Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:28
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
63
Далеко не каждый подвиг, даже совершённый всем опасностям назло, находит своё признание. Но куда хуже, если это признание потом стирается по политическим мотивам. Именно в такой ситуации оказался один из лучших советских лётчиков-торпедоносцев — Александр Разгонин.

7 фото + текст via

Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:29
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Торпедоносцы

О собственной торпедоносной авиации в СССР мечтали ещё с 20-х годов. Самолёты-торпедоносцы вместе с бомбардировщиками, торпедными катерами и подводными лодками, по мысли советских военачальников, должны были нивелировать превосходство на море потенциальных противников. Однако отсутствие подходящих самолётов и торпед отложило реальное формирование такой авиации в СССР до самого конца 30-х годов. Фактически к началу Великой Отечественной советские торпедоносцы едва-едва приступили к освоению оружия, и уровень их подготовки был в целом довольно невысоким.

С началом войны вся морская авиация Балтийского флота была переориентирована на удары по сухопутным целям, неся при этом огромные потери. Возвращение на морские просторы состоялось лишь в 42-м году — и то частично. Теперь морские лётчики наносили ночные бомбовые удары по портам противника, выставляли авиационные морские мины, а со второй половины года начали удары по немецким и финским противолодочным дозорам и тральным силам в Финском заливе.

Эффективность этих действий была довольно сомнительной, а в части атак по кораблям противника и вовсе провальной. Из 42 сброшенных торпед, несмотря на многочисленные победные заявки, в цель не попала ни одна! Причин тому было множество: от плохой подготовки советских пилотов до того факта, что атакам подвергались небольшие и маневренные военные корабли.

Но 43-й год изменил тенденцию.

Ил-4 с торпедным вооружением над Балтикой, 1942 год

Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:29
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Дальние меридианы

С таянием льда на Балтике весной 1943 года должна была возобновиться и борьба на немецких морских коммуникациях. Одной из важных их составляющих являлись маршруты из Германии в порты оккупированной Прибалтики. Железные дороги не справлялись со снабжением вермахта, и немцам пришлось перевозить часть грузов морем в Таллин и Ригу. При этом для советской авиации сложились исключительно удачные условия.

После того как немцы перегородили Финский залив противолодочными сетями и ещё более мощными минными заграждениями, подводная угроза считалась ими полностью устранённой. Конвойная система была ликвидирована, за исключением госпитальных судов, ходивших в охранении. По Балтике во все стороны ходили одиночные и часто даже не вооружённые пароходы.

Всю весну морская авиации Балтийского флота снова занималась малопродуктивной деятельностью: пыталась бомбардировками «разрядить» минные поля и атаковала корабельные дозоры противника для обеспечения выхода подводных лодок. И лишь в самом конце мая начались полёты на «крейсерство».

Одиночные торпедоносцы затемно взлетали с аэродромов в районе Ленинграда, чтобы на рассвете оказаться в открытой Балтике и Рижском заливе для поиска и атак на немецкие корабли. Полёты занимали минимум по пять-шесть часов, и 95 процентов времени экипажи проводили над территорией противника. Для этого отбирались лишь самые опытные и проверенные лётчики.

Одним из них стал лейтенант Александр Разгонин.
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:30
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Топи их всех

К началу 1943 года лейтенант Александр Разгонин считался одним из самых опытных пилотов 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Балтийского флота. Воевал он с первого дня войны и едва не погиб в самом её начале. Двадцать четвёртого июня 1941 года после налёта на немецкий Мемель (ныне литовская Клайпеда) ему удалось совершить вынужденную посадку. В дальнейшем Разгонин совершил множество боевых вылетов на удары по станциям и эшелонам, портам, морские минные постановки. Первую торпедную атаку он выполнил 13 ноября 1942 года по финским сторожевым кораблям в районе острова Соммерс, но торпеды прошли мимо.

Александр Разгонин

Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:30
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Шестого июня 1943-го его Ил-4 ушёл в крейсерский полёт вглубь немецких вод. Первые подобные вылеты других экипажей закончились сбросом торпед, но, несмотря на победные рапорты, оба раза советские лётчики промахнулись. Были и те, кто не нашёл целей. Но Разгонину в тот день повезло — на входе в Ирбенский пролив, в ранние часы он обнаружил «конвой противника».

В реальности конвоя не было — просто в этой узловой точке коммуникаций в то утро встретилось множество немецких судов, включая шедшее под охраной госпитальное судно «Браке». Быстро сориентировавшись в обстановке, Разгонин увёл самолёт на тёмную сторону горизонта и оттуда атаковал. Его торпеда поразила немецкий транспорт «Хайнрих фон Плауэн», ушедший на дно с тремя членами экипажа.

Это была первая подтверждённая победа советских торпедоносцев на Балтике с начала войны.

После успешной атаки экипаж без проблем вернулся на родной аэродром. Следует отметить, что немцы первоначально считали, что затонувший транспорт подорвался на мине.

«Хайнрих фон Плауэн»

Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:31
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Несмотря на очевидную слабость немцев, советская сторона не спешила наращивать удары. В летние месяцы основные силы тратились на бессмысленные попытки бомбить противолодочные сети и минные поля. На просторы Балтийского моря летали считанные самолёты.

Двадцать второго июля Разгонин заявил потопленным ещё один транспорт, но немецкая сторона не подтвердила этот успех. Некоторым его коллегам просто не везло. Так, торпеда, сброшенная лейтенантом Васильевым по неподвижно стоявшей немецкой плавбазе MRS-12, из-за неисправности прошла под килем судна. И это при том, что его осадка составляла 5,5 метра, а стояло оно на месте с глубиной в девять метров!

Массовыми вылеты на немецкие коммуникации стали только в конце лета, когда все окончательно поняли, что подводные лодки прорваться не смогут.

Советские торпедоносцы оказались единственными, кто мог охотиться на вражеских коммуникациях.

Второго сентября Разгонин снова добился успеха: его торпеда попала в корму шведского танкера «Свеа Рюйтер», шедшего из Риги в Данциг. Шестеро шведских моряков погибли, но немцам удалось спасти повреждённое судно. Пятого и четырнадцатого июля он атаковал вновь, но оба раза промахнулся.

Шестнадцатого сентября — новая победа. Идя на малой высоте над Финским заливом, Разгонин обнаружил «транспорт в 2500-3000 тонн» и немедленно атаковал. В реальности это был финский сторожевик «Уиско», который остановился для проведения гидроакустического поиска подводных лодок. Финны прошляпили идущий на малой высоте советский самолёт, за что жестоко поплатились: торпеда разнесла корабль и унесла жизни 19 финских военных моряков.

Ил-4 (ДБ-ЗФ) Александра Разгонина

Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:31
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Плен

Надо отдать должное немецким адмиралам: убедившись в реальности угрозы с воздуха, они немедленно начали предпринимать ответные меры. Была частично введена заново конвойная система, одиночным невооружённым транспортам запретили переход в утренние часы в районах действия советской авиации. К тому же всё чаще вмешивалась осенняя погода.

Ранним утром 16-го ноября на поиск немецких кораблей вылетели пять самолётов, но четыре из них почти сразу же вернулись домой из-за плохих погодных условий. Не вернулся лишь взлетевший в свой 89-й боевой вылет Разгонин…

Несмотря на погоду, он прорвался сквозь тучи на Балтику. После безуспешного поиска на обратном пути поочередно встали из-за обледенения изношенные моторы его самолёта. В 70 километрах от Пярну удалось совершить вынужденную посадку в лесу. Экипаж решил пробираться к своим любой ценой.

На третий день блужданий по лесам они натолкнулись на лесорубов. Те сказали, что спрячут их на хуторе и помогут связаться с партизанами. Но на хуторе экипаж разоружили и связали: лесорубы оказались местными полицаями, которые сдали их немцам.

Дома весь экипаж сочли погибшим.

Самому Разгонину 22-го января 1944-го года посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Об этом он узнал в лагере для военнопленных в Кёнигсберге, где его заодно неоднократно пыталась завербовать РОА.

В конце 1944-го лётчика перевели в лагерь в Западной Германии, откуда в марте 1945 года он сбежал с ещё несколькими пленниками. На протяжении месяца беглецы пробирались в сторону Франции, а затем, переплыв Рейн на найденной лодке, вышли к американцам, которые в мае передали их советской стороне.

Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:32
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Не Герой

Обязательную для всех бывших военнопленных проверку Александр Разгонин прошёл без проблем и даже вернулся в родной полк, но Звезду ему так и не вручили — и смотрели косо. В 1948 году вместе с большим количеством «бывших» его вообще уволили из рядов вооружённых сил.

Жизнь пришлось начинать сначала. Разгонин устроился на работу в ЦНИИ Лесосплава в Ленинграде, где был мастером такелажного цеха, а потом начальником гаража.

О нём забыли и вычеркнули из всех начавшихся прославлений.

Ситуация изменилась лишь в 1962 году, когда начальником советской морской авиации стал его бывший командир полка И. И. Борзов. Тот помнил о Разгонине и смог продавить не только вручение ему заслуженной награды, но и восстановление в рядах морской авиации.

Разгонин с наградами

Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 16:32
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Успех Александра Разгонина особенно ценно смотрится в наше время, когда есть возможность сопоставить заявки и реальные победы. Разгонин — один из двух (!) пилотов на Балтике, кто смог добиться трёх подтверждённых торпедных попаданий по кораблям и судам противника. А если учесть, что от действий советских торпедоносцев и топмачтовиков погибли 33 корабля и были повреждены десять, то личный процент Разгонина в общем успехе крайне существенен.

Его история — это поучительный пример личного мужества и умения. Которые столкнулись не только с военным противником, но и с бездушной государственной машиной с её «как бы чего не вышло» — и вышли победителями.

Конец
 
[^]
Wotan8814
9.11.2019 - 16:41
8
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.09.18
Сообщений: 532
Хорошо, когда на жизненном пути встречаются такие люди, как Иван Иванович Борзов. Сколько таких Разгониных было, у которых не было никого, кто мог бы влсстановить справедливость? И сам Александр молодец, не сломался, не озлобился и прожил довольно долгую жизнь... Восхищаюсь обоими.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
FekalijKalov
9.11.2019 - 16:45
4
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.12.17
Сообщений: 37
Есть у тебя кореш начальник морской авиации - получишь заслуженную награду и признание. А нет - пошел вон, не велено, как бы чего не вышло. "Акакбычоневышло" вообще жизненное кредо чиновников. Ублюдочность ...

Это сообщение отредактировал FekalijKalov - 9.11.2019 - 16:52
 
[^]
P376
9.11.2019 - 16:48
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 34671
Еще одна отличная тема от Шайтана!
 
[^]
Zagurdoger
9.11.2019 - 16:48
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.03.16
Сообщений: 2015
Цитата (Wotan8814 @ 9.11.2019 - 16:41)
Хорошо, когда на жизненном пути встречаются такие люди, как Иван Иванович Борзов. Сколько таких Разгониных было, у которых не было никого, кто мог бы влсстановить справедливость? И сам Александр молодец, не сломался, не озлобился и прожил довольно долгую жизнь... Восхищаюсь обоими.

А чего ему было ломаться и злобиться? Из-за того, что цацку не дали? Так наверное не за цацки воевал и тем более не за фальшивые журнашлюшные славословия. Это журнашлюх и прочих "мыслящих и образованных" хлебом не корми - дай попричитать про то, как всё в России плохо, а если вдруг хорошо то вопреки, героев не ценят итд, так уж эта паскудная прослойка устроена.
 
[^]
Wotan8814
9.11.2019 - 16:52
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.09.18
Сообщений: 532
Цитата
А чего ему было ломаться и злобиться? Из-за того, что цацку не дали? Так наверное не за цацки воевал и тем более не за фальшивые журнашлюшные славословия. Это журнашлюх и прочих \\"мыслящих и образованных\\" хлебом не корми - дай попричитать про то, как всё в России плохо, а если вдруг хорошо то вопреки, героев не ценят итд, так уж эта паскудная прослойка устроена.

При чём тут "цацки"? Человек мечтал стать летчиком. Стал летчиком-асом. А в благодарность за всё его выперли из авиации.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Wotan8814
9.11.2019 - 16:56
3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.09.18
Сообщений: 532
Цитата (FekalijKalov @ 09.11.2019 - 16:45)
Есть у тебя кореш начальник морской авиации - получишь заслуженную награду и признание. А нет - пошел вон, не велено, как бы чего не вышло. \"Акакбычоневышло\" вообще жизненное кредо чиновников. Ублюдочность ...

А что плохого в том, что человек смог помочь восстановить честь своего подчинённого? Я понял бы твоё возмущение, если бы с помощью знакомого "начальника морской авиации", он бы получил незаслуженно награду.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Zagurdoger
9.11.2019 - 16:58
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.03.16
Сообщений: 2015
Цитата (Wotan8814 @ 9.11.2019 - 16:52)
Цитата
А чего ему было ломаться и злобиться? Из-за того, что цацку не дали? Так наверное не за цацки воевал и тем более не за фальшивые журнашлюшные славословия. Это журнашлюх и прочих \"мыслящих и образованных\" хлебом не корми - дай попричитать про то, как всё в России плохо, а если вдруг хорошо то вопреки, героев не ценят итд, так уж эта паскудная прослойка устроена.

При чём тут "цацки"? Человек мечтал стать летчиком. Стал летчиком-асом. А в благодарность за всё его выперли из авиации.

После войны вооружённые силы вообще сокращали, а морскую авиацию особенно сильно ввиду устарелости и изношенности матчасти, к 1951 году от неё "рожки да ножки остались". Так что благодарность там или не благодарность, а сокращение есть сокращение.
 
[^]
FekalijKalov
9.11.2019 - 17:01
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.12.17
Сообщений: 37
Цитата (Wotan8814 @ 9.11.2019 - 16:56)
Цитата (FekalijKalov @ 09.11.2019 - 16:45)
Есть у тебя кореш начальник морской авиации - получишь заслуженную награду и признание. А нет - пошел вон, не велено, как бы чего не вышло. "Акакбычоневышло" вообще жизненное кредо чиновников. Ублюдочность ...

А что плохого в том, что человек смог помочь восстановить честь своего подчинённого? Я понял бы твоё возмущение, если бы с помощью знакомого "начальника морской авиации", он бы получил незаслуженно награду.

Как раз в этом ничего плохого нет, возможно он рисковал своей репутацией, добиваясь справедливости для Разгонина, низкий ему поклон. Просто ввмораживает факт, что человеку(да какому человеку) для получения заслуженного надо использовать обходные пути. Кровь за них поливал, а ему на дверь указывают.
 
[^]
УЧК
9.11.2019 - 17:05
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.03.16
Сообщений: 6348
ТС, отличная тема, спасибо. Фильм "Торпедоносцы" - из любимых.
Кстати, не очень известный факт - на первом месте потери всех ВМФ во Второй Мировой от "активных" действий - именно авиации, ПЛ и НК далеко отстают от летунов. Хотя, если судить по художественному кино - и нашему, и западному - кажется, что всё наоборот, сплошь подводные лодки да торпедные катера корабли топят.

Это сообщение отредактировал УЧК - 9.11.2019 - 17:06
 
[^]
Shelest2000
9.11.2019 - 17:09
8
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 23.12.12
Сообщений: 13533
Фильм был отличный о наших торпедоносцах. Так и назывался "Торпедоносцы"
 
[^]
УрусШайтанъ
9.11.2019 - 17:21
0
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Цитата (УЧК @ 9.11.2019 - 16:05)
ТС, отличная тема, спасибо. Фильм "Торпедоносцы" - из любимых.
Кстати, не очень известный факт - на первом месте потери всех ВМФ во Второй Мировой от "активных" действий - именно авиации, ПЛ и НК далеко отстают от летунов. Хотя, если судить по художественному кино - и нашему, и западному - кажется, что всё наоборот, сплошь подводные лодки да торпедные катера корабли топят.

Кино не показатель, ибо как сдается мне, накладно про авиацию снимать. В нынешнее время компутерами рисуют - Вот к примеру: http://www.yaplakal.com/forum3/topic1973944.html

Это сообщение отредактировал УрусШайтанъ - 9.11.2019 - 17:22
 
[^]
КИПон
9.11.2019 - 17:28
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.16
Сообщений: 5896
Цитата (УрусШайтанъ @ 9.11.2019 - 16:32)
В 1948 году вместе с большим количеством «бывших» его вообще уволили из рядов вооружённых сил.

Вцелом небезинтереаный эпизод войны, но вот без этого, без набирания говна в рот и оплевывания этой субстанцией и страны, и истории и даже главного героя никак?

С 46-47 года было массовое сокращение в армии, авиации и во флоте, безо всяких там бывших. Сокращали и героев советского союза и командиров эскадрилий, бомбардировщиков, истребителей с десятками доказанных побед и тех кто никогда не был в плену. Зачем приплетать какую то хуйню про то что летчика ушли потому что он был в плену?
 
[^]
Wotan8814
9.11.2019 - 17:34
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.09.18
Сообщений: 532
Цитата (Zagurdoger @ 09.11.2019 - 16:58)
После войны вооружённые силы вообще сокращали, а морскую авиацию особенно сильно ввиду устарелости и изношенности матчасти, к 1951 году от неё \"рожки да ножки остались\". Так что благодарность там или не благодарность, а сокращение есть сокращение.

Сократить/уволить в запас а почестями - это одно. Выгнать и предать забвению - совершенно другое.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
КИПон
9.11.2019 - 17:41
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.16
Сообщений: 5896
Цитата (Zagurdoger @ 9.11.2019 - 16:58)
Цитата (Wotan8814 @ 9.11.2019 - 16:52)
Цитата
А чего ему было ломаться и злобиться? Из-за того, что цацку не дали? Так наверное не за цацки воевал и тем более не за фальшивые журнашлюшные славословия. Это журнашлюх и прочих \"мыслящих и образованных\" хлебом не корми - дай попричитать про то, как всё в России плохо, а если вдруг хорошо то вопреки, героев не ценят итд, так уж эта паскудная прослойка устроена.

При чём тут "цацки"? Человек мечтал стать летчиком. Стал летчиком-асом. А в благодарность за всё его выперли из авиации.

После войны вооружённые силы вообще сокращали, а морскую авиацию особенно сильно ввиду устарелости и изношенности матчасти, к 1951 году от неё "рожки да ножки остались". Так что благодарность там или не благодарность, а сокращение есть сокращение.

Кроме сокращения чилености армии, имел место быть и другой нюанс, не уволили бы из армии в 48 лет через пять-семь один на выход бы попросили. Во времена правления залупоголового борца с культом личности, авиацию прореживали частым гребнем. Кукурузный ебанашка тяготел к ракетам
 
[^]
Wotan8814
9.11.2019 - 19:11
-1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.09.18
Сообщений: 532
Цитата (FekalijKalov @ 09.11.2019 - 17:01)
Как раз в этом ничего плохого нет, возможно он рисковал своей репутацией, добиваясь справедливости для Разгонина, низкий ему поклон. Просто ввмораживает факт, что человеку(да какому человеку) для получения заслуженного надо использовать обходные пути. Кровь за них поливал, а ему на дверь указывают.

А, понял, тогда да, согласен

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Troll4onokkk
9.11.2019 - 19:25
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.01.16
Сообщений: 2279
Цитата (КИПон @ 9.11.2019 - 17:41)
Цитата (Zagurdoger @ 9.11.2019 - 16:58)
Цитата (Wotan8814 @ 9.11.2019 - 16:52)
Цитата
А чего ему было ломаться и злобиться? Из-за того, что цацку не дали? Так наверное не за цацки воевал и тем более не за фальшивые журнашлюшные славословия. Это журнашлюх и прочих \"мыслящих и образованных\" хлебом не корми - дай попричитать про то, как всё в России плохо, а если вдруг хорошо то вопреки, героев не ценят итд, так уж эта паскудная прослойка устроена.

При чём тут "цацки"? Человек мечтал стать летчиком. Стал летчиком-асом. А в благодарность за всё его выперли из авиации.

После войны вооружённые силы вообще сокращали, а морскую авиацию особенно сильно ввиду устарелости и изношенности матчасти, к 1951 году от неё "рожки да ножки остались". Так что благодарность там или не благодарность, а сокращение есть сокращение.

Кроме сокращения чилености армии, имел место быть и другой нюанс, не уволили бы из армии в 48 лет через пять-семь один на выход бы попросили. Во времена правления залупоголового борца с культом личности, авиацию прореживали частым гребнем. Кукурузный ебанашка тяготел к ракетам

Залупоголовый,как позже оказалось,все сделал правильно -в Корее авиация незажгла, а вот ракеты во Вьетнаме доставили США проблем.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4080
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх