Сложный путьНо вернёмся к ВАЗам. Работу над маршрутным компьютером и электронной комбинацией приборов для «люксовых» модификаций Спутника начали с разработки датчика скорости.
Выбранный вариант установки датчика (в разрыв троса спидометра) позволял как на ранних этапах сохранить механический привод спидометра, так и использовать электронную комбинацию приборов без вращающихся деталей привода.
Кроме датчика скорости, для работы комбинации приборов и маршрутного компьютера был необходим еще один датчик – расхода топлива. В очередной раз инженеры столкнулись с проблемой – изделие получалось либо слишком дорогим, либо ненадёжным и неподходящим для крупносерийного производства в силу нетехнологичности.
Более того, ранние опытные образцы страдали не только низкой надежностью, но и «никакой» точностью – бывало, что испытатели вставали в чистом поле, что называется, «с сухим баком» по той причине, что полагались на показания опытного прибора.
Вообще, тема точности и надёжности сразу стала больной для практически любого изделия автоэлектроники СССР. При этом инженеры автопрома ничуть не уступали «оборонным» специалистам по квалификации – просто для ВПК не существовало ограничений по стоимости или рентабельности продукции, а надёжность обеспечивалась драгметаллами и схемами с дублированием и даже троированием одной и той же функции.
В то время как на «ширпотреб», к которому относилась и автомобильная отрасль, смотрели «сквозь пальцы» – особенно в случае, если изделия формально соответствовали ТУ и укладывались в номинальные требования заказчика, которого никто особо и не спрашивал – чай, не ракеты в космос на «жигулёвских» деталях запускали…
ПОПЫТКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И АВИАПРОМА НЕ УВЕНЧАЛИСЬ УСПЕХОМ, ЗАТО В НАЧАЛЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ СОВЕТСКИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ СООБРАЖЕНИЯМ РАЗРЕШИЛИ СОТРУДНИЧАТЬ СО СТРАНАМИ, ВХОДЯЩИМИ В СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ), НА ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЛИСЬ ДОСТАТОЧНЫЕ СРЕДСТВА.В рамках такого сотрудничества в болгарском городе Пловдив «с чистого листа» был построен объект по производству микросхем и других компонентов для автомобильной электроники. Кроме того, на производственном объединении «Электрон» в Софии совместно со специалистами ВАЗа был разработан маршрутный компьютер, который прошел все этапы доводки и приёмочных испытаний.
Однако «маршрутник» был лишь вспомогательным оборудованием, в то время как на ВАЗе задумали «перевести на цифру» показания основных указательно-измерительных приборов переднеприводных автомобилей – конечно, не всех, а лишь «люксовых» модификаций.
22. Перспективные «многодверные» Самары в люксовом исполнении регулярно «светились» на обложке журнала За Рулем. Именно на этих автомобилях должна была стоять комбинация приборов КЭП.