Чудо на Азорах

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
dodo85
5.10.2019 - 17:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
173
Бывший пилот-наркокурьер пролетел без топлива 120 километров и спас 306 человек.

В отличие от командира Чесли Салленбергера, сумевшего приводнить на Гудзон Airbus A320 без двигателей, биографию его коллеги Робера Пише сложно назвать образцовой. Карьера канадца не задалась: он связался с криминалом и перевозил на самолете наркотики, за что в итоге загремел в тюрьму. После освобождения мужчина перебивался подработками, но в 1996 году ему повезло — пилота взяли в канадскую авиакомпанию Air Transat. Через пять лет он же, будучи командиром рейса 236, практически в безнадежной ситуации спасет себя и еще 305 человек на борту Airbus A330.
1\6+

Чудо на Азорах
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Что-то капает

Вечером 23 августа 2001 года двухлетний Airbus A330 Air Transat принял на борт 293 пассажира, которых обслуживали 13 членов экипажа. Командиром воздушного судна был Робер Пише — к своим 48 годам он успел налетать без малого 17 тысяч часов, что считается солидной цифрой. За свою карьеру пилот поработал на множестве самолетов и уже полтора года занимал должность КВС широкофюзеляжного A330. В кабине справа от него находился второй пилот — 28-летний Дирк де Ягер. Парень хоть и молодой, но тоже весьма опытный (более 4800 часов налета).
2\6
Дирк де Ягер и Робер Пише


Чудо на Азорах
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Дальнемагистральный лайнер вылетел из Торонто и направился в Лиссабон, куда самолет должен был добраться примерно за семь часов. Обычно топливо никогда не заливают по минимуму — судну может понадобиться уйти в другой аэропорт или долго ждать очереди на посадку. Поэтому в баки залили 47,9 тонны топлива — на 5,5 тонны больше необходимого. Возможно, если бы лайнер заправили по минимуму, история этого рейса оказалась бы намного мрачнее.

Первые четыре с половиной часа полета прошли штатно. Затем появился тревожный звоночек: сработало предупреждение о низкой температуре и высоком давлении масла. Проблема касалась правого двигателя Rolls-Royce Trent 772B. Вскоре возникло другое сообщение, уже более серьезное — о дисбалансе количества топлива между баками с левой и правой стороны относительно фюзеляжа.

Топливо в A330 хранится в центральном баке, крыльях и (в некоторых модификациях) в полостях хвостового стабилизатора. Равномерный расход крайне важен для центровки самолета. По сути, используется принцип коромысла: если по обеим сторонам вес одинаковый, то все в порядке, а если разный — начинаются проблемы с балансировкой. В лайнерах предусмотрена перекачка топлива между баками, что пилоты и сделали.

Чудо на Азорах
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Самолет находится над Атлантикой, до ближайшего аэропорта лететь примерно полчаса, а посадить на воду столь крупный лайнер без жертв практически невозможно.

Пилоты не понимали, почему уровень топлива тает на глазах, и склонялись к версии о сбое датчика: видимых повреждений крыльев нет, судну всего два года, а утечка горючего — редчайшее событие, да еще на новом самолете. К 5:45 утра у лайнера оставался минимальный запас топлива, с которым можно долететь до Лиссабона. Но горючее продолжало быстро уходить.
3\6
Рейс выполнял именно этот экземпляр A330.


Чудо на Азорах
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Топливо закончилось

Экипаж решает изменить маршрут и приземлиться в ближайшем подходящем аэропорту. Им оказалась авиабаза Лажеш на Азорских островах. В 6:13 утра из-за нехватки топлива правый двигатель отключается. Тогда летчики окончательно убеждаются, что электроника не ошибалась: горючее действительно почти закончилось. Пилоты остановили насос, который перекачивал топливо из левого крыла в правое, — таким образом экипаж решил сохранить как можно больше горючего для первого двигателя (под левым крылом) и добраться до Лажеша только на нем. Но топлива было уже слишком мало: спустя еще 13 минут отключился и этот двигатель. Тем временем до авиабазы оставалось 65 морских миль, или 120 километров.

Без тяги лайнер начал постепенно снижаться. Появилась и другая проблема — Airbus потерял электропитание, потому как генераторы работают от двигателей. Самолеты создают с учетом риска возникновения почти что любых ошибок и отказов, поэтому на случай потери основного источника энергии есть резервный — аварийная авиационная турбина. Из фюзеляжа автоматически высовывается пропеллер, который вращается от набегающего потока воздуха и таким образом вырабатывает электричество. Конечно, мощность в данном случае слабовата, поэтому питание подается только на критически важные системы. Из-за этого лайнер потерял гидравлику, а она нужна для выпуска закрылок и спойлеров, которые помогают сбросить скорость перед посадкой.

Так выглядит аварийная авиационная турбина на A330:


Чудо на Азорах
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Экипаж начал готовиться к приземлению. Попытка у них была только одна: уйти на второй круг, если что-то пойдет не так, без двигателей невозможно. Судно летело слишком быстро и высоко. Для более плавного снижения, которое при этом не вызвало бы ощутимого ускорения, пилоты выполнили 360-градусный разворот. Также экипаж выпустил шасси для ухудшения аэродинамики и сделал несколько S-образных маневров. Это помогло, но не сильно: самолет приближался к полосе на скорости 370 км/ч (200 узлов), в то время как приемлемая скорость для приземления A330 равняется примерно 250 км/ч (135 узлов).

Лайнер пролетел более 300 метров над полосой, прежде чем смог коснуться ее. Из-за слишком большой скорости судно отскочило от полотна. «Придавить» A330 к земле удалось только в 850 метрах от начала полосы, когда до конца оставалось 2,2 километра. Останавливать самолет пришлось только тормозами на колесах: реверс и спойлеры были недоступны. Но из-за отключенных двигателей не работала еще и система, которая предотвращает блокировку колес и их слишком быстрое/медленное вращение относительно скорости движения лайнера по земле. Колодки намертво закусили тормозные диски, и покрышки от трения начали взрываться.
4\6

Чудо на Азорах
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Из десяти колес уцелело только два; легкое возгорание быстро потушили ждавшие прибытия самолета спасатели. При посадке и экстренной эвакуации пострадало 18 человек — двое получили серьезные, но не угрожающие жизни травмы. Учитывая полную остановку двигателей за 120 километров от полосы, меньше 10% пострадавших (и ноль жертв) от общего количества людей на борту — показатель впечатляющий. Этот A330 провел в воздухе без тяги 18 минут и поставил рекорд по пройденному расстоянию. Робер Пише вспоминал, что полет в таких условиях — «на 80% инстинкты и на 20% — выполнение процедур».

Чудо на Азорах
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
И так сойдет

Теперь следователям предстояло выяснить, почему из почти нового самолета вытекли десятки тонн горючего. Оказалось, что всего за неделю до инцидента, 17 августа, в самолете начали менять второй (правый) двигатель. В эксплуатируемых компанией Air Transat лайнерах A330 использовались более современные моторы. Но из-за необходимости замены техникам пришлось взять «дорестайлинговый» двигатель — который ставился на ранние версии A330. В комплекте к этому мотору не было гидравлического насоса.

На А330 можно устанавливать оба двигателя, но они слегка отличаются. В частности, нужны были разные версии насоса. Модификация для «рестайлингового» мотора при установке на «дорестайл» соприкасалась с трубками топливной системы. Потенциально это могло привести к трению и протечке горючего. Но сроки замены двигателя затянулись, а отыскать насос для старой версии мотора было непросто — техники выяснили, что все A330 в Канаде летают уже с более современными Rolls-Royce Trent 772B. Мастера решили не ждать: пусть и с сомнениями, но они поставили насос для старой версии двигателя на новую его модификацию. Причем техники старались расположить трубки так, чтобы они не соприкасались и между ними было большое расстояние. Это, как видно, не помогло. Понадобилось меньше недели, чтобы гидравлическая трубка протерла топливную и горючее хлынуло наружу со скоростью 13 тонн в час.
5\6
Рейс выполнял именно этот экземпляр A330


Чудо на Азорах
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Наряду с вопросом к техническому обслуживанию A330 у следователей возникли вопросы и к действиям экипажа: пилоты неверно распознали первые признаки утечки топлива и посчитали, что проблема в неправильной балансировке горючего, хотя все было гораздо серьезнее. Если бы летчики выявили реальную неисправность раньше, они могли бы выкроить больше топлива. Однако все списали на изъян подготовки: экипаж хоть и был опытным, но их толком не тренировали на случай утечки горючего. В заключительном отчете о происшествии прямо отмечается: действия командира и второго пилота предотвратили катастрофу.
6\6+
Робер Пише после инцидента остался работать в Air Transat


Чудо на Азорах
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 17:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Сюрприз биографии

Летчиков сразу прозвали героями. Журналисты начали копаться в биографии пилотов и наткнулись на сенсацию: командир Робер Пише возил самолетом наркотики с Ямайки и сидел в тюрьме (правда, в 2000 году его полностью реабилитировали). Но на фоне спасения рейса 236 это уже не имело значения. Внезапная слава и стресс от пережитого дались пилоту непросто: у него начались проблемы с алкоголем. Дошло до того, что Пише понадобилось лечение от зависимости — курс целиком оплатила Air Transat. В разных интервью канадец часто говорит, что к такой известности готов не был и никогда к ней не стремился.

После инцидента программное обеспечение лайнеров доработали: систему научили распознавать повышенный расход топлива и сигнализировать о нем. Также изменилось руководство по летной эксплуатации для пилотов: если появилось сообщение о неравномерном распределении горючего, первым делом теперь нужно убедиться в отсутствии утечки и лишь потом принимать решение о перекачивании топлива. Авиакомпания отделалась штрафом в 250 тысяч канадских долларов ($187 тысяч).

Робер Пише проработал в Air Transat до 2017 года и завершил карьеру. Бывший пилот основал благотворительный фонд помощи людям с алкогольной, наркотической и игровой зависимостью и возглавляет его. В 2010 году вышел художественный фильм «Пише: между небом и землей», который рассказывает о жизни летчика. Судьба второго пилота Дирка де Ягера туманна: по некоторым данным, он перешел в Emirates. Тот самый Airbus A330 отремонтировали, он до сих пор эксплуатируется.

отсюда

Чудо на Азорах
 
[^]
cherepashka
5.10.2019 - 17:25
36
Статус: Offline


Деревня

Регистрация: 14.10.13
Сообщений: 271
Опыт он везде опыт!
а техников наверно отодрали
 
[^]
skyrex
5.10.2019 - 17:25
8
Статус: Offline


А есть видео?

Регистрация: 28.10.11
Сообщений: 3075
Цитата (cherepashka @ 5.10.2019 - 20:25)
Опыт он везде опыт!
а техников наверно отодрали

Вряд ли отодрали. Уволили, лицензии лишили. Тут так
 
[^]
Глистопер
5.10.2019 - 17:27
16
Статус: Offline


Матёрый шайземастер

Регистрация: 17.07.19
Сообщений: 99
Это знаменитая история.
Людям повезло. Могли бы садиться на воду.
Аналогичная посадка без топлива:



Буквально вчера или позавчера на Украине Ан-12 без топлива, не дотянул до полосы.

Это сообщение отредактировал Глистопер - 5.10.2019 - 17:31
 
[^]
котэйко
5.10.2019 - 17:29
22
Статус: Offline


Бамбарбия кергудатор

Регистрация: 24.03.12
Сообщений: 64680
Ахуеть,какие чуваки МОЛОДЦЫ!!!... blink.gif ...
Ведь - это же надо первым делом не запаниковать,а всё рассчитать!!...
Снимаю шляпу!!! agree.gif
 
[^]
Глистопер
5.10.2019 - 17:52
31
Статус: Offline


Матёрый шайземастер

Регистрация: 17.07.19
Сообщений: 99
Цитата (котэйко @ 5.10.2019 - 17:29)
Ахуеть,какие чуваки МОЛОДЦЫ!!!... blink.gif ...
Ведь  - это же надо первым делом не запаниковать,а всё рассчитать!!...
Снимаю шляпу!!! agree.gif

У нас тоже сажали Ту-124 на Неву. И ничего. 52 человека. Все живы-здоровы. 1963й год.

Это сообщение отредактировал Глистопер - 5.10.2019 - 17:54

Чудо на Азорах
 
[^]
entomolog
5.10.2019 - 17:57
43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.17
Сообщений: 3021
А шо,так можно было?
А в России с судимостью в лётчики не берут.Разве что в депутаты.
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 18:02
28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Цитата (entomolog @ 5.10.2019 - 17:57)
А шо,так можно было?
А в России с судимостью в лётчики не берут.Разве что в депутаты.

В депутаты, только с низкой социальной ответственностью. faceoff.gif
 
[^]
ЕNОТиК
5.10.2019 - 18:07
3
Статус: Offline


Дурнина ты!(Солнышко@)))

Регистрация: 9.10.18
Сообщений: 11067
Опыт не пропьешь...
 
[^]
gerkaz
5.10.2019 - 18:39
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.02.14
Сообщений: 3506
Почитайте вот это: Планёр Гимли https://ru.wikipedia.org/wiki/Планёр_Гимли, у них традиция походу
 
[^]
lann
5.10.2019 - 18:48
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.07.12
Сообщений: 2247
Летчики - профессионалы и молодцы. Техникам на земле - анальные кары.

Кстати, насчет самолетов. Личное мнение. Летаю давно, с дества и часто.

Русские самолеты - вроде бы все нормально, но как игра в рулетку. Повезет не повезет.

Боинги - вроде комфортно, но ощущение, что может просто так рвануть в воздухе.

Эрбасы - полностью спокоен. Наступает какая-то уверенность и умиротворенность.
То ли они компоновку, или цвета салона правильно подобрали ... вобщем на Эрбасах никогда не боялся летать. Зато если у других, то какие-то мысли неправильные в голову лезли.

Это сообщение отредактировал lann - 5.10.2019 - 18:50
 
[^]
Evomosk
5.10.2019 - 18:55
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.02.18
Сообщений: 2188
А я то думаю чо это сейчас электродивжки работающие в керосине проектируют для закрылков, а тут воно чо. Тут хоть есть шанс что работать будут от генератора...
 
[^]
nio
5.10.2019 - 19:06
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.06.10
Сообщений: 1099
Цитата (dodo85 @ 5.10.2019 - 19:23)
Судьба второго пилота Дирка де Ягера туманна: по некоторым данным, он перешел в Emirates.

Кагбе кому надо, тот и так знает что Де Ягер уже лет 10 как на А380 катается. Дочь Пише, кстати, тоже не последнее место в Emirates занимает
 
[^]
dodo85
5.10.2019 - 22:31
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.13
Сообщений: 1727
Цитата

единственный примечательный момент в истории - в человеческой стране ты после отсидки за наркотики все еще можешь стать человеком, в снг или муслимостанах только на дно..
 
[^]
Джинъ
6.10.2019 - 06:56
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.08.19
Сообщений: 2425
Пилот молодец, и самолет у него не закозлил как джет...
 
[^]
Игорьсаныч
6.10.2019 - 09:39
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.02.19
Сообщений: 11975
А что ему оставалось, спасать свою жизнь...и других
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27739
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх