Женщина-капитан дальнего плавания: первая в мире, из СССР

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
lifesaver
30.01.2021 - 11:02
Статус: Offline


Старый кот-валерьянщик

Регистрация: 30.03.15
Сообщений: 1363
108
источник

В Советском Союзе время от времени пропагандировались равные права. В том числе и на море. В кино взрослый дядя говорил девочке, стесняющейся, что она — не мальчик и для моряков не годится: «Девочки тоже могут быть капитанами». Выходили фильмы с девушками-моряками. Но на деле женщин-капитанов дальнего плавания в СССР было совсем немного.

Женщина-капитан дальнего плавания: первая в мире, из СССР
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
lifesaver
30.01.2021 - 11:02
Статус: Offline


Старый кот-валерьянщик

Регистрация: 30.03.15
Сообщений: 1363
Первой и в Союзе, и в мире стала Анна Щетинина.



Имя Щетининой прогремело по всему свету в 1935 году. Газеты взорвались сенсацией: «Молодая советская женщина провела корабль сквозь полярные льды!» Анне Ивановне было только двадцать семь лет, и она прошла на судне под названием «Чавыча» от Гамбурга до Камчатки по арктическим водам. Всё «полярное» тогда публику волновало чрезвычайно, а тут ещё и первая капитан-женщина во льдах и — рекорд по срокам перехода.

Всего годом позже ту же «Чавычу» затёрло льдами, и на капитанском мостике снова была Щетинина. Одиннадцать дней экипаж под её руководством боролся за спасение парохода и своих жизней — и выдрался изо льдов. На почти невредимом пароходе.
На берегу океана

Анна Щетинина родилась на станции, которая называлась Океанская, возле Владивостока. В одну сторону от береговой линии шли сопки, в другую — волны Тихого океана. Тогда и речи идти не могло о женщине на капитанском мостике.

Но в ревущие двадцатые в советские ВУЗы и училища принимали, не глядя на пол. Закончив школу, она рискнула подать документы во Владивостокский морской техникум. И именно на судоводительское отделение: конкурс — пять человек на место. И её приняли. Предупредили, что работа физически трудна и что место есть только в одной комнате с мальчиками из группы. В техникуме практика проходила на кораблях. Анне довелось побыть в шкуре матроса.

Давили жёстче, чем на мужчин. Давали самые тяжёлые задания, послаблений не было ни в чём. Аня понимала, что наверняка от неё ожидают провала, слабости. Оценки за практику, между тем, получала самые лучшие: буквально все на судне проникались уважением перед такой волей и такой гордостью. А вот две сокурсницы не выдержали давления, ушли. Хотя, надо сказать, из тридцати девяти парней только семнадцать дошли до конца обучения.

Женщина-капитан дальнего плавания: первая в мире, из СССР
 
[^]
lifesaver
30.01.2021 - 11:03
Статус: Offline


Старый кот-валерьянщик

Регистрация: 30.03.15
Сообщений: 1363
После окончания техникума путь от матроса до старпома Щетинина прошла за пять лет: необычайно стремительная карьера для того времени. Ну что же, по крайней мере, начальство всегда было с ней справедливо: требования выдвигались выше, чем к парням, зато и награда за такие сверхнагрузки не заставляла себя ждать. Так к 1935 году Щетинина заработала себе на флоте имя и право стать капитаном. «Чавыча» была её первым кораблём как капитана, и сразу — экстремально трудный маршрут.

Но спустя три года её, однако, сняли с капитанского мостика. Владивостоку требовалось создать рыбный порт с нуля. Молодость, энергия, ум, авторитет и умение договариваться — всё это вместе требовалось в одном человеке, начальнике порта. Выбрали Щетинину.

Задержку на берегу Анна Ивановна использовала по полной. Она не только поставила работу порта, но и за два с половиной года закончила четыре курса в Ленинградском институте инженеров водного транспорта и... Бросила. Не в характере Щетининой, казалось, было бросать, но на сессии в Ленинграде она узнала, что готовится масштабная переброска судов на Дальний Восток. В июне 1941 года Анна Ивановна приняла как капитан в Лиепаи пароход. 21 июня она вошла на нём в Ленинград; дальше путь лежал на Дальний Восток, но... Началась война.
Женщина на борту — к везению

Пароход срочно передали ВМФ. Щетинину поставили на старенький пароход «Сауле» (то есть «Солнце» по‑литовски), которому перевалило уже за полвека. Всю войну Щетинина на своём «старичке» перевозила солдат, патроны, снаряды, уголь и топливо. Такие кораблики регулярно обстреливались немцами, немало их было спущено на дно. Но Щетининой удавалось выйти живой и с кораблём.

28 августа 1941 года Анна Ивановна должна была участвовать в массовой эвакуации из Таллина. Из города вышел караван в 225 кораблей. Они держали путь на Кронштадт, и эти корабли, во многом такие же «старички», как у Щетининой, ожесточённо бомбили немцы. В Кронштадт дошло 163 судна, погибло больше десяти тысяч человек. Гибель людей в Таллинском переходе стала самой крупной морской катастрофой в истории.

Женщина-капитан дальнего плавания: первая в мире, из СССР
 
[^]
lifesaver
30.01.2021 - 11:03
Статус: Offline


Старый кот-валерьянщик

Регистрация: 30.03.15
Сообщений: 1363
Но «Сауле» подбили ещё по пути в Таллин. Щетининой удалось посадить его на мель. На протяжении нескольких суток экипаж отбивался от обстреливающих кораблик самолётов. Половина отбивалась — и половина ремонтировала своё «Солнце». В Таллин было уже не пробиться, и Щетинина вернулась в Кронштадт. Оттуда её тут же перебросили на Дальний Восток. Задание было необычное: надо было отвезти на ремонт её старое судно «Карл Либкнехт».

Странность была в том, что ремонтировать его должны были ни много, ни мало, в Канаде, а дотуда было надо дойти по Тихому океану на протекающем, разваливающемся пароходе. Канадцы при виде «пациента» развели было руками, но женщина-капитан и проделанный ею на таком корыте путь впечатлили их, и они, как говорила потом Щетинина, приделали к старой трубе фактически новый пароход.

До конца войны Анна Ивановна курсировала от Владивостока к Канаде и США и обратно, правда, уже на другом пароходе. Она перевозила военные припасы и снаряжение от союзников. Официально в Тихом океане советским кораблям было безопасно: Япония не объявляла СССР войну. Но на деле подлодки японцев, когда была возможность, советские судна топили так же, как американские. Как говорится, потому что могли.

Пароход был американский, длинный, новый, но построенный без учёта необходимости особенной прочности вдоль. Такие пароходы в сильные шторма буквально разламывались пополам. Щетининой довелось снимать с расколовшегося парохода «Валерий Чкалов» экипаж. Пароход Анны Ивановны тоже раз разошёлся посередине — в пятистах милях от берега, но экипажу удалось скрепить расходящиеся половины бортов «на живую нитку». Судно удалось довести до бухты Акутан. После таких приключений любой, кто вспоминал при моряках Щетининой про то, что женщина на борту — к несчастью, был бы осмеян. Анна Ивановна определённо родилась с огромным запасом удачи и щедро делилась им со своими кораблями.

Славу первой в мире женщины-капитана дальнего плавания активно использовали в интересах советской дипломатии. Едва сойдя на берег, Щетинина, толком не отдохнув, должна была привести себя в «светский» вид и посещать приёмы и другие мероприятия. Там она фактически проводила переговоры с важными американскими флотскими чиновниками.

Женщина-капитан дальнего плавания: первая в мире, из СССР
 
[^]
lifesaver
30.01.2021 - 11:03
Статус: Offline


Старый кот-валерьянщик

Регистрация: 30.03.15
Сообщений: 1363
После войны Щетинина закончила, наконец, институт и ходила по Балтике. Однажды у неё подобрался почти полностью женский экипаж, и шведский лоцман, которому довелось работать с их кораблём, сначала не на шутку испугался. В лицо шведу, конечно, женщины смеяться не стали, но персонажем флотских анекдотов в Советском Союзе он стал надолго.

После сорока на Щетинину посыпались одна за другой тяжёлые проблемы. Анна Ивановна потеряла мать, мужа, была понижена в должности за аварию в тяжёлых метеоусловиях (посадила пароход на мель). Она согласилась на должность преподавателя в том самом ВУЗе, который когда-то закончила сама.

В пятьдесят лет Щетинина перевелась в ВУЗ на Дальнем Востоке: потянуло на родину. Готовила десятками капитанов, возглавила Приморский филиал Географического общества СССР и стала активной участницей Комитета советских женщин. Несколько раз её, живую легенду, избирали депутатом. Заочно стала членом (единственной женщиной) в австралийском клубе капитанов и почётным членом Международной федерации ассоциаций морских капитанов. Анна Щетинина прожила долгую жизнь и умерла в 1999 году. После неё остались множество учебников, пособий и, конечно, несколько автобиографических книг: ей было, что рассказать миру о своей жизни.

всё.

Это сообщение отредактировал lifesaver - 30.01.2021 - 11:04
 
[^]
trofim1
30.01.2021 - 11:09
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.04.20
Сообщений: 4381
Достойная жизнь...
 
[^]
byrlak
30.01.2021 - 11:11
12
Статус: Offline


Алкаш-рецидивист

Регистрация: 19.04.12
Сообщений: 2109
Цитата (trofim1 @ 30.01.2021 - 15:09)
Достойная жизнь...

Более чем. Кремень женщина.....
 
[^]
Sa1N7
30.01.2021 - 11:14
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.07.13
Сообщений: 1706
Сейчас набегут умники, и скажут, что не дальнего плавания, а хождения.
 
[^]
Павел1974
30.01.2021 - 11:19
6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 28.06.16
Сообщений: 2378
Цитата
Сейчас набегут умники, и скажут, что не дальнего плавания, а хождения.

До 1917 года и лет 10 после, моряки именно "плавали", а про "хождения" не было и речи. Также и спор про то, что "суда", "судно" - это гражданские, а корабли - военные. В те времена, "суда" были общим понятием, как для гражданского флота, так и для военного. Так что, особенности времени, не более того.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
tigdimskykot
30.01.2021 - 11:20
1
Статус: Offline


Кот, Тыгдымский кот.

Регистрация: 26.07.13
Сообщений: 866
Цитата (Sa1N7 @ 30.01.2021 - 11:14)
Сейчас набегут умники, и скажут, что не дальнего плавания, а хождения.

За штурвалом женщина это не хождение :)!
 
[^]
zoom70
30.01.2021 - 11:22
-7
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8180
Это говно плавает, а капитан дальнего хождения.
 
[^]
Апельсиняя
30.01.2021 - 11:24
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.12
Сообщений: 47179
Интересная тема, спасибо.
 
[^]
Павел1974
30.01.2021 - 11:26
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 28.06.16
Сообщений: 2378
Добавлю. "Хождение" видимо пошло от военных, так как, в советском ВМФ, появилась фраза "За дальний поход", от команды "Корабль к бою и походу готовить", в дореволюционном флоте, это называлось просто Заграничным плаванием. Опять же равным порядком, как и в военном, так и в торговом флоте.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Голод
30.01.2021 - 11:33
16
Статус: Offline


Сделано в СССР

Регистрация: 3.11.08
Сообщений: 100
Во Владивостоке Анну Ивановну помнят. В Снеговой пади есть улица её имени.

Женщина-капитан дальнего плавания: первая в мире, из СССР
 
[^]
UncleShiyck
30.01.2021 - 11:45
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.07.14
Сообщений: 1841
Цитата (zoom70 @ 30.01.2021 - 11:22)
Это говно плавает, а капитан дальнего хождения.

Это у тебя на толчок по нужде хождение, а у моряков в трудовых книжках написано "капитан дальнего плавания".
 
[^]
Ikea
30.01.2021 - 11:45
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 7.09.12
Сообщений: 77
Гордость берёт! Вот про таких людей надо фильмы снимать, а не вот это вот всё...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ЛеваяНога
30.01.2021 - 11:51
7
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 30.08.16
Сообщений: 444
Да какая разница плавание или хождение, здесь же про человека, какие же они были раньше железные. А я не могла понять, как включить плиту когда свет отключили. Муж подсказал взять спички.
 
[^]
FREEMAN
30.01.2021 - 11:58
7
Статус: Offline


L2/L3 puppeteer

Регистрация: 22.04.08
Сообщений: 1032
Надо еще добавить:
Валенти́на Я́ковлевна О́рликова (19.02.1915 — 31.01.1986) — капитан дальнего плавания, первая в мире женщина-капитан большого морозильного рыболовного траулера[1] и китобойного судна, Герой Социалистического Труда (1960). Ходила штурманом и помощником капитана на международных рейсах во время Второй мировой войны.

Вот статья

bravo.gif
 
[^]
Monolit7
30.01.2021 - 12:47
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.05.17
Сообщений: 2208
Не знал. Интересно и поучительно, спасибо за пост.
 
[^]
rpp096
30.01.2021 - 20:15
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 11.07.17
Сообщений: 260
честь и хвала!
 
[^]
JIysiy
30.01.2021 - 20:26
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.11.20
Сообщений: 76
Уважуха капитану Анне!
Вот были люди..
 
[^]
strijj78
1.02.2021 - 14:28
4
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 8.12.14
Сообщений: 928
Вот современных феминисток, которых все сейчас "притесняют" надо просто обязать учить наизусть биографии таких, как Анна Щетинина, чтобы верещали поменьше, а учились и работали - побольше.
А вообще, конечно, время и условия такие были, что далеко не все мужики справлялись. Железная леди в советском варианте. Хорошо, что о ней помнят.
 
[^]
nap21
1.02.2021 - 15:05
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.11.13
Сообщений: 4495
Фемки одобряэ

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
JBM
1.02.2021 - 15:06
4
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 21.06.14
Сообщений: 2521
Цитата (lifesaver @ 30.01.2021 - 11:02)
Выходили фильмы с девушками-моряками. Но на деле женщин-капитанов дальнего плавания в СССР было совсем немного.

Жизнь она отличается от кино... Реальность такова, что хомо сапиенс это социальный вид, которому присуща иерархичность. И устанавливается эта иерархия, со времён пещер и мамонтов, исключительно силой (индивидуальной либо клана).

В маленьком изолированном социуме, коим является корабль в походе, с хомо сапиенса вся петербуржская утончённость слетает к хуям и проявляется его настоящая сущность. А она такова, что слушаться будут только сильного.

Если хватит у бабы стали яиц установить свою власть в этом социуме - то быть ей капитаном. Но такие бабы чрезвычайно редки. У мужика-то не каждого хватает стали быть капитаном, что про бабу говорить....
 
[^]
Урхан
1.02.2021 - 15:08
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.10.14
Сообщений: 9454
Цитата
«Сауле» (то есть «Солнце» по‑литовски)

Кстати, по-казахски,-тоже Солнце. Никогда бы не подумал что казахский язык с литовским,-похожи...)))
Спасибо, ТС, не знал про эту героиню.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 7052
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх