.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:55
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Панцири V – IV вв. потеряли свою колоколообразную форму и высокий воротник, зато приобрели четко проработанный рельеф мускулатуры не только груди, но также и живота, вот паховой пластины они также лишились. Вместо них стали использоваться кожаные ленты – птериги. Интересно, что похожего типа кирасы опять-таки стали делать из мелких пластин, а затем появились так называемые «льняные панцири» из простеганной или приклеенной ткани, опять-таки хорошо известным нам по рисункам из греческой вазописи.

Фото: Ахилл перевязывает рану раненому Патроклу. Обе фигуры одеты в линотораксы, усиленные чешуйками, отвязанный левый наплечник у Патрокла выпрямился. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э. Альтес-музей, Берлин.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:55
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Ничего рационального, кстати говоря, в этих «анатомических» панцирях не было. Было бы куда рациональнее делать их либо совсем плоскими, либо с треугольным выступом посредине, который бы играл роль ребра жесткости, но древние греки на это обстоятельство внимания не обращали. Хотя нам известен железный панцирь по типу льняного из так называемой «Могилы Филиппа II» из Вергины. Передняя часть у него совсем плоская и он богато инкрустирован золотыми деталями, но это, скорее всего, следствие неразвитых технологий. Просто прочеканить такую железную «плиту» в то время было сложно, вот поэтому-то ее такой и оставили.

Фото: Некоторые считают, что этот панцирь принадлежал Филиппу Македонскому. Музей в Вергине.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:56
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
У древних римлян доспехи были сначала точно такие же, как и у греков, то есть анатомические панцири, но рационализма в их защитном вооружении мы видим все же несколько больше. Например, бедные воины имели на груди либо квадратную, либо круглую пластину на 3-4 ремнях и все, кирасы у них отсутствовали.

Фото: Доспехи 1485 года. Обращают на себя внимание кирасы, состоящие из двух деталей, причем наемник справа имеет на торсе лишь две нижние половинки, надетые поверх кольчуги. Рис. Ангуса МакБрайда.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:57
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Затем у них появились тяжелые кольчуги из сведенных колец, а в имперскую эпоху лорики из железных полос, заходящих одна на другую. «Анатомические панцири» носили лишь полководцы, да и то есть подозрение, что только лишь на заказанных ими же собственных статуях. То есть сам тип такого доспеха римлянами отнюдь не был забыт, но отошел в область чего-то древнего и героического, пригодного для ношения разве что только императорами.

Фото: Облачение в доспехи XV в. Причем показана как двухчастная кираса, так и кираса из четырех частей.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:57
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
После крушения Великого Рима те же, например, британские историки рассматривают генезис защитного вооружения Западной Европы по следующей схеме: эпоха «темных веков» (476 – 1066 гг.), затем следует «эпоха кольчуги» (1066 – 1250 гг.), затем идет «переходный период» распространения кольчужно-пластинчатой «брони» (1250 – 1330 гг.) с относительно небольшими платинами, затем используются большие пластины, а кольчуга их только дополняет (1330 – 1410 гг.), и, наконец, появляются доспехи из «белого металла», эпоха которых завершилась в 1700 году, а вот кирасы продолжали использоваться вплоть до начала Первой мировой войны!

Фото: Испанские и португальские рыцари эпохи кольчужно-пластинчатой брони. Справа: дон Альваро де Кабрера-младший, похороненный в каталонской церкви Санта-Мария де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде. Рис. Ангус МакБрайд.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:58
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
А это его сохранившаяся эффигия, позволившая восстановить его облик в деталях. Вот только шлем на ней отсутствует…

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:58
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Однако вплоть до конца Столетней войны цельнокованые кирасы рыцари в Европе не носили. Восточные рыцари-фарис также использовали кирасы из пластинок, надевавшиеся поверх кольчуги. Известно, что они были тяжелы и очень гремели, поэтому ночью в разведку их не одевали. Судя по документам, первые доспехи из пластин применялись еще в 1290 году, но не были массовыми. Есть эффигия из Першорского аббатства в Вустершире 1270 – 1280 гг., на которой в прорезях сюрко просматривается скрепленная ремешками кираса. Известна эффигия также конца ХIII в. из церкви Тампль в Лондоне, приписываемая Гиоберту Маршалу, на которой в разрезах сюрко едва просматривается стянутая ремешками кираса из двух половин. Но металлическая ли она или из «вареной кожи», сказать, естественно, невозможно.

Опять-таки, судя по эффигиям, кирасы из двух половин появились уже в начале ХV в., как сделанные в Милане, так и германского производства. Обладали они одной интересной особенностью: нагрудная и наспинная их детали состояли каждая из двух пластин – нижней и верхней, заходивших одна на другую. И они обе скреплялась с ней при помощи ремней или двух заклепок, что позволяло им хотя бы как-то смещаться относительно одна другой. Можно было надеть только верхнюю часть или только нижнюю! Но самое значительное изменение кираса миланских доспехов претерпела в 1440 – 1455 гг., когда нижняя ее часть так сильно вытянулась кверху, что уже к концу века она практически закрывала всю верхнюю пластину, к которой крепился шлем. Иногда ремней спереди могло быть и два, но тогда они находились по бокам кирасы слева и справа.

Фото: Доспех короля Франции Генриха II (1547–59), изготовлен ок. 1555 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:59
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Его кираса спереди.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 11:59
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Его кираса сзади.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:00
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Как правило, никакой антропоморфности эти кирасы не имели, но зато обладали выраженным ребром посредине. Периодически, правда, это ребро исчезало, и кираса спереди приобретала глобулярную форму. Затем мастерство оружейников достигло своего пика (или рационализм их возобладал, кто знает?!), но наконец-то появились кирасы, состоящие всего из двух деталей. А затем откуда ни возьмись, вновь пришла мода на все античное, так что в итоге император Карл V уже в 1546 году носил чеканные доспехи с зооморфными наплечниками и… анатомической кирасой, подобной лорике древнеримских полководцев и сделанной в лучших традициях римских оружейников, в чем, безусловно, проявило себя искусство эпохи Возрождения. Интересно, что в них птериги тоже копировались, вот только сделаны они были не из кожи, а уже из металла!

Фото: Доспехи Карла I 1546 года работы Филиппо Негроли. Милан.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:00
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
В Германии глобулярная форма нагрудного панциря пользовалась популярностью до 1530 г., однако затем ее сменила кираса со срединным ребром. Ряд панцирей 60 – 70-х гг. ХVI в. за свою форму получили название «стручков гороха», поскольку их нижняя часть спереди спускалась чуть ли не до самой паховой области.

Фото: Еще одно обращение к античной теме «Гарнитур Геркулеса». Исторический музей в Вене.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:01
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Обратившись к рукописи «Шахнаме» из Гулистана, датируемой 1429 годом, мы увидим на ее миниатюрах воинов в доспехах из больших пластин прямоугольной формы, которые имели название чарайна («четыре зеркала») и представлявшие собой… кирасу из четырех плоских, скрепленных на боках пластин! Этот доспех был очень популярен на Востоке в течение всего ХVI в. и даже позднее.

Фото: Чарайна. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:01
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Индийский доспех конца XVIII – начала XIХ вв. Среди пластинчатых восточных доспехов известны латы и совсем удивительные, в которых нагрудная пластина разделялась на груди надвое и соединялась шнурками, что позволяло надевать такой доспех словно куртку или жакет. Но странно, что завязки были спереди. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:01
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Интересно, что в коллекции Королевского Арсенала в Тауэре имеется и доспех XVII – ХVIII вв., привезенный из Северной Индии, и состоящий из чисто восточного шлема-мисюрки и… кирасы, очень похожей на европейскую, но украшенную местным растительным орнаментом. Более того, именно в Индии мы встречаем множество вполне европейского вида кирас, но, безусловно, сделанных местными мастерами. То есть они увидели образцы и скопировали их для своей местной знати!

Фото: Индийская кираса из Хайдарабада, 1620 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:02
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Индийская кираса из Декана – материал – вутц! Середина XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:02
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Но опять-таки в более позднюю эпоху средневековья мы нигде не наблюдаем массового возвращения к «мускульным кирасам». Парадные доспехи Карла V, понятно, не в счет. Значит, развивающийся медленно, но верно рационализм в итоге все же доминировал над внешним эстетизмом, и даже Возрождение не смогло навязать людям давно отжившие формы защиты, хотя, как мы знаем, шлемы типа барбют, подобные древним коринфским и рыцари, и пехотинцы одобрили. И хотя в свое время анатомические «мускулистые кирасы» были популярны в течение многих столетий вместе с античной культурой, вернуть им свои былые позиции на новом витке исторического развития так и не удалось!

Фото: Раскрашенный шлем и кираса середины XVI века. Вес шлема 3400 г. Вес кирасы 2365 г. Журнал Метрополитен-музея №42 (2007), pp. 107-119.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:04
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Часть II

В первой части материала про «анатомические кирасы» был сделан вывод о том, что они появились вследствие античной моды на мужские торсы и нагую натуру, тогда как в христианскую эпоху каноны веры не позволяли делать намеки на то, что у рыцаря находится «под низом». Хотя в эпоху Возрождения некие попытки (но на парадных доспехах) сделаны были.

Фото: Древние анатомические кирасы имели огромные проймы, обеспечивающие полную свободу для рук, что, безусловно, было важно для пехотинцев-гоплитов, сражающихся копьем, коротким мечом и щитом.

«Анатомическая броня»
 
[^]
KROVLJ
29.10.2016 - 12:05
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32124
Но и утилитарностью в доспешном деле не пахло! Казалось бы, уж чего легче – выковать плоскую стальную плиту и приделать к ней плоские бока с проймами для рук и округлую талию и все – вот тебе кираса на все случаи жизни. За счет ее наклона от талии к шее наконечники копий с нее бы соскальзывали вверх, к нашейнику в форме острого угла и отклонялись бы им в стороны. Другой вариант – острое прямое ребро посредине кирасы, подобное носу корабля. Тогда наконечник отклонялся бы влево-вправо, а под кирасой имелось бы место для утеплителя-умягчителя, а то и добавочной брони! Но тоже нет. Причем, если у Лилианы и Фреда Функенов в их «Энциклопедии вооружения и военного костюма» все-таки изображена похожая плоская кираса, то с ярко выраженным ребром кирасы отсутствуют.

Фото: Доспехи сэра Джеймса Скудамора с ребром в нижней части кирасы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

«Анатомическая броня»
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 56178
0 Пользователей:
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх