Ну, как вам такой орднунг?
Да, это война. То есть, всё пошло совершенно не по плану. Сразу. Началось с того, что неназванные французские эксперты… Оказались правы :) Местность в Арденнах действительно оказалась непроходимой. Пока по ней двигались механизированные соединения — крайне мотивированные и с многочисленной тяжелой вездеходной техникой — там был просто логистический ад. А потом туда ворвалась пехотная дивизия со своими тылами на лошадях и телегах, и вообще всё встало.
Французские укрепления в горах, кстати, тоже проявили себя не очень хорошо. С точки зрения немцев. Французы сражались, а нордическая ярость штурмгрупп оказалась не так хороша, как тяжелая артиллерия и огнеметы.
Предполагалось использовать против французских дотов тяжелые пушки, но они застряли по дороге. Зато оказалось, что те самые 88-ми миллиметровые зенитки достаточно точны, чтобы класть снаряды в одно и то же место. Так они и пробивали бронеколпаки, как перфоратором. Свои навыки штурмовых групп, любовно сохраняемые со времен Первой Мировой, немцы тоже переоценили — честно говоря, если бы не безалаберность французов и ошибки французского командования, вы бы могли сейчас читать историю о том, как немцы сами залезли в Арденнскую мясорубку и французы прокрутили их в фарш. Все предпосылки были.
Немцы возились три дня. В конце концов, они все же взяли несколько дотов, открыли дороги и пролезли в этот каменный сфинктер, безжалостно давя и скидывая в сторону тылы пехотной дивизии. Они торопились как могли, но не успели — немецкие танковые корпуса встретил мощный заслон из французских войск. Ну, как, танковые корпуса. Пролез только Гудериан со всяким сбродом на колесах. Он просунул что мог, остальное бросил и помчался вперед. Второй танковый корпус, под командованием Райнхардта, вляпался в пробку и сочился на «оперативный простор» тоненькой писюлькой.
На секундочку — пробка в Арденнах растянулась на 270 (двести семьдесят) километров.
Тем не менее Гудериан успел захватить пару плацдармов за рекой Маас — большим естественном рубеже — и удержать их. Дело в том, что тут французы действовали правильно. Прямо как по учебнику. А именно — размазали тонким слоем свои танки по фронту. В результате, в каждый отдельный момент немцы могли собрать в нужном месте десятки и сотни бронемашин и батальоны пехоты, обработать французов авиацией и навалиться толпой. Прорваться получалось не всегда — своих Мокр у французов хватает. Но после Польши немцы уже знали, что если противник упорно сопротивляется, его обходят. В отличии от сражения при Анну, тут у французов не было мощных бронированных кулаков, которыми они бы могли парировать глубокие охваты.
Не будем останавливаться подробно на ходе боев, хоть это и очень интересно. Важно знать, что как только Гудериан прорвался и помчался вперед, то это больше всего испугало… Немецкое командование. Вплоть до того, что Гудериан был отстранен от командования корпусом. Правда, на время.
Вернитесь к верхней карте. Немцы опасались, что их танковые корпуса будут отсечены контратаками французов и англичан, после чего уничтожены. И так и случилось. Удары союзников в «коридоре у Арраса» – красные заштрихованные стрелки. С той лишь поправкой, что эти контрудары немецкие танковые дивизии смогли отбить.
И вот тут то всё и рухнуло.
Ну ладно, на самом деле не всё, у немцев тоже было полно проблем, но в основном все условия для победы они создали. Главное, что нужно понимать — произошедшее было неожиданностью для всех, не только для французов и англичан, но и для самих немцев. Так что же, собственно, произошло?
Самое главное, и самое неожиданное — выяснилось, что отрезанная от снабжения дивизия, быстро теряет боеспособность. За этим коротким предложением таится, буквально, рецепт «блицкрига». Имеет смысл остановиться подробнее.
Мы плохо себе представляем что такое многотысячная толпа мужиков, собранная в одном месте. Наш бытовой опыт ограничивается нашествием, как максимум, десятка друзей или родственников на праздники. Чтобы его пережить, достаточно иметь под рукой еды, из расчета полведра и одна буханка на мужика, и в два раза меньше на женщину. Но к XX-му веку снабжение армий едой более-менее успешно решать научились. Проблемы были с водой — даже батальон солдат буквально выхлебывал все ёмкости с питьевой водой и вычерпывал до дна колодцы в деревушках и городках, по которым проходил. Но и это можно было превозмочь. Беда пришла, откуда не ждали.
Нарастив огневую мощь своих дивизий, европейцы столкнулись с неожиданным следствием. Теперь, когда каждый солдат вооружен магазинной винтовкой, в каждой роте есть несколько пулеметов, а еще есть миномёты и артиллерийские батареи — даже пехотная дивизия стала потреблять боеприпасы в немыслимых количествах. Например, ещё во время гражданской войны в Испании обнаружилось, что сто патронов выданных стрелку, это примерно на 15 минут интенсивного боя. Либо на две-три относительно вялые перестрелки. Можно конечно дать и 200 патронов, но…
Вес одного патрона для трехлинейки 22,55 грамма. В общем, идя в бой, надо было скидывать все лишнее, включая еду и котелок, оставлять только флягу, патроны и гранаты. Даже так пехотинцы навьючивались как ишаки. И все равно, после каждой схватки, требовалось пополнение боеприпасами.
Во время гражданской в Испании я в донесениях то и дело читаю — командир прибывшего отряда докладывает командующему не только о численности стрелков и количестве пулеметов, но постоянно упоминает патроны. Донесение близко к тексту: «один станковый, два легких пулемета и девять тысяч патронов к ним». Это, кстати, рота из почти полутора сотен легионеров, элита испанских фашистов. И лейтенант явно гордится, что они дотащили до места с собой такой боезапас. Они шли пешком.
И действительно, пешком с собой много не утащишь. Это не в турпоход сходить. Предстоит топать по грязище, далеко не в самой удобной одежде и находясь не в самой лучшей физической форме, десятки километров. Пока на этом остановимся, нам достаточно знать — французская дивизия, если она вела средней интенсивности бои, сжирала в день железнодорожный эшелон боеприпасов.
Постойте! Но вот в предыдущей главе французы сносно отбивались минимум два дня! Не противоречу ли я себе? А вот тут интересный момент. Это ведь были механокавалерийские дивизии. С одной стороны, со снабжением механизированных частей все обстояло еще хуже — ведь им требовалось еще и топливо. Но, с другой стороны, тылы механизированных французских дивизий и танковых дивизий вермахта тоже были механизированные. Не на конной тяге, а на автомобильной. У французов в дивизии было около двух тысяч грузовиков, у немцев около четырех тысяч.
Конечно, это дело происходило почти сто лет назад. Техника была очень далека от современной. Но даже тех маломощных грузовиков, были тысячи. Вдумайтесь только в эти цифры. Немцы буквально везли с собой пару железнодорожных эшелонов. Собственно, на это и был расчет — и немцам, и французам, сразу стало понятно, что за посаженной на моторы дивизиям никаким линиям снабжения верхом на лошадках не угнаться. Надо везти с собой запас хотя бы на пару дней интенсивных боев, случись такие. А потом уже ждать пока тебя догонят тылы. Впрочем, делая по 30-40 километров в день, танковая дивизия вермахта могла быть догнана только паровозами — и именно поэтому немцы старались наступать по шоссе (чтобы было по чему ехать технике) и вдоль железнодорожных путей, по которым могли прорваться из тыла поезда с припасами. Вот почему 4-я танковая так долбилась об Мокру в Польше. Именно из логистики вырастает логика той войны. Самой силой вещей, города собирали в себя дороги. Чем крупнее город, тем больше дорог в нем сходилось — и железнодорожных, и шоссейных. Захватывая крупный город ты обеспечивал себе саму возможность дальнейших боевых действий.
Вернемся к карте с разноцветными стрелочками. Когда немецкие танки подрезали французские войска с юга, французские генералы не сразу поняли масштаб грозящей катастрофы. Ну прорвались немцы в глубину. Но выловим их потом и всех убьем. Во Фландрии ведь, по прежнему. Наши войска сражаются, а судя по донесениям генералов вроде Приу — так еще и наколотили там немцев как следует, они наверно уже скоро кончатся. Тогда развернем пару дивизий и остальных добьем.
Нет, сама по себе идея о том, что оставшись без снабжения, отдельно взятая дивизия, будет страдать, была очевидна всем. Просто никто не думал, что можно перерезать снабжение двум дивизиям. Или даже трем.
А немцы отрезали не меньше полутора миллионов человек.
Ладно, хорошо. Допустим нам вышли в тыл. Ну что нам мешает развернуться и алга? А вот тут я снова обращусь к Мокре. Немцы оставляли сравнительно немногочисленные, но усиленные артиллерией и пулеметами группы пехоты на железнодорожных и просто дорожных узлах. И каждый такой городок становился Мокрой. Выбить пехоту с занимаемых позиций, на тот момент, как мы уже выяснили, бывало очень трудно. Противотанковая артиллерия достаточно эффективна, танков может банально не хватить. Это если они вообще есть у окруженных. У артиллерии окруженных, как вы понимаете, все плохо со снарядами. По сути, у вас есть буквально один шанс на прорыв — если первая атака провалилась, то вам больше нечем воевать.
К тому же, немцы ещё и читерили. Если вы помните, я упоминал командные танки. У немцев их было много. Очень много. больше двух сотен из 2500 имеющихся. Почти 10%. У французов танков было 3100 всего, из них новых 2600. А вот отдельно командирских не было.
Ага! Вот оно в чем дело! Вот где прячется секрет успеха вермахта! Распечатывайте эту статью и скорее в портал, на прием Сталину, воевать его учить.
На самом деле, нет конечно. В двух отдельно взятых крупных сражениях, в Польше и Фландрии, абсолютного доминирования вермахта не видно. Хотя, несомненно, общее лучшее управление у вермахта было. «От земли», например Эбербаху это виделось так: «Решающей причиной немецкого успеха в бою с французскими танками был тот факт, что французы всегда сражались против [35-го] полка только небольшим количеством танков. Поэтому их можно было уничтожить сосредоточенным огнём нашего относительно небольшого количества танкового оружия. Но это может привести к очень сложной ситуации, если французы применят против нас большое количество танков „Сомуа”».
Скорее всего проблема была в том, что у французов не было раций в танках. И когда они пытались пустить в бой одновременно крупные танковые силы, то несли неоправданно большие потери, к тому же теряя управление. Немецкие танкисты маневрировали, заходили с флангов. Даже если какой-то французский танк замечал опасность, то он не мог подать сигнал остальным — и немцы били французов в борт.
Рация первой трети прошлого века — совсем не то средство связи, которое лежит у нас в кармане. Эта странная и непонятная штука, которая постоянно выходила из строя. Иногда от отдачи после собственных выстрелов. Обычно — просто так. Теряла частоту, бились лампы — короче, рация обычно не работала. Причем везде, будь это штаб республиканских войск в Испании, или польский генштаб или даже американский крейсер — постоянно встречается упоминание того, что рация опять не работает. Или вообще и не работала никогда. Немецкая радиотехника была немного лучше среднестатистической. Но не на много. Поэтому в танках нужен был отдельный человек—радист. Одной рукой стрелял из пулемета, другой раз в пятнадцать минут выполнял действия с рацией сравнимые по сложности с настройкой корпоративного сервера. Только чтобы дать связь минут на десять.
Немцы понимали толк в войне, поэтому использовали самый работающий в ней аргумент. Численное превосходство. Они засунули в каждый свой танк аж по две рации. Для этого пришлось немного увеличить габариты, пожертвовав бронезащитой, но что поделать. Зато эргономика улучшилась. А в командирский танк немцы впихнули аж пять (!) раций. Логично, что хоть одна, да работала. Правда, из командирских танков пришлось выкинуть еще и пушку, и поворотные механизмы башни. Но, оно того стоило — вермахт без сомнения стал куда лучше управляем. Не только непосредственно в боях с участием танков — теперь можно было быстро вызвать артиллерийский или авиационный налет на позиции противника.
Забегая вперед скажу, что отклик на запрос о авиационной поддержке, в вермахте образца 1941-го года, составлял от 40 минут до 1,5 часов. То есть ты позвал «птичек» на вскрытый рубеж обороны и через час его бомбят. В Красной армии в 1941 году отклик составлял около суток.
В этом отношении мы добились паритета только к 1943-му.
Но по настоящему преимущество даваемое радиосвязью сказалось, когда немецкие дивизии прорвались в тыл французом. Именно тут, на пространстве в сотни километров, когда надо было нестись вперед и формировать обвод окружения, и где каждый городок с хорошо мотивированной и вооруженной французской военной частью мог стать немецким дивизиям как анальная пробка поперек горла, и надо было постоянно искать возможности, обходить очаги обороны, добывать попутно топливо в бензоколонках и все в том же духе — рации в танка сделали этот хаос не то, чтобы сильно управляемым… Они сделали его в принципе возможным. Связь на больших расстояниях давала возможность командирам иметь хоть какое-то представление о происходящем.
Это, и то что только в немецкой армии была артиллерия на скоростных тягачах. Еще и сносно обеспечиваемая возимыми прямо с собой снарядами.
Хилые немецкие танки оказались ровно теми танками, которые нужны. А могучие французские, при всей своей боевой мощи, нет. Немецкие боевые танковые группы легко могли преодолевать по нескольку десятков километров в день и делать это неделями. А французские танки имели малый запас хода и низкую скорость. Хуже того, у союзников не было готовых соединений, в которых бы танки могли совершать быстрые переходы вместе с пехотой и артиллерией. Ну, как быстрые. Вот так выглядит немецкая дивизия на марше. Франция, 1940-й год.