Прочитав про забугор хотелось бы наапомнить про свою малую родину!)
ниже статья про причины данной аварии. А так из своего детства помню нефтяные озера вдоль дороги в сторону Возейского месторождения, добровольцев в белых комбинизонах с лопатами которым платили за час уборки нефти, как жгли и засыпали эти нефтяные озера....
Самая крупная авария , вызвавшая разлив свыше 100.000 ( по некоторым данным 220.000 ) тонн нефти произошла в 1994 году на нефтепроводе
Харьяга – Усинск. Yandex находит менее 1000 ссылок на эту катастрофу, последствия которой не ликвидированы до конца и сегодня.
Нефтепровод, введенный в эксплуатацию в 1975 г., эксплуатировало АО «Коминефть». Вплоть до возникновения экологической
катастрофы в 1994 г. на нефтепроводе не проводились в полном объеме ни ремонтные работы, ни устройство антикоррозийной защиты.
После первой разгерметизации в июне 1988 г. «ПечерНИПИнефть» провел расчет прогнозирования срока службы нефтепровода, и
определил, что без проведения мероприятий по антикоррозийной защите разрушение нефтепровода может наступить уже в 1990 году.
Однако проведенные АО «Коминефть» мероприятия по защите нефтепровода (периодическая закачка в нефтепровод ингибитора
коррозии, установка катодных станций электрохимзащиты) были недостаточно эффективны. Из всех установленных катодных станций в
эксплуатацию были введены только две, и те через пару месяцев оказались полностью разукомплектованы. Попытки снизить аварийность
нефтепровода в 1992 году путем снижения на особенно коррозийных участках нефтепровода давления с 25 кг/см2 до 7,5 кг/см2. не дали
должного результата. Помимо непринятия должных мер по исключению аварийности на нефтепроводе руководство «Коминефть»
скрывало факты аварий от общественности. Только за период с 1989 г. по 1 сентября 1994 г. произошло более 30 случаев разгерметизации
нефтепровода.
Злостные нарушения компанией АО «Коминефть» правил и превышения сроков эксплуатации нефтепровода, непринятие своевременных
мер по вводу в эксплуатацию новых ниток нефтепровода взамен изношенных, отсутствие необходимого контроля за состоянием
нефтепровода – все эти причины приводили к многолетним утечкам нефти еще до 1994 года, когда произошел самый крупный разлив
нефти.
Даже после событий в августе и разразившихся вследствие них экологической катастрофы АО «Комнинефть» в течение месяца
умалчивало факт случившейся ЧС. Попытки проведения мер по предотвращению аварий, восстановлению электрохимзащиты
нефтепровода, ускорению строительства обходного участка были не в состоянии остановить начинавшуюся экологическую катастрофу.
Поверхность земли загрязнена на сотнях гектаров. В месте катастрофы почти полностью уничтожена фауна и флора. Многочисленные
притоки рек, озера были отравлены. Тонны нефти попавшей в многочисленные притоки Печоры на много лет поставили под удар жизнь и
здоровье людей, населяющих не только эти места, но и прилегающие районы. Так, например, в с. Колва наблюдается стабильное
возрастание заболеваемости взрослых и детей (заболевание органов дыхания, органов пищеварения, инфекционные заболевания, всплеск
онкологических заболеваний). В характерных для Севера условиях нехватки растительной пищи сокращение потребления рыбных
продуктов, из-за их низкого качества, привело к дисбалансу пищеварительного рациона.
В зонах загрязнения произошло резкое повышение падежа сельскохозяйственных животных, уменьшение их плодовитости. В
сельскохозяйственной продукции обнаружено высокое содержание тяжелых металлов – кадмия, цинка. В пробах молока концентрация
свинца значительно превышала ПДК.
Интересно, что по разным оценкам, на грунт вытекло от 14 до 60 тысяч тонн нефти, а в ходе выполнения работ по сбору разлившейся
нефти было собрано более ста тысяч тонн жидких углеводородов. В основном нефть скапливалась в низинах, болотах, по берегам ручьев
и на поверхности мха, откуда собирать ее было исключительно трудно. Аварийный разлив разрушительно воздействовал на почвенно-
растительный покров и водные экосистемы района, представляющие собой озерно-болотные комплексы, расположенные в припойменной
части речных систем.
Для района катастрофы характерно слабое развитие процессов самовосстановления территории, вызвано это особым температурным
режимом, низкой минерализацией вод, высоким содержанием растворенного органического вещества. В виду этого из-за прерывистой
многолетней мерзлоты, сильно заболоченной местности и низких температур при загрязнении сырой нефтью в природных комплексах
возникают необратимые последствия. Спасти загрязненную территорию могла только техническая рекультивация.
Но для доставки технических средств ликвидации аварийных разливов нефти, обеспечения технической эксплуатации гидрозатворов,
полигонов по сбору замазученного грунта и хранения собранной нефти, шлаконакопителей необходимо было проделать огромный объем
дорожно-строительных работ в зоне ЧС и обеспечить поддержание огромной сети автодорог в проезжем состоянии в любое время года. К
весеннему половодью для исключения размыва загрязнений и увеличения площади загрязнения и попадания нефтепродуктов в поймы
рек требовалось заблаговременно проводить мероприятии по предотвращению обвалов, устройству дополнительных гидрозатворов,
нефтеловушек и организации запаса технических средств локализации и сбора нефти и нефтепродуктов в районе ЧС.
Вопросами оценки масштабов катастрофы, последствиями и стратегией их ликвидации вплотную занималось МЧС России и звенья
единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, в частности, Уральский региональный центр по делам ГОЧС и
ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России, комиссия по чрезвычайным ситуациям и штаб по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям республики Коми. Вопросы непосредственной организации ликвидации разливов нефти, были
отнесены к компетенции производственных структур, так как носили технологический характер.
Прибывшая в декабре 1994 г. по инициативе МЧС России в нашу страну экспертная миссия Департамента ООН по гуманитарным
вопросам посетила район катастрофы и оценила результаты проведенных экспертиз происшедшего. Представители Европейского Союза,
Канады, США и Норвегии рекомендовали определенные приоритеты при выполнении ликвидационных работ – ремонт нефтепроводов,
локализацию проливов, контроль района от места аварии до Баренцева моря, сбор разлившейся нефти, восстановление природной среды.
На первом этапе ликвидационные работы выполнялись подразделениями АО «Коминефть». Было заменено несколько километров
нефтепровода на наиболее изношенном участке, разработан комплексный план ликвидационных природоохранных мероприятий,
утвержденный комиссией по ЧС Республики Коми. Первоначальное планом предусматривалось завершить все работы до начала
весеннего половодья 1995 г., однако позже стало ясно, что уложиться в такие короткие сроки будет невозможно, да и финансовые
вложения требуются более значительные.
Руководство АО «Коминефть» начало поиски дополнительного финансирования работ. Сперва было принято предложение Всемирного
банка, согласно которому АО «Коминефть» в порядке помощи выделялся кредит в размере 99 млн. долларов. Еще один кредит на 25 млн.
долларов был предоставлен позже Европейским банком реконструкции и развития. Под этот кредит был объявлен международных
конкурс проектов ликвидации последствий Усинской аварии. Победившее в конкурсе совместное российско-американское предприятие
«Хартек» хотя и мало изменило общую стратегию ликвидационных работ, зато добавило в них больше организованности и конкретности.