Как, в своё время и «Мамия», «Ирако» получил самое современное на тот момент холодильное и производственное оборудование.
Для примера укажем суточную производительность продовольственных цехов «Ирако»:
– хлеб: 250 кг (Немного, да, но тогдашние японцы хлеб европейского типа не очень-то жаловали, собственно такой хлеб был в буквально смысле этого слова навязан личному составу командованием ещё перед русско-японской войной, из сугубо медицинских соображений, вот только сильно любить его так и не стали. «Мамия», кстати, мог выпекать до 1 тонны хлеба в сутки, но с тех пор ситуация с витамином B1 в японской диете стала заметно лучше, так что много хлеба и не требовалось);
– сладкие булочки и кексы: 10000 шт.;
– моти Дайфуку: (大福餅) 10000 шт.;
– якимандзю: (焼饅頭) 20000 шт.;
– монака: 60000 шт.;
– ёкан: 2200 плиток;
– сладкая бобовая паста анко (餡): 1200 кг;
– лимонад: 7500 бутылок;
– мороженое: 5000 порций;
– тофу: 1500 кг;
– конняку: 1500 кг:
– свежие маринады: 4000 кг;
– лёд: 3500 кг.
А ещё его прачечная и гладильная могла за сутки выстирать и выгладить 400 комплектов летней формы.
Ну, а где же сюрприз? А вот. Оба транспорта помимо собственно перевозки еды и изготовления всяких вкусностей для моряков выполняли и функции кораблей радиоконтроля флота. Для этого в надстройках обоих транспортов оборудовались мощные приёмные радиоцентры. Так, на «Ирако» было установлено 30 (!) двухдиапазонных приёмников тип 92. Чтобы было понятнее – это уровень тяжёлого крейсера – флагмана флота (для сравнения – крейсера типов «Мёко» и «Такао» несли по 28 радиоприёмников разных типов, а крейсера прочих типов – и того меньше).
Это порой приводило к забавным коллизиям. Пока офицеры какого-нибудь корабля наслаждались вкусом ёкана с «Мамия», ослабив контроль за своими радистами, те могли «накосячить», что немедленно засекалось радистами с того же «Мамия» после чего командиру провинившегося корабля начальство закономерно «вставляло фитиль». Это в японском флоте получило прозвище: Тэнгоку-кара Дзигоку (天国から地獄 – Ад с Небес).
Ещё оба транспорта располагали небольшими, но хорошо оборудованными лазаретами, так что могли выполнять роль госпитальных судов для малых кораблей. Ещё имели прачечные и гладильные, а «Мамия», основная часть службы которого пришлась на мирное время, на учениях флота носил и буксировал артиллерийские щиты, нёс запасные гидросамолёты, а также изображал американский линкор. Ну, а радиоцентр использовался на тех же учениях для контроля дисциплины в эфире, разгружая от этой функции радистов флагманских кораблей, чтобы те не отвлекались от основных задач. По сути это были не только транспорта продовольствия, но корабли обеспечения боевой подготовки флота. Ещё на обоих кораблях были просторные и хорошо обставленные кают-компании, заведомо превышающие потребности собственных офицеров, так что старшие офицеры флота по окончанию учения вполне могли устроить там (и устраивали!) банкет.
(Так, на «Ирако» при штатных 13 офицерах (включая командира) и 6 офицерах специальной службы собственного экипажа, кают-компания насчитывала 32 штатных посадочных места, не считая отдельного командирского салона со столом на 8 мест.)
Во время войны оба корабля с честью выполняли свои скромные, но так необходимые задачи. Попробуйте повоевать без еды, надолго ли вас хватит?
Оба корабля погибли: «Мамия» трижды во время войны был торпедирован подводными лодками и третий раз оказался последним. «Ирако» тоже однажды попал под удар американской подлодки, но вовремя подоспевшие на помощь крейсера и эсминцы спасли его, а был потоплен он в заливе Корон на Филиппинах авианосными самолётами 38-го ОС.
В наше время оба корабля можно увидеть в игре Кан-корэ (艦これ) в виде кавайных девушек.
Как правило, они одеты в стиле горничных и непременно держат в руках свои атрибуты – те или иные вкусности (Мамия традиционно с мороженым, а Ирако с монака), но может быть и целая корзинка.