Правда, и в Швейцарии одна компания тоже взялась за штучное производство паровозов, но пока они используются только в туристических целях.
В развитом мире производство паровозов прекратилось в 1950-60-х годах – им на смену пришли тепловозы и электровозы. К примеру, СССР одним из первых в мире (после США) прекратил их производство – в 1956 году. Правда, до 1962 года в страну по ранее заключённым контрактам ещё поступали венгерские паровозы серии ЭР. В Германии производство такого транспорта прекратилось в 1959 году (серии BR 23 105).
Однако и в развитых странах их эксплуатация продолжалась ещё десятки лет. Даже в ФРГ паровозы служили до 1975 года, а в ГДР последний скорый поезд под паром отправился в путь 29 октября 1988 года. В СССР дольше всех паровозы проработали на Забайкальской железной дороге (депо Могоча и Белогорск). Здесь они были выведены из эксплуатации в 1974 году. Но на промышленных железнодорожных ветках паровозы работали до конца 1980-х годов.
Последней в мире страной паровозов остался лишь Китай. В этой стране магистральные паровозы серии QJ строились до 1988 года. Интересно, что этот паровоз был создан в начале 50-х годов при помощи советских специалистов с применением узлов и механизмов паровозов серий ФД и ЛВ. Локомотивы QJ проработали до декабря 2005 года. А паровозы типа 1-4-1 серии SY строились даже до конца 1999 года и ещё сегодня работают в горнодобывающей и металлургической промышленности Китая. Поезда на пару привлекают китайцев дешевизной в эксплуатации и недорогим сырьём – углём – на котором они работают.
Даже в 2010-2011 годах в Китае оставались в работе от 100 до 150 паровозов.
Английский фотограф Оливер Вудс (Oliver Woods)
сфотографировал их работу в китайской провинции Внутренняя Монголия, рядом с городом Zhalai Nuer, где паровозы заняты перевозкой угля на одном из карьеров, Lutien, (добыча там ведётся открытым способом) и на шахте Sherjiang:
2. Карьер Lutien