29. Тем, кто больше жизни чтил Родину
На фото Памятник миноносцу "Стерегущий"
1895 год. В Великобритании для Российского Императорского флота построен миноносец «Сокол», ставший первым кораблем в истории, сделанным из никелевой стали. По вооружению, скорости (29,7 узла) и мореходности «Сокол» стал одним из лучших в мире среди миноносцев. После испытаний корабля было решено немного доработать конструкцию (упрочнить корпус, увеличить толщину обшивки, оснастить корабли котлами улучшенной конструкции) и запустить улучшенные «Соколы» в серию.
1898 год. По заказу российского Главного управления кораблестроения в на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи в Або заложены 26 улучшенных миноносцев типа «Сокол». 12 из 26 миноносцев сделали разборными – их везли с Невского завода в Порт–Артур, где на полуострове Тигровый хвост был сооружен закрытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев. И вот, 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля на данном эллинге – "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а затем в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название – "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2–го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".
1904 год. Японско–российские отношения начинают стремительно портиться. 9 февраля японцы без объявления войны атакуют российские корабли на рейде Чемульпо и Порт–Артура. Начинается русско–японская война.
Последний бой «Стерегущего»
Помилуй нас Бог всемогущий
И нашей молитве внемли!
Так истребитель погиб "Стерегущий"
Вдали от родимой земли…
Наступление утра ознаменовалось густым туманом, окутавшим прибрежные воды. «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся на базу после ночного дозора, в проливе Ляотешань внезапно обнаруживают крайне неприятное соседство. Пересекающимся курсом с ними идут четыре японских миноносца – «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Внезапная встреча стала для моряков полной неожиданностью. Однако, на «Стерегущем» и «Решительном» сразу же сыграли боевую тревогу, и русские артиллеристы первыми открыли огонь по японцам из двух 75–мм и четырех 47–мм орудий.
Используя единственный шанс вернуться в Порт–Артур и не принимать невыгодный бой (японские корабли были быстрее — 31 узел против 27, а также лучше вооружены — 6 орудий на каждом японском миноносце против 3 на каждом русском), оба корабля пошли на прорыв. Шедший в голове «Решительный», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами», проскочить успел. «Стерегущему» повезло меньше – один из первых же японских снарядов попадает в котельное отделение и повреждает оба котла с главным паропроводом. Миноносец начинает стремительно терять ход... Командир «Решительного» Боссе принимает решение продолжать отход в Порт–Артур, иначе, как написал потом в рапорте командир эскадры Макаров, «повернуть «Стерегущему» на выручку, значило потерять вместо одного миноносца — два»...
Тем временем японские корабли пошли на сближение с потерявшим ход «Стремительным». Русские артиллеристы мужественно и метко отстреливались, но силы были явно неравны.
Через час с начала боя смолкает последнее 47–мм орудие, и жестоко искалеченный «Стремительный», окутавшись дымом пожаров и паром из пробитых котлов, закачался на волнах. Все пространство от носа до первой трубы завалено частями тел и трупами – здесь полегла половина команды. С пробитых более чем в 10 местах бортов не доносится ни единого звука – 45 из 49 матросов и все 4 офицера, включая командира корабля, лейтенанта Сергеева, были мертвы...
Но победа японцам далась нелегко – досталось всем четырем миноносцам. Особенно пострадал «Акебоно», получивший 27 попаданий и вынужденный выйти из боя досрочно, и «Сазанами», отмеченный 10 попаданиями.
Видя, что русский миноносец не подает признаков жизни, японцы прекратили обстрел и спустили шлюпку. Мичман досмотровой партии Хитара Ямазаки, на найдя на борту живых (все четверо выживших – В.Новиков, А.Осинин, Ф.Юрьев и И.Хиринский, по видимому, в тот момент находились без сознания от ран), крепит на носу «Стерегущего» буксирный канат, и «Сазанами» начинает буксировку. Однако, вода, беспрепятственно вливающаяся в трюм сквозь несколько пробоин ниже ватерлинии, делает буксировку затруднительной – через 20 минут «Стерегущий» проседает и обрывает буксирный канат...
Из–за горизонта тем временем появляются дымы – вице–адмирал Макаров, узнав у вернувшегося «Решительного» о беде «Стерегущего», на крейсерах(?) «Новик» и «Баян» выходит навстречу врагу. Но к японским миноносцам уже успели присоединиться 5 крейсеров, а также приближалась броненосная эскадра, поэтому Макаров был вынужден вернуться обратно.
«Стерегущий» тем временем у всех на глазах медленно погружается под воду.
Так как погиб «Стерегущий»?
Погибаю, но не сдаюсь!
Девиз моряков Императорского Военно–морского флота
По официальной версии, «Стерегущий» затонул не в результате пробоин, а после героического открытия кингстонов в машинном отделении. Однако про это нет ни слова в материалах специальной комиссии, занимавшейся расследованием гибели миноносца. Вообще, версия о героическом поступке двух русских моряков пошла гулять с легкой руки корреспондента лондонской газеты «Таймс». Сославшись на данные «японского донесения», он первым сообщил об этом миру.
После того, как весть о подвиге докатилась до Петербурга, скульптор К.Изенберг вскоре создает модель памятника «Двум неизвестным морякам» миноносца «Стерегущий». После того, как модель одобрил император Николай II, представители Исторической части Морского генерального штаба начали готовить проект надписи на памятнике. Исследовав множество различных свидетельств, представители установили, что ни в каких документах, в том числе предоставленных и японской стороной, нет ни строчки «о двух неизвестных моряках, открывших кингстоны». Кроме того, специалистами была опровергнута версия трюмного машиниста Василия Новикова, который утверждал, что это он, дескать, «открыл в машинном отделении корабля кингстоны», в то время как кингстонов затопления в машинном отделении на миноносце «Стерегущий» не было.
В связи со всеми этими обстоятельствами, которые были доведены до царя, Николай II наложил следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий». Без предполагавшейся ранее надписи. В итоге памятник был открыт 26 апреля 1911 года в Санкт–Петербурге в присутствии самого государя императора. Так как модель памятника переделывать не стали, то миф, увековечивающий момент «открытия кингстонов двумя моряками», так и остался отлитым в бронзе: на памятнике изображены два матроса, открывающие кингстоны.
Но это еще не все. Мужество экипажа «Стерегущего» настолько потрясло японцев, что в Японии его команде был воздвигнут памятник — стела из черного гранита, на которой значится лаконичная надпись: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».