Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
RecRec
6.01.2017 - 13:40
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
212
Пока весь мир строил дороги, междугородние трассы, автобаны и хайвеи, в СССР разрабатывали первый в мире полноприводный автобус. С тех пор прошло уже более тридцати лет, дороги лучше почти не стали, а автобус-вездеход до сих пор на ходу. Точнее, один из них, но нам достаточно и одного, чтобы понять, каким он был – этот самый первый в мире полноприводный автобус.

Источник 28 фото

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:40
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Медленно, но верно

Думаю, первым делом стоит уточнить, что наш ПАЗ – не просто редкий, а очень редкий автобус, ведь он в северном исполнении. Таких ветеранов в живом состоянии осталось всего два (во всяком случае, известных). Поэтому он имеет некоторые особенности, о которых мы будем говорить позже, а пока вспомним (или узнаем), что это вообще такое – ПАЗ-3201.

В 1957 году на Павловском автобусном заводе началась разработка нового ПАЗ-672, который должен был заменить устаревший ПАЗ-652Б, на момент старта производства уже бывший… как бы это помягче… несколько консервативным.

Взять хотя бы двигатель – мотор ГАЗ-652, передвигавший этот автобус в пространстве. Несмотря на солидное и малознакомое название, это – всё тот же модифицированный ГАЗ-11 родом из 30-х, выдающий, правда, уже целых 90 л. с. При этом гружёный автобус весил больше семи с половиной тонн. Весьма скромно, товарищи. Одним словом, нужен был автобус получше. Но давайте посмотрим некоторые даты.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:41
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Старый ПАЗ-652 выпускали с 1958 года до 1968. А разработка преемника началась ещё в 1957 году. Как это понимать? К сожалению, если бы это был танк или самолёт, советская промышленность разродилась бы новой техникой в кратчайшие сроки. Но с гражданским автобусом торопиться никто не собирался. Понимая уже на стадии запуска, что ПАЗ-652 не сможет удовлетворять потребности ни автобусных парков, ни пассажиров, приходится принимать решение о проектировании нового автобуса. Нельзя сказать, что нового было много, но все важные агрегаты пришлось ставить новые. Для этого, само собой, кузов тоже подвергся переделкам.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:41
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Первый экземпляр ПАЗ-672 был готов уже в 1959 году. Казалось бы, доведи его до ума и ставь на конвейер, ан нет: прототипы переделывали ещё трижды, до 1964 года. Одной из причин затянувшейся работы стал, как ни странно, ГАЗ-53 (и немного ГАЗ-52), который к этому времени уже встал на конвейер, и по которому усиленно собирали статистику поломок. Особенно важно было понять, как ведёт себя новый V-образный двигатель, который планировали ставить на ПАЗ-672 вместо старой рядной «шестёрки».

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:41
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
В итоге (после ещё одной серии испытаний) в первой половине 1964 года автобус утвердили и велели запускать его в серийное производство. Но ни в этом году, ни в 1965, ни в 1966 году наладить производство так и не получилось. И только в 1967 году первые ПАЗ-672 вышли из ворот предприятия. Ну допустим, а при чём тут наш ПАЗ-3201, спросят некоторые нетерпеливые читатели? При том, что он является всего лишь одной из модификаций 672-го, вышедшей в 1972 году. Но модификацией очень интересной.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:41
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
В основу автобуса было взято шасси от нового на то время грузовика ГАЗ-66. Те, кто хотя бы поверхностно знаком с «шишигой», сейчас имеют полное право свалиться со стула, представив, на что способен автобус с этим шасси. От него используются мосты, коробка передач. Двигатель тот же, что и на обычном ПАЗ-672: ЗМЗ с тем же индексом 672. Ладно, если уже заговорили о технике, начнём осмотр.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:41
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
..

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:42
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Без окон, без дверей

Некоторые особенности бросаются в глаза сразу. Например, отсутствие задней двери для пассажиров. Убрали её из самых простых соображений: автобус предполагалось в первую очередь отправить месить грязь в деревню, где дорог не было (и нет по сей день), а на чём-то ездить надо. Скорость посадки и высадки значения не имела абсолютно никакого, а вот количество пассажирских мест увеличилось с 23 до 26.

Второе отличие – высота автобуса. Он значительно выше моноприводного собрата, и горе той слабосильной бабушке, которая в резиновых сапогах карабкалась в дверь этого автобуса, скользя одной ногой по сельской грязи, а второй путаясь между тем светом и подножкой ПАЗа.

Третье отличие – отсутствие окошек в скатах крыши. Это – признак того самого северного исполнения автобуса. По мнению конструкторов, чем меньше окон – тем теплее в салоне. Тут трудно не согласиться, но вместе с тем отметим, что к утеплению ПАЗа создатели отнеслись все же серьёзнее, чем родители Сида Вишеса к воспитанию сына.

Всё остекление салона двойное, что не только позволяет сохранить тепло, но и предотвращает замерзание стёкол. Уплотнители делали из специальной резины, которая не должна была терять своих свойств на морозе. Иногда даже встречается информация, что такую же резину использовали и для покрышек, чтобы после простоя колёса не слишком сильно «оквадрачивались».

Ещё одно отличие – более короткий задний свес, но эта разница на глаз не заметна.

Изначально в одном из отсеков кузова планировалось устроить багажное отделение, и даже такие автобусы были, но совсем скоро от этой идеи пришлось отказаться в пользу дополнительного бензобака: расход топлива оказался намного больше ожидаемого, так что возникла необходимость увеличить запас хода.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
метатрон
6.01.2017 - 13:43 [ показать ]
-51
RecRec
6.01.2017 - 13:43
12
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
А теперь сядем в салон и посмотрим, в чём тряслись искать нефть геологи и полоть свёклу колхозники.

Инженеры серьёзно опасались за устойчивость автобуса из-за высокого центра тяжести и поэтому запрещали перевозить стоячих пассажиров. То есть, ограничивали пассажировместимость до 26 сидячих мест. Их наивность не имеет границ, скажу я вам. В ПАЗик залезало столько людей, сколько он мог в себя вместить, и плюс ещё несколько.

И совсем не случайно спинки сидений имели поручень, причём обитый поролоном и упакованный в дерматин: предполагалось, что на бездорожье автобус будет трясти, и чтобы народ там смог пережить поездку без летальных увечий, им предлагалось держаться за поручень изо всех своих сил. Ехали, держались… Жить-то хочется.


Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:44
10
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Между водителем и пассажирами перегородки нет. Воспользуемся этой особенностью и посмотрим, как тут себя чувствовал шофер.



Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:44
4
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Посмотрите внимательно на приборку со спидометром. Ничего не узнаёте? Да-да, такая же стояла на части 412-х Москвичей. Но тут есть небольшое отличие: между шкалой спидометра и нижним рядом указателей есть сигнальные лампы дверей, которых у Москвича, конечно же, нет. Тахометра тут быть не должно, вместо него раньше были часы, но тахометр показался нужнее. Ряд тумблеров под ним отвечает за включение и выключение света в салоне, подсветки входа и света у водителя. И они тоже не оригинальные – тут должны стоять кнопки. Два рычажка справа – обогащение смеси (подсос) и фиксированный газ. Над головой водителя расположены лепестки заслонки вентиляции водительского места. И это просто здорово: тепло – это хорошо, но летом без вентиляции можно сдохнуть, а кондиционера тут нет.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:44
5
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
..

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:45
5
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
..

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:45
7
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
..

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:45
5
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
..

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:45
7
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
..

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:45
6
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
..

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:46
11
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Уже слышу: кончай трепаться, расскажи, как этот автобус валит. Нет уж. Сначала мы узнаем, как так получилось, что этот ПАЗ не был сдан в металлолом, и как он оказался на улицах Москвы.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:46
4
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Счастливчик

Средний срок службы кузова ПАЗа – лет семь-десять. Наш автобус был сделан в 1984 году, что означает, что по всем законам судьбы пора бы ему быть разрезанным, переплавленным и рождённым снова в виде стиральной машины «Вятка». Но ПАЗу повезло: он служил в Калининградской области радиоретранслятором. Кстати, это частично объясняет, каким образом автобус в северном исполнении попал в довольно мягкий климат Калининграда. Для ретранслятора с оборудованием, установленном на крыше, важно иметь как раз крепкую крышу, это значит – без окошек, которых как раз в северной модификации нет. Это всего лишь предположение нынешнего владельца, но оно интересное и, как я думаю, имеет право на существование.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:47
5
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Работа ретранслятора довольно скучная: больше надо стоять на месте, чем ездить. И это ещё раз помогло автобусу протянуть как можно дольше. Добавим сюда гаражное хранение с армейским усердием в сохранении техники в приличном состоянии. Да, ПАЗу очень повезло.

Из части он попал частнику в руки, который попытался его переделать в нечто внедорожно-походное. Но то ли не рассчитав силы, то ли просто потеряв интерес, хозяин автобуса стал подыскивать нового владельца. И он нашёлся в 2012 году, перетащив затем ПАЗ в свой гараж. Теперь пришло время его капитального восстановления.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:47
5
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Сделано было многое. Во-первых, был установлен новый салон от такого же автобуса-донора. Тот автобус сгнил, а вот сиденья чудом оказались в хорошем состоянии.

Обивку стенок и потолка тоже пришлось менять, много крови выпил мотор (его перебирали полностью), а вот коробка передач вообще никакого вмешательства не потребовала. Конечно, тут ещё есть, к чему приложить руки, но автобус всё же ездит, причём неплохо. Попробуем?

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:48
5
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Держитесь крепче!

Первой сложной задачей, стоящей перед водителем, становится непосредственно карабканье на рабочее место. Несмотря на то, что дверь открывается прямо-таки настежь, забраться в кабину с непривычки очень сложно. У меня привычки залазить в ПАЗик нет, поэтому сопенье рассерженного медведя гризли несколько минут раздавалось по всему Новопеределкино. И хорошо, что мои ботинки были не слишком широкими: подножка сделана явно не для валенка, она узкая и неудобная.

Жаль, что предыдущий хозяин заменил кресло – невозможно оценить посадку. В том, что стоит, сидеть удобно. Оглядываемся по сторонам. Обзор очень хорош, да и сам автобус небольшой (длина всего 7,15 м, ширина – 2,39), так что с габаритами проблем быть не должно. Теперь изучаем органы управления.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:48
5
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
В ПАЗ-3201 есть ГУР, что радует даже больше, чем бутылка минералки субботним утром. С учётом большого диаметра рулевого колеса, крутить его не слишком сложно. Единственное, за что можно высказать претензию создателю, так это за короткие человеческие руки: обод здоровенный, а ход рычага КПП заставляет наклоняться даже при включении третьей передачи. Но сначала включим первую и тронемся с места.

Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
RecRec
6.01.2017 - 13:48
5
Статус: Offline


Бредколлегия

Регистрация: 3.01.12
Сообщений: 7917
Привод сцепления (однодисковое, сухое) тут гидравлический, работать педалью надо осторожно, оно неожиданно деликатное. Я справился, и автобус начинает своё движение. Не могу сказать, как он поедет в полностью загруженном состоянии, но пустой он едет легко. Чуть поддав газу, включаем вторую передачу (с двойным выжимом, синхронизаторы стоят только на третьей и четвёртой передачах). И автобус прёт дальше, почти сразу же просится третья передача.



Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27048
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх