Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
плезанс
17.03.2016 - 22:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
129
Двадцать лет назад руководство завода Автоагрегат, выпускавшего автомобильные комплектующие, задумало разработать и поставить на конвейер ультрадешевый и простой по конструкции легкий автомобиль, ориентированный на малообеспеченных потребителей и инвалидов. Мотоколяска получила впоследствии имя «Кинешма» – в честь города в Ивановской области, где располагается Автоагрегат.

В советское время Автоагрегат был сателлитом АЗЛК, – в Москву уходило 95% его продукции: элементы подвески, механизмы рулевого управления, детали тормозной системы и т.п. В 1992 году завод акционировался, и его руководители стали думать, что делать дальше, ведь АЗЛК стремительно шел ко дну и тянул за собой многочисленных спутников. Мотоколяски казались тогда перспективной темой.
На фото: Валерий Смышляев директор "Автоагрегата"

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 22:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Двадцать лет назад руководство завода Автоагрегат, выпускавшего автомобильные комплектующие, задумало разработать и поставить на конвейер ультрадешевый и простой по конструкции легкий автомобиль, ориентированный на малообеспеченных потребителей и инвалидов. Мотоколяска получила впоследствии имя «Кинешма» – в честь города в Ивановской области, где располагается Автоагрегат.
В советское время Автоагрегат был сателлитом АЗЛК, – в Москву уходило 95% его продукции: элементы подвески, механизмы рулевого управления, детали тормозной системы и т.п. В 1992 году завод акционировался, и его руководители стали думать, что делать дальше, ведь АЗЛК стремительно шел ко дну и тянул за собой многочисленных спутников. Мотоколяски казались тогда перспективной темой.
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Поскольку на Автоагрегате не было полноценного КБ, Смышляев решил пригласить под проект специалистов со стороны. Пригодились личные связи главного конструктора завода Александра Цевелёва, который в 1974–1990 гг. работал в УГК запорожского Коммунара (ЗАЗа). В 1995 году при посредничестве Цевелёва на Автоагрегат были привлечены начальники отделов кузовов, и шасси плюс еще несколько других специалистов из Запорожья. Сам Александр Сергеевич был назначен главным конструктором проекта.
Заднемоторную Кинешму с мягким съемным верхом команда инженеров создала быстро: первые образцы были готовы к 1996 году. При разработке мотоколяски конструкторы ориентировались исключительно на серийные комплектующие. В Кинешме применены узлы и агрегаты от серпуховской мотоколяски С-3Д, грузовых мотороллеров и Москвича-2141. Как говорит Цевелёв, практически все примененные компоненты были «переразмерены» (т.е. они были большего размера, чем требовалось для мотоколяски) – за счет этого обеспечивались повышенная надежность и ресурс.
Заднемоторная компоновка позволила наделить Кинешму хорошей вместимостью при минимальных габаритах (длина 2700 мм) и отличной проходимостью. Цевелёву помог богатый опыт участия в кроссовых гонках, где он дважды становился чемпионом СССР в классе «багги».


Добавлено в 23:01
— На Кинешме мы достигли максимально возможной проходимости при колесной формуле 4х2. Ее обеспечивали развесовка 35/65 в пользу задней оси, большой дорожный просвет, геометрия направляющего аппарата подвески колес с большими ходами и энергоемкостью, короткая база, очень малые свесы, небольшая масса и габариты, а также возможность применения шин с развитым протектором.
Шасси спроектировали без привязки к конкретному двигателю: на Кинешму примерили 16 образцов, в том числе мотоциклетные двигатели Ижмаша и Ирбитского мотозавода, американские одно- и двухцилиндровые моторы Briggs&Stratton от газонокосилок. Две версии оснащались дизельными моторами: один изготавливался югославским предприятием по лицензии Lombardini, второй – одноцилиндровый ТМЗ-450 – Тульским машиностроительным заводом. Позднее в Кинешму имплантировали 2-цилиндровый мотор от Оки и даже 4-цилиндровый от югославской Заставы, при этом доработок моторного отсека не потребовалось. По мнению Смышляева, наиболее подходящим для Кинешмы оказался агрегат Briggs&Stratton
На фотографии Александр Цевелев - главный конструктор

Это сообщение отредактировал плезанс - 17.03.2016 - 23:33

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
В пару к моторам устанавливали ручные коробки российского производства и вариатор IBC французско-канадского происхождения. С вариатором сделали модификации для инвалидов: «одна рука, одна нога», «две руки, без ног», «одна рука, две ноги».
Кузов мотоколяски был максимально простым и технологичным. Силовой каркас сделали из труб стандартного профиля, которые легко гнутся и свариваются, а панели – из листового металла. Нет штампованных и формованных деталей – значит не нужно и дорогостоящее оборудование.
Большой проблемой стала сертификация. В то время в российском законодательстве просто не существовало класса квадроциклов и мотоколясок, который в международной практике обозначается как L7e.
Валерий Смышляев:
— Правовым основанием для выпуска серпуховской С-3Д служили технические условия Минавтопрома СССР, написанные персонально под нее же. Мы два года обивали пороги, чтобы класс L7e появился в России. Сейчас те ребята, которые собирают квадроциклы, фактически работают по нашим стандартам сертификации.
В итоге Кинешма получила одобрение типа транспортного средства. Конечно, по комфорту мотоколяска проигрывала Оке, но обладала и рядом преимуществ: допуск к управлению с 16 лет, «мотоциклетные» налоги и тарифы на госуслуги, сервис, парковку, платный проезд и т.п.
К 1999 году автоагрегатовцы подготовили модификацию Кросс, которая отличалась от базовой Кинешмы отсутствием дверей, лобового стекла и крыши.
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
фото Кросса

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Еще

Добавлено в 23:05
еще

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
С выставки

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Так народ комп подглючивает я сообщу о окончании. МиМС 1999

Добавлено в 23:09
Бизнес-план предусматривал привлечение стороннего инвестора и организацию производства мотоколясок в объеме 70 тыс. шт в год. Точка безубыточности, по расчетам экономистов Автоагрегата, наступала уже после 3 тыс. мотоколясок в год. До того момента, пока не нашелся инвестор, в Кинешме решили собственными силами организовать опытное производство.
Под него на Автоагрегате расчистили один из цехов, сделали четыре стапеля и сварочные кондукторы. На поддержку проекта даже была выделена субсидия от федерального Министерства социальной защиты – 19 млн руб. Эти деньги сильно помогли проекту.

Это сообщение отредактировал плезанс - 17.03.2016 - 23:33

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Кинешмы из опытной партии поступили в свободную продажу, их регистрировали в ГАИ, они получали госномера. А однажды на Автоагрегат приехал продавец «бесправных» автомобилей из Испании Рамон Эстрада.
Валерий Смышляев:
— Фирма Messier Рамона Эстрада торговала в Испании автомобилями Ligier и Microcar. Они узнали о нас, приехали посмотреть, им понравилось. Эстрада закупил партию в 50 экземпляров по цене $1400 за машину. Но надо было, конечно, там сервис развивать. Кинешма на испанском рынке называлась Ardilla, то есть «Белочка». К сожалению, Рамон вскоре заболел, начались неурядицы и сотрудничество прекратилось.
Любопытно, что к Белочке присматривались испанские военные: на учениях они в порядке эксперимента десантировали ее из самолета!
Партнерство с Эстрадой натолкнуло заводчан на идею создания на шасси Кинешмы российского аналога французских «бесправников» – городской машины, максимально похожей на обычный автомобиль, но при этом попадающей в класс L7e.
Валерий Смышляев:
— Мы связались с московской фирмой Техоснастка (она тоже была связана поставками с АЗЛК — прим. ред.) и начали проектировать на шасси Кинешмы микроавтомобиль Пчелка. Все наружные панели кузова должны были быть полностью пластмассовыми, а силовой каркас, как и у Кинешмы, планировали сделать из труб стандартного сечения.
Илья Антонов, руководитель ЗАО Техоснастка, загорелся этой идеей и привлек серьезных конструкторов и дизайнеров.
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Директор "Техоснастки" Илья Антонов

Добавлено в 23:10
— У Пчёлки были запланированы сменные навесные панели кузова – крылья, двери, капот. Предполагалось, что детали будут окрашенными «в массе»: снял поврежденную деталь — поставил новую. Намного меньше трудозатрат: – сейчас в автомобилях нужно рихтовать, окрашивать, подгонять…
Работа над Пчёлкой началась весной 1999 года. Визель, Федосеев и Кучухидзе независимо друг от друга подготовили три дизайн-проекта – в виде скетчей и масштабных макетов. Выбор пал на вариант, предложенный Глебом Визелем, он отличался лаконичным, современным формообразованием и минимализмом. Затем все три дизайнера, без должностного разделения, стали работать над полноразмерным макетом Пчёлки по проекту Визеля. Причем без компьютеров – по старинке прорисовывая сечения на плазе


Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Собственно Глеб Визель дизайнер проекта

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
— У Пчёлки были запланированы сменные навесные панели кузова – крылья, двери, капот. Предполагалось, что детали будут окрашенными «в массе»: снял поврежденную деталь — поставил новую. Намного меньше трудозатрат: – сейчас в автомобилях нужно рихтовать, окрашивать, подгонять…
Работа над Пчёлкой началась весной 1999 года. Визель, Федосеев и Кучухидзе независимо друг от друга подготовили три дизайн-проекта – в виде скетчей и масштабных макетов. Выбор пал на вариант, предложенный Глебом Визелем, он отличался лаконичным, современным формообразованием и минимализмом. Затем все три дизайнера, без должностного разделения, стали работать над полноразмерным макетом Пчёлки по проекту Визеля. Причем без компьютеров – по старинке прорисовывая сечения на плазе
Собственно Кирилл Федосеев

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Работа с макетом

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
еще

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
еще

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Александр Кучухидзе, дизайнер:
— Внутри группы практически все принципиальные вопросы решались коллегиально. Хотя со стороны Техоснастки и были попытки через Владимира Яковлева влиять на ход процесса, но в целом – и в этом безусловно заслуга Ильи Антонова – работа строилась на полном к нам доверии. Спасибо и Никите Розанову (профессор «Строгановки» – прим. ред.), который своими деликатными советами, поддерживал ясность в наших молодых умах и своим отношением вселял в нас уверенность.

Добавлено в 23:18
Эскизы


Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Эскиз Пчелки

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Еще один эскиз

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Эскиз Пчелки второй

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Дизайнеры уложились в заданные сроки, и полноразмерный макет Пчёлки выставили на стенде Автоагрегата на MIMS-1999.
Вот она Пчелка


Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Там же

Добавлено в 23:21
Пчелка понравилась и простым посетителям, и профессионалам автоиндустрии: например, ее с интересом изучили представители Toyota Motor.
Окрыленный радушным приемом на MIMS-1999 руководитель Техостнастки распорядился готовить Пчёлку к серийному производству. При этом воплощенный в макете вариант решили не использовать, поскольку он в принципе не мог удовлетворять требованиям по светотехнике и был слишком дорогим в производстве. Вместо этого в работу взяли один из двух отклоненных проектов, который казался более простым в воплощении.
Александр Кучухидзе:


Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
— Илья Антонов на эмоциональной волне решил продолжить работы по разработке Пчелки. Я взялся за доводку экстерьера, причем сразу в 3D, минуя полноразмерный макет, а Визель, Федосеев и привлеченный позднее Волосов – за интерьер, который проектировали в виде посадочного макета на реальном шасси мотоколяски Кинешма. Работа кипела. Появились серьезные конструкторы, и профессиональные модельщики, нам предоставили дополнительные площади, даже привезли для изучения диковинный в ту пору Smart. 3D-модель была полностью завершена и записана на жесткий диск.
Эйфория длилась недолго: Антонов осознал, что дальнейшие расходы по проекту его компания не потянет, и к началу зимы 2000 года работы прекратились.
Илья Антонов:
— Для Пчёлки требовалось около сотни пресс-форм, в том числе крупногабаритных. Денег уже не было – мы и так потратили несколько миллионов. Постановление о поддержке проекта было принято на уровне федерального правительства, но до нас деньги почему-то не дошли.
Тем не менее нанятые Техоснасткой ребята некоторое время продолжали работу. Отложив городской автомобиль, они подготовили проект прогулочного микроавтомобиля Cross (этакий цивильный вариант Кинешмы Кросс) и рестайлинговую версию базовой мотоколяски.


Добавлено в 23:22
Александр Кучухидзе:
— Вариант Cross мы тоже делали сразу в 3D. Идея вот в чём: легкий внедорожник с 20-сильным мотором и открытым кузовом для охоты, рыбалки и прогулок. Увы, этот проект тоже не был воплощен. А рестайлинговую Кинешму построили в единственном экземпляре. От базовой мотоколяски она отличалась наличием легкого пластикового обвеса, сделанного по технологии вакуум-формовки. Обвес получился очень «звонким» (крепеж был нехитрым) и не очень-то красивым.
Трехмерный Кросс
Деревянные матрицы для изготовления опытной партии обвесов рестайлинговой Кинешмы и полноразмерный макет Пчелки до сих пор хранятся на складе Техоснастки.
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Матрицы

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Еще

Добавлено в 23:24
Решение о закрытии проекта было принято в 2003 году. В рамках опытного производства изготовили порядка 350 машин, в том числе 50 открытых Кроссов.
Валерий Смышляев:
— Решение об окончательном закрытии приняли новые собственники завода Автоагрегат в лице руководителей компании Автоком. Я пытался их убедить продолжить, но они отказались. Патенты по Кинешме, скорее всего, не продлевали. Документация частично сохранилась у Александра Цевелёва, но вся оснастка списана в металлолом. Если сейчас возобновлять проект, то придется начинать его заново, поскольку утеряна компонентная база, на которую мы ориентировались


Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
плезанс
17.03.2016 - 23:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 31918
Кинешма и оборонщики
В 2000 году к работе над городской версией Кинешмы присматривался Тульский машиностроительный завод, дизельный двигатель которого примеряли к базовой мотоколяске. ТМЗ заказал эскизы возможного облика машины у фирмы Технодизайн, которая тоже расположена в Туле. Специалист фирмы Кирилл Гаврилин подготовил несколько вариантов экстерьера микроавтомобиля, однако дальше эффектных скетчей дело не пошло: в отличие от Техоснастки, ТМЗ не стал раскошеливаться даже на масштабные макеты.
Скетчи Гаврилина фото

Жизнь и смерть «Кинешмы». История мотоколясок завода Автоагрегат
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28735
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх