В 1991 г. на полигоне Ржевка было сделано 98 выстрелов из установки «Армата», а государственные испытания намечалось провести в 1992 г. Однако распад СССР похоронил «Анчар» и другие проекты кораблей с новыми артустановками, а работы над А-192 М были законсервированы.
Осенью 2011 г. СМИ сообщили, что на полигоне «Ржевка» отстреливается установка А-192 М, которая должна быть установлена на головном СКР пр. 22350 «Сергей Горшков». Система управления — уже известная специалистам «Пума» 5 П10. Вес снаряда 33,4 кг, дальность стрельбы до 22 км. Таким образом, установка имеет ту же баллистику и тот же боекомплект, что и АК-130.
Сейчас в отечественных СМИ публикуются весьма невнятные намеки на использование в А-192 М управляемых снарядов, но нет не только их тактико-технических данных, но даже названий или индексов.
В 1983–1984 гг. был разработан проект поистине фантастического орудия. Представим себе корабль, в носовой части которого вертикально торчит некая труба высотой 4,9 м и толщиной около полуметра. Вдруг труба наклоняется, и из нее с грохотом вылетает… что угодно! Нет, я не шучу. Атакует, например, наш корабль самолет или крылатая ракета, и установка выпускает зенитный управляемый снаряд. Где-то за горизонтом обнаружен вражеский корабль, и из трубы летит крылатая ракета на дальность до 250 км. Появилась подводная лодка, и из трубы вылетает снаряд, который после приводнения становится глубинной бомбой со спецзарядом.
Требуется поддержать огнем десант — и уже летят 110-килограммовые снаряды на дальность 42 км. Но вот враг засел у самого берега в бетонных фортах или крепких каменных строениях. По нему немедленно применяются 406-мм сверхмощные фугасные снаряды весом 1,2 т, способные уничтожить цель на дальности до 10 км.
Установка имела скорострельность 10 выстр./мин. управляемыми ракетами и 15–20 выстр./мин. — снарядами. Смена типа боеприпасов занимала не более 4 секунд. Вес установки при одноярусном снарядном погребе составлял 32 т, а при двухярусном — 60 т. Расчет установки 4–5 человек. Подобные 406-мм пушки могли легко устанавливаться даже на малых кораблях водоизмещением 2–3 тыс. т. Но первым кораблем с такой установкой должен был стать эсминец проекта 956.
В чем же изюминка этой пушки? Главной особенностью установки было ограничение угла снижения до 30°, что дало возможность заглубить ось цапф ниже палубы на 500 мм и исключить из конструкции башню. Качающаяся часть помещена под боевым столом и проходит через амбразуру купола.
Благодаря невысокой (гаубичной) баллистике уменьшена толщина стенок ствола. Ствол лейнированный с дульным тормозом.
Заряжание производилось при угле возвышения 90° непосредственно из погреба «элеватором-досылателем», расположенным соосно вращающейся части.
Выстрел состоял из боеприпаса (снаряда или ракеты) и поддона, в котором размещался метательный заряд.
Поддон для всех типов боеприпасов был одинаков. Он двигался вместе с боеприпасом по каналу ствола и отделялся после вылета из канала. Все операции по подаче и досылке производились автоматически.
Проект этой суперуниверсальной пушки был очень интересен и оригинален. Но резолюция руководства оригинальностью не отличалась: калибр 406 мм не предусмотрен стандартами отечественного ВМФ.
В середине 1970-х годов началось проектирование 203-мм корабельной установки «Пион-М» (не путать с САУ «Пион-М», 2 С7 М, полученной в 1983 г. путем модернизации 2 С7) на базе качающейся части 203-мм пушки 2 А44 САУ «Пион». Это был советский ответ на Mk 71. Даже количество готового к стрельбе боекомплекта у обеих систем было одинаково — 75 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Однако скорострельность «Пиона» была выше, чем Mk 71. Система управления стрельбой «Пиона-М» представляла собой модификацию системы «Лев» для АК-130. В 1976–1979 гг. в руководство ВМФ было отправлено несколько достаточно аргументированных обоснований преимуществ 203-мм пушки. Так, например, размер воронки фугасного снаряда от АК-130 составлял 1,6 м, а у «Пиона-М» — 3,2 м. Несравненно большими возможностями обладали 203-мм активно-реактивные, кассетные и управляемые снаряды по сравнению с калибром 130 мм. Так, активно-реактивный снаряд «Пиона-М» имел дальность 50 км.
А может, правы были Хрущев и его адмиралы, что после окончания Второй мировой войны пушки калибра свыше 127–130 мм флоту не нужны? Увы, все локальные войны опровергли это утверждение. Согласно никем не оспариваемым утверждениям американских адмиралов, самым эффективным корабельным оружием корейской, вьетнамской и ливанской войн были 406-мм пушки американских линкоров.
Янки с возникновением серьезных локальных конфликтов производили расконсервацию и модернизацию своих линкоров типа «Айова» и активно использовали их для обстрела береговых объектов противника.
Последний раз 406-мм орудия линкора «Миссури» вели огонь по территории Ирака в 1991 г.
Начало XXI века линкор «Айова» встретил в зарезервированном состоянии, хотя три его «систер шип» превратили в морские музеи.
Активно участвовали в локальных конфликтах и 15 американских тяжелых крейсеров постройки 1943–1948 гг., вооруженные девятью 203-мм орудиями. Последний из них, «Де-Мойн», был исключен из списков американского флота лишь 9 июля 1991 г.
Как видим, янки поступают достаточно разумно — зачем создавать новые крупнокалиберные артсистемы и строить корабли, когда в резерве есть десятки тяжелых артиллерийских кораблей времен Второй мировой войны.
Советский ВМФ активно не участвовал в локальных войнах второй половины ХХ века. Зато корабли 5-й оперативной эскадры с 1965 по 1991 год «сдерживали» американский 6-й флот во всей акватории Средиземного моря. Наши крейсера держали авианосцы под прицелами своих 152-мм пушек.
Вот, к примеру, в 1965 г. крейсер «Дзержинский» «пас» американский авианосец «Франклин Рузвельт». По воспоминаниям участников похода, дистанция до авианосца доходила до 500 м. Янки нервничали, и авианосец поднял в воздух самолеты. Истребители-бомбардировщики начали разворачиваться на горизонте и на высоте в несколько десятков метров проноситься над «Дзержинским». Причем скорость самолетов при прохождении увеличивалась так, чтобы взятие звукового барьера происходило именно над советским крейсером. От каждого такого воздушного удара «Дзержинский» вздрагивал, как при стрельбе главным калибром. В довершение всего американский крейсер «Бостон» начал опасное маневрирование и один раз резко перерезал курс «Дзержинскому».
Тогда и советские моряки решили провести учение с демонстрацией силы. Была объявлена учебная тревога. Зазвенели колокола громкого боя, и личный состав занял свои боевые посты согласно боевому расписанию. Неожиданно для американцев «Дзержинский» дал залп из двух носовых башен главного калибра. Стрельба велась прямо по курсу без поворота башен. Провокационные «атаки» американских самолетов немедленно прекратились.
К 1969 г. советское командование запретило крейсерам подходить к авианосцам на дистанцию ближе 70 кабельтовых (около 13 км). Ближе наши крейсера подходили только для проведения каких-либо разведывательных операций. Естественно, авианосцы всеми способами норовили удрать от наших крейсеров. Так, в 1969 г. авианосец «Саратога» укрылся от крейсера «Дзержинский» в территориальных водах Италии, а затем стал на стоянку в Венеции.
Американцы внимательно следили за тем, когда к нашим крейсерам подойдет тихоходный транспорт снабжения. И как только начиналась перегрузка топлива, авианосец давал полный ход и исчезал за горизонтом.
Уверен, что у многих возник вопрос: какой толк от старых пушек, когда на вооружении нашего флота состояли первоклассные противокорабельные управляемые ракеты (ПКР). Увы, как говорил мне командир БЧ-2 одного из кораблей 5-й эскадры, их оружием первого удара по американским авианосцам и крейсерам были… зенитные ракеты «Волна», а не ПКР. Почему? Время реакции у ПКР больше в несколько раз, чем у ЗУР. Ну а о «пукалках» 57-и 76-мм калибров и речи не было.
Разумеется, мощность 152-мм снаряда недостаточна для пробития бронированной палубы авианосца — спасибо Никите Сергеевичу, ликвидировавшему 305 и 220-мм суперпушки. Тем не менее на охоте за авианосцами наши крейсера проекта 68 постоянно находились в состоянии боевой готовности № 2 и даже № 1, что позволяло открыть огонь по авианосцам не позже, чем через 15 секунд после получения приказа.
Наши моряки прекрасно понимали, что им не придется вести огонь свыше 5 минут из-за огня корабельного охранения авианосцев и атак штурмовиков, если бы им удалось взлететь. Там не менее они и морально, и физически были готовы открыть огонь.
Замечу, что в 1964 г. в СССР началось проектирование снаряда с ядерной боевой частью (ЯБЧ) 3 БВ3 для 152-мм гаубицы «Акация». Надо ли говорить, что прямое попадание или близкий разрыв у борта авианосца такого снаряда гарантированно исключал бы необходимость дальнейшего ведения огня крейсером.
Замечу, что первые снаряды с ЯБЧ в корабельную артиллерию ввели американцы. В 1956 г. для 406-мм орудий линкоров был принят снаряд М-23 «Кейти» мощностью 20 кт, а в 1957 г. — снаряд М-422 мощностью 5 кт для 203-мм орудий крейсеров.
В дальнейшем же ни в СССР, ни в США, сколько ни бились, не сумели создать 130-мм и 127-мм ядерные боеприпасы. Предельным калибром с 1960-х годов по сей день остается 152 мм.
Надо ли говорить, что адмиралы США и других ведущих держав понимают значение корабельных орудий крупного калибра в современной войне? В итоге с середины 1960-х годов практически непрерывно шло проектирование морских артсистем калибра 152 мм и выше. Так, в самом конце 1960-х годов в США в обстановке строжайшей секретности начали работать над 203-мм одноорудийной башенной установкой Mk 71. Это была первая в мире полностью автоматизированная установка такого калибра. Управлялась она одним человеком. Установка могла обеспечить темп 12 выстрелов в минуту и вести огонь в таком темпе 6 минут. Всего готовыми к стрельбе были 75 выстрелов шести разных типов.
203-мм пушка Mk 71 в 1971 г. была установлена на носу эсминца DD 945 «Хэлл» полным водоизмещением 4200 т взамен 127-мм установки Mk 42.
По сведениям американской печати, испытания Mk 71 прошли успешно, и 203-мм пушка до 1979 г. находилась на вооружении DD 945. Однако в серийное производство установка Mk 71 так и не поступила.
Фото: Стрельба из 203-мм установки МК.71 на эсминце «Хэлл» 17 апреля 1975 г.