АПЛ К-18, К-162, К-222 проекта 661 - историческая справка с ресурса deepstorm1962 год 3 маяЗачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-18;
1962 год 31 декабряСнята со строительства;
1963 год 28 декабряЗаложена в цехе №42 на Северном машиностроительном предприятии в г.Северодвинск как экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;
1965 год 27 январяВторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162. Сварку конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон скапливался возле пола. Однажды это привело к трагедии. Рабочие готовились к сварке в цистерне, но там скопился аргон от предыдущих работ, и сварщики задохнулось. После этого был налажен контроль за составом воздуха;
1965 год осеньСформирован экипаж;
1968 год 21 декабряСпущена на воду (выведена из дока). Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;
1969 годВ декабре на испытаниях при 80% мощности реакторов достигла скорости 42 узла. После всплытия обнаружилось, что во время 12-часового полного хода сорвало входную дверь ограждения рубки, три лючка в надстройке и обтекатель аварийно-сигнального буя. Плоская палуба надстройки стала выпуклой. Выполнена программа государственных испытаний. Ответственный сдатчик Палкин К.М., сдаточный механик Леонов Э.П.;
1969 год 31 декабряПодписан приемный акт. Вступила в строй;
1970 год 9 январяВошла в состав Краснознаменного Северного флота;
1970 год январь - 1971 год декабрьОпытная эксплуатация. Пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой;
1970 год 14 декабряПрибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу;
1970 год 18 декабряСостоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Маслов, главный конструктор Шульженко и ответственный сдатчик Палкин согласовали маневр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление ГТЗА. На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97% была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.;
1970 год 29 декабряЗачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу;
1971 год февраль - мартКораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия очередного съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ кап.1р. Э.Бульон
разрешил развить ход при 100% мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла;
1971 год 25 сентября - 4 декабряСовершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан, где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США "Саратога" (USS "Saratoga" CV-60). Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату);
1972 год 24 октября - 1975 год 6 январяНаходилась в среднем ремонте на "Севмашпредприятии" в г.Северодвинск. Основным видом работ были сварочные - заваривались многочисленные трещины в корпусе;
1974 год ноябрьВышла в море для испытаний. На борту, кроме экипажа, находилось около 200 человек сдаточной команды. АПЛ прошла скоростные испытания (опять показав скорость около 45 узлов) и глубоководное
погружение на 300 метров. При погружении открылась течь во 2-м отсеке, через прокладку клапана осушения акустической выгородки - трюм был затоплен на 25-30 см.;
1975 год январьВозвратилась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение герметичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились
дезактивационные мероприятия;
1975 год апрельПриняла участие в учении "Океан-75";
1977 год 25 июляПереклассифицирована в большую подводную лодку;
1978 год 15 январяПрисвоен новый тактический номер К-222;
1978 год 21 декабря - 1981 год 24 февраляНаходилась в среднем ремонте на "Севмашпредприятии" в г.Северодвинск. 30 ноября 1980 года во время послеремонтных испытаний лодки из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора последовало резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал;
1980 год (предположительно)327-й экипаж АПЛ проекта 670 переформирован в экипаж АПЛ проекта 661;
1981 годВыполнила задачи автономной БС;
1984 годРасформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661;
1984 год июньПеречислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);
1984 год декабрьВыведена из эксплуатации;
1988 годПоставлена на прикол в г.Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;
1989 год 14 мартаИсключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;
1999 год 7 ноябряСпущен флаг ВМФ. АПЛ передан гражданскому экипажу предприятия "Севмаш";
2000 год - 2008 годНаходилась в ожидании утилизации в акватории ФГУП "ПО "Севмаш";
2008 год 23 июляПереведена с ФГУП "ПО "Севмаш" на ФГУП "МП "Звездочка" для дальнейшей утилизации;
2010 год сентябрь - октябрьУтилизирована на ОАО "ЦС "Звездочка", трехотсечный блок оставлен на плаву неподалеку от причала №27 (г.Северодвинск). Ограждение рубки было сохранено и по состоянию на 2015 год хранилось на предприятии для возможной установки в качестве мемориала северодвинским корабелам;
2013 год майСпециалисты ОАО "ЦС "Звездочка" приступили к выгрузке ОЯТ из реакторов ПЛ. Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов в специальные транспортные контейнеры. Конструктивные особенности реакторов этой АПЛ не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое оборудование;
2014 год 1 декабряВыгружен реактор левого борта. В декабре первый спецэшелон вывез отработанное ядерное топливо на уральский комбинат "Маяк" для хранения и переработки";
2015 год 18 мартаВыгружен реактор правого борта;
2015 год мартК концу марта завершена уникальная операция по выгрузке отработавшего ядерного топлива и герметизация реакторов АПЛ;
2015 год июньТрехотсечный реакторный блок АПЛ отбуксирован в ПДХ "Сайда" (губа Сайда, Кольский полуостров) для долговременного хранения.
Это сообщение отредактировал gizphone - 17.01.2020 - 12:16