«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
KROVLJ
8.10.2016 - 09:45
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
201
65 лет тому назад, 6 октября 1951 года, советскому лётчику, командиру полка Евгению Пепеляеву удалось выполнить крайне сложную и важную миссию. Он смог не просто сбить новейший истребитель США F-86А «Сейбр», но и сделал это настолько аккуратно, что самолёт остался практически целым и пригодным для изучения. США удалось заполучить МиГ-15 лишь после окончания войны. Какими были перепетии этого соперничества и что оно дало противникам по воздушной войне?

9 фото Евгений Белаш

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 09:46
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Аллея «МиГов»

Парадоксально, но в начале войны в Корее 1950–1953 годов никто не ожидал противостояния МиГ-15 и «Сейбров», ставшего одним из самых ярких символов всего конфликта. Поначалу Южная Корея едва не была захвачена войсками КНДР целиком. Затем авиация вмешавшихся сил ООН (прежде всего, конечно, США) сравнительно легко убрала с неба немногочисленные поршневые северокорейские «Яки», «Ла» и «Илы». Последующая цепочка малопредсказуемых заранее событий привела к появлению в небе Северной Кореи советских истребителей, которые первоначально защищали воздушное пространство КНР от налётов авиации Чан Кайши.

Фото:В прицеле В-29. Из коллекции Диего Зампини

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 8.10.2016 - 09:46

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 09:47
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Воюющим с 1 ноября 1950 года в Корее «МиГам», по признанию военных властей США, удалось то, что не смогли сделать ни «Мессершмитты», ни «Фокке-Вульфы» во Второй мировой — «приземлить» стратегическую авиацию США. Конечно, интенсивный, но сравнительно локальный конфликт преследовал совершенно иные цели, чем мировая война. Но после ряда тяжёлых потерь с 8 ноября 1951 года B-29 прекратили появляться над Кореей днём (в т. ч. и благодаря развитию систем ночной навигации). Несмотря на все старания, лётчики F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» не могли восстановить недавнее безраздельное господство в воздухе. «Сейбров» же (переброшенных в декабре 1950 года) и флотских «Пантер» катастрофически не хватало.Район, в котором действовали над Кореей советские лётчики, получил у американцев название — «Аллея «Мигов».

Однако до появления «Сейбра» за полтора месяца боёв советские лётчики потеряли три МиГ-15, и столько же — за две недели боёв с «Сейбрами». Неудивительно, что как лётчики, так и конструкторы СССР испытывали горячее желание поближе познакомиться с заокеанским «визави».

Фото: Катапультирование из «МиГа».

Это сообщение отредактировал KROVLJ - 8.10.2016 - 09:47

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 09:49
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Поймать «Сейбр»

Именно с этой целью в апреле 1951 года в Маньчжурию, где базировались советские части, прибыла специальная группа лётчиков-испытателей НИИ ВВС (от 13 до 16 человек). Перед ними стояла задача принудить «Сейбр» к посадке на аэродром. Однако, несмотря на солидный налёт и даже боевой опыт Великой Отечественной, у группы ничего не вышло. Сначала в воздушном бою при собственном численном превосходстве был сбит и погиб майор Перевозчиков, ещё два самолёта получили повреждения. А затем при посадке разбился командир группы подполковник Дзюбенко. На этом история специальной «охоты» завершилась.

И снова парадокс, столь часто встречающийся на войне — после неудач «спецов» добыть желанный трофей удалось в «обычном» бою. Это сделал один из наиболее выдающихся истребителей Корейской войны Евгений Пепеляев. Он учился летать ещё на И-16, в учебном бою «сражался» против будущего маршала Савицкого. Затем и сам учил лётчиков. Стажировался на 2-м Белорусском фронте, где совершил 10 боевых вылетов, но из-за затишья противника так и не встретил. Зато в 1945 году Пепеляеву довелось на Як-9Т сражаться против японцев в Маньчжурии, командуя 300-м истребительным полком. После войны лётчик освоил новейший реактивный истребитель Ла-15, а затем и МиГ-15. Причём Пепеляев не только летал сам, но и снова обучал пилотов.

С началом Корейской войны Пепеляев, по его собственному признанию, буквально ухватился за возможность отдать долг погибшим друзьям и государству, много лет готовившему его как лётчика. При этом, как командир 196-го авиаполка, Пепеляев ставил подчинённым задачу — «после войны всем вернуться домой с победой». Благо, молодые летчики, как правило, не получали опыта реальных воздушных схваток.
Момент истины настал 6 октября 1951 года. К юго-западу от Пакчхона в бою сошлись 10 МиГ-15 под командой Пепеляева и 16 «Сейбров». Сначала Пепеляев обстрелял ведомого пары «Сейбров», но тут же и сам попал под лобовую атаку другой пары. Пепеляев изобразил правый боевой разворот, а перешёл в левый — этот приём он отрабатывал ещё до войны. Теперь советский истребитель, по описанию лётчика, оказался сзади, выше и немного правее «Сейбра». Пепеляев перевернул машину, чтобы отрицательная перегрузка придавила его к сиденью, наложил марку прицела на фонарь противника и дал очередь. 37-мм снаряд вошёл точно за кабиной «Сейбра». Поэтому Пепеляев не преследовал «оппонента» — с ним было покончено.

Фото: «Стащить Сейбр».

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 09:50
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Дымящий и еле держащийся в воздухе «Сейбр» заметил капитан Шеберстов из соседнего 176-го полка — и тоже обстрелял. Ему на счёт и записали победу. «Сейбр» всё же смог дотянуть до берега и сесть в полосу отлива, лётчик на резиновой лодке был подобран вертолётом. Советские авиатехники при помощи полутысячи китайцев, несмотря на массированные бомбардировки всего района, вытащили самолёт, погрузили на «студебеккеры» и доставили в полк.

Лётчики, конечно, не могли упустить случая посидеть в кабине давнего противника. Самому Пепеляеву понравились просторная кабина американского истребителя и удобный авиагоризонт, прекрасный обзор. Позднее Пепеляев писал, что «МиГ» уступает «Сейбру» в горизонтальной манёвренности, дальности, критической скорости и скольжении. Преимуществами советских истребителей были сильное вооружение, вертикальный манёвр и потолок.

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 09:51
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
По прибытии в Москву трофей попал «на препарирование» в НИИ ВВС им. Чкалова. К сожалению, летать на истребителе с помятым носом, повреждённым силовым набором и многочисленными пробоинами было нельзя. Пришлось ограничиться продувками в аэродинамической трубе ЦАГИ.
«Сейбр» был больше и тяжелее МиГ-15бис, при этом его двигатель обладал меньшей тягой. Неудивительно, что F-86 по выводам специалистов ЦАГИ значительно уступал «МиГу» по вертикальной скорости и скороподъёмности на всех высотах, на малых высотах несколько уступая и по максимальной скорости. Благодаря большим тормозным щиткам «Сейбр» в горизонтальном полёте тормозился быстрее «МиГа». Сразу стоит уточнить, что в реальных воздушных боях всё могло сложиться и по-другому.
Из-за строжайшей секретности число допущенных к трофею специалистов было крайне ограничено, поэтому разобраться в назначении некоторых приборов удалось не сразу. Особый интерес вызывал радиодальномер AN/APG-30 с антенной в виде рупора, сопряжённый с оптическим прицелом. Этот прибор быстро давал точную дальность до цели, и полученные данные сразу же вводились в оптический прицел. Два гироскопа в прицельной системе AIC позволяли вырабатывать углы упреждения по азимуту и по вертикали (если гироскоп был один, как на советском АСП-3, то требовалось более длительное сопровождение прицельной маркой цели). Дальность действия дальномера, по испытаниям на Чкаловском аэродроме, доходила до 2500 м и более. Но первые испытания проводились на земле, а вот в воздухе на Ли-2 НИИ-17 получались совсем другие цифры — сначала до 800 м, а потом, после перенастройки, до 4500 м! Причём официальное руководство для F-86F давало… от 137 до 2700 м (450–9000 футов).

Ещё один «Сейбр» удалось захватить 5 мая 1952 года — самолёт ветерана Второй мировой подполковника Уокера «Бада» Махурина был повреждён зенитным огнём и в июле тоже перекочевал в СССР. Лётчик попал в плен. По одной из легенд, именно он просил показать корейского лётчика, который в бою говорил по-русски.

Благодаря испытаниям удалось разработать меры противодействия радарам США. В СССР появились прицел АСП-4Н «Снег» и радиодальномер СРД-3 «Град» — аналоги трофейных. А в небе Кореи даже прошёл испытания советский тепловизор.

Фото: Победа полковника Евгения Пепеляева (МиГ-15бис ?1315325) над капитаном Джиллом Гарреттом (Ф-86А ?49-1319) 6 октября 1951 года. Гарретт смог посадить свой самолет на фюзеляж на северокорейском побережье; в результате 'Сейбр' был транспортирован в СССР. (Иллюстрация Юрия Тепсуркаева.)

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 09:51
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
«МиГ» в чужих руках

Закончилась война. 20 сентября 1953 года лейтенант северокорейских ВВС Ким Сум Но (No Kum-Sok), поднявшись с авиабазы Сунан неподалёку от Пхеньяна, перелетел на самолёте МиГ-15бис на авиабазу Кимпо в Южной Корее. При этом он даже не подозревал о награде в 100 000 долларов, ещё во время боёв обещанной любому лётчику, который сам преподнесёт свой «МиГ» «Свободному миру». Ким Сум Но, согласно его мемуарам, начал воевать с 1951 года, в возрасте 19 лет. Во время полёта к базе США он особенно боялся, что визит «МиГа» сочтут атакой — и даже если ему повезёт приземлиться, лётчика отправят в плен. При посадке он чуть не столкнулся с мирно летящим по расписанию «Сейбром».

Фото:МиГ-15бис в ВВС США, с закрашенными опознавательными знаками. wikimedia.org

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 09:52
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
Для испытаний буквально свалившейся с неба долгожданной «диковинки» вызвали лучших лётчиков, в т. ч. живую легенду мировой авиации Чака Игера.
Во время Второй мировой Игер испытывал «Аэрокобру», которая ему очень понравилась — в отличие от мнения большинства пилотов США. Следующим самолётом стал Р-47 «Тандерболт», на котором Игер пережил даже взрыв движка. Затем его эскадрилью послали в Англию — бить немцев. 5 марта 1944 года в бою с тремя ФВ-190 21-летний Игер был сбит над Францией. К счастью, местные жители помогли добраться пилоту до партизан-маки. Дальше путь пилота лежал через Пиренеи в нейтральную Испанию, причём Игер ещё и тащил на себе раненого штурмана сбитого В-24. Испанская полиция… немедленно бросила Игера в тюрьму. Однако пилот, переживший куда более тяжёлые испытания, при помощи спаскомплекта вырезал латунную решётку в окне и сбежал. К маю Игер был уже в Англии.

В теории сбитого пилота отправляли домой — попав в плен ещё раз, он мог бы выдать помогших ему прежде подпольщиков. Но не таков был Игер, чтобы сделать за войну всего лишь 8 вылетов. Он дошёл до генерала Эйзенхауэра — и снова начал воевать, на этот раз на «Мустанге». До конца войны Игеру засчитали 11 сбитых немецких самолётов, причём 5 — всего за один вылет.
После войны, 27 октября 1947 года Игер стал первым в мире человеком, преодолевшим звуковой барьер в горизонтальном полёте. Считалось, что МиГ-15 тоже может быть сверхзвуковым, поэтому среди прочих испытателей именно Игеру доверили испытать советский самолёт. Не будем забывать, что лётчикам надо было пилотировать самолёт с незнакомой системой мер. К тому же погода при испытаниях была ненастной. Вторым испытателем стал Том Коллинз. Испытания продлились всего 11 дней.
По сравнению с «Сейбром», «МиГ» в США показал больший потолок и лучшую скороподъёмность. Также трофей лучше ускорялся. А вот оборудование МиГа сильно «ругалось», поскольку требовало постоянного внимания пилота. Также самолёт отличался тягой к неожиданному кабрированию и штопору. Работа Игера была оценена исключительно высоко. Генерал Бойд даже заявил, что «…благодаря Игеру теперь мы знаем больше о «МиГе», чем русские».

Поскольку «МиГи», по оценке ВВС США, могли с высоты около 15 км (потолок — до 16 км) спокойно выбрать время и место для атаки, ударить и тут же уйти вверх, в качестве противоядия им придумали тактику «потока» («jet stream»). 16 истребителей делились на четвёрки, летящие с пятиминутным интервалом и на разной высоте — от 9 до 10 км. Машины шли на большой скорости, поэтому, если одну группу внезапно атакуют, другие могли быстро придти ей на помощь.
Сам Игер отмечал, что пилот с большим опытом «надерёт зад» противнику на любой машине — «Сейбре» или «МиГе». Любопытно, что точно такого же мнения придерживался и Пепеляев.

Много лет спустя два выдающихся лётчика XX века — Евгений Пепеляев и Чак Игер — встретились и подружились.

Фото: Евгений Пепеляев и Чак Игер. Фото из архива семьи Пепеляева. Снято автором

У меня всё...

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
Comanchi
8.10.2016 - 09:58
45
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 28.01.12
Сообщений: 561
От души, ТС! agree.gif Очень интересно было почитать эту историю. А корейского летчика звали Ли-си-цин! gigi.gif

Отправлено с мобильного клиента YAPik+

Это сообщение отредактировал Comanchi - 8.10.2016 - 10:00
 
[^]
Raytheon
8.10.2016 - 10:01
20
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 8.12.14
Сообщений: 189
Насколько я знаю, наши также интересным способом заполучили ракету "сайдвиндер". Она воткнулась в "МиГ", но не разорвалась, а летчик смог посадить самолет.

Спасибо ТС, очень интересно.
 
[^]
уставший
8.10.2016 - 10:18
4
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 1.01.15
Сообщений: 957
Спасибо ТС. Оч хотел, что бы сын пошел в военное. Сам с летчиком работаю. Спасибо ТС!
 
[^]
kdy
8.10.2016 - 10:25
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.12
Сообщений: 1533
KROVLJ
Спасибо за пост! Ещё одну страничку этой неизвестной мне войны прочитал.
Добавлю немного видео.


Это сообщение отредактировал kdy - 8.10.2016 - 10:28
 
[^]
mortyr285
8.10.2016 - 10:26
22
Статус: Offline


Нет ничего слаще, чем свет правды

Регистрация: 8.03.15
Сообщений: 288
Цитата (KROVLJ @ 8.10.2016 - 09:47)
Воюющим с 1 ноября 1950 года в Корее «МиГам», по признанию военных властей США, удалось то, что не смогли сделать ни «Мессершмитты», ни «Фокке-Вульфы» во Второй мировой — «приземлить» стратегическую авиацию США.

Хахах, а может «Мессершмитты» и «Фокке-Вульфы» не смогли «приземлить» стратегическую авиацию США потому, что США вступили в войну только 6 июня 1944 года?
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 10:53
8
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
2 фото


«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
KROVLJ
8.10.2016 - 10:53
6
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 32989
...

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
Cheveid
8.10.2016 - 11:14
22
Статус: Online


рыцарь без страха и укропа

Регистрация: 27.05.09
Сообщений: 1399
Почему-то нашим приходится захватить и изучить, а ихним всё в клювике приносят. Вспомните предателя Беленко и того иракца, который евреям МИГ-21 перегнал. Кстати предатель-кореец Но Гим Сок надолго затормозил поставку нашим лётчикам новейшего МИГ-17 из-за опасения такого-же предательства.
А вообще В ходе воздушных боев советские летчики с ноября 1950 г. по январь 1952 г. сбили 564 американских самолёта, из них: 48 — В-29, 1 — В-26, 2 — RB-45, 2 — F-47, 20 — F-51, 103 — F-80, 132 — F-84, 216 — F-86, 8 — F-94, 25 — «Метеор», 3 — F-6 и F-5. В ночных боях было сбито два самолета В-26.
Советские же летчики потеряли 71 самолет и 34 летчика. Общее соотношение 7,9:1 в пользу советских пилотов.
 
[^]
ben905
8.10.2016 - 11:21
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 1761
mortyr285
Цитата
Хахах, а может «Мессершмитты» и «Фокке-Вульфы» не смогли «приземлить» стратегическую авиацию США потому, что США вступили в войну только 6 июня 1944 года?

ну вообще то американцы начали бомбить Германию гораздо раньше. И,в отличии от англичан-днем
 
[^]
Wolf2k
8.10.2016 - 11:28
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.09.15
Сообщений: 130
Цитата (KROVLJ @ 8.10.2016 - 09:47)
«Сейбров» же (переброшенных в декабре 1950 года) и флотских «Пантер» катастрофически не хватало.

(Это из иностранного источника явно). И хорошо что не хватало.
Йегер - можно было поправить. umnik.gif

Это сообщение отредактировал Wolf2k - 8.10.2016 - 11:43

«МиГ» и «Сейбр»: захватить и изучить
 
[^]
Vista17
8.10.2016 - 11:31
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.12.13
Сообщений: 7111
Цитата (ben905 @ 8.10.2016 - 15:21)
mortyr285
Цитата
Хахах, а может «Мессершмитты» и «Фокке-Вульфы» не смогли «приземлить» стратегическую авиацию США потому, что США вступили в войну только 6 июня 1944 года?

ну вообще то американцы начали бомбить Германию гораздо раньше. И,в отличии от англичан-днем

И бомбили "всего" 11 месяцев.
В общем, времени немцам не хватило. Наверное.

ТСу спасибо. Читал статью, воспоминания Пепеляева, как он в КНДР ездил на юбилейные торжества, в конце 90-х или в начале 2000-х. Тоже интересная. Ну а "Миги против Сейбров" просто шикарна.
 
[^]
doctorbp
8.10.2016 - 11:51
10
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 19.01.14
Сообщений: 406
Одним из сбитых на МиГ-15 лётчиков был брат моей бабушки. Причём при катапультировании повредил спину и из истребителей был списан. Перевели его на стратеги, лётчиком. Стал даже КВС, но из-за того что "на истребителе ты летаешь, на на бомбардировщике просто ползёшь" начал квасить. И скатился сперва в правую чашки, а затем вообще - в штурмана. Но и там долго не удержался. Списали его "по состоянию здоровья" в запас. Невесело живут сбитые лётчики.
 
[^]
Grayven
8.10.2016 - 12:26
6
Статус: Offline


Техник Большого Минска

Регистрация: 3.07.14
Сообщений: 1015
А я слышал, что сначала МиГи предназначались для корейских лётчиков (инструкторы только из СССР были). Но спустя некоторое время корейцы начали жаловаться, что "ваши самолёты падают". Из СССР приехала комиссия разбираться. Проверили - самолёты полностью исправны. Но тут одному из комиссии пришло в голову спросить у корейцев, чем они кормят лётчиков. А те в ответ выносят им две маленькие плошки с рисом. Вот эту утром, а эту вечером. В общем-то, стандартный для южноазиатов рацион, но для лётчиков не годится совершенно - во время перегрузок они будут терять сознание.
 
[^]
Nerp
8.10.2016 - 12:35
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.10
Сообщений: 3101
Цитата
Добавлю немного видео.

Тут тоже есть немного(в большей части ролики дублируют друг друга, но не во всём).
 
[^]
kototkot
8.10.2016 - 12:41
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.13
Сообщений: 3338
Дед летал в тех краях. Правда никого не сбивал-Ли-2 самолет транспортный.
 
[^]
Rumer
8.10.2016 - 12:45
2
Статус: Offline


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 18017
Когда-то читал, что на первых МиГах стояли моторы производства Великобритании и американцы, узнав об этом, были в бешенстве: какого чёрта член НАТО поставляет моторы врагу? Ответ англичан не отличался оригинальностью - ничего личного, просто бизнес.
 
[^]
Lisetc
8.10.2016 - 16:21
9
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 19.02.15
Сообщений: 238
Цитата (Rumer @ 8.10.2016 - 11:45)
Когда-то читал, что на первых МиГах стояли моторы производства Великобритании и американцы, узнав об этом, были в бешенстве: какого чёрта член НАТО поставляет моторы врагу? Ответ англичан не отличался оригинальностью - ничего личного, просто бизнес.

производства СССР были движки только лицензия на их производство была куплена у англичан, успели до начала холодной войны
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 36486
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх