Подводную лодку следовало взорвать
Ситуация стала еще драматичнее, когда руководство вооруженных сил Швеции заметило, что Советский Союз как будто игнорирует отказ министра иностранных дел Улы Улльстена выдать разрешение на буксировку С-363. Советский буксир для подлодок в сопровождении двух эскадренных миноносцев и десяти небольших военных кораблей взял курс на Карлскруну.
Вооруженные силы Швеции отозвали из увольнений всех солдат-срочников, в Карлскруну направили соединения истребителей, которые затем разместили на острове Хэстхольмен, а береговую охрану шведских территориальных вод усилили. Патрульные корабли получили подкрепление в виде дивизии торпедных катеров из Стокгольма. Все вместе они следили за этим инцидентом, который политики назвали «серьезнейшим нарушением шведских границ со времен Второй мировой войны».
Шведы захотели допросить капитана подводной лодки, но Советский Союз был против.
Затем советский буксир обнаружили у группы островов Утклиппан в муниципалитете Карлскруны.
Шведская подводная лодка «Нептун» (Neptun) начала подавать предупредительные сигналы с требованием остановиться и попыталась перекрыть путь буксиру, но тот был быстрее и продолжил курс на Госефьерден, где застряла С-363.
Шведский ледокол «Туле» (Thule) перегородил вход во фьорд, чтобы помешать буксиру освободить лодку, а «Нептун» продолжал преследование. В конце концов буксир сошел с курса и вернулся к другим советским кораблям.
Шведские военные тем временем готовились принять С-363 в порту. Береговая охрана и воздушный десант планировали атаковать членов экипажа слезоточивым газом, чтобы затем передать их шведской полиции.
Шведы не знали, что капитан Гущин получил приказ взорвать лодку, если ее попытаются взять штурмом.
В четверг после обеда у границы территориальных вод Швеции собрались с десяток советских кораблей.
Внезапно Советский Союз пошел на уступки
В документальном фильме для SVT 2006 года Юакима Линдеса (Joakim Lindhés) и Пэра Андерса Руделиуса (Per Anders Rudelius) «Подлодка С-363 на мели» (Ubåt 137 på grund) представитель ВМС рассказывает, что, когда пять советских военных судов с высокой скоростью стали приближаться к шведской границе, шведы предприняли скачкообразную перестройку частоты. Так делалось только в случае войны. Эта мера свидетельствовала, что шведы готовы открыть огонь, но на самом деле они еще даже не успели подготовить заряды.
Всем пришлось пережить немало тревожных минут, прежде чем советские корабли сбросили скорость и остановились.
Полковник КГБ Борис Григорьев в том же документальном фильме рассказывает, что в СССР к тому моменту не слишком волновались, будучи уверенными, что Швеция не станет повышать тон.
Но когда шведы начали скачкообразно менять частоту, советское посольство сообщило, что СССР отказывается от требования забрать лодку самостоятельно.
Два эксперта из Научно-исследовательского центра вооруженных сил Ларс-Эрик де Геер (Lars-Erik de Geer) и Ларс Бэкман (Lars Bäckman) отправились в Карлскруну. Никто особо не верил, что на борту С-363 есть ядерное оружие, но двое ученых все-таки взяли с собой небольшие устройства, чтобы измерить возможное гамма-излучение.
Вечером в четверг они на лодке поплыли в Госефьерден и причалили к советскому судну. Когда ученые начали сканировать корпус лодки, приборы отреагировали.
Советские моряки на башне С-363 начали кричать по-русски и целиться в ученых из автоматов. Ларс Бэкман и Ларс-Эрик де Геер решили прекратить осмотр.
Премьер-министр Турбьёрн Фельдин (Thorbjörn Fälldin) и руководство вооруженных сил вскоре после этого получили сообщение, что на борту подлодки, вероятно, есть уран.
Вечером в пятницу СССР внезапно пошел на уступки. Он позволил допросить капитана подлодки Гущина, если на допросе разрешат присутствовать советским дипломатам.
Помешать саботажу
СССР понимает, что шведы знают о подводной лодке почти все, и в субботу происходит нечто уникальное: советское правительство приносит извинения за нарушение границ. Швеция расценивает это как дипломатическую победу.
Советский Союз по-прежнему надеялся скрыть наличие на С-363 ядерных зарядов. Вечером в воскресенье посол Михаил Яковлев сообщил Уле Улльстену, что капитану Гущину позволено покинуть корабль и прибыть на территорию Швеции для допроса.
Русским был нужен телефон, чтобы переговорить с посольством. Корабль шведской береговой охраны таможенный крейсер Tv 103 мог подсоединяться к стационарной телефонной сети. Поэтому 2 ноября он ему приказали подойти к С-363.