Рекорд безалаберности не отменяет героизма

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
24.04.2017 - 20:38
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236087
212
В конце октября 1960 года после двух-трех тренировочных полетов пара бомбардировщиков 3МН с двигателями ВД-7Б и грузом из 12 стокилограммовых фугасных авиабомб, которые предстояло сбросить на попутных полигонах, стартовала на побитие мирового рекорда дальности. Экипаж первой машины возглавлял заместитель командира 201-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (тбап) по летной подготовке полковник Бурмистров, второй – командир 1230-й тбап подполковник Сугаков.

4 фото

Стратегический бомбардировщик Владимира Михайловича Мясищева-3М (3МС1) получает топливо от танкера 3МС2

Рекорд безалаберности не отменяет героизма
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
24.04.2017 - 20:38
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236087
НЕШТАТНАЯ ДОЗАПРАВКА

Взлетели приблизительно в 16 часов из Энгельса. В районе Канска (Красноярский край) нам предстояло произвести первую попутную дозаправку топливом в воздухе. Танкерная эскадрилья нашей дивизии, экипажи которой должны были обеспечить дозаправку топливом, базировалась в Прибалтике на аэродроме «Шяуляй». Самолеты следовали в кильватерном строю с минутным интервалом. Командир группы полковник Бурмистров приказал приступить к дозаправке.

Штурман нашего корабля Орлов и бортинженер Залялов доложили, что согласно графику надо еще пройти четыре-пять минут, но Бурмистров повторно подтвердил приказ. Таким образом, дозаправку начали с нарушением графика и дальнейшее развитие событий, как сейчас говорят, привело к нештатной ситуации. Отказала топливная автоматика. После приема около 40 тонн топлива конус сбросило с заправочной штанги, и керосин со штанги под давлением стал сбрасываться в атмосферу. Естественно, горючее стало заливать лобовые стекла кабины, что привело к ухудшению видимости. Дальше события стали разворачиваться следующим образом.


После сброса конуса танкер немного затормозился. А наш корабль, освободившись от конуса, на столько же увеличил скорость. Экипаж танкера нарушил инструкцию по расходу кораблей после окончания дозаправки. Вместо набора высоты со скоростью 3–5 м/с и ухода влево с креном 10–15 градусов продолжил полет по прямой. Наверное, это небольшая вина экипажа самолета-заправщика, так как все это происходило очень быстро, практически мгновенно. Да и дистанция в этот период была в пределах 10 метров, а по вертикали 6–8 метров.

В результате самолеты сблизились и попали в область взаимовлияния или, говоря на языке специалистов по аэродинамике, – в область интерференции. Расстояние (и без того небольшое) между машинами (из-за образовавшегося между ними канала, где по закону Бернулли воздушный поток ускорялся, а давление падало) начало заметно сокращаться. Танкер практически лег на бомбардировщик и, сползая по нему, разрушил киль и левую половину руля высоты, а также повредил левый закрылок около первого двигателя. Килем бомбардировщика был вырван агрегат дозаправки на танкере и разрушены створки бомбоотсека. Раздался сильный удар и скрежетa. Танкер сбросило с бомбардировщика, и он начал резко снижаться. Потеряв 4–5 км высоты, танкер благополучно вернулся на свою базу в «Шяуляй», практически отделавшись лишь царапинами.

А с нами начались неприятности. Тяжелую машину развернуло почти на 180 градусов и затянуло в глубокую спираль, напоминавшую плоский штопор. Самолет не слушался рулей. Практически машина вышла в горизонтальный прямолинейный полет только после того, как мы потеряли 4–5 км высоты. Тогда еще никто из экипажа не знал, что от руля поворота стабилизатора остались лишь фрагменты ребра атаки. Рули были заклинены фрагментами разрушенных конструкций.

Самолет устойчиво летел по прямой. Компасы устойчиво показывали курс 360 градусов. Корабль не реагировал на отклонение рулей и не изменял курс. После внимательного визуального осмотра было установлено, что левая половина руля высоты и руль поворота серьезно разрушены. Из органов управления работали только элероны. Наружные антенны оборваны, но, к счастью, двигатели и остальное оборудование работали безупречно.

Радист Лукьяничев, используя антенны, предусмотренные на случай аварии, установил связь с соответствующим командным пунктом. Командир 1230-й тбап подполковник Сугаков доложил о происшествии командиру группы, на командные пункты дивизии и Сибирского округа ВВС. Пока в дивизии и штабе Дальней авиации изучали ситуацию, с командного пункта Сибирского округа произошел нелицеприятный обмен мнениями о создавшейся ситуации.

На доклад Сугакова о происшествии и результатах осмотра командующий ВВС округа отреагировал в грубой, оскорбительной форме: «Вы что, перепили там, что ли, что без хвоста летаете, приведите себя в порядок и доложите о реальных повреждениях». На что Сугаков, кстати, исключительно интеллигентный, выдержанный офицер, ответил соответственно: «Прилети и посмотри сам».

После некоторой паузы поступила команда курс не менять, дана команда по курсу полета выслать спасательные группы. Действительно, через 20–25 минут командующий связался по УКВ и сказал, что летит лично на спарке для осмотра корабля. Через 15–20 минут к нам подлетел двухместный Су-7Б, попросил включить иллюминацию, обеспечить максимальное освещение поврежденных рулевых поверхностей, произвел осмотр и сказал, что вертолеты со спасателями вылетели по курсу нашего полета. В случае если нам не удастся изменить курс, за береговую черту не заходить, экипажу покинуть самолет, сбросив все спасательные средства.

Рекорд безалаберности не отменяет героизма
 
[^]
SESHOK
24.04.2017 - 20:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236087
ТОПЛИВО ВЫРАБОТАЛИ, О БОМБАХ ЗАБЫЛИ

В это время на командных пунктах дивизии и Дальней авиации, в ЦАГИ изучали ситуацию и искали выход по спасению экипажа и корабля. В ЦАГИ запустили аэродинамическую трубу и продували модель «эмки» с введенными дефектами. После продувки попросили нас еще раз уточнить повреждения, так как с введенными дефектами самолет не мог лететь.

В это время командир предпринимал попытки изменить курс, с тем чтобы развернуть самолет хотя бы на 90 градусов влево, чтобы корабль летел в ненаселенную местность. Под нами была сплошная болотистая лесотундра, совершенно не населенная, если не считать, что на карте через 100–150 км друг от друга обозначены избы «Петрова», «Сидорова» и т.д. Вот такая была картина под нами, да и снежок уже подступал с севера. Наконец после многократных попыток удалось создать левый крен на 1,5–2 градуса и корабль стал разворачиваться на запад. Когда курс был взят на Сталинград, корабль потихоньку вывели в прямолинейный полет, и все мы с облегчением вздохнули, да и не только мы, но и на земле тоже.

На земле приняли решение попытаться посадить корабль на аэродром. Топлива у нас «под завязку», двигатели работают как часы, но┘ Посадка без рулей с поврежденным закрылком и еще с невыпущенным шасси – вопросов куча. Главная проблема – как себя поведет машина при посадке в точке выравнивания без руля глубины? Правда, можно воспользоваться дополнительным средством – механизмом управления стабилизатором, отклонив его на 2,5 градуса, но там все заклинено и болтаются жгуты электрокабелей. Если предположить, что корабль в этом случае перейдет на кабрирование, опять вопрос.

Когда разведчики погоды доложили, что в районе Сталинград–Камышин десятибалльная облачность на высоте 7 тыс. метров, где мы находились, то командир Сугаков сразу этим воспользовался. Стали имитировать посадку на облака с целью определения возможности выравнивания корабля. И представьте себе – получилось, но с большим замедлением. После нескольких тренировок уверенность в благополучном исходе окрепла. На борт поступали рекомендации по режиму расхода топлива. Таким образом, мы ходили по кругу Сталинград–Урал, вырабатывая топливо. Решение на посадку на аэродроме в Энгельсе было принято.

В Энгельсе параллельно с бетонной полосой готовили грунтовую, для чего привлекли все воинские части и училища Саратовского гарнизона. Наконец нам дали последние указания на посадку. Рассчитали остаток топлива так, чтобы в случае невыпуска шасси мы смогли набрать высоту 400–600 метров, направить корабль в безлюдное место, выключить двигатели и покинуть его. На подлете к Камышину загорелись лампочки 15-минутного остатка топлива, и тут только вспомнили, что в грузоотсеках подвешены несброшенные бомбы, да на командном пункте в суматохе об этом тоже забыли.

О прицельном сбросе бомб на полигоне уже не было и речи. С командного пункта дивизии приказали сбросить бомбы на «не взрыв» в Волгу, но глядя на нашу «матушку», это решение экипажем было отброшено. По ней шли сотни освещенных судов, барж, плотов. Все берега густо заселены. Тогда поступила команда сбросить бомбы в казахстанских степях. Там такая же картина. Было время завершения уборки хлеба. Колонны автомашин, сотни тракторов и т.д. Короче, решили садиться с бомбами, хотя полной уверенности в благополучном исходе ни у кого не было. Руководитель полетов генерал Сливка это решение утвердил.

С Камышина стали снижаться со скоростью два-три метра в секунду. Заход на посадку с прямой. На высоте 1000 метров стали выпускать шасси. Стойки выпущены, на замках, корабль идет устойчиво. Прошли дальний привод, ближний, и мы на полосе!

Генерал Сливка дал команду: «Выключить двигатели, не тормозить, парашюты не распускать». Все! Мы дома! Корабль жив, экипаж невредим! К самолету бегут, едут кто на чем сотни людей. Спасательные команды кинулись открывать люки кабин, и тут мы вспомнили, что в запарке забыли разгерметизировать крышки люков, а это грозило тяжелейшими последствиями для наших спасателей. Быстро сбросили давление в герметизации, и мы на земле! Люди смотрели на нас, как на пришельцев с того света. Нам же ни говорить, ни восторгаться не хотелось. Мы просто были на земле.


Советский бомбардировщик 3МН с бомбами после аварийной посадки.
Фото предоставлено автором


Рекорд безалаберности не отменяет героизма
 
[^]
SESHOK
24.04.2017 - 20:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236087
Завершающая
Отсюда


ПРОСТО РАБОТА

Возможно, кто-то из встречавших подумал: «А ведь это подвиг». Экипаж проявил завидную выдержку, самообладание и мастерство, а машина подтвердила свою высокую живучесть, что немаловажно в боевых условиях. Но награды не последовало, как не последовало и разноса. Самолет спасен, но задание командования не выполнено.

Если бы это столкновение произошло под воздействием непрогнозируемых внешних факторов, то наверняка журналисты «Правды», «Красной Звезды», «Вестника воздушного флота» и прочих изданий зашуршали бы своими «Паркерами», защелкали затворами фотоаппаратов, ведя репортажи из города Энска. Появился бы соответствующий указ┘ Но этого не произошло, хотя по большому счету виноваты были не столько люди, сколько человеческий, непредсказуемый фактор – как реакция на изменения, происходящие в окружающем нас мире.

После посадки, когда страсти потихоньку улеглись, командир спросил, почему мы не покинули самолет. И получилось так, что все члены экипажа сознались друг другу, что первыми самолет не покинут.

Несколько слов о нервно-психическом состоянии. После столкновения с танкером Залялов на две-три минуты забыл русскую речь и на вопросы командира отвечал по-татарски.

Командира полка Сугакова уволили в запас. Штурман полка Орлов в 1961 году погиб в авиакатастрофе с экипажем Морозова. Залялов и Жуков продолжили службу в нашем полку. Начальник связи Лукьяничев ушел на пенсию. Я продолжал службу в том же полку, участвовал в полетах в Северную Атлантику на разведку и блокирование АУГ НАТО, участвовал в испытаниях ядерного оружия на полигоне Новая Земля. После перенесенной лучевой болезни был списан с летной работы, отметил свое 80-летие и сдаваться не собираюсь!

Анатолий Николаевич Байрошевский - ветеран Вооруженных сил СССР

Экипаж полковника Бурмистрова после приземления обсуждает случившееся.

Рекорд безалаберности не отменяет героизма
 
[^]
EraserEx
24.04.2017 - 20:46
3
Статус: Offline


Кинтуш

Регистрация: 5.05.14
Сообщений: 717
Цитата
Экипаж первой машины возглавлял заместитель командира 201-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (тбап)

А почему слово "дивизия" с буквы "п" начинается? ТБАП...

Это сообщение отредактировал EraserEx - 24.04.2017 - 20:47
 
[^]
Либкнехт
24.04.2017 - 20:47 [ показать ]
-25
chimaton
24.04.2017 - 20:52
51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.06.13
Сообщений: 1578
Великие Люди!!!!!!Великая Страна - была!!! :-(
это же надо во время полета в ЦАГИ создать модель с повреждениями и понять что и как!!!!!
 
[^]
Halaban
24.04.2017 - 20:53
1
Статус: Online


старый солдат

Регистрация: 13.03.17
Сообщений: 7713
Человеческий фактор-самый непредсказуемый фактор,и ,к сожалению,самый свинячий.Удивлен об отсутствии разгерметизации кабин после посадки после останова двигателей.
Да,раньше ребята умели летать-это факт!
 
[^]
Comanchi
24.04.2017 - 20:55
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.01.12
Сообщений: 282
Интересная история, спасибо, ТС! agree.gif
 
[^]
Serg973
24.04.2017 - 20:59
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.02.12
Сообщений: 81
Человечище! Думали о других, рисковали своими жизнями. Герои
 
[^]
Gdialex
24.04.2017 - 20:59
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.09.15
Сообщений: 8145
Цитата (EraserEx @ 24.04.2017 - 21:46)
Цитата
Экипаж первой машины возглавлял заместитель командира 201-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (тбап)

А почему слово "дивизия" с буквы "п" начинается? ТБАП...

Потому что Полк. В составе Дивизии.

Цитата
15 декабря 1954 года была создана авиационная часть — 201-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия (201тбад). В её состав вошли 1096-й и 1230-й тяжёлые бомбардировочные авиационные полки (тбап). Комплектование частей соединения личным составом было осуществлено за счёт лучших специалистов частей Дальней авиации, выпускников военных училищ и академий. Новая бетонная ВПП была введена в эксплуатацию в 1955 году.


Это сообщение отредактировал Gdialex - 24.04.2017 - 21:07
 
[^]
акуб
24.04.2017 - 21:26
5
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 29.01.16
Сообщений: 805
Цитата
это же надо во время полета в ЦАГИ создать модель с повреждениями и понять что и как!!!!!

Не только в этом, чувствуется крепкая помогающая рука журналиста!
Там и территория Казахстана между Камышином и Энгельсом оказалась.
И БПБ перед аварийной посадкой начинают готовить , "для чего привлекли все воинские части и училища Саратовского гарнизона"
smile.gif
 
[^]
Shauritto
24.04.2017 - 21:40
1
Статус: Offline


Барон Мюнхгаузен

Регистрация: 9.12.15
Сообщений: 447
Цитата (Либкнехт @ 24.04.2017 - 20:47)
Хотя, кого я прошу? faceoff.gif Помню, как святейший лик самого Сталина, Серёгой из Фрязино заменил, - заминусили так, что пиздец. lol.gif

Любимые грабли! Как не наступить? cool.gif
 
[^]
Бокин
24.04.2017 - 22:26
4
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 3416
Цитата
Танкерная эскадрилья нашей дивизии, экипажи которой должны были обеспечить дозаправку топливом, базировалась в Прибалтике на аэродроме «Шяуляй».


В Щяуляе эмки не базировались, по плану учений туда "рассредатачивалась" одна АЭ, базировались - дивизия Энгельс (2 полка), дивизия Украинка (2 полка).

В Щауляе базировался полк Ту-126 (ДРЛО на базе Ту-114) принадлежность - ПВО.
 
[^]
zoom70
24.04.2017 - 22:26
5
Статус: Offline


Нодди

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 5993
Цитата
Тогда поступила команда сбросить бомбы в казахстанских степях.
Нахера, там же Гурьяново под боком. Что то какая то фигня.


Рекорд безалаберности не отменяет героизма
 
[^]
Либкнехт
24.04.2017 - 22:44
-1
Статус: Offline


Карл Вильгельмович

Регистрация: 2.12.13
Сообщений: 3220
Цитата (Shauritto @ 24.04.2017 - 21:40)
Цитата (Либкнехт @ 24.04.2017 - 20:47)
Хотя, кого я прошу? faceoff.gif Помню, как святейший лик самого Сталина, Серёгой из Фрязино заменил, - заминусили так, что пиздец.  lol.gif

Любимые грабли! Как не наступить? cool.gif

Да те же минусят, которые "спасибо деду за победу" на машину наклеивают.

Их Life - их Rules, хуле тут добавить.

Обама - чмо, если только или Yahooею.

Это сообщение отредактировал Либкнехт - 24.04.2017 - 22:46
 
[^]
Бокин
24.04.2017 - 22:46
7
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 3416
Цитата (zoom70 @ 24.04.2017 - 22:26)
Цитата
Тогда поступила команда сбросить бомбы в казахстанских степях.
Нахера, там же Гурьяново под боком. Что то какая то фигня.

Точно, судя по тексту - на Волге от кораблей не протолкнуться, а в Казахских степях тракторы, комбайны машины тоже везде.

Летал там в 80-90, и в посевную и в уборочную и между ними - километров на 100-200 ни одного огонька, и на Поволжье и в Казахстане.

А про бомбы забыть - это вообще ни в какие ворота.
 
[^]
Бенгур
24.04.2017 - 22:48
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.09.16
Сообщений: 4278
Отличный рассказ, спасибо.
 
[^]
Borl
24.04.2017 - 22:55
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.07.12
Сообщений: 2270
Цитата (SESHOK @ 24.04.2017 - 20:39)
Главная проблема – как себя поведет машина при посадке в точке выравнивания без руля глубины? Правда, можно воспользоваться дополнительным средством – механизмом управления стабилизатором, отклонив его на 2,5 градуса, но там все заклинено и болтаются жгуты электрокабелей. Если предположить, что корабль в этом случае перейдет на кабрирование, опять вопрос.

Когда в тексте такое читаешь, то вроде-бы и не страшно, потому что не понимаешь всей глубины случающегося. Когда это произойдет с тобой, и ты, сидя в кабине, будешь гадать: сработает триммер на стабилизаторе, или нет? А если сработает в одну сторону, то сработает ли в обратную? А обочины нет, и остановиться невозможно. И вроде-бы вот оно, устройство управления, но оно-же может убить тебя, если коснешься.

Это сообщение отредактировал Borl - 24.04.2017 - 22:57
 
[^]
Бокин
24.04.2017 - 23:01
3
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 3416
Borl
Цитата
А если сработает в одну сторону, то сработает ли в обратную?


Неудачный пример, именно работоспособность триммера (какого - неважно) можно проверить совершенно безопасно - отклоняя понемногу в обе стороны, по изменению нагрузки на органах управления можно судить о его исправности.
 
[^]
DwarfRKA
24.04.2017 - 23:02
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 3333
Военнослужащий, нарушил приказ..
Караульного - судят.
Но, "зона" ответственности, часового, иногда... автопарк.. на пять единиц техники..
А пилот ВС, с "грузом"..? И груз, не корова @
А ошибка электрики.. "отправит" всё содержимое, за пару секунд..
 
[^]
Бокин
24.04.2017 - 23:22
5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 3416
DwarfRKA
Цитата
А ошибка электрики.. "отправит" всё содержимое, за пару секунд..


Было такое - несанкционированная отцепка ракеты Х-20 с Ту-95к при проведении проверки ГИМО.

Причина: самолёт стоял в ТЭЧ на регламенте, при проверке боеготовности части был введён в строй экстренно (за 8 часов, предусмотрено такое), при введении в строй на кнопку "Разаретирование рулей и гироскопов ракеты" была заведена линия отцепки.

При выполнении тактического пуска (без отцепки) после нажатия "Разаретирование..." ракета была отцеплена, двигатель ракеты работает на форсаже, рули зафиксированы.

После отцепки ракета дважды столкнулась с самолетом и упала в Каспий (не найдена).

Экипаж выполнил экстренную посадку с "голым крылом" и предварительным аварийным сливом топлива.

 
[^]
dvladimirov
24.04.2017 - 23:27
3
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 12.04.14
Сообщений: 127
Цитата (SESHOK @ 24.04.2017 - 20:39)
Я продолжал службу в том же полку, участвовал в полетах в Северную Атлантику на разведку и блокирование АУГ НАТО, участвовал в испытаниях ядерного оружия на полигоне Новая Земля. После перенесенной лучевой болезни был списан с летной работы, отметил свое 80-летие и сдаваться не собираюсь!

Тут только одно можно сказать - здоровья.
 
[^]
SashS
25.04.2017 - 06:58
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.10.16
Сообщений: 1536
Так понимаю весь сыр бор начался из-за приказа Бурмистрова о преждевременной дозаправке? Так какого хуя его не кастрировали? А Сугакова, сумевшего посадить самолет, уволили. Что за пиздец?!
 
[^]
borodaus
25.04.2017 - 07:14
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.02.13
Сообщений: 1468
Цитата
от руля поворота стабилизатора остались лишь фрагменты ребра атаки

Что я только что прочитал? faceoff.gif
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 44084
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх