"Новая задача
Постепенно в западных странах в обиход входят бумажные молочные пакеты. Они считались более практичными, чем стеклотара, и дольше сохраняли продукт свежим при комнатной температуре.
Развитие упаковочной промышленности на Западе стало вызовом для Советского Союза. В СССР целлюлозно-бумажная отрасль в конце 1950-х годов была развита слабо.
В отчете о состоянии целлюлозно-бумажной промышленности советские эксперты из Центрального научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ЦНИИБ) и Госэкономсовета пишут о значительном отставании от Запада: многие типы бумаги в СССР не производятся. Особенно это касается упаковочного картона, которого в странах-конкурентах наблюдается большое разнообразие. Речь шла о специальной бумаге для молочных пакетов, яиц, замороженных продуктов, стаканчиков для мороженого и многом другом.
Там же приводились цифры по потреблению. В 1959 году в СССР на человека в среднем приходилось 15 кг бумаги в год, в то время как в США — 188 кг, Швеции — 105 кг, Англии — 94 кг, Франции — 73 кг.
Советская целлюлозно-бумажная отрасль не справлялась с растущим производством пищевой промышленности. В магазинах большинство продуктов продавалось без упаковки, несмотря на ее необходимость хотя бы в санитарных целях.
В 1959 году ЦК КПСС постановил принять меры по преодолению отставания в целлюлозно-бумажной промышленности. За указом последовали инвестиции, открытие новых предприятий, развитие технологий. Советские ученые и инженеры планировали «догнать» Запад за счет совершенствования технологии соединения бумаги и полимеров. Расчет был сделан на то, что полимеры придадут упаковке необходимые свойства для сохранения качества продуктов питания и увеличения их срока годности.
Возник вопрос: что лучше использовать — стеклянную тару или бумажный пакет с полимерным покрытием. Экономически выпуск вторых был менее выгоден. Одна бутылка обходилась в 0,9 копеек, а пакет — в 1,5 копейки.
Однако с точки зрения практического удобства производителей и потребителей предпочтение отдавалось бумажной упаковке. За счет своего веса и габаритов она позволяла в три раза сократить трудозатраты при производстве и в четыре раза при реализации.
В 1960 году только в Москве бой стеклянной тары при транспортировке превышал 67% от общего количества бутылок. Битую стеклотару было сложно сдать на переработку.
Несмотря на преимущества бумажной упаковки к концу 1960-х годов в Советском Союзе 80% молока продолжало выпускаться в стеклянных бутылках, в 1975 году — 60%. На бумажные молочные пакеты приходилось 20% в 1969 году и 30% в 1970 году.
Для сравнения: в США в 1969 году доля стеклянных тар составляла 12%, в 1975 году — 7%. Бумажная упаковка занимала 77% рынка в 1969 году.
В Швеции, на родине упаковочной компании «Тетра Пак», в 1969 году 99% молока продавалось в бумажных пакетах и только 1% — в стеклянной бутылке.
Период экспериментов
В СССР проводились многочисленные опыты по созданию упаковочной бумаги аналогичной американской, образец которой был получен специалистрами ЦНИИБа в 1947 году. Предполагалось, что с этой задачей справятся «Гознак» и Бумажная фабрика им. Володарского. Однако в итоге советским инженерам-разработчикам пришлось признать, что ни одна из фабрик СССР не способна выпустить бумагу, которая по своим параметрам соответствовала бы иностранной. Только после модернизации немецкой машины 1905 года для изготовления бумаги на фабрике Володарского стали производить пригодные для молока пакеты.
В 1967 году начались разработки специальной упаковочной бумаги для сливочного масла. До этого времени его принято было реализовывать, завернутым в пергамент, который не защищал продукт от проникновения света и воздуха. Пергамент сохранял масло пригодным для употребления не более трех дней. Далее оно покрывалось желтой пеной и приобретало неприятный вкус.
В 1960-х годах многие западные страны ввели требования по производству продуктов питания. В правилах указывалось, что их упаковка не должна пропускать воду, газ, жир, воздух и запах.
Советские инженеры сделали упаковку для сливочного масла, соединив пергаментную бумагу и фольгу. Аналогичная упаковка выпускалась в Австрии. Параллельно в разных институтах Советского Союза велись работы по созданию упаковочных материалов и для других видов продуктов.
Советские потребители по-разному относились к молочным пакетам. Одни восхваляли их за удобство и практичность. Другие считали, что бумажная упаковка в отличие от стекла не позволяет видеть покупаемый продукт. Кроме того, качество советской бумажной упаковки было низким. Из-за плохой герметичности, молоко часто протекало. Это происходило из-за характеристик сырья и общей отсталости упаковочной отрасли. Некоторые советские производители считали, что исправить ситуацию может только импорт западных технологий. По их мнению, продолжать собственные опыты и исследования по созданию упаковки, которая уже широко распространена в других странах, не было смысла.
«Тетра Пак» пришел в СССР
Советские специалисты об успехах компании «Тетра Пак», которая завоевала авторитет помимо Швеции во Франции, Италии, ФРГ, Японии и других странах, узнавали в том числе из отраслевых журналов. Во времена Холодной войны профессиональные издания служили своего рода рекламной площадкой для демонстрации своих достижений конкурентам. Публикации о «Тетра Паке», появлявшиеся в журнале «Молочная промышленность», в основном были направлены на продажу оборудования компании. Молочные пакеты приводились в качестве иллюстрации его работы. В частности, в объявлениях говорилось, что молоко в пакете «Тетра Пак» стерильно и сохраняет свою свежесть до четырех недель при комнатной температуре. В условиях отсутствия надежных холодильников у большинства советских граждан, это свойство упаковки было весьма важным.
Кроме того, шведская компания убеждала, что ее оборудование снижает уровень шума и улучшает санитарные условия на производстве. Это тоже было немаловажно, так как в начале 1960-х годов на нескольких периферийных молокозаводах была обнаружена кишечная бактерия. Вопросу санитарных норм стало уделяться пристальное внимание, и в 1973 году на министерском уровне было внесено предложение о запрете молочным комбинатам реализовывать молоко в цистернах.
Молоко в бидонах и цистернах стало символизировать отсталость, а в бумажном пакете — прогрессивность.
В 1959 году на Черкизовском молочном заводе устанавливают первые в Союзе машины «Тетра Пак» по производству молочных пакетов объемом 0,5 и 0,25 литров. Их мощность достигала 5800 упаковок в час.
В 1963 году молоко в пакетах «Тетра Пак» производилось уже на 12 советских заводах. В 1972 году 1,1 млн тонн молока выпускалось в бумажных пакетах. Однако их доля увеличивалась медленнее, чем планировалось. В 1973 году на новую упаковку приходилось меньше 50% рынка вместо ожидаемых 95-97%.
В 1960-е годы советские предприятия постепенно начинают выпускать упаковку для различной молочной продукции, используя иностранное оборудование или копируя западные образцы. С 1966 по 1970 годы в экспериментальных условиях было разработано порядка 33 видов новых упаковок.
Окончательно бумажная упаковка вытеснила стеклотару лишь в 2000-е годы. Только тогда 85% напитков на российском рынке стали выпускаться в пакетах, и «Тетра Пак» и его более поздние модификации в этом процессе сыграли значительную роль."
там Это сообщение отредактировал Steban - 24.01.2020 - 03:44