МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) 1 [2] 3 4 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
konigsadler
5.05.2018 - 09:45
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
3 мая МиГ-17Ф уничтожил А-4 Skyhawk. 20 июня 1965 г. два МиГ-17Ф атаковали четверку палубных поршневых штурмовиков А-1Н Skyraider из 25-й штурмовой эскадрильи (VA-25) с авианосца "Мидуэй". Один из МиГ-ов после неудачного маневра попал под мощный огонь 20-мм пушек двух А-1Н, был сбит и упал в море.

Всего в период с февраля по июль 1965 г. по американским данным северовьетнамские ВВС потеряли в воздушных боях четыре МиГ-17 (все на счету флота, три из них сбиты F-4B). Американские потери составили четыре или пять F-105D, два палубных штурмовика и один F-4.
Впервые "Фантомы" встретились с истребителями противника - вьетнамскими МиГ-17 - 2 апреля 1965 г. (столкновение закончилась безрезультатно).


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:46
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Первый "настоящий" бой состоялся 9 апреля и завершился для "Фантомов" весьма печально. В американской версии он протекал следующим образом: в 8 часов 40 минут истребитель F-4B, взлетевший с авианосца "Рэйнджер", был атакован над морем четырьмя вьетнамскими МиГ-17. Ракетой "Sparrow" удалось сбить один из них, однако вскоре другой истребитель противника зашел в хвост "Фантому" и поразил его очередью из пушки. Экипаж американского самолета погиб. Однако есть и другая, китайская, версия этого боя. В соответствии с ней американский воздушный патруль, состоявший из восьми F-4B, вторгся в воздушное пространство над территориальными водами не Вьетнама, как следовало из американского сообщения, а КНР (в районе острова Хайнань, лежащего в Тонкинском заливе напротив вьетнамских берегов). Возможно, американцы умышленно провоцировали китайцев на решительные действия, надеясь "преподать им урок" и сделать их более осторожными в военной поддержке ДРВ. Но урок оказался сорванным: в начале боя экипажу лейтенанта Мэрфи действительно удалось повредить ракетой " Sparrow" один из МиГов (который, однако, не был сбит). Однако другой "Фантом", выпустив ракету "Sidewinder" по еще одному китайскому истребителю, по ошибке попал в F-4B, пилотируемый Мэрфи, и отправил его на дно Тонкинского залива.

12 мая американцы взяли реванш за первую неудачу: 12 F-4B вторглись в провинцию Юньнань (юго-западный Китай) и сбили один J-5, выполнявший тренировочный полет (в ответ на протест китайцев американцы объявили, что МиГ был уничтожен над территорией ДРВ, в зоне боевых действий).


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:46
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
4 июня "Фантомы" вновь встретились с воздушным противником над Вьетнамом: звено МиГ-17Ф над городом Ву-Бан (провинция Хуа-Бинь) атаковало тройку F-4В. Один "Фантом" уклонился от боя и, дымя двигателями, работавшими на форсаже, ушел на восток. Два других американских самолета втянулись в ближний бой на виражах, где более маневренные МиГи имели преимущества и вьетнамцы не замедлили ими воспользоваться. После разворота на 180 град. ведущий вьетнамского звена открыл с дистанции 1000-1200 м огонь по одной из американских машин. Вскоре он сблизился с противником на 700 м и вновь дал очередь из пушек. F-4В, стремясь выйти из-под обстрела, энергично маневрировал по высоте и курсу. Второй американский истребитель, следовавший за своим ведущим, предпринял отчаянную попытку выручить командира, пытаясь сзади, с дистанции 400-500 м атаковать МиГ (задача совершенно невыполнимая, так как минимальная разрешенная дальность пуска УР AIM-9B "Сайдуиндер" значительно больше). Ведомый МиГ-17 открыл заградительный огонь из пушек и второй американский истребитель был вынужден выйти из под обстрела, выполнив энергичный разворот со снижением. Тут же за ним последовал и первый F-4B, получивший несколько снарядных попаданий (по сведениям вьетнамского командования, этому "Фантому" не удалось дотянуть до своего аэродрома и он упал на территории Лаоса). Подошедшее на помощь "Фантомам" звено американских самолетов, опознанных вьетнамцами как F-101 "Вуду", также было атаковано МиГами, но не приняло бой и воспользовавшись преимуществом в скорости скрылось в западном направлении.

Цитата
Подвешенная пушка


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:47
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Следующий воздушный бой с участием "Фантомов", произошедший 17 июня над городом Нинь-Бинь, был более скоротечным и бестолковым. В ходе него четырем МиГ-17Ф удалось атаковать с задней полусферы и с дистанции 100-600 м сбить два F-4В, при этом американцы не проявляли особой активности и довольно беспрорядочно стремились выйти из боя. Вьетнамцы потерь не понесли, хотя их боевой порядок также был нарушен, а управление звеном утеряно. При возвращении на свой аэродром два вьетнамских летчика вынуждены были катапультироваться из-за полного израсходования топлива, а один МиГ-17 совершил вынужденную посадку на аэродроме Хайфон.

10 июля 1965 г. открыли боевой счет и F-4C ВВС США, сбив два МиГ-17 и не понеся при этом потерь.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:48
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
В дальнейшем встречи в небе Северного Вьетама МиГов и "Фантомов" стали обычным явлением. Так, 20 сентября 1965 г. над железнодорожной станцией Кеп (севернее г. Ханоя) появилась группа американских самолетов, которая была обнаружена вьетнамской РЛС П-35. Часть "Фантомов" с бомбовым вооружением атаковала станцию. Их прикрытие обеспечивала еще одна пара F-4B, барражировавшая на высоте 3000-4000 м. В воздухе находилось дежурное звено вьетнамцев - четыре МиГ-17Ф, которое и было наведено на противника. Визуально обнаружив американцев, ведущий первой вьетнамской пары спикировал с высоты 6000 м и атаковал F-4B, выполнявший в это время заход на бомбометание, под ракурсом 2/4. С 500 м МиГ-17 открыл огонь, после чего "Фантом" левым разворотом со снижением стал уходить из-под обстрела. Вьетнамский летчик продолжал "сидеть на хвосте" у противника и с дистанции 400 м выпустил вторую очередь. "Фантом" задымил, но продолжал полет. Третьей длинной очередью с 200 м он был, наконец, добит. Американским летчикам катапультироваться не удалось.
Вторая пара МиГов завязала бой на высоте 3000 м, когда один из американских самолетов выходил из пикирования после атаки, а второй - только входил в пикирование для захода на бомбометание. Командир вьетнамского звена атаковал отбомбившийся самолет, несколько преждевременно открыв огонь с дистанции 1200 м. Американский летчик, обнаружив на хвосте у себя МиГ, включив форсаж, скрылся.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:48
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
В целом для первого этапа войны в воздухе, пока "на сцену" еще не вышли МиГ-21 и не началось массовое применение ЗРК, американская авиация в небе Вьетнама вела себя довольно беспечно, не рассматривая малочисленные МиГ-17 (в том числе и появившиеся в 1966 г. J-5A - МиГ-17ПФ с радиоприцелом) как серьезную угрозу. Часто "Фантомы", выполнявшие роль эскорта, также загружались бомбами, что иногда приводило к потерям (как это случилось 20 сентября 1985 г. над станцией Кеп). Вьетнамцы стремились держать МиГи на малой высоте, где маленькие камуфлированные самолеты были визуально менее заметны и совсем невидимы для бортовых РЛС американцев, не обладавших возможностью обнаруживать цели на фоне земли. Внезапно атакуя истребители-бомбардировщики, они заставляли их избавляться от бомб и, сближаясь на короткую дистанцию, расстреливали из пушек. Истребители сопровождения, занимавшие более высокий эшелон, часто просто не успевали вступить в бой с МиГами. Это заставило американцев изменить тактику и также снизить группы прикрытия до малых высот (находясь на одном уровне или ниже вьтнамсих истребителей, "Фантомы" могли их "видеть" при помощи своих РЛС или визуально на фоне неба). Используя более высокую скорость, F-4 сближались с противником и поражали его ракетами, после чего так же стремительно выходили из боя. Если же бой выливался в "карусель" на виражах, то преимущество переходило к вьетнамцам, которые быстро сближались с противником на дистанцию менее 1000 м, где F-4, имевшие лишь ракетное вооружение, были практически безоружны.

МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:48
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Благодаря все более увеличивающейся помощи Китая и Советского Союза, противодействие северовьетнамской системы ПВО постоянно росло. В июле 1965 г. впервые был применен новый вид оружия, внесший существенные коррективы в ход воздушной войны - советский зенитно-ракетный комплекс С-75. 24 июля 1965 г. дивизион под командованием майора Ф.Ильиных (офицер наведения - старший лейтенант В. Константинов) ракетным залпом сбил в 30-40 км к юго-востоку от Ханоя три истребителя-бомбардировщика F-4C Phantom И. Самолеты шли с бомбовой нагрузкой в плотном строю на высоте 2-х тысяч метров. Американцы признали сбитым только один F-4, а два других - поврежденными. Три дня спустя сорок шесть F-105 нанесли удар по этой батарее.

Новое средство ПВО оказалось эффективным оружием для борьбы с воздушными целями на средних и больших высотах. Резко возросшее число боевых потерь и прежде всего психологический эффект, который произвело применение во Вьетнаме мощных зенитных ракет средней дальности, заставили американское авиационное командование отказаться от ранее выработанной тактики. Поскольку С-75 уверенно поражал цели на средних и больших высотах, то американской авиации пришлось перейти к полетам на малых и предельно малых высотах. При умелом использовании самолетами рельефа местности обнаружение и сопровождение их радиолокационными станциями становилось затруднительным. Эта переориентация сразу же отразилась на условиях ведения воздушной борьбы: северовьетнамские истребители теперь намного реже получали от РЛС наведения достоверную информацию о летевших у земли самолетах противника. Засады МиГ-17-х постоянно срывались, значительно снизилась эффективность атак по свободно маневрирующим целям.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:49
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
До 27 ноября американская авиация уничтожила восемь вьетнамских ЗРК, потеряв при этом (по американским данным) три F-105 Thunderchief, два F-8 Crusaider, два F-4 Phantom II и один А-4 Skyhawk. Многие самолеты были повреждены. По вьетнамским данным, за этот период огнем ЗРК было сбито более 30 истребителей-бомбардировщиков. Отражая налеты, советский персонал ЗРК понес значительные потери и, по мере обучения вьетнамцев, постепенно заменялся. Для этого при каждом советском расчете существовал параллельный - вьетнамский. Однако в течение всей войны в большинстве частей ПВО (впрочем, как и в других родах войск ВНА) имелись советские военные специалисты.

Но в то же время, полеты американских самолетов у земли увеличивали вероятность поражения их огнем ствольной артиллерии и стрелкового оружия. Поэтому к концу 1965 г. число зенитных орудий в ПВО ВНА было удвоено и превысило 2000. Значительное количество из них имело радиолокационное управление огнем, например, советский 57-мм зенитно-артиллерийский комплекс С-60. Впоследствии, анализируя итоги войны, американские специалисты пришли к выводу, что более половины из общего количества сбитых истребителей-бомбардировщиков было поражено огнем малокалиберной зенитной артиллерии, которая считалась давно исчерпавшей свои возможности. Еще одним минусом тактики "малых высот" было резкое ослабление мощи ударов, наносимых вынужденно небольшими по составу группами самолетов.

Цитата
Работа ЗРК С-75


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:50
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Учитывая большие потери, понесенные при попытках уничтожить ЗРК, американское командование сделало ставку на качественно новые средства борьбы с ними - специально оборудованные самолеты эскадрилий Wild Weasel. Эти самолеты (первоначально F-100F, несколько позднее F-105F, еще позднее - с 1972 г. - F-4C и F-105G) оснащались аппаратурой обнаружения и подавления работающих на излучение РЛС и вооружались противорадиолокационными ракетами AGM-45 Shrike, a позднее и более совершенными AGM-78 Standard-ARM. Одержав первую победу 20 декабря 1965 г., за период до 11 июля 1966 г. семь F-100F Wild Weasel уничтожили девять ЗРК, потеряв при этом три самолета. Только один из них был сбит, два других столкнулись в воздухе.

МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:51
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
В конце 1966 года по рекомендациям советских военных специалистов авиация ДРВ выдвинула рубеж перехвата непосредственно к границам страны, где американские самолеты следовали в плотных боевых порядках, что мешало ведению маневренного боя. Другим нововведением стала практика засад на земле, разработанная с участием китайцев: МиГ-17 взлетали с аэродромов подскока и атаковали противника, следовавшего в плотном строю, после чего быстро снижались и, закамуфлированные под рельеф местности, возвращались на аэродром.

К концу года интенсивность воздушной войны резко обострилась, помимо МиГ-17 в воздухе стали появляться сверхзвуковые истребители МиГ-21Ф-13, оснащенные ракетным оружием класса "воздух-воздух".

Первыми освоили МиГ-21 лётчики из 921-го ИАП ДРВ. Некоторые из них, в том числе будущие асы Нгуен Ван Кок, Фам Тхань Нган, Нгуен Хонг Ньи, прошли обучение в Советском Союзе, в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков. Среди летчиков, ото¬бранных для переучивания на МиГ-21, были Фам Нгок Лан, Нгуен Ньят Чиеу, Нгуен Нгок До, Тран Хань, Дао Динь Лаен, последний в 1966 г. стал командиром 921-го ИАП.

В конце января 1966 г. процесс переучивания на МиГ-21 командование ВВС ДРВ сочло завершившимся. На вооружении 921-го ИАП имелись одновременно новейшие МиГ-21Ф-13 и устаревшие МиГ-17.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:51
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
С февраля 1966 года основными противниками F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 (часть из них - чехословацкого производства) и МиГ-21ПФ-В (вариант всепогодного, то есть снабженного радиолокационным прицелом МиГ-21ПФ в "тропическом" исполнении), так же как и американские самолеты, оснащенные ракетным оружием - УР Р-Зс с ТГС или блоками с 55-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-5. Командование ВВС и ВМС США продолжало возлагать большие надежды на F-4, считая, что мощное вооружение, совершенная бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики в сочетании с новыми тактическими приемами обеспечат "Фантомам" превосходство над самолетами противника. Но при столкновениях с более легкими МиГ-21 F-4 начали терпеть поражение за поражением. С мая по декабрь 1966 года США в воздушных боях потеряли 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника.

МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:52
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Свою боевую работу летчики МиГ-21 начали с охоты на американские беспилотные разведчики «Файрби». Первый такой самолёт был сбит 4 марта 1966 г. В 4 часа утра РЛС обнаружила воздушную цель, которая приближалась с северо-востока. Заместитель командира 921-го ИАП Тран Хань отдал Нгуену Хонг Ньи приказ взлететь на перехват. Через 19 минут МиГ-21 набрал высоту 16 000 м, цель в этот момент находилась от вьетнамского истребителя на удалении 15 км и на 2000 м выше него. Беспилотный разведчик шел курсом на Куангнинь. Наземный командный пункт уверенно управлял действиями летчика и через несколько минут ис¬требитель МиГ-21 открыл свой бое¬вой счет в небе Вьетнама. Наследую¬щий день истребителем МиГ-21 из 921-го ИАП был сбит еще один бес-пилотный разведчик.

Оба разведчика «Файрби» были атакованы на высоте порядка 18 000 м в 70 км от Ханоя. В обоих случаях ДПЛА были сбиты первой запущенной ракетой с дистанции два-четыре километра. Это вообще первые сбитые вьетнамскими истребителями американские беспилотные разведчики.

В апреле истребители МиГ-21 несколько раз вступали в бой с американскими истребителями, но удача отвернулась от пилотов МиГов. Первый воздушный бой произошел 23 апреля, когда пара МиГ-21 атаковала звено «Фантомов». Несмотря на фактор внезапности, вьетнамцы не смогли занять положение для пуска ракет К-13. В апреле-мае с МиГ-21 было произведено не менее 14 пусков ракет, но, ни одна из них не попала в цель. Первые потери в самолетах понес 921-й полк, несколько летчиков были вынуждены катапультировать¬ся из-за того, что закончилось топливо. Американцы претендуют на один МиГ-21, сбитый за данный период. Его записал на свой счет 26 апреля экипаж «Фантома» из 480-й эскадрильи 35-го тактического авиакрыла ВВС США.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:53
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Когда командование ВВС ДРВ проанализировало воздушные бои апреля-мая с участием МиГ-21, выяснилось, что летчики испытывали затруднения в работе с прицельной системой истребителя. При по¬иске цели летчик использовал бортовую РЛС, после обнаружения цели он должен был переключаться на применение оптического прицела, по которому уже определять момент пуска ракеты. Понятно, что пилот самолета противника при этом всячески пытался уйти из-под удара. Чтобы удержать маневрирующую цель в узком поле зрения оптического прицела требовалось недюжинное летное мастерство, которого у вьетнамских летчиков весной 1966 г. просто не было.

МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:54
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Анализ первых боев показал, что наиболее эффективным будет использование пар истребителей МиГ-21 со смешанным вооружением: истребитель ведущего вооружается двумя ракетами К-13 с инфракрасными головками самонаведения, самолет ведомого - парой блоков НАР с ракетами С-5М.

Именно пара истребителей со смешанным вооружением одержала первую на МиГ-21 победу в воздушном бою с пилотируемым самолетом.
МиГ-21 обычно атаковали противника на сверхзвуковой скорости (М=1-1 - 1,2), выполняя ракетный пуск из задней полусферы и быстро отрываясь от возможного преследования. Такой тактике, требовавшей высокой подготовки летчиков и офицеров наведения наземного КП, "Фантомам" трудно было что-либо противопоставить. Применялись и совместные действия c МиГ-17, вытеснявшими противника с малых высот на средние, где его атаковали МиГ-21.

В целях повышения эффективности действий истребителей МиГ-21 пришлось изменить порядок ввода в бой. Теперь разрешение на взлет поступало непосредственно из штаба ВВС. Летчиков, однако, по-прежнему ориентировали на ведение маневренного воздушного боя, а не на скоростной перехват, для которого, собственно говоря и предназначался МиГ-21ПФ. Скорее всего, именно такая ошибочная тактика не позволила летчикам МиГ-21 по началу добиться успеха.
Типовая боевая нагрузка одного самолета включала две ракеты «воздух-воздух» К-13.

В июне 1966 г. еще 13 летчиков завершили в Советском Союзе переучивание на МиГ-21. 9 июня пара МиГ-21 сбила два «Фантома», однако американские данные и на этот раз не подтверждают потерь в воздушных боях.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:56
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
В течение 1966 г. эффективность действий истребительной авиации ВВС ДРВ постоянно росла, однако успех сопутствовал истребителям МиГ-17. Летчики 921-го ИАП провели несколько воздушных боев, но не сбили ни одного американского самолета. Причины неудач подверглись всестороннему анализу. Выяснилось, что летчики МиГ-21 продолжают использовать те же тактические приемы, которые они освоили, пилотируя самолеты МиГ-17.

Командование ВВС подвергло коренному пересмотру тактику действий своей истребительной авиации. Теперь истребителям МиГ-17 и МиГ-21 предстояло действовать в соответствии с единым планом. Их тактика чем-то напоминала тактику американских боевых воздушных патрулей (Combat Air Patrol, CAP). Истребители МиГ-17 должны были патрулировать на высотах ниже 1500 м, в то время как МиГ-21 - на высоте более 2500 м. В интервале высот от 1500 до 2500 м воздушные бои могли вести истребители обоих типов.
Летчики ВВС ДРВ имели два неоспоримых преимуществами перед американскими пилотами: хорошее знание рельефа местности и отлажен¬ную систему наведения с земли.

Во второй половине 1966 г. имело место несколько воздушных боев с участием истребителей МиГ-21. Один из них произошел 21 сентября. Патруль МиГов в этот день атаковал группу «Тандерчифов», летевших под прикрытием «Фантомов» боевого воздушного патруля. Ведущий вьетнамской пары ракетой К-13 сбил с дистанции в 1500 м один F-105D. ВВС США приписали потерю огню зенитной артиллерии.

Цитата
Нгуен Ван Кок



МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 09:58
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
9 октября, летчики МиГ-21 одержали первые победы над пилотами морской авиации США, сбив два «Фантома» F-4B.

В этот же день морские летчики сбили свой первый МиГ-21: победу одержал командир эскадрильи VF-162 (авиакрыло авианосца CVA-34 «Орискани») коммандер Дик Беллинджер на истребителе F-8E «Крусейдер». 5 ноября экипажи «Фантомов» из 480-й эскадрильи 366-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США заявили о двух сбитых МиГ-21.

До конца 1966 г. вьетнамские истребители действовали только в районе своей базы - аэродрома Ной-бай. В бой МиГ-21 вступали только в случае, если самолеты противника вторгались в близлежащее к Нойбаю воздушное пространство. Русские советники рекомендовали вьетнамцами изменить тактику: атаковать противника на подступах к объекту налета, пока ударная группа еще шла в сомкнутом боевом порядке. Впервые новая тактика была опробована 5 декабря.

Две пары истребителей МиГ-21 взлетели с аэродрома Нойбай и отошли на удаление 35 км от базы. Через одну-две минуты сюда подошла группа из 24 «Фантомов» и «Тандерчифов». Первая пара вьетнамских истребителей атаковала ведущую пару «Тадов» и сбила один F-105D. Вторая пара МиГ-21 атаковала второе звено истребителей-бомбардировщиков ВВС США и также сбила один самолет. Американцы развернулись на обратный курс, не выполнив поставленной задачи. ВВС США признали потерю одного F-105D.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:00
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Через три дня рубеж перехвата отнесли от Нойбая на 50 км. Снова в воздух были подняты две пары МиГ-21, пилоты которых доложили о двух победах в воздушном бою (американцы свои потери не подтвердили). Наконец, 14 декабря четверка МиГ-21 атаковала группу из двадцати истребителей-бомбардировщиков F-105D. Летчики ВВС ДРВ доложили о трех сбитых «Тадах», однако ВВС США признала потерю только одной машины - F-105D.

Декабрьские схватки заставили вьетнамских летчиков поверить в эффективность ракет К-13. Однако успеха удавалось добиться только в случае внезапной атаки. Летчики старались выходить на цель визуально, включая бортовую РЛС в крайнем случае и на короткое время. В большинстве случаев ракеты пускались в диапазоне дальностей 1200-2500 м, русские советники считали оптимальной дистанцию пуска в 1500 м. Сразу же после пуска, летчик МиГа резким снижением с разворотом уходил к земле и брал курс на аэродром. Обзор из кабины МиГ-21 был гораздо хуже, чем из кабины МиГ-17, поэтому шансы охотника превратиться в добычу повышались. Из-за меньшей площади остекления фонаря кабины, пилоту «21-го» сложнее было обнаружить пуск УР AIM-9 «Сайдуиндер», чем летчику истребителя МиГ-17. Пилот ведомого МиГ-21 должен был постоянно контролировать заднюю полусферу, чтобы вовремя предупредить командира об угрозе. При обнаружении пуска ракеты летчикам МиГов рекомендовалось выполнять разворот с большой перегрузкой навстречу ракете; в этом случае вероятность срыва захвата головки самонаведения УР «Сайдуиндер» первых модификаций приближалась к 100%.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:00
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Рост боевых потерь вынудил американцев принять срочные меры: летчики - истребители, чей налет составлял менее 1500-2000 часов, были отправлены на специальные авиабазы в США для переподготовки. Плотная и насыщенная программа включала полузабытый ими пилотаж в ближнем маневренном воздушном бою, комплексное применение артиллерийского и ракетного вооружения, отработку как индивидуальных, так и групповых тактических приемов. Возросший профессионализм американских пилотов не мог не отразиться на содержании и результатах воздушных боев.

Американцы сумели несколько повысить профессиональную (в первую очередь - тактическую) подготовку своих летчиков-истребителей. В боевые эскадрильи начали поступать усовершенствованные самолеты F-4D (первыми во Вьетнаме новую технику получило восьмое истребительное авиакрыло, возглавляемое полковником Р.Олдсом).

Новый, 1967, год принёс ожесточённую борьбу в воздухе.
Уже 2 января в небе Северного Вьетнама разыгралось грандиозное сражение. В этот день USAF наконец поверили в возможность борьбы с МиГ-21, а Америка получила нового национального героя. Операция Bolo задачей которой было уничтожение в воздушных боях максимально возможного количества северовьетнамских истребителей увенчалась полным успехом И несомненно главная заслуга в этом принадлежит Робину Олдсу.

Цитата
Олдс


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:01
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Он не был первым кто обратил внимание на порочную тактику американских ВВС приводившую к неоправданно высоким потерям.
Одних только F-105 во Вьетнаме к 1967 г. было сбито в колиечестве 375 машин.

К 13 декабря работая в тесном сотрудничестве с ветеранами 8 TFW Олдс в общих чертах наметил план предстоящей операции. Поскольку на уничтожение аэродромов был наложен запрет основной акцент был сделан на их блокаду. При этом поднявшиеся в воздух МиГ-и не смогли бы приземлиться, а улететь в Китай им препятствовали бы американские воздушные патрули. Таким образом все взлетевшие МиГи были бы сбиты или покинуты пилотами после выработки топлива.

Основной идеей Олдса была маскировка звена "Фантомов" под звено F-105. Для этого предполагалось использовать стандартные контейнеры ЕСМ применявшиеся на F-105 а к цели предполагалось идти на той же высоте и скорости и в том же строю в котором летали "Тандерчифы". Как только введённые в заблуждение вьетнамцы подняли бы свои МиГ-и F-4 должны были вступить в бой.

22 декабря Олдс доложил Момьеру свои соображения, в результате чего был назначен день операции: 2 января 1967 г. Для выполнения плана Олдса были выделены 96 истребителей: 56 F-4С 24 F-105 и 16 F-104С, а также танкеры КС-135, постановщики помех ЕВ-66, летающие командные пункты ЕС-121 и спасательные вертолёты.

Звенья получили в качестве позывных названия автомобилей: так звено Олдса получило позывной Olds. Историческое сражение произошло примерно в 15 милях от Пхук Йен на высотах от 3000 до 5500 м.

Результаты операции Bolo впечатляли. 12 F-4С атаковали 14 МиГ-21. В течение 13 минут были сбиты 7 и предположительно сбиты 2 МиГ-21 без потерь со своей стороны! При этом только один пилот - лейтенант Глинн - имел опыт воздушных боёв. Анализ боя показал что при правильном выборе тактики F-4 может успешно сражаться с МиГ-21. Пилоты "Фантомов" умело использовали своё превосходство в маневренности в вертикальной плоскости, чтобы атаковать МиГ-и. Было выпущено восемнадцать Sparrow. Девять из которых поразили четыре цели и десять Sidewinder - семь из которых уничтожили три цели.

Неплохо проявили себя и контейнеры системы РЭБ QRC-160, хотя особой необходимости в них не оказалось Присутствие МиГ-ов затруднило пуски зенитных ракет и действия зенитной артиллерии. Было выпущено всего пять ракет ни одна из которых не попала в цель.
Немалая заслуга в победе принадлежит операторам радаров. Во всех случаях именно они вовремя заметили приближающиеся МиГ-и.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:03
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Причиной успеха ВВС США в очередной раз стала неадекватная тактика пилотов МиГ-21.

Потеря пяти истребителей (ДРВ признала потерю 5, а не 7 МиГ-21) крайне тяжело отразилась на моральном духе личного состава 921 -го ИАП, даже не взирая на то, что четырем из пяти летчиков удалось благополучно катапультироваться (в числе сбитых и оставшихся в живых были будущие асы Ва Нгок Динь и Нгуен Ван Кок). В тот несчастливый для вьетнамцев день истребители МиГ-21 с аэродрома Нойбай и МиГ-17 с базы Кип находились на стоянках в готовности №1, когда РЛС обнаружили большую группу американских самолетов. Оба аэродрома закрывала плотная 10-балльная облачность, висевшая на высоте от 1500 до 3000 м. Изначально, командование в Ханое приняло ошибочное решение: команду на взлет не давать пока самолеты противника не окажутся на удалении 40 км от аэродрома. Как оказалось, радары обнаружили не все американские самолеты. Два звена «Фантомов» полковника Олдса вышли к Нойбаю незамеченными и заняли исходное положение для возможной атаки непосредственно над верхней кромкой облаков. К этому времени в воздухе уже находились МиГ-17, одна¬ко они летели ниже облачности и, по¬скольку не имели бортовых РЛС, не могли обнаружить «Фантомы».

Сразу после взлета с Нойбая истребители МиГ-21 попадали под ракеты парней Олдса. Одного за другим, словно тяжелых гусей, американцы сбили четыре МиГа - все первое звено. Аналогичная участь постигла командира второго звена.

Через четыре дня «Фантомы» из 8-го авиакрыла сбили еще два МиГ-21, один летчик катапультировался, второй - погиб.


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:04
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Командование ВВС ДРВ провело 8 января 1967 г. совещание, на котором обсуждался вопрос о тяжелейших потерях 921-го ИАП. Было принято решение вновь сменить тактику. Теперь МиГ-21 предстояло действовать в партизанском стиле «ударь и беги». Наряд истребителей на каждое задание следовало выделять минимальный: два - четыре самолета. В ходе сближения с противником летчикам рекомендовалось «путать следы», постоянно меняя высоту и скорость. Наиболее пред¬почтительной считалась атака сзади сверху, в это же время группу само¬летов противника, отвлекая на себя внимание, должны были атаковать снизу и с флангов истребители МиГ-17. Проверку новой тактики в боях пришлось отложить, так как 921-й ИАП несколько месяцев «зализывал» нанесенные ему в январе раны.

Следующая встреча пилотов ВС США с истребителями МиГ-21 произошла лишь 23 апреля 1967 г. В этот день 921-й полк лишился еще одного самолета (по американским данным), который сбил экипаж F-4C ВВС США. Через пять дней американцы заявили о том, что жертвой МиГ-21 стал F-105D.

Новую тактику пилоты 921-го полка впервые опробовали в бою в последний день апреля. «Подопытными кроликами» опять выступали «Тандерчифы». После обнаружения радарами группы воздушных целей, которые шли курсом на Виньфу, команду на взлет получили две пары МиГ-21.

Качественное усиление американской истребительной авиации привело к некоторому изменению баланса потерь в воздушных боях: за первое полугодие 1967 г. в ходе воздушных боев авиации ДРВ удалось сбить лишь 15 самолетов США. Однако в дальнейшем вьетнамские истребители вновь увеличили свою эффективность (сказался приобретенный боевой опыт, а также переход на новые и модернизированные типы машин - МиГ-21ПФ и МиГ-17Ф с управляемыми ракетами Р-3С).


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:05
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Качество боевой работы летчиков 921-го ИАП, несмотря на периодические потери, заметно улучшилось, в результате командование ВВС ДРВ приняло решение использовать МиГ-21 более крупными, чем звено, группами.
Первый такой крупномасштабный бой произошел 23 августа. В 13 ч 45 мин. расчет вьетнамской РЛС обнаружил группу из 40 самолетов противника, державшую курс на Ханой со стороны Лаоса. На перехват подняли пару Миг-21 и две четверки МиГ-17.

По сравнению с предшествующими тремя месяцами количество самолето-пролетов американской авиации над Северным Вьетнамом в июле, августе и сентябре 1967 г. сократилось на две трети. Высокую активность сохраняли самолеты-разведчки, особенно часто появлявшиеся в районе вьетнамских аэродромов.

В этот период деятельность летчиков 921-го полка была связана в основном с пресечением действий самолетов-разведчиков. 16 сентября пара МиГ-21 сбила пару RF-101C «Буду». Потерю одного «Буду» американцы списали на зенитные ракеты, второй, как ни крути, пришлось объявить жертвой МиГ-а.
В ноябре 1967 г. командование ВВС ДРВ перевело 921-й полк на постоянное дежурство, некоторое количество истребителей всегда находилось на аэродроме Нойбай в готовности к взлету на перехват. Первыми вступили в бой из положения готовности №1 8 ноября Нгуен Хонг Ньи и Нгуен Данг Кинь. Пилоты поднялись в воздух на перехват обнаруженной радаром группы «Фантомов» и «Тандерчифов», державшей курс на Ханой. Звено «Фантомов» пыталось отсечь МиГов от ударных самолетов, тем самым пилоты F-4 сами подставились под атаку.

Год завершился ожесточеннейшими схватками, начало которым положил воздушный бой 12 декабря.

На следующий день группу из 32 «Тандерчифов» и «Фантомов» атаковала тройка МиГ-21.

19 декабря Нгуен Ван Кок сбил F-105 над Тамдао, еще три летчика 921-го полка завили о трех сбитых самолетах неустановленных типов. Американцы не подтвердили ни одной потери

Это сообщение отредактировал konigsadler - 5.05.2018 - 10:05

МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:06
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
В первое полугодие 1968 г. в 40 боях вьетнамцам удалось уничтожить 25 самолетов противника. Всего на первом этапе воздушной войны, с апреля 1965 г. по ноябрь 1968 г., над Вьетнамом было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. 46 боев произошло между МиГ-21 и "Фантомами", их итог оказался неутешительным для американских истребителей - потери составили 27 F-4 и 20 МиГ-21.

Действия истребителей МиГ-21 в 1968 г. стали еще более эффективными. Год начался с подарка: в начале января в 921-й полк пришло пополнение - 29 летчиков, прошедших в Советском Союзе переучивание на истребители МиГ-21. Пополнение прибыло очень вовремя - начало января ознаменовалось ожесточенными воздушными боями.

3 января, на перехват летала пара Бай Дак Нью и Ха Ван Чак, однако летчики не смогли выйти на противника. Затем, примерно в 3 часа дня, была обнаружена группа из 36 американских самолетов, которые направлялись в сторону Ханоя. В 15 ч 16 мин взлетел истребитель МиГ-21 с Ха Ван Чаком в кабине. Летчик быстро набрал высоту 5500 м, на которой летели «Тады». Прежде чем Чак занял положение для атаки, на него навалилась четверка «Фантомов».


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:08
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
Пилот МиГа продолжил набор высоты - «Фантомы» отстали. Чак забрался на 10 000 м, «Тандерчифы» остались далеко внизу, На пикировании истребитель сильно разогнался, поэтому летчик не успел прицелиться - противник в буквальном смысле со свистом пронесся мимо (или Чак пронесся мимо противника, что больше соответствует истине). Вьетнамец обнаружил еще одно звено «Тандерчифов». Он атаковал их, но опять не смог занять позицию для пуска ракеты. Между тем в баках МиГа осталось 700 лит¬ров топлива - меньше навигационного запаса. Летчик взял курс на аэродром базирования. Казалось, что судьба дразнит пилота. Его путь совпал с дорогой восьмерки «Тандерчифов». Терять было уже нечего: Ха Ван Чак влупил советским «Сайдуиндером» с дистанции в 3,5 километра. Вьетнамец доложил о сбитом «Тандерчифе», но американские данные этой потери не подтверждают. В данном случае не столь важно сбил или нет вьетнамец истребитель-бомбардировщик ВВС США - своим феноменальным маневрированием Ха Ван Чак сорвал налет на Ханой.

Пара в составе Нгуена Данг Киля и Донг Ван Сонг сбили второй в истории 921-го полка самолет РЭБ ЕВ-66, на сей раз американцы. Третий ЕВ-66 сбила 3 марта пара Нгуен Данг Кинь/Нгуен Дак Тхуан (эту потерю американские данные не подтверждают).

3 февраля произошел уникальный воздушный бой: Нгуен Ван Кок сбил самый бесполезный американский самолет в Индокитае - перехватчик F-102A «Дельта Дарт» (это была седьмая победа аса). Истребитель принадлежал 509-й эскадрильи 405-го авиакрыла истребителей-перехватчиков. Исход поединка МиГ-21 и F-102 подтверждают обе стороны.

В феврале американцы отыг¬рались: экипажи «Фантомов» из 8-го истребительного авиакрыла и 432-го тактического разведывательного авиакрыла сбили по одному МиГ-21 5-го, 6-го, 12-го и 21-го числа.
На смену активности начала года, в марте-апреле воздушная война поутихла.

До 7 мая истребители ВВС ДРВ не одержали ни одной победы.

Это сообщение отредактировал konigsadler - 5.05.2018 - 10:08

МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
konigsadler
5.05.2018 - 10:10
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4267
В мае американская авиация стала наносить регулярные удары по аэродромам базирования вьетнамских истребителей: Виню и Донгхою. В Токийском заливе постоянное дежурили корабли ВМС США, чьи РЛС создавали сплошное радиолокационное поле в воздушном пространстве от Виньлиня до Ниньбиня. При появлении в воздухе МиГ-ов корабли отходили от берега ближе к авианосцам, под защиту мощного зонтика ПВО авианосного соединения. Начиная с 7 мая, вьетнамские самолеты пять раз пытались атаковать боевые корабли американского флота. Успеха эти попытки не имели, а два самолета ВВС ДРВ потеряли.

Один из пытавшихся нанести удар по американскому флоту самолетов сбил 9 мая экипаж F-4B из экадрильи VF-96. МиГ-21 был уничтожен ракетой средней дальности AIM-7 «Спэрроу», запущенный за пределами визуального обнаружения.

Очередное столкновение между МиГ-21 и флотскими «Фантомами» имело место 16 июня. Пара МиГ-21, взлетевшая с аэродрома Тхоксуан, летела вдоль шоссе №15 на высоте 250-300 м со скоростью порядка 800 км/ч. Когда МиГи находились над Нгьядан, поступило предупреждение с командного пункта о появлении в районе Долуонга американских самолетов. Через несколько минут ведущий пары Динь Тон сам обнаружил четверку F-4J. Выпущенная в упор ракета К-13 превратила «Фантом» F-4J в огненный шар, спастись удалось только летчику амерканского истребителя-бомбардировщика


МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 39001
0 Пользователей:
Страницы: (8) 1 [2] 3 4 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх