Экая у тя каша в голове, бро. :)
Аж странно, как можно не знать таких простых вещей.
Ежли всё так, как ты говоришь, то нафига ж на лодках придуманы такие вещи, как:
- курсовые САУ (авторулевой)
- инерциальные (гиростабилизированные) навигационные системы
- курсовые автопрокладчики
- буксируемые магнитометры и навигационные буи
- акустические системы позиционирования УКБ и ДБ (пингеры)
- гидродинамические ЛАГи
- гироскопические курсоуказатели
- магнитные компаса
- навигационная аппаратура потребителей СНС (БРИЗ и БРИЗ-К)
- радионавигационные системы (МАРС и др.)
- эхолоты, наконец.
...и многое другое.
В целом, рельеф дна прописан с высокой степенью детализации.
Следи за показаниями эхолота и сверяйся по карте.
В родных водах штурмана знают всё, как свои пять пальцев, вплоть до затопленных железяк. Вблизи морских путей и гидроакустика поможет - определяется тип, курс и скорость торговых и пассажирских судов.
По пеленгу и дистанции до двух и более "гражданских", заведомо находящихся на трассе, можно вычислить и своё место.
А уж прорыв субмарины в воды вероятного противника под килем шумящего "гражданина" - старая и давно известная уловка.
Вообще, любая навигация выполняется комплексно: данные, полученные по одним средствам, дополняются и поверяются по другим.
Основым средством слепой навигации на современных ПЛ (кстати, как и на самолетах, крейсирующих на больших высотах и ходящих "вслепую", а также на на баллистических ракетах) является система гироскопических датчиков.
Они реализуются как на основе традиционных механических гироскопов , так и (в основном) на миниатюрных лазерных гироскопах (кольцевые лазеры).
Одни из них "хранят" информацию об ориентации в пространстве, другие производят моментальные измерения скорости вращения Земли (а значит и широты), угла поворота лодки и скорости ее перемещения относительно земной поверхности (как раз они и учитывают снос течением).
При наличии возможности эта система автономной ориентации и навигации калибруется по внешним реперам (звезды, спутники систем GPRS и нашей Глонасс, известные подводные ориентиры и т.п.)
Так что, уверяю тебя, лодка зачастую (например, ночью в шторм) знает своё место куда точнее, чем надводный корабль. :)
Это сообщение отредактировал FilippOk - 14.01.2020 - 13:09