Гибель рейса 109. Самый кровавый теракт времен Советского Союза

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
ZmeyUA
12.12.2018 - 10:45
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3678
264
18 мая 1973 года рабочие лесосеки, расположенной примерно в ста километрах от Читы, были отвлечены от своего привычного дела громким звуком взрыва, который шел откуда-то сверху. Подняв головы, они увидели картину, запомнившуюся на всю жизнь — с неба падали обломки самолета и... люди.

В это же самое время диспетчер аэропорта Читы дрожащими руками набирал номер телефона, чтобы доложить — рейс 109 исчез с экрана радара. Что это означало, он прекрасно понимал, поскольку всего за пару минут поступил сигнал о захвате самолета.

3 поста via

1 На снимке именно этот борт СССР-42379

Гибель рейса 109. Самый кровавый теракт времен Советского Союза
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
ZmeyUA
12.12.2018 - 10:45
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3678

Сигнал тревоги

Ту-104А с бортовым номером 42379 в свой последний рейс отправился из Москвы 17 мая, в 18:12. Полет с несколькими промежуточными посадками для того времени был обычным делом.

В Иркутске произошла плановая замена экипажа, и лайнер отправился к своему конечному пункту назначения, имея на борту 81 человека, включая 9 членов экипажа. Среди пассажиров было четверо детей.

Полет уже подходил к концу, и пилоты успели доложить диспетчеру о выходе на расчётную точку снижения.

Но вслед за этим произошло трехкратное кратковременное включение бортового радиопередатчика. Командир корабля, выйдя на связь, сообщил, что из салона поступило требование изменить курс. Летчики заняли эшелон 6500 метров. Пока диспетчер докладывал о происходящем в соответствующие службы, снова прозвучал кодовый сигнал, означающий опасность. А затем метка Ту-104 пропала навсегда...

Совершенно секретно

Поисковые вертолеты нашли обломки самолета менее чем через полтора часа. Судя по тому, что они были разбросаны на протяжении 10 километров, произошло разрушение в воздухе. Выжить у находившихся на борту не было никаких шансов.

Тела пассажиров и членов экипажа находили не только на земле, но и на верхушках деревьев.

Свидетельские показания лесозаготовителей не оставляли сомнений — Ту-104 взорвался в воздухе. Все говорило за то, что произошел террористический акт.

После того, как в октябре 1970 года отец и сын Бразинскасы угнали Ан-24 в Турцию, убив стюардессу Надежду Курченко, меры безопасности на авиарейсах в СССР были пересмотрены. И вот, спустя всего три года из-за действий нового террориста гибнут сразу 80 человек.

Объяснить подобное советским гражданам было сложно, потому всю информацию о случившемся просто засекретили. Много лет спустя это даст повод для слухов, будто бы пассажирский лайнер сбили военные летчики или бойцы ПВО.

В действительности ничего подобного не было. Даже если бы власти захотели уничтожить самолет, который пытаются угнать за границу, провести такую операцию в течение нескольких минут после получения сигнала тревоги просто нереально.

Пуля в спине

После истории с Бразинскасами вышел секретный циркуляр, предписывавший все рейсы самолетов, чей маршрут пролегает вдоль государственной границы, сопровождать сотрудниками МВД или КГБ в штатском.

Рейс 109 18 мая сопровождал младший сержант милиции Владимир Ежиков. В ходе поисковых работ был найден его табельный пистолет, в обойме которого не хватало одного патрона.

Среди погибших пассажиров оказался человек с огнестрельным ранением спины в области 8-го межреберья слева. Это был Рзаев Чингис Юнус-оглы 1941 года рождения. Но больше ни у кого из тех, кто находился на борту, огнестрельных ранений не было. Все говорило за то, что террористом был Рзаев, и милиционер пытался его обезвредить.

Но, быть может, Ежиков промахнулся и попал в случайного человека?

Установив место жительства Рзаева и проведя на его квартире обыск, следователи убедились — именно этот человек был террористом. Были найдены схемы взрывного устройства, а также взрывателя с кнопкой обратного действия. Такую кнопку после нажатия нужно удерживать, в противном случае произойдет взрыв.

До конца непонятно, воспользовался ли Рзаев такой схемой или использовал обычный взрыватель.

Несостоявшийся дипломат

Зато стали проясняться мотивы злоумышленника. Чингис Рзаев, родившийся в Кировобаде, а школу окончивший в Тбилиси, мечтал о карьере дипломата. Он даже ездил в Москву поступать в МГИМО, но потерпел неудачу. А как могло быть иначе, если Рзаев плохо владел даже русским языком, не говоря уже об иностранных?

Молодой человек был призван в армию, где служил сапером, потом как-то пытался устроить жизнь, но навязчивая идея о дипломатической работе его не отпускала.

Один из знакомых Рзаева рассказал, что меньше чем за неделю до случившегося тот неожиданно заявил, что отправляется в Китай. Знакомый лишь пожал плечами, поскольку к странностям Чингиса все уже привыкли.

А он, купив билет на рейс 109, занял свое место, держа в руках сверток. Когда до посадки в Чите оставалось несколько минут, он позвал стюардессу, объявил, что у него бомба, и потребовал лететь в Китай.
Умирающий террорист привел в действие бомбу

Следствие, на основании данных экспертов, выдвинуло версию о том, что происходило на борту в последние две с половиной минуты. Стюардесса известила о происходящем экипаж и, возможно, милиционера. Вполне вероятно, что Владимир Ежиков сам увидел террориста или услышал его слова. Инструкция предписывала ему принять все меры по обезвреживанию преступника.

Стрелять милиционер мог только в самом крайнем случае. Скорее всего, Ежиков попытался отнять у Рзаева взрывчатку, но тот, оттолкнув милиционера, бросился к пилотской кабине.

Ежиков выстрелил, и, как установили судмедэксперты, этот выстрел для Рзаева оказался смертельным. Но, умирая, он успел привести в действие свою «адскую машину». Бомба, мощность которой составляла около 6 килограммов в тротиловом эквиваленте, разрушила самолет.

То, что Рзаев, будучи сапером по военной специальности, мог сконструировать бомбу сам, выглядит вполне реально. А вот вопрос о том, где он взял взрывчатку, остался открытым. Сделали вывод, что нелегально купил у неустановленных геологов. Иные версии сулили серьезные неприятности для целого ряда должностных лиц.

2


Гибель рейса 109. Самый кровавый теракт времен Советского Союза
 
[^]
ZmeyUA
12.12.2018 - 10:46
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3678


Тайна рокового выстрела

Если у мужчины и были сообщники, то выйти на них так и не удалось. Гибель самолета и 80 человек, не считая самого преступника, признали результатом действий террориста-одиночки с признаками психического заболевания.

Некоторые родственники погибших, узнавшие об обстоятельствах трагедии, всю вину возложили на погибшего милиционера.

Владимиру Ежикову было 22 года. В тот рейс он попал из резерва, подменяя коллегу. Он был талантливым парнем, хорошо рисовал, мечтал о работе журналиста, даже писал заметки в местную газету. Те, кто знал Ежикова, уверены — стрелять он мог только потому, что в сложившейся ситуации иного выхода не видел.

После трагедии рейса 109 правила безопасности вновь были пересмотрены. Решили, что практика сопровождения самолетов вооруженными сотрудниками МВД и КГБ слишком рискованна. Предпочтение было отдано усилению наземной проверки багажа и самих пассажиров.

А некоторые обломки погибшего самолета и сегодня лежат в труднопроходимой местности под Читой, служа напоминанием о большой беде мирного 1973 года...

3

Гибель рейса 109. Самый кровавый теракт времен Советского Союза
 
[^]
wrtr
12.12.2018 - 10:51
39
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 6.09.16
Сообщений: 179
Лучше бы в Китай полетели(( Ну было бы, как с тем рейсом в Пакистан. Все бы доехали до дома, хоть и с задержкой.
 
[^]
INSPEKTOR
12.12.2018 - 10:54
58
Статус: Offline


Бди!

Регистрация: 1.12.09
Сообщений: 22085
Впервые слышу об этой трагедии.ZmeyUA благодарю.
 
[^]
Ленинкышпыш
12.12.2018 - 10:55
160
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 898
Чингис Юнус-оглы ебаная мразь.

Это сообщение отредактировал Ленинкышпыш - 12.12.2018 - 10:56
 
[^]
SilentSmart
12.12.2018 - 10:55
10
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.09.14
Сообщений: 79
А кто на фото - ругать его или хвалить? Думаю, что хвалить.

Спасибо за статью! Не знал о таком случае. Как всё же один выстрел и одна дырка у пассажира вывели на правильный след.
 
[^]
kistanov
12.12.2018 - 10:57
73
Статус: Offline


оптихуист

Регистрация: 11.09.08
Сообщений: 6780
фигасе. не знал об этом случае.
а чурка бредил дипломатической работой по одной причине - хотел за границу. но не учиться ни чего более не хотел. все просто как его единственная извилина. Прямая и то ниже пояса.

Это сообщение отредактировал kistanov - 12.12.2018 - 10:58
 
[^]
Temuchin69
12.12.2018 - 10:57
55
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 28.01.16
Сообщений: 984
Цитата (wrtr @ 12.12.2018 - 15:51)
Лучше бы в Китай полетели(( Ну было бы, как с тем рейсом в Пакистан. Все бы доехали до дома, хоть и с задержкой.

В дальнейшем, так и поступали. В 1986 году, в Китай был угнан самолет Ан-24, летевший рейсом Чита-Тахтамыгда. Причем, угнал его второй пилот. Отношения с китайцами тогда были не ахти, но, тем не менее, самолет и пассажиров вернули (говорили, что им даже подарили какую-то мелочь, типа компенсации за моральный ущерб, но насколько это правда, утверждать не берусь), а угонщика осудили, впаяди нехилый срок и упаковали в китайскую тюрьму, по сравнению с которой любая наша зона курортом покажется. Там, где-то он и сгинул.
 
[^]
Одинец
12.12.2018 - 10:58
17
Статус: Offline


Мрачный надругатель

Регистрация: 27.10.10
Сообщений: 10787
Цитата (wrtr @ 12.12.2018 - 10:51)
Лучше бы в Китай полетели(( Ну было бы, как с тем рейсом в Пакистан. Все бы доехали до дома, хоть и с задержкой.

Всё когда-то бывает в первый раз...
На основе таких случаев и были разработаны меры, действующие и сейчас.
 
[^]
XJIAM
12.12.2018 - 10:59
4
Статус: Offline


Краевед

Регистрация: 11.07.12
Сообщений: 2056
Не слышал раньше о этой истории. Людей жалко.
 
[^]
Toshnotik888
12.12.2018 - 11:00
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.18
Сообщений: 1734
Честно говоря,впервые слышу. Думал,самый кровавый теракт с Овечкиными был.
 
[^]
Alex0053
12.12.2018 - 11:00
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.09.11
Сообщений: 12366
Интересно, но ни один из террористов никогда не пытался улететь в Израиль.

Прекрасно знают, что тамошние ребята очень терристов "любят", независимо от мотивов террора.
 
[^]
ZmeyUA
12.12.2018 - 11:00
7
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3678
Цитата (wrtr @ 12.12.2018 - 09:51)
Лучше бы в Китай полетели(( Ну было бы, как с тем рейсом в Пакистан. Все бы доехали до дома, хоть и с задержкой.

С Китаем в те годы отношения были вообще никакие. Они запросто могли самолетку и завалить. Хотя Вы правы. Это был бы шанс.
 
[^]
Автолюбитель
12.12.2018 - 11:01
29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.05.13
Сообщений: 2877
В 1989, в Мурманске в порту на причале спросил аборигенов: "Что это из мешков на причал насыпалось?" Ответ - аммонит, причем на причале ни оцепления, ни ВОХРы. Отношение в Союзе к промышленной взрывчатке было как у непуганых, и про теракты в программе "Время" на рассказывали.
 
[^]
ZmeyUA
12.12.2018 - 11:04
20
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3678
Цитата (Alex0053 @ 12.12.2018 - 10:00)
Интересно, но ни один из террористов никогда не пытался улететь в Израиль.

Прекрасно знают, что тамошние ребята очень терристов "любят", независимо от мотивов террора.

Был случай. Даже фильм про это есть.
 
[^]
Temuchin69
12.12.2018 - 11:04
38
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 28.01.16
Сообщений: 984
Что-то подобное, по моему уже было на ЯПе.
Про описанную катастрофу я слышал еще школьником. Рассказывала мать, много лет проработавшая в областной больнице. Именно в их морг свозили тела погибших. Что запомнилось (с ее слов): почти все пассажиры были раздеты. На теле Ежикова, к примеру, остался только один носок. Вскрытие показало, что умерли все пассажиры еще в воздухе, никто не долетел живым до земли. С ними произошло то, что, в просторечии, называется "разрывом сердца". Могилы некоторых из них есть на городском кладбище. В частности, в той катастрофе погиб видный врач-фтизиатр Георгий Гурари.
А заформалиненная голова Рзаева долго хранилась (а может и сейчас хранится) в камере вещдоков областного управления КГБ. Фото банки с головой опубликовала, в конце 80-х наша молодежка.
 
[^]
Одинец
12.12.2018 - 11:06
13
Статус: Offline


Мрачный надругатель

Регистрация: 27.10.10
Сообщений: 10787
Цитата (Alex0053 @ 12.12.2018 - 11:00)
Интересно, но ни один из террористов никогда не пытался улететь в Израиль.

Прекрасно знают, что тамошние ребята очень терристов "любят", независимо от мотивов террора.
Цитата
После многочасовых переговоров преступникам передали (через полковника КГБ Е. Г. Шереметьева, ведшего очные переговоры) 8 бронежилетов, 4 пистолета «ПМ» с двумя полными обоймами, 1 автомат «АКС-74» с двумя снаряженными магазинами и 2 млн долларов США в обмен на заложников. Страной прибытия захватчики выбрали Израиль, с которым у СССР в это время не было ни дипломатических отношений, ни соглашения о выдаче преступников. Террористы под прикрытием живого коридора из детей вышли из автобуса и перешли в самолёт, а затем освободили оставшихся детей и учительницу. Экипаж «Ил-76» остался в заложниках. Несмотря на готовность подразделения «Альфа» к штурму, самолёт решено было выпустить.

2 декабря 1988 года «Ил-76» приземлился на одной из военных баз возле Тель-Авива
 
[^]
nike77
12.12.2018 - 11:07
4
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.01.16
Сообщений: 314
Эйрдисастер.ру,кому интересно и кто не знал об этом и других случаях
 
[^]
Периндоприл
12.12.2018 - 11:08
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.11.18
Сообщений: 22720
Цитата (Alex0053 @ 12.12.2018 - 10:00)
Интересно, но ни один из террористов никогда не пытался улететь в Израиль.


Улетали. И аккурат при СССРе. В 88-м году.
Евреи их там "ласково" приняли и выдали назад в СССР.
Собственно, с этого инцидента началось восстановление нормальных отношений СССР и Израиля.
 
[^]
MK48ADCAP
12.12.2018 - 11:11
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.11.16
Сообщений: 1623
Цитата (Alex0053 @ 12.12.2018 - 11:00)
Интересно, но ни один из террористов никогда не пытался улететь в Израиль.

Прекрасно знают, что тамошние ребята очень терристов "любят", независимо от мотивов террора.

А уголовники захватившие автобус с детьми в Минводах в 88, куда по вашему улетели? Только им один хрен не фартануло: выдали СССР, правда при условии, что их не расстреляют.
 
[^]
ZmeyUA
12.12.2018 - 11:13
3
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3678
В 1990 году бортовой номер 42379 был присвоен только что выпущенному Як-42Д (заводской номер — 4520421014543). С декабря 2007 года данный самолёт эксплуатируется авиакомпанией Грозный-Авиа

Честно говоря не хотелось бы на нем летать...
Як-42 42379

Это сообщение отредактировал ZmeyUA - 12.12.2018 - 11:14

Гибель рейса 109. Самый кровавый теракт времен Советского Союза
 
[^]
mitya79
12.12.2018 - 11:15
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.05.14
Сообщений: 51423
Спасибо. Раньше об этой трагедии не слышал.
 
[^]
igorgri
12.12.2018 - 11:15
5
Статус: Offline


Удалите, плиз

Регистрация: 1.10.15
Сообщений: 2850
Вроде фото есть цветное этого борта?

Гибель рейса 109. Самый кровавый теракт времен Советского Союза
 
[^]
BlackChaos
12.12.2018 - 11:15
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.12.09
Сообщений: 13909
Цитата (Alex0053 @ 12.12.2018 - 12:00)
Интересно, но ни один из террористов никогда не пытался улететь в Израиль.

Прекрасно знают, что тамошние ребята очень терристов "любят", независимо от мотивов террора.

Один раз точно было. Захватили автобус с детьми и улетели в Израиль. Правда Израилю террористы даром не нужны и потому их быстренько выдали обратно.
В Орджоникидзе по-моему всё происходило, в конце 80-х.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 43599
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх