Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:33
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
182
За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны Советов, связанные с несением и применением самых мощных баллистических межконтинентальных ракетных систем. На самом деле всё было не так.

27 фото via

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:33
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Эти автомобили являлись секретными только в процессе их разработки и внедрения в производство, а гриф секретности был наложен только на смонтированные на них виды вооружения и спецтехники. В результате с началом выпуска армейских четырехосок у них сразу же появились гражданские версии, способные выполнять свои функции в вооруженных силах страны и в народном хозяйстве.

Толчком к реализации этого процесса стало правительственное постановление от января 1966 года, обязывавшее Минский автозавод ежемесячно отправлять 5–10% своей военной продукции на мирные нужды.

02. Грузовик МАЗ-543П двойного назначения в качестве военной учебной машины (из архива Л. Шугурова)


Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:34
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
МАЗ-543П (1966–1974 гг.)

Во исполнение указания высшей инстанции в том же году завод представил многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П с полезной нагрузкой 19,6 т, выполненный на военном шасси МАЗ-543. Его главными внешними отличиями от боевых машин были низкобортная цельнометаллическая грузовая платформа с деревянными решетчатыми надставками, отсутствие специального армейского оснащения и светомаскировочных приспособлений.

03. Автомобиль МАЗ-543П с низкобортным кузовом в гражданском строительстве (из архива Л. Суславичуса)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:34
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
За первый год собрали 80 автомобилей МАЗ-543П, и до окончания выпуска на свет появилось в общей сложности свыше двух тысяч машин. Первоначально их планировали использовать на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса СССР в отдаленных регионах страны со слабо развитой дорожной сетью, но постепенно диапазон их применения расширился на промышленность, строительство и лесозаготовку.

В 1970-е годы на шасси МАЗ-543П был построен и испытан опытный образец тягача с экспериментальным газотурбинным двигателем мощностью 1 100 л. с. Ярославского моторного завода.

04. Испытания автомобиля МАЗ-543П с газотурбинным двигателем (из архива Л. Шугурова)


Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Семейство МАЗ-7310 (1973–1991 гг.)

Активизация работ по гражданским версиям военных автомобилей состоялась в начале 1970-х и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот» (речь о нем впереди). Идея объединения разработок и внедрения сразу двух унифицированных видов машин, военных и гражданских, могла бы существенно сократить расходы и время на дорогостоящие изыскания и позволяла одновременно испытывать разные типы автомобилей с различными агрегатами и узлами.

05. Гражданский 20-тонный автомобиль МАЗ-7310 с высокобортным кузовом (из архива НИИЦ АТ)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В реальности добиться высоких результатов в этом деле не удалось: новые народнохозяйственные версии по-прежнему базировались на агрегатах машин 543-й серии и с семейством «Оплот» не имели ничего общего. В результате новые автомобили для гражданских отраслей экономики представляли собой лишь легкие модификации известных армейских грузовиков без экранированного электрооборудования, светомаскировочных устройств, средств связи и других военных атрибутов. Все они имели собственную маркировку и двойное назначение, но так и не прижились ни в народном хозяйстве, ни в Советской армии.

06. Базовый бортовой автомобиль МАЗ-7310 двойного назначения (из архива Л. Шугурова)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Первым в 1973 году появился автомобиль-тягач МАЗ-7310, приспособленный для буксировки тяжелых прицепов. Его базой являлось армейское шасси МАЗ-543 с 525-сильным дизелем и гидромеханической трансмиссией. Главной внешней отличительной особенностью машины была высокобортная цельнометаллическая грузовая платформа. С каждой стороны у нее имелось по два металлических борта, откидывавшихся раздельно или вместе со средней стойкой и снабженных решетчатыми надставками, вместе с которыми их полная высота достигала двух метров. Незаметной со стороны новинкой были также широкопрофильные 14-слойные шины. Вариантом бортовой машины стало 22-тонное шасси МАЗ-73101 с усиленной задней подвеской.

07. Военизированный вариант МАЗ-7310 на приемочных испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В 1974–1975 годах автомобиль МАЗ-7310 в сцепе с двухосным прицепом МАЗ-8950 прошел государственные приемочные испытания в 21 НИИИ. На вооружение его не принимали, но в Советской армии в небольших количествах эти машины использовали на второстепенных тыловых перевозках, для установки простых надстроек и как учебные средства. Традиционно все они были зеленого цвета, но на «гражданке» их выделяла нелепая и сразу же бросавшаяся в глаза яркая желто-оранжевая окраска.

В 1974-м эту гамму пополнили еще две гражданские машины: опытный образец 19-тонного строительного самосвала МАЗ-7510 и усиленное шасси МАЗ-7910 с узлами задней подвески от серии «Оплот». Последний вариант служил для перевозки длинномерных труб, металлопроката, спиленной древесины (сортиментов) и оставался в производстве в течение 12 лет.

08. Пробный образец самосвала МАЗ-7510 с задней разгрузкой (из архива Л. Шугурова)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
09. Многоцелевое шасси МАЗ-7910 для перевозки длинномерных грузов (из архива Л. Шугурова)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
Екбшник
8.12.2016 - 19:37 [ показать ]
-70
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:37
2
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В экспериментальных целях на двух шасси МАЗ-7910 был смонтирован опытный боевой лазерный комплекс «Дрейф», состоявший из технологической машины с квантовым генератором и пусковой установки с системой телескопного наведения лазерного луча. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.

10. Перевозка неделимого груза на 300-тонном прицепе ЧМЗАП-8389 с тягачом и толкачом МАЗ-7310 (из архива НАМИ)


Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:37
6
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
11. Тягачи МАЗ-7310 при буксировке многоосного прицепа с тяжелым крупногабаритным грузом

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:38
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В народном хозяйстве автомобили семейства МАЗ-7310 и их производные планировалось использовать прежде всего для доставки крупных неделимых грузов и буксировки прицепов массой до 25 т в отдаленных регионах СССР с суровым климатом. Силами транспортных предприятий на них монтировали дополнительные топливные баки вместимостью до 1 220 л, обеспечивавшие рекордно высокий запас хода — до 1,5 тыс. км, позволявший преодолевать длинные расстояния при полном отсутствии заправочных станций и ремонтных мастерских.

12. Модернизированный грузовой автомобиль МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:38
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В 1986 году серию МАЗ-7310 заменили модернизированные 21-тонный грузовик МАЗ-7313 и шасси МАЗ-73131 с полезной нагрузкой около 23 т. Они тоже базировались на агрегатах МАЗ-543, но в них более широко стали применять усиленные узлы лонжеронной рамы и ходовой части от армейской гаммы «Оплот».

13. Зимние испытания многоцелевого грузовика МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:39
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
14. Автомобиль-тягач МАЗ-7313 двойного назначения в Советской армии (фото автора)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:39
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Завершали эту программу опытный короткобазный аэродромный тягач МАЗ-73132 с укороченной цельнометаллической грузовой платформой и 23-тонный лесовоз-сортиментовоз МАЗ-73136 с двухосным прицепом. В целом же все основные эксплуатационные параметры серии 7310/7313 не отличались от базовых военных версий.

На гражданской службе, где за высокую мощность и хорошую проходимость эти автомобили в шоферской среде получили прозвище «Ураган», они оказались слишком непривычными для советских водителей, сложными, дорогими и распространения на «гражданке» не получили. Мелкосерийная сборка ряда версий продолжалась до 1991 года.

15. Автомобиль-сортиментовоз МАЗ-73136 с прицепом для перевозки спиленной древесины

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:40
2
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Автокраны на шасси семейства МАЗ-7310

На гражданских шасси МАЗ-73101 и МАЗ-73131 Одесский завод имени Январского восстания и его наследник ОАО «Краян» монтировали оборудование тяжелых многоцелевых гидравлических автокранов двойного назначения. В армии они уже не находили должного применения и использовались в основном в народном хозяйстве на общих грузоподъемных работах и в строительстве.

16. Многоцелевой 25-тонный кран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:40
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
17. Памятное фото на автокране КС-5573, служившем на космодроме в Плесецке

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:40
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
С 1981 года в производстве находился 25-тонный автокран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 – прямой наследник войсковой модели КС-5571. Его создали для эксплуатации на нефтедобывающих предприятиях Западной Сибири, но в единичных образцах он служил в крупных северных воинских формированиях ВВС и ВМФ СССР. На нем также монтировали автономный силовой агрегат в 50 л. с. и двухсекционную стрелу длиной 14 м.

18. Модернизированный 25-тонный автокран КС-5574 на шасси МАЗ-73131

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:41
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В 1990-е годы его развитием стал вариант КС-5574 на шасси МАЗ-73131 с трехсекционной стрелой, раздвигавшейся в длину на 32 м, а новым наследником модели 5571 по общей конструкции и комплектации стал многоцелевой 40-тонный гидрокран КС-6571 с 18-метровой стрелой и собственным силовым агрегатом для привода рабочего оборудования.

19. Тяжелый автокран КС-6571 из состава пожарной аварийно-спасательной части


Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:42
3
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Пожарные машины в семействе МАЗ-7310/7313

Наиболее известным предназначением машин этого семейства стали тяжелые аэродромные пожарные автомобили высокой проходимости для оперативного проведения аварийно-спасательных операций и тушения возгораний летательных аппаратов непосредственно на взлетно-посадочных дорожках крупных аэродромов ВВС СССР и на прилегающих территориях.

20. Аэродромная пожарная машина АА-60 (7310)-160.01 на шасси МАЗ-7310 (фото автора)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:43
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Первая попытка создать собственные многоосные пожарные машины двойного назначения состоялась в 1975 году, когда на шасси МАЗ-7310 появился аэродромный автомобиль АА-60 (7310)-160.01. Это была массивная красная машина полной массой 43 т, развивавшая на бетонных покрытиях военных и гражданских аэродромов невероятную для тех пор скорость 60 км/ч, позволявшую в относительно короткое время доставлять противопожарные средства к аварийному самолету.

21. Мощные аэродромные пожарные автомобили пенного тушения АА-60 (7310)-160.01 (фото автора)


Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:43
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В те времена главным средством тушения огня оставалась обычная вода, которую перевозили в цистерне вместимостью 12 тыс. литров, а для повышения эффективности к ней подмешивали специальные вещества для образования большого объема пены, препятствовавшей процессу горения. Для выброса воды и пены на горящий объект служили мощный лафетный ствол и специальные насадки под бампером для распределения их по поверхности возгорания. Для привода водяного насоса машину оборудовали дополнительным 180-сильным мотором.

22. Мощные аэродромные пожарные автомобили пенного тушения АА-60 (7310)-160.01 (фото автора)


Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:43
1
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В середине 1980-х противопожарное оснащение стали переставлять на шасси МАЗ-7313, что привело к созданию модернизированного варианта АА-60 (7313)-160.01, в целом не отличавшегося от предшественника.

23. Пожарная машина АА-60 (7313)-160.01 без лафетного ствола на полигоне МВД (фото автора)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
opasnyeludi
8.12.2016 - 19:44
2
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
24. Машина АА-60 (7313)-160.01 пенного тушения на одном из военных аэродромов (фото И. Жукова)

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28750
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх