Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:29
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
188
Когда в середине семидесятых годов на ВАЗе начали заниматься темой электромобилей, одновременно в том же бюро автозавода занялись и разработкой перспективных изделий, которые принято называть «автомобильная электроника».

40 фото via

Уже на ВАЗ-2103 образца 1972 года появились два транзисторных прибора: часы АЧХ-1 минского часового завода и тахометр ТХ193 производства ПО «Автоприбор» во Владимире.

Владимир Сергеевич Соловьёв, ставший первым в истории предприятия главным конструктором Волжского автозавода, поставил перед инженерами-«электронщиками» ряд интересных задач – в частности, разработку коммутатора бесконтактной системы зажигания, электронных часов и тахометра, антиблокировочной системы тормозов и даже такой экзотики, как системы управления углом опережения зажигания.

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:30
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Цифра атакует

Уже на ранних этапах конструкторы столкнулись с проблемами не только технического, но и экономического характера – по сравнению с чисто механическими или электромеханическими аналогами себестоимость автомобильной электроники была на порядок выше. Снизить затраты на изготовление каждого изделия можно было путем разработки и производства специальной элементной базы с минимумом навесных элементов и одной интегральной микросхемы.

Увы, Министерство электронной промышленности было полностью занято военными заказами и работами по «ширпотребу» заниматься не могло (или не хотело?). Другие профильные министерства (Минприбор, Минрадиопром, Минавтопром) планировали наладить производство подобной электроники для различных отраслей промышленности на базе калужского завода КЗАМ, однако для этого не хватало средств.

Небольшое отступление. Электроника стремительно наступала и захватывала не только инженерные умы, но и привлекала простого обывателя по всему миру. Немаловажно, что в середине семидесятых годов даже рядовому советскому гражданину стали доступны кварцевые часы с цифровой индикацией, которым отдавали предпочтение те, кто шел в ногу со временем и научно-техническим прогрессом.

В тот период «дигитальная эра» наступила и в автомобильной отрасли: некоторые производители первыми отреагировали на новейшие тенденции и уже в начале восьмидесятых годов выпустили диковинные комбинации приборов с цифровыми указателями вместо традиционных стрелочных.

02. Электронная комбинация Digifiz – один из самых редких «артефактов» на VW Golf II

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:30
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
03

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:30
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
04

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:31
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
05

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:31
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
06. «Цифроприборка» предлагалась и на главном конкуренте второго Гольфа – хэтчбеке Opel Kadett E


Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:31
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
07

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:32
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
08

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:32
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Как показал исторический опыт, ВАЗ работал практически на опережение, поскольку одновременно с завершением разработки наших электронных компонентов «цифровые приборки» появились на самых знаковых конкурентах Спутника – Volkswagen Golf MKII (панель под названием Digifiz) и Opel Kadett E (Digitaltacho). В то время «дигитальные дашборды» были модной инновацией, которую не обошли своим вниманием многие мировые производители. В частности, информационным табло с электронной индикацией оснащались: Dodge Daytona Shelby, Chevrolet Cavalier Z24, Nissan 300ZX Turbo, Subaru XT6TT, Audi UR-Quattro, Fiat Tipo, Chevrolet Lumina, Renault 11 (AMC Encore), Buick Riviera и т.д.

09. Электронные комбинации встречались на самых различных автомобилях восьмидесятых годов


Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:33
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
10

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:33
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
11

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:33
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
12

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:33
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
13

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:34
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
14

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:34
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
15. Знаменитое купе Audi Quattro также оснащалось новомодной «приборкой»

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
16

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
17

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
18

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
19. Рыцарь дорог: в сериале 1982 года Майкл Лонг ездит на суперавтомобиле "kitt", обладающем искусственным интеллектом, и, разумеется, электронной приборной панелью!

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
20

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
21

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:37
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Сложный путь

Но вернёмся к ВАЗам. Работу над маршрутным компьютером и электронной комбинацией приборов для «люксовых» модификаций Спутника начали с разработки датчика скорости.

Выбранный вариант установки датчика (в разрыв троса спидометра) позволял как на ранних этапах сохранить механический привод спидометра, так и использовать электронную комбинацию приборов без вращающихся деталей привода.

Кроме датчика скорости, для работы комбинации приборов и маршрутного компьютера был необходим еще один датчик – расхода топлива. В очередной раз инженеры столкнулись с проблемой – изделие получалось либо слишком дорогим, либо ненадёжным и неподходящим для крупносерийного производства в силу нетехнологичности.

Более того, ранние опытные образцы страдали не только низкой надежностью, но и «никакой» точностью – бывало, что испытатели вставали в чистом поле, что называется, «с сухим баком» по той причине, что полагались на показания опытного прибора.

Вообще, тема точности и надёжности сразу стала больной для практически любого изделия автоэлектроники СССР. При этом инженеры автопрома ничуть не уступали «оборонным» специалистам по квалификации – просто для ВПК не существовало ограничений по стоимости или рентабельности продукции, а надёжность обеспечивалась драгметаллами и схемами с дублированием и даже троированием одной и той же функции.

В то время как на «ширпотреб», к которому относилась и автомобильная отрасль, смотрели «сквозь пальцы» – особенно в случае, если изделия формально соответствовали ТУ и укладывались в номинальные требования заказчика, которого никто особо и не спрашивал – чай, не ракеты в космос на «жигулёвских» деталях запускали…

ПОПЫТКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И АВИАПРОМА НЕ УВЕНЧАЛИСЬ УСПЕХОМ, ЗАТО В НАЧАЛЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ СОВЕТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ СООБРАЖЕНИЯМ РАЗРЕШИЛИ СОТРУДНИЧАТЬ СО СТРАНАМИ, ВХОДЯЩИМИ В СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ), НА ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЛИСЬ ДОСТАТОЧНЫЕ СРЕДСТВА.

В рамках такого сотрудничества в болгарском городе Пловдив «с чистого листа» был построен объект по производству микросхем и других компонентов для автомобильной электроники. Кроме того, на производственном объединении «Электрон» в Софии совместно со специалистами ВАЗа был разработан маршрутный компьютер, который прошел все этапы доводки и приёмочных испытаний.

Однако «маршрутник» был лишь вспомогательным оборудованием, в то время как на ВАЗе задумали «перевести на цифру» показания основных указательно-измерительных приборов переднеприводных автомобилей – конечно, не всех, а лишь «люксовых» модификаций.

22. Перспективные «многодверные» Самары в люксовом исполнении регулярно «светились» на обложке журнала За Рулем. Именно на этих автомобилях должна была стоять комбинация приборов КЭП.


Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:37
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
23

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:38
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Для этого понадобилось «с нуля» разработать элементную базу на шести (!) различных предприятиях оборонной отрасли, расположенных в разных уголках СССР – Киеве, Минске, Вильнюсе, Риге, Саратове и Новосибирске. Под этот проект были выделены немалые средства – три с половиной миллиона долларов, на которые были приобретены лицензия и оборудование для выпуска вакуумно-люминесцентных индикаторов, без которых производство электронных комбинаций было бы невозможным.

ЭЛЕКТРОННУЮ ПРИБОРКУ ПЛАНИРОВАЛИ СТАВИТЬ НА УЛУЧШЕННЫЕ КОМПЛЕКТАЦИИ ВАЗ-21093 И ВАЗ-21099, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОСНАЩАТЬСЯ И ДРУГИМИ ОПЦИЯМИ – ЦЕНТРАЛЬНОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДВЕРЕЙ, АБС И ДАЖЕ КОНДИЦИОНЕРОМ!

Правда, все эти «допы» должны были заметно увеличить розничную цену автомобиля, ведь одна только цифровая комбинация приборов по себестоимости обходилась впятеро (!) дороже обычной аналогово-механической… Однако Самара с подобными «фишками» была крайне необходима на внешних рынках, где даже в гольф-классе электроприводы стёкол, зеркал и дверных замков уже встречались в качестве опций в списке оборудования, устанавливаемого за отдельную плату. Именно поэтому новомодные «допы» не выглядели излишеством, ведь их освоение было изначально связано с экспортными планами и «хотелками» Волжского автозавода.

24. Электронная приборка (выделена салатовым) и маршрутный компьютер – предполагаемые «навороты» для улучшенных комплектаций Спутника

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
opasnyeludi
21.03.2017 - 11:38
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Опция, так и не ставшая реальностью

Производство электронных комбинаций должны были наладить на двух советских предприятиях – производственном объединении «Автоприбор» (давний поставщик электрооборудования на ВАЗ) и житомирском заводе «Измеритель», который к началу выпуска «восьмерки» в конце 1984 года провёл весь цикл испытаний и даже поставил на ВАЗ первую товарную партию из 1 500 штук электронных «приборок» КЭП 43.501 для автомобиля ВАЗ-21093-03.

25. Функционал электронной комбинации приборов был детально расписан в руководстве по эксплуатации Лады Спутник

Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 38573
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх