АПЛ К-162 - титановая «Золотая рыбка»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
17.01.2020 - 12:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
241
Не нашел на ЯПе ничего про уникальную атомную подлодную лодку К-162, также известную как К-18, К-222 и "Золотая рыбка". В данной статье описано, как создавалась самая быстрая подлодка в мире, а в конце приведен ее "боевой путь".

Источники: тынц и тынц

АПЛ К-162 - титановая «Золотая рыбка»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 2008 году на предприятии «Севмаш» началась утилизация атомной подводной лодки К-222. На первый взгляд, это было рядовым событием. Подводные лодки, как и любая другая техника, вырабатывают свой ресурс и списываются. Далеко не всем подводным кораблям удается стать музеем, большинство режутся «на иголки». Лодка К-222, ранее носившая номер К-162, не смогла стать памятником самой себе и отправилась на слом. Так печально окончилась судьба подлодки-рекордсмена, давшей своей стране не только несколько достижений, но и ряд полезных технологий.».

История лодки К-162 началась в 1959 году, когда Совмин СССР выпустил постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новым типом энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Перед ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была поставлена очень сложная задача. Требовалось создать подводную лодку, характеристики которой превосходили бы данные предыдущих субмарин, а также решить ряд технических вопросов.

Основные задачи, стоявшие перед конструкторами, выглядели следующим образом. Обеспечить возможность ракетной стрельбы из подводного положения, а также добиться максимально возможной скорости подводного хода. Примечательно, что в техническом задании на новый проект присутствовал негласный запрет на использование имеющихся материалов, оборудования и вооружения. Иными словами, заказчик в лице Минобороны и Совмина желал видеть совершенно новую конструкцию, выполненную с использованием новых технологий.
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Главным конструктором проекта, получившего индекс 661 и имя «Анчар», был назначен Н.Н. Исанин. От флота проект курировал капитан 2-го ранга Ю.Г. Ильинский. Работы по созданию новой скоростной лодки были очень и очень непростыми. То или иное участие в проекте принимали почти четыре сотни организаций: судостроители, металлурги, инженеры-электронщики и т.д.

Совместными усилиями в 1960 году был подготовлен предэскизный вариант проекта 661. Примечательно, что в ходе предварительных работ прорабатывались почти два десятка основных и вспомогательных версий проекта. На этом этапе разработки активно обсуждались все нюансы конструкции и оборудования.

К примеру, в качестве основного вооружения для новой подлодки предлагались новые крылатые ракеты «Аметист», старые ракеты с надводным стартом, или же доработанные торпеды с повышенной дальностью. Кроме того, основным материалом конструкции могли стать сталь, алюминий или титан. В результате анализа возможностей и перспектив каждого варианта было принято решение сделать новую лодку из титана и оснастить ее крылатыми ракетами «Аметист» с возможностью подводного старта.

Вскоре после окончания предэскизного проектирования началась подготовка полноценного «белового» проекта. В 1961-м он был утвержден, и примерно через год на Северном машиностроительном предприятии началось строительство головной подлодки. Стоит отметить, официальная закладка АПЛ К-162 состоялась только в конце 1963 года.
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Н.Н. Исанин

АПЛ К-162 - титановая «Золотая рыбка»
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Дело в том, что в ходе сборочных работ первых элементов конструкции проявились некоторые недочеты технического характера. На их исправление ушло дополнительное время. Да и после решения этих проблем строительство нового подводного корабля шло долго и с большими сложностями. В первую очередь, на затягивании сроков сказался недостаток титана, который был нужен не только для новой подлодки, но и для строительства некоторых самолетов и ракет. В результате лодка К-162 была спущена на воду только в декабре 1968 года.

Проект 661 подразумевал создание двухкорпусной подлодки с широким использованием в конструкции титановых деталей. Легкий корпус лодки имел круглое сечение, но его кормовая часть была выполнена по схеме «раздвоенная корма». Два обтекателя несли в себе валы двух гребных винтов, разнесенные друг от друга на пять метров. Такая схема получила неофициальное название «штаны» и после использовалась в нескольких проектах подлодок.

Внутри легкого корпуса был помещен прочный, имевший оригинальную конструкцию. В носовой части субмарины он состоял из двух частично перекрывающихся горизонтальных цилиндров (сечение такой конструкции напоминает цифру 8). Каждый из них имел диаметр в пять с половиной метров, но из-за перекрывающихся сечений высота всей конструкции равнялась девяти метрам, что сходилось с диаметром цилиндрической средней и кормовой части прочного корпуса.

Интересно, что «трубы» носовой части прочного корпуса считались отдельными отсеками. В верхнем цилиндре – первом отсеке лодки – поместили торпедные аппараты калибра 533 миллиметра, запас торпед, устройства заряжания и т.п. Кроме того, в первом отсеке располагался пост управления ракетами. Второй отсек вмещал в себя часть аккумуляторных батарей и гидроакустическую аппаратуру. В третьем отсеке (находился сразу после «восьмеркообразной» части прочного корпуса) находились жилые помещения и остальные аккумуляторы.

Четвертый отсек предназначался для центрального поста, поста управления энергетической установкой и нескольких вспомогательных помещений. Пятый отсек был отдан под реактор, шестой – под турбины, седьмой – под турбогенераторы и распределительные щиты, а в восьмом располагались компрессоры, вспомогательное оборудование и т.п. Наконец, в корме, в девятом отсеке монтировались приводы рулей. Носовые горизонтальные рули были размещены в передней части лодки и при необходимости убирались под легкий корпус.

АПЛ К-162 - титановая «Золотая рыбка»
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
При разработке реактора для проекта 661 рассматривались два варианта: водо-водяной и с металлическим теплоносителем (сплав свинца и висмута). В результате сравнения сложности конструкций и перспектив был выбран первый вариант. При меньшей эффективности такой реактор мог быть сделан в течение нескольких месяцев и не требовал дополнительных затрат времени и денег. В результате лодка получила два реактора с собственными паропроизводящими установками (В-5Р, 250 тонн пара в час), турбозубчатыми агрегатами ГТЗА-618 и турбогенераторами переменного тока (380 вольт, 50 герц) ОК-3 мощностью по 3000 киловатт каждый.

Несмотря на использование уже освоенной водо-водяной схемы, в конструкции реакторов лодки проекта 661 было применено несколько оригинальных технических решений, повысивших эффективность работы. Наконец, довольно смелым решением стало исключение из состава энергетического оборудования резервных дизельных генераторов. На случай проблем с главной энергоустановкой подлодка оснащалась двумя группами серебряно-цинковых аккумуляторов по 152 элемента в каждой.

Новый проект высокоскоростной подводной лодки подразумевал использование новейших электронных систем. Так, навигацию в надводном и подводном положениях планировалось осуществлять при помощи всеширотной системы «Сигма-661», автоматическое управление по курсу и глубине возлагалось на комплекс «Шпат», а общекорабельные системы и устройства управлялись при помощи системы «Сигнал-661». «Ушами» новой подлодки был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин». Он мог одновременно сопровождать две цели и при этом выдавать данные по ним на систему управления вооружением. Обнаружение мин осуществляла система «Радиан-1». Для визуального наблюдения за окружающей обстановкой подлодки проекта 661 планировалось оснащать перископом ПЗНС-9 со встроенным вычислителем координат. Наконец, в состав оборудования лодки включили две радиолокационные станции и систему определения государственной принадлежности «Нихром».

В первом отсеке лодок проекта 661 разместили четыре 533-мм торпедных аппарата со вспомогательной аппаратурой и боекомплектом в 12 торпед. Управление торпедной стрельбой возлагалось на комплекс «Ладога-П-661», а конструкция аппаратов позволяла производить атаку целей с глубины до 200 метров. Основным вооружением лодок проекта 661 должны были стать противокорабельные крылатые ракеты П-70 «Аметист», разработанные в ОКБ-152 под руководством В.Н. Челомея.

В носовой части лодки, по бокам от «восьмерки» первых двух отсеков, размещались десять контейнеров с ракетами, по пять на борт. Ракеты предназначались для пуска из подводного положения. Для этого лодка должна была выйти на глубину в 30 метров и заполнить контейнер водой. По команде экипажа подлодки ракета выходила из контейнера при помощи стартового двигателя, а после подъема в воздух включался маршевый твердотопливный. Все ракеты можно было выпустить двумя залпами с перерывом в несколько секунд.

АПЛ К-162 - титановая «Золотая рыбка»
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Несмотря на сложности с разработкой и испытаниями, ракета «Аметист» стала первой в мире противокорабельной ракетой с подводным стартом. Примечательно, что контейнеры ракет располагались не вертикально, а под углом в 32,5° к основной плоскости подлодки. Дело в том, что при вертикальном старте пришлось бы усложнить систему управления ракеты для вывода ее на горизонтальную низковысотную траекторию. При наклонном старте эта задача была гораздо проще, что и повлияло на размещение ракетных контейнеров.

Сложность разработки и строительства новой лодки, в конструкции которой преобладали титановые детали, привели к достаточно большой стоимости проекта. Из-за этого еще до конца сборки подлодку К-162 прозвали «Золотой рыбкой», намекая на стоимость металлического сырья. Тем не менее, в конце 1968 года субмарину спустили на воду, а немного позже начались ее испытания. В 1969 году в ходе испытаний К-162 смогла достичь подводной скорости в 42 узла (около 78 км/ч). При этом энергоустановка работала только на 80% от полной мощности. Таким образом, расчетный показатель максимальной скорости, заданный первоначальным техническим заданием, был превышен на четыре узла.

18 декабря 1970 года вошедшая в строй ВМФ СССР подлодка установила мировой рекорд скорости, который не побит до сих пор. При ручном управлении турбозубчатым агрегатом и защитой реактора удалось вывести энергетическую установку на 97% от максимальной мощности. На глубине в 100 метров это позволило лодке разогнаться до 44,7 узла (82,8 км/ч). До и после К-162 ни одна подлодка в мире не ходила с такой скоростью.

При разгоне до высоких скоростей наблюдалось несколько интересных явлений. К примеру, по достижении порога в 35-36 узлов появлялся гидродинамический шум от завихрений встречного потока, обтекавшего лодку. Это неожиданное явление могло демаскировать подлодку при выполнении боевой задачи, однако его посчитали достаточной платой за высокую скорость. Кроме того, в ряде случаев подлодка могла уйти от преследования кораблями противника.
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Вскоре после установления секретного рекорда у экипажа лодки К-162 появилась возможность проверить скоростной потенциал на практике. Осенью 1971 года, во время похода К-162 в Атлантический океан, пересеклись пути советской субмарины и американского авианосца «Саратога». В результате этого в бортовом журнале американского корабля появилась запись, гласившая, что в течение нескольких часов он пытался оторваться от неизвестной подлодки, но не смог сделать это даже на полном ходу, на скорости в 30 узлов. Подлодка, в свою очередь, маневрировала вокруг авианосца, но не отставала. Командир К-162 капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков после этого случая отметил, что характеристики лодки позволяли выбрать наиболее удобную позицию для атаки вражеских кораблей.

Служба подлодки К-162 с перерывами на ремонт продолжалась до 1984 года, когда ее поставили на прикол. В 1978 году лодку переименовали в К-222, под этим номером она и окончила свою службу. В марте 1989 года «Золотую рыбку» исключили из боевого состава военно-морского флота, а через десять лет спустили флаг. Далее несколько лет К-222 простояла у пирса в ожидании утилизации, которая началась в 2008 году.

К сожалению, подлодка К-162 или К-222 так и осталась единственным кораблем проекта 661. Одновременно с высокими ходовыми характеристиками она оказалась слишком дорогой для массового производства. Прочный титановый корпус, при всех его преимуществах, был очень сложен в изготовлении. Кроме того, к концу восьмидесятых годов устарело главное вооружение лодки – ракеты П-70 «Аметист».

Также стоит отметить, что к тому же времени у потенциального противника появились новые гидроакустические системы, способные гарантированно обнаружить К-162 на достаточно больших расстояниях. Высокая шумность лодки на больших скоростях только усугубляла эту ситуацию. В свете развития противолодочной авиации у скоростной подлодки просто не оставалось шансов. Поэтому «Золотую рыбку» так и оставили в одиночестве, а затем списали.

Тем не менее, полученный при конструировании и строительстве К-162 опыт не пропал даром. Наработки по титановым конструкциям активно использовались в нескольких дальнейших проектах, а вооружение в виде ракет П-70 использовалось на подлодках проекта 670 «Скат».

АПЛ К-162 - титановая «Золотая рыбка»
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-18, К-162, К-222 проекта 661 - историческая справка с ресурса deepstorm


1962 год 3 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-18;

1962 год 31 декабря
Снята со строительства;

1963 год 28 декабря
Заложена в цехе №42 на Северном машиностроительном предприятии в г.Северодвинск как экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;

1965 год 27 января
Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162. Сварку конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон скапливался возле пола. Однажды это привело к трагедии. Рабочие готовились к сварке в цистерне, но там скопился аргон от предыдущих работ, и сварщики задохнулось. После этого был налажен контроль за составом воздуха;

1965 год осень
Сформирован экипаж;

1968 год 21 декабря
Спущена на воду (выведена из дока). Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;

1969 год
В декабре на испытаниях при 80% мощности реакторов достигла скорости 42 узла. После всплытия обнаружилось, что во время 12-часового полного хода сорвало входную дверь ограждения рубки, три лючка в надстройке и обтекатель аварийно-сигнального буя. Плоская палуба надстройки стала выпуклой. Выполнена программа государственных испытаний. Ответственный сдатчик Палкин К.М., сдаточный механик Леонов Э.П.;

1969 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1970 год 9 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота;

1970 год январь - 1971 год декабрь
Опытная эксплуатация. Пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой;

1970 год 14 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу;

1970 год 18 декабря
Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Маслов, главный конструктор Шульженко и ответственный сдатчик Палкин согласовали маневр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление ГТЗА. На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97% была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.;

1970 год 29 декабря
Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу;

1971 год февраль - март
Кораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия очередного съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ кап.1р. Э.Бульон
разрешил развить ход при 100% мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла;

1971 год 25 сентября - 4 декабря
Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан, где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США "Саратога" (USS "Saratoga" CV-60). Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату);

1972 год 24 октября - 1975 год 6 января
Находилась в среднем ремонте на "Севмашпредприятии" в г.Северодвинск. Основным видом работ были сварочные - заваривались многочисленные трещины в корпусе;

1974 год ноябрь
Вышла в море для испытаний. На борту, кроме экипажа, находилось около 200 человек сдаточной команды. АПЛ прошла скоростные испытания (опять показав скорость около 45 узлов) и глубоководное
погружение на 300 метров. При погружении открылась течь во 2-м отсеке, через прокладку клапана осушения акустической выгородки - трюм был затоплен на 25-30 см.;

1975 год январь
Возвратилась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение герметичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились
дезактивационные мероприятия;

1975 год апрель
Приняла участие в учении "Океан-75";

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую подводную лодку;

1978 год 15 января
Присвоен новый тактический номер К-222;

1978 год 21 декабря - 1981 год 24 февраля
Находилась в среднем ремонте на "Севмашпредприятии" в г.Северодвинск. 30 ноября 1980 года во время послеремонтных испытаний лодки из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора последовало резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал;

1980 год (предположительно)
327-й экипаж АПЛ проекта 670 переформирован в экипаж АПЛ проекта 661;

1981 год
Выполнила задачи автономной БС;

1984 год
Расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661;

1984 год июнь
Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

1984 год декабрь
Выведена из эксплуатации;

1988 год
Поставлена на прикол в г.Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1989 год 14 марта
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;

1999 год 7 ноября
Спущен флаг ВМФ. АПЛ передан гражданскому экипажу предприятия "Севмаш";

2000 год - 2008 год
Находилась в ожидании утилизации в акватории ФГУП "ПО "Севмаш";

2008 год 23 июля
Переведена с ФГУП "ПО "Севмаш" на ФГУП "МП "Звездочка" для дальнейшей утилизации;

2010 год сентябрь - октябрь
Утилизирована на ОАО "ЦС "Звездочка", трехотсечный блок оставлен на плаву неподалеку от причала №27 (г.Северодвинск). Ограждение рубки было сохранено и по состоянию на 2015 год хранилось на предприятии для возможной установки в качестве мемориала северодвинским корабелам;

2013 год май
Специалисты ОАО "ЦС "Звездочка" приступили к выгрузке ОЯТ из реакторов ПЛ. Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов в специальные транспортные контейнеры. Конструктивные особенности реакторов этой АПЛ не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое оборудование;

2014 год 1 декабря
Выгружен реактор левого борта. В декабре первый спецэшелон вывез отработанное ядерное топливо на уральский комбинат "Маяк" для хранения и переработки";

2015 год 18 марта
Выгружен реактор правого борта;

2015 год март
К концу марта завершена уникальная операция по выгрузке отработавшего ядерного топлива и герметизация реакторов АПЛ;

2015 год июнь
Трехотсечный реакторный блок АПЛ отбуксирован в ПДХ "Сайда" (губа Сайда, Кольский полуостров) для долговременного хранения.

Это сообщение отредактировал gizphone - 17.01.2020 - 12:16
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
У меня все, спасибо за внимание! agree.gif
 
[^]
ValterPMR
17.01.2020 - 12:18
8
Статус: Offline


Дай лапу друг! Ведь мы готовы к диалогу!

Регистрация: 18.01.17
Сообщений: 1173
Умели строить!!! Лишь бы не разучились!!! В мире и так дохрена китайского говна, которое и рядом не стоит с изделиями СССР!!!
 
[^]
Глистопер
17.01.2020 - 12:19
12
Статус: Offline


Матёрый шайземастер

Регистрация: 17.07.19
Сообщений: 99
Как всегда, отличный, ёмкий пост. Моё почтение.
Нужно ещё. Обязательно dont.gif

Это сообщение отредактировал Глистопер - 17.01.2020 - 12:20
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:21
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:22
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Добавлю, из комментов и воспоминаний:

"В середине 70-х было очень много шуму со стороны скандинавов (Норвегии, Швеции) о том, что в тамошних фьордах периодически появлялась какая-то подводная лодка, которая двигалась под водой с огромной скоростью (более 70 км/ч), так, что ее не могли догнать береговые службы. Лодка легко уходила от преследования. Шведы даже ноту СССР выставляли.В газетах было. По "вражьим голосам" передавали. Но наши только делали удивленные лица. В конце концов это приписали НЛО. А в конце 80-х это "НЛО" пропало. Видимо делали точное картографирование фьордов на всякий случай :)"

"Режим максимальной скорости длился непрерывно 12 часов. Представьте себе металлический цилиндр весом 6000 т, несущейся под водой со скоростью 77 км/ ч. Во время циркуляций гидродинамическим сопротивлением вырвало рубочные двери, лючки, повредило лёгкий корпус. При скорости более 35 узлов на глубине 100 м нарастал шум, напоминающий гул самолёта. Этот внешний гидродинамический шум вмести с другими шумами создавал в центральном посту обстановку, как в дизельном отсеке при работе дизелей. Шумность здесь доходила до 100 Дб. Интересен такой факт: при перекладке вертикального руля на скорости 42 узла всего лишь на 3 градуса появился динамический крен до 32 градусов, а статический оставался равным 16-ти градусам. При развитии скорости от нуля до максимума ощущалось ускорение".

"Когда К-162 тащили от борта ТАРКР "Нахимова" в свой последний путь на "Звёздочку", все корабли провожали её сигналами тифонов, как ветерана и легенду. Кстати, часть приборов и стоек из центрального поста К-162 установили на лодку-музей Б-396 проекта 641Б, под названием "Новосибирский комсомолец".
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:23
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
 
[^]
sss4445
17.01.2020 - 12:24
8
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.06.08
Сообщений: 49
пять лет назад было https://www.yaplakal.com/forum2/topic1005220.html
 
[^]
Ambente
17.01.2020 - 12:25
16
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 4.06.17
Сообщений: 663
Изделие великой страны, великих людей....
 
[^]
alebastr
17.01.2020 - 12:26 [ показать ]
-17
fotrip
17.01.2020 - 12:28
19
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 4.06.14
Сообщений: 191
Воображение даже не может представить, эти 80км/ч под водой.....
 
[^]
gizphone
17.01.2020 - 12:31
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Цитата
пять лет назад было https://www.yaplakal.com/forum2/topic1005220.html

Хм... Баянопоиск подвел :(
 
[^]
BiOKaKa
17.01.2020 - 12:32
2
Статус: Offline


Бибикало Ибучее

Регистрация: 26.02.05
Сообщений: 536
О! gizphone с новыми буквами про ПЛ подъехал beer.gif
Ща прочтём hacker.gif
 
[^]
doctorlama
17.01.2020 - 12:50
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.04.15
Сообщений: 3986
Цитата (alebastr @ 17.01.2020 - 12:26)
Сколько же денег всрали в оборонку... И всё впустую.

А простые граждане СССР в это время ютились в коммуналках и радовались синей курице.

ты даже примерно не представляешь, насколько бульон от этих "синих кур" вкуснее и наваристей, чем от раздутых бройлеров...
 
[^]
Лукас816
17.01.2020 - 12:59
13
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 18.07.17
Сообщений: 532
Цитата
Воображение даже не может представить, эти 80км/ч под водой.....

Видел её в бухте на испытаниях, недалеко от базы в Гаджиево на Севере. Думал мираж невозможный, так она мчалась. Зрелище на всю жизнь.
 
[^]
санычч
17.01.2020 - 13:19
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.06.15
Сообщений: 3618
умели строить,и не воровали
 
[^]
kirpich78
17.01.2020 - 13:20
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 7.12.12
Сообщений: 261
За счет чего именно такая скорость?
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 25466
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх