Охота на "крокодила" Ми-24(25), опять локальные конфликты

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
skomoroh58
21.06.2015 - 07:32
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 18022
51
с сайта "Уголок неба"

Охота на "крокодила"
Михаил Никольский

Осенью 1985 г. армия Анголы (FAPLA) и воевавшие на ее стороне кубинские подразделения провели операцию, известную на Западе под наименованием "Секонд Конгрес". Целью операции являлось восстановление правительственного контроля над провинцией Кузомбо и нанесение поражения отрядам повстанческого движения УНИТА в районе "столицы" мятежников - города Джамба.

Авиационную поддержку осуществляли эскадрильи ВВС Анголы, базировавшиеся на аэродромах Менонга и Квито-Кванавале. В Менонге размещались самолеты, в Квито - вертолеты: четыре Ми-25 (экспортный вариант Ми-24), два Ми-8 и четыре Ми-17. На боевые "крокодилы" возлагались задачи эскортирования транспортных вертолетов, "расчистка" площадок перед высадкой десантов и оказание непосредственной воздушной поддержки.

Охота на "крокодила"  Ми-24(25)
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
skomoroh58
21.06.2015 - 07:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 18022
При сопровождении "восьмерок" вертолеты Ми-25 летали на высоте порядка 900 - 1800 м, держась чуть выше и в стороне от транспортных машин. Иногда "вертушки" сопровождали пилотируемые кубинцами истребители МиГ-23, ходившие кругами на высотах 4000 - 5000 м.
Наступление правительственных войск развивалось успешно: к октябрю лидер повстанцев Савимби оказался в очень тяжелом положении - правительственные войска вышли на ближние подступы к Джамбе. Помощь УНИТА в очередной раз пришла из ЮАР. На авиабазу Ранду были переброшены ударные самолеты ВВС ЮАР "Импала". Совместными действиями южноафриканцев и отрядов Савимби наступление ФАПЛА в конце октября удалось остановить. Однако разведка доносила, что ангольские войска готовят новую операцию, причем быстрый маневр правительственным войскам обеспечивали вертолеты.

Савимби лично обратился к своим южноафриканским союзникам с предложением использовать для борьбы с вертолетами штурмовики "Импала". Первой реакцией на эту идею стало недоумение. Во-первых, тактику воздушного боя самолетов против вертолетов в Африке еще никто не применял и даже не разрабатывал. Во-вторых, существовали опасения, что нарастающее использование ВВС ЮАР приведет к эскалации конфликта, в частности - к ответным ударам ангольских МиГов по авиабазам на территории самой ЮАР.

После долгих колебаний решение об использовании самолетов против ангольских вертолетов, в первую очередь - Ми-25, все же было принято.

Южноафриканская разведка установила крайне низкие профессиональные навыки экипажей "крокодилов". Ангольские летчики имели плохую штурманскую подготовку, из-за чего маршруты полетов прокладывались только вдоль заметных естественных ориентиров - рек или дорог. В плохую погоду вертолеты не летали, полностью отсутствовала дисциплина в радиопереговорах экипажей.

Все это, конечно, облегчало задачу "Импалам", но ведь и южноафриканские пилоты не имели ни малейшего опыта ведения воздушных боев, а тем более - с вертолетами, их учили только наносить удары по наземным целям.

После принятия решения о борьбе с вертолетами Претория немедленно организовала серию летных испытаний по выработке наилучшей тактики атак Ми-25 реактивными самолетами. Вертолеты "Пума" имитировали типичные профили полета ангольских "чопперов" (chopper - "дровосек" - западное прозвище Ми-25) .

Проблема осложнялась наличием серьезной угрозы "Импалам" со стороны МиГ-23. МиГи, как уже говорилось, пилотировали кубинцы, чья подготовка, по меньшей мере, не уступала подготовке южноафриканских летчиков, а при равном мастерстве пилотов шансов в воздушном бою с МиГами у "Импал" не было никаких; в конце концов "Импала" - это всего лишь модификация итальянского учебно-тренировочного самолета МВ.326К. Южноафриканцы могли надеяться лишь на внезапную скоротечную атаку, для чего в район боя требовалось выходить на высоте макушек деревьев, чтобы не попасть на экраны ангольских радаров.

Атака вертолетов должна выполняться с задней полусферы с небольшим превышением по высоте, однако и тут было все не просто. Во-первых - это традиционная тактика воздушного боя, которую худо-бедно знали ангольские вертолетчики. Поэтому Ми-25 не исключали атаки с хвоста и периодически виражили, проверяя наличие противника в задней полусфере. Во-вторых, скорость "Импалы", даже увешанной подвесным вооружением, гораздо выше скорости вертолета, то есть при неудачной атаке самолет проскакивал вперед, подставляя свой хвост под огонь мощного оружия "крокодила".

В конце концов наилучшей была признана атака парой на минимальной скорости, близкой к режиму сваливания. При этом самолеты выполняли еще и "ножницы", стремясь хоть как- то уравнять свою скорость со скоростью вертолетов. Первым по замыкающему вертолету должен был открывать огонь ведущий пары, а на долю ведомого оставался лидирующий Ми-25. К счастью для южноафриканцев, им не надо было заниматься "свободной охотой" - маршруты и даже время пролета вертолетов были хорошо известны и не менялись в течение недель. Зона предстоящих боев находилась в 35 минутах полета "Импал" от аэродрома Ранду, а на схватку отводилось всего несколько минут.

Для перехвата выделялось четыре пары самолетов, из них три - ударных, и одна - "подстраховывающая". Она должна была в случае неблагоприятного развития событий прикрывать сбитого летчика до прибытия двух поисково-спасательных вертолетов "Пума". Весь полет предстояло совершать в режиме радиомолчания. Летчикам запрещалось отвлекаться на любые другие цели, кроме вертолетов, даже если встреча ,с Ми-25 почему- то не состоится. Мониторинг ситуации на маршруте полета вертолетов осуществляли лег- кие одномоторные разведчики, которые базировались на аэродромах подскока. Команда на взлет "Импал" давалась только после обнаружения противника.

Вечером 27 сентября 1985 г. в летной комнате аэродрома Ранду из репродуктора прозвучало кодовое слово "Браво", - вертолеты обнаружены. Пара Ми-25 поднялась в воздух с авиабазы Квито-Кванавале. Четыре пары самолетов взлетели с интервалом в четыре минуты и взяли курс на север.

Первым визуальный контакт с вертолетами установил ведущий второй пары "Импал". Ми- 25 шли на высоте примерно 600 м. Летчик беспрепятственно занял исходное положение для атаки сзади сверху. Атака прошла как на учениях - очередь из 20-мм пушки ведомой "Импалы" прошила фюзеляж Ми-25 от рулевого винта до носовой турельной установки. Вертолет вспыхнул, но летчик продолжал управлять машиной в надежде благополучно приземлиться. Тогда "Импала" развернулась и атаковала второй раз, выпустив из подкрыльевых блоков неуправляемые ракеты.

Ведущий преследовал другой Ми-25. Летчик второго вертолета развернулся на 180╟ и начал пикированием уходить к земле. "Импала" вышла в атаку с перегрузкой 5G и с довольно неудачного ракурса - снизу сбоку. Летчик открыл огонь из пушки на дистанции примерно 500 м. В качестве точки прицеливания он выбрал выхлопное сопло ВСУ вертолета. Согласно отчету летчика девятнадцать снарядов попало в фюзеляж вертолета, примерно напротив главного редуктора. Южноафриканец не удержался от возможности полюбоваться результатами своей работы. На предельно малой скорости он прошел над Ми-25, наблюдая за агонией сбитой машины. От вертолета отлетели панели обтекателей двигателей, потом - лопасти несущего винта, затем "крокодил" завалился на хвост и, беспорядочно кувыркаясь, упал на землю.

Ведомый тем временем тоже праздновал победу. В очередном заходе он добил Ми-25 из пушки; у вертолета тоже полетели в разные стороны лопасти несущего винта, машина врезалась в землю и взорвалась.

Южноафриканские самолеты на предельно малой высоте, опасаясь встречи с МиГами, устремились на свою базу. Первая "охота" успешно завершилась.

Через два дня, 29 сентября, в 9 часов утра на аэродроме Ранду вновь прозвучал сигнал "Браво". На сей раз с Квито-Кванавале взлетела пара Ми-8 под охраной двух Ми-25. "Импалы" пошли на взлет. Противника долго искать не пришлось - вертолеты следовали на высоте 900 метров, повторяя изгибы реки Ломба. "Восьмерки" летели строем фронта, примерно в километре за ними друг за другом шли "крокодилы". Южноафриканцы не стали изобретать велосипед: ведущий пары атаковал замыкающий Ми-25 из задней полусферы с превышением по высоте в 300 м. Длинная очередь из пушки прошлась по фюзеляжу вертолета, Ми-25 загорелся, но полет продолжил.

В то же время проблемы возникли у самой "Импалы" - выход на предельно низкую скорость и пороховые газы от стрельбы нарушили работу двигателя. Все же летчик решил атаковать второй Ми-25, но, занимая положение для удара, он прошел под носом горящего "крокодила", получив порцию свинца из четырехствольного пулемета ЯкБ. Анголец не только пытался держать горящий вертолет на курсе, но и не упустил шанса атаковать.

Правда, повреждения южноафриканского штурмовика оказались не смертельны. С расстояния 500 м "Импала" расстреляла второй Ми-25. Вертолет не загорелся, но по спирали устремился вниз. При столкновении с землей он взорвался.

После уничтожения эскорта, "Импалы" набросились на транспортники. Ведомый Ми-8 им удалось сбить, но ведущий вовремя нырнул к земле и начал петлять среди деревьев. Все попытки достать его снарядами авиапушек закончились безрезультатно. Бой пока что вела только одна пара самолетов. Не справившись с "вертлявой" "восьмеркой", юаров-ские пилоты позвали на помощь товарищей, однако вскоре Ми-8 пропал из виду.

В послеполетном отчете пилоты "Импал" отмечали, что вертолет агрессивно маневрировал, даже пытаясь атаковать самолеты на встречных курсах. Маневры, которые проделывал летчик Ми-8, указывали на хорошее знание им тактики воздушного боя, и южноафриканцы решили, что в кабине сидел не африканец, а русский.

Подоспевшая вторая пара "Импал" сумела-таки вновь обнаружить уцелевший вертолет, однако попытки поразить его успеха не имели. "Восьмерка" продолжала интенсивно маневрировать, периодически разворачиваясь для имитации лобовой атаки. В конце концов, самолеты все-таки вынудили пилота Ми-8 приземлиться и расстреляли вертолет уже после посадки.

В это время к месту боя подошла третья пара "охотников", а ведущий первой пары засек два МиГ-23. Ангольские истребители стремительно пронеслись над местом схватки на высоте всего 10-15 метров, после чего свечой на форсаже взмыли в небо, занимая положение для атаки. Теперь уже "Импалы" выступали в роли дичи. Южноафриканские истребители все же сумели без потерь "унести ноги".

"Охота на крокодилов" увенчалась полным успехом: потеряв за два дня шесть вертолетов, ангольцы отказались от использования "вертушек" для перевозки войск и грузов. Успех сопутствовал южно-африканцам, прежде всего, по причине внезапности нападения. Так, если бы в последнем бою на месте Ми-8 оказался Ми-24, то еще не известно, чем бы завершился этот бой ("восьмерка" могла лишь имитировать атаки из-за отсутствия бортового вооружения).

Убедительная победа самолетов над вертолетами вовсе не поставила крест на использовании винтокрылых штурмовиков в многолетней ангольской войне. Уже зимой 1985-86 г.г. Ми-25 поддерживали наступление бронетанковых частей ФАПЛА в районе Мавинги и Кассинги, став причиной тяжелых потерь в отрядах УНИТА.

на фото "Импала"
я закончил


Охота на "крокодила"  Ми-24(25)
 
[^]
AlexDLM
21.06.2015 - 07:41
8
Статус: Offline


Как же это ох..о накатить с утра водчары

Регистрация: 3.04.10
Сообщений: 1994
Много интересных букв. Спасибо, ТС.
 
[^]
Moloh22
21.06.2015 - 08:10
3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 26.03.12
Сообщений: 659
Болел за наших, но увы...
 
[^]
TVAR
21.06.2015 - 08:40
7
Статус: Offline


Вождь эскадрильи конных водолазов

Регистрация: 16.10.05
Сообщений: 15786
Цитата (Moloh22 @ 21.06.2015 - 08:10)
Болел за наших, но увы...

Наши бы их порвали. Негры,сэр.......
 
[^]
skomoroh58
21.06.2015 - 08:55
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 18022
Цитата (TVAR @ 21.06.2015 - 12:40)
Цитата (Moloh22 @ 21.06.2015 - 08:10)
Болел за наших, но увы...

Наши бы их порвали. Негры,сэр.......

этт точно.
из воспоминаний сухопутного советчика в той же Анголе:
там где базировались части ангольской армии в округе пропадало всё живое, даже змеи.
продобеспечение в ангольской армии было налажено таким образом, что каждый боец беспокоился о своём пропитании самостоятельно. раз месяц бойцу выдавался паёк на 30 суток. но, негры блин, съедался он очень быстро и тогда представители доблестной армии переходили на подножный корм, истребляя всё живое.
охотиться на животных это не значит уметь воевать, особенно в современных условиях.
 
[^]
K700
21.06.2015 - 10:07
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 3.02.14
Сообщений: 0
Эта. Ми 24- "крАкодил"
ми 25 - не в курсе .
Наверное - "не полдный фарш" от 24 модели. :)

Это сообщение отредактировал K700 - 21.06.2015 - 10:08
 
[^]
TVAR
21.06.2015 - 10:09
0
Статус: Offline


Вождь эскадрильи конных водолазов

Регистрация: 16.10.05
Сообщений: 15786
Цитата (K700 @ 21.06.2015 - 10:07)
Эта. Ми 24- "крАкодил"
ми 25 - не в курсе .
Наверное - "не полдный фарш" от 24 модели. :)

Ну уже сказали - экспортный вариант
 
[^]
valek230
21.06.2015 - 10:12
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.11.13
Сообщений: 1893
Цитата (K700 @ 21.06.2015 - 14:07)
Эта. Ми 24- "крАкодил"
ми 25 - не в курсе .
Наверное - "не полдный фарш" от 24 модели. :)

Ми-25, он же в экспортном варианте.
 
[^]
Lockdoc
21.06.2015 - 10:22
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 12.01.11
Сообщений: 447
Эти глаза напроотив © gigi.gif

Блин,хоть на аватарку ставь pray.gif

Это сообщение отредактировал Lockdoc - 21.06.2015 - 10:22

Охота на "крокодила"  Ми-24(25)
 
[^]
AlexDLM
21.06.2015 - 19:20
0
Статус: Offline


Как же это ох..о накатить с утра водчары

Регистрация: 3.04.10
Сообщений: 1994
Цитата (Lockdoc @ 21.06.2015 - 12:22)
Эти глаза напроотив © gigi.gif

Блин,хоть на аватарку ставь pray.gif

Красивая аватарка получится)
Скрытый текст
типа ап интересной теме
 
[^]
Lexa777
13.10.2015 - 21:36
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 24.09.14
Сообщений: 806
Даааааа, "полосатые" красавцы!!! Крутейший вертолет!!!
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5025
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх