Работа в школе для молодого учителя это адский ад и сейчас я объясню почему.
Но сначала о плюсах, которые на самом деле не очень плюсы, и это я тоже объясню.
Первый плюс – много свободного времени. При загрузке в 28 часов в неделю, я получал 14 тысяч рублей. Грубо говоря, обычно в обед, я был уже свободен и мог заниматься другими делами.
Но тут уж как поставят расписание.
Пример: У меня в четверг был 1 урок. И он был в 6 часов вечера. Многие из вас скажут – «Да че, вечером собрался и провел урок, весь день свободен». И я вам скажу – вы не правы. Возникает ощущение, что у тебя выходной в четверг, но на самом деле, это не выходной, а полноценный рабочий день – дорога до школы и обратно занимала час, и тебя по-любому чем-нибудь в школе нагрузят, что не входит в твои обязанности.
Второй плюс, и он же последний, и он же главный – ученики. Ученики, это единственное то, что приносит радость в школе. Да. Пусть многие говорят, что сейчас дети «луга попутали» и «учителей не бреют». Я согласен с этим только отчасти. Мне, в силу возраста, было не сложно найти общий язык. Все зависит просто от того, какой ты учитель. Но обо все по порядку.
Минусы. Вот тут я пройдусь всласть. Администрация. Мне вспоминается фраза «Круговая порука», но где в качестве сцепления звеньев используют гениталии – Министерство совокупляет (да-да, тут не обоюдное соглашение о половом акте) ГорОНО, ГорОНО совокупляет администрацию в школе, Администрация в школе совокупляет учителей, а учителя в свою очередь учеников.
Ты, как молодой учитель, бесправное существо. Тебя будут посылать на всякие сборища учителей перед администрацией школы (ты будешь тратить на это СВОЕ личное время), слушать какую-то ахинею, будешь носить конвертики и отчеты, и много других прелестей.
Моя философия была проста до крайности. Мне было не в падлу делать некоторые вещи. Но если я чувствовал, что на мне начинают ездить, и заставляют выполнять то, что я делать не должен – я говорил, что меня в школе не держит абсолютно ничего. ЗП в 14 тысяч? Не смешите.
Сколько я написал объяснительных – ух просто. Целую стопку. Хотел при увольнении попросить, да пытался быстрее уже свалить. И все от того, что я не хотел становится таким же «безвольным учителем», который «на кухне рубаху рвет», а перед администрацией стоит глазки в пол потупив.
Учителя. Честно? Мне жалко учеников. В той школе, где я работал с этим проблема. За исключением 3-4х человек.
Да, я понимаю, что ученики иногда доводят до белого каления. Но это не оправдывает учителей. Когда я повышал голос на своих учеников, в последствии я всегда испытывал муки совести, ибо это недостойно. Я всегда старался ориентироваться на своего учителя истории, сурового татарина, который никогда не повышал голос, но мог дать спокойно подзатыльник (и все знали, что это заслуженно. И ни разу на него не приходили жаловаться родители).
Учителя же в школе, часто забывают, что они учителя. Срывы и крики на учеников, унижения учеников – в порядке вещей. Кто-то сейчас напишет «Ну у них просто нет рычага наказания учеников». Господи я вас умоляю. Ты учитель, ты как минимум превосходишь ученика интеллектуально. Мои способы наказания, которые не унижали меня как учителя (и что «странно» может для кого-то – ученики даже больше меня уважали):
- Косячит один – отдувается весь класс. Да. Я на первых же уроках познакомил ребят со словом «Репрессия», попросил записать в тетрадь и запомнить.
Леня мешает мне вести урок и толком не реагирует на замечания? «Ребят, я вас предупреждал. Закрываем все и сейчас будем писать самостоятельную по теме, которую сейчас только что разбирали. Да, вы ее не до конца дослушали. Что поделать». На следующем уроке я мог спрашивать всех и все тему знали, хотя бы на четверку.
- Двойки. В какой-то момент, я понял, что постоянно применять массовые репрессии — это слишком жестоко. Я начал валить точечно. Саша мешает мне вести урок. «Окей, играем в интеллектуальную викторину, Саша». У Саши не было возможности не получить двойки, я же умнее. Вопросы задавались до тех пор, пока Саша не валился. Мало кто из раздолбаев мог выдержать 2-3 вопроса. Но если я видел, что чувак реально знает и валился где-нибудь вопросе на 7-8, я «как Цезарь в Колизее поднимал большой палец и даровал гладиатору жизнь». Т.е. не ставил двойку, а чувак понимал – будет продолжать так себя вести и милости уже не получит.
- Выгонял из класса. Нет, без ора. Просто спокойно говорил, что ФИО, покинь пожалуйста класс. Ты мне мешаешь.
Да, учитель не может выгонять ученика из класса. А мне плевать. Моя обязанность в том, чтобы они хотя бы как знали и уважали историю, а не сюсюкаться с теми, кто не способен для усваивания информации. И администрации я точно так же говорил на их «Вы не имели права» - «Вы можете меня уволить».
Кстати. Ни разу к директору не ходил стукачить или к классным. Все решал с учениками сам.
Ну и про профпригодность учителей. Я пришел молодым учителем и мне не доверили 9-11 классы. Их вела старая учительница. Окей, я не против. НО! Самый лучший результат по ЕГЭ по обществу – 72 балла. ШТА?! Как вы готовили вообще их. А она ведь с ними «типа» еще и индивидуально готовилась. Нет, не надо криков, что ученик был не способен на большее. Я знал этого ученика, я у него даже вел, когда та учительница заболела. Он был способен на 90 и больше, если бы его ГОТОВИЛИ.
Показатель ее профпригодности (как и остальных 60-70%):
Когда она заболела и я ее подменял (т.е. вел уроки у всех классов) – на уроках была максимальная посещаемость, ученики САМИ хотели оставаться на перемену, если я не успевал закончить лекцию и дорассказать им материал. А когда она вышла, они пошли к директору с заявлением, что хотят, чтобы я у них вел (что принесло мне очень много проблем в последствии=)) .
Ученики. Из прошлого минуса мы плавно переходим к ученикам.
Да, я помню, что я записал это в плюс. Но исключение, лишь подтверждение закономерности. Большинство учеников с удовольствием приходило на уроки истории, но были исключения.
Лечилось все методами, которые описал выше. Когда они говорили мне: «Вы не имеете права!», я отвечал: «Окей. Иди напиши на меня жалобу директору. А пойдем лучше вдвоем?», или давил на то, что мало знать свои права, надо знать и свои обязанности. И если уж ты не соблюдаешь свои обязанности – я не буду соблюдать твои права.
Важные моменты:
- Понятно, что не всем нравится история и просто некоторые не хотят ее учить. Не видел смысла ломать ученика и ЗАСТАВЛЯТЬ его. Не хочешь – окей, давай договариваться. Ты не мешаешь мне вести урок и имеешь минимальный багаж знаний – я не буду тебя «дрочить» двойками.
- Большинство было у меня в друзьях вк, мы с ними хорошо общались на переменах или после уроков (если у меня было время) – в результате чего они сейчас разбираются в кино, музыке, умеют культурно говорить, и вообще стали приятными собеседниками. Я знал о них больше, чем их родители и другие учителя. Я знал кто курит, кто пробовал алкоголь, где была вписка (это у них так теперь квартирники называются) – они сами все рассказывали друг про друга (
шутка про это будет). Нет, я не стукачил о них их родителям. Я сам на них воздействовал и помогал решать какие-то проблемы, о решении которых не учат в школе. Тем самым они мне доверяли и брали с меня пример - оставалось только показывать хороший пример.
Родители. Можно описать один примером.
Была у меня ученица, которая принципиально отказывалась учиться у меня и всячески мешала вести уроки. Это же конечно сказывалось на ее оценках. Как-то в солнечный день, пришел ее папа и заявил: «Вы третируете мою доченьку, ай-яй-яй, она умная, а вы ей двойки ставите! Да у вас вообще есть образование?! Покажите мне ваш диплом! Да я пойду в министерство, в прокуратуру!». Что показательно – в этот момент все учителя в учительской притихли, головы вжали, а кто смог свалить – свалил. Я его слушал, слушал, и когда он выдохся сказал: «Конечно. Пишите письма и заявления, я не против ни капли. А сейчас пойдемте у ее одноклассников спросим?». Пойдемте, ответил мне папашка вундеркинда.
Заходим мы в кабинет, где сидел класс, я извинился перед учителем и попросил минутку от урока:
- Ребята! Это папа ФИО. Он мне не верит. Скажите вот тогда вы ему – ФИО мешает мне вести уроки?
- Да! – стройным хором ответил класс
- А скажите, ФИО пускает самолетики на уроках?
- Да! – стройным хором ответил класс
- А теперь скажите, ФИО старается учиться и зря ей ставлю двойки?
- Нет! – так же стройно ответил класс.
На этом моменте я отвел взгляд от пунцовой девушки (той самой ФИО) и всего класса (ребята уже перешли рубеж 16 лет тогда. Перевел взгляд на пунцового папашу, который молча развернулся и удалился из школы. Доченьке говорят дома потом очень влетело и учиться стала лучше=)
В сухом остатке, что я хочу сказать, после года работы в школе (год там похож на другой, а уволился я из-за того, что видимо ментально моногамный. Я не смог бы с другими учениками так же, как с бывшими. А по другому я не хотел).
1) Прелесть работы учителя – это его ученики. Я до сих пор общаюсь с многими из них. А 4 ученика стали моими друзьями.
2) Больше плюсов нет. Ни зп, ни наплевательское отношение администрации, ни все остальное не дают хоть капли удовольствия.
3) Поведение твоих учеников зависит полностью от тебя, учитель.
Если ты ведешь себя как истеричка – то получай зашуганных ничего не хотящих детей.
Если ты ведешь себя как мямля – получай распиздяев которые не будут тебя слушать.
Если ты можешь общаться наравне с учеником, давать ему советы, но периодами быть суровым учителем, который метает перунов как Индра, Владыка Тридцати трех, на своих учеников или же в защиту их – то тебя будут слушать, доверять, любить и уважать.
З.Ы. Обещанная шутка.
Веду урок. Заходит директор, классная у класса, психолог и начинают чихвостить класс за их плохое поведение на моем прошлом уроке. НО Я НИКОМУ НЕ ГОВОРИЛ. Весь прикол, что они постоянно сами на себя стукачат=)
Когда ушла делегация я долго смеялся над классом.
З.З.Ы. Ребята мне на др подарили укулеле=)
Это сообщение отредактировал Edd1 - 21.03.2016 - 14:32