Былинные супергерои: истории всех главных русских богатырей

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) « Первая ... 2 3 [4] 5 6   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Dasoda
25.05.2019 - 10:56
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.01.16
Сообщений: 6793
Полкан это русифицированное имя Пуликане. Пуликане был персонажем какого-то (а может и нескольких) европейского куртуазного произведения.
 
[^]
Navkin
25.05.2019 - 11:26
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.07.13
Сообщений: 5587
Цитата
«ой ты гой еси...» наши писали что ли?

Не ваши, а русичи. biggrin.gif "Гой еси" - это величественная форма пожелания здравия, жизни. В общем "здравствуйте", но красиво.
 
[^]
Семьянин
25.05.2019 - 11:42
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.04.14
Сообщений: 4673
Цитата (Navkin @ 25.05.2019 - 09:35)
Это после того как они Гитлера под Бородино разбили?

Какое Куликово поле? Куликовская битва была через три сотни лет с гаком после крещения Руси.

Но место рождения Добрыни Рязанская область, Шиловский район.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Navkin
25.05.2019 - 16:05
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.07.13
Сообщений: 5587
Цитата
Но место рождения Добрыни Рязанская область, Шиловский район.

Можно посмотреть где это описывается?
Да даже если это и так, то какое это отношение имеет к Куликовской битве?
 
[^]
genLee
25.05.2019 - 16:10
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.12.17
Сообщений: 197
Микула и Садко - ни разу не богатыри...
 
[^]
hedtrik
25.05.2019 - 17:02
2
Статус: Offline


хэдтрик

Регистрация: 11.09.14
Сообщений: 2041
Цитата (Цукербергов @ 24.05.2019 - 23:17)
О национальности Еруслана ничего не говорится — но он скорее всего не был русским, так его отец — Лазарь

Лазер Каганович!

ТС, спасибо! Повспоминал свои нелегкие прочтения былин. Даже не думал, что 80% героев сидят в моей памяти. Уже и помнить забыл.
 
[^]
krylov
26.05.2019 - 10:42
1
Статус: Offline


тварь циничная

Регистрация: 16.05.12
Сообщений: 13452
был у нас в отряде Алёша.
так его и звали, богатырь Алёша.
человек был совсем неадекват. но сука, здоровый, как Терминатор.
Алёша мало говорил, хорошо кушал, плохо учился, чаще молча улыбался и пиздил всех за хлеб.
я не знаю почему именно хлеб.
Алёшу мы старались не трогать в бытовых аспектах, убирались сами .
а вот на Зарнице он нам помогал сильно. мог груз нести, мог " врага " отпиздить, главное вовремя разнять...


по выпуску Лёша нам торт принёс.

вот такой богатырь у нас был, храни его боженька
ССПШ 10.
 
[^]
Замкадыш64
26.05.2019 - 11:03
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.09.13
Сообщений: 2153
В детстве зачитывался былинами, мифами, сказками, балладами. Почти все упомянутые персонажи давно знакомы. Спасибо за тему up.gif
 
[^]
Bombarda
26.05.2019 - 11:20
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.04.19
Сообщений: 1788
Цитата (mrzorg @ 24.05.2019 - 23:37)
Пост отличный, побольше бы таких. Перекрестил за руды праведные! bravo.gif
Цитата (Цукербергов @ 24.05.2019 - 22:12)
Затем Илья встретил путеводный камень, на котором было начертано:

Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть.

Современный вариант lol.gif :

Почему в Израиле на камне,надпись на русском?... Ты так уже заебал из израиловки, учить нас не умных...
 
[^]
atrantec
26.05.2019 - 11:20
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.10.12
Сообщений: 3051
ЧТО ЭТО???
Пересказ современного школьника? Бред от начала и до конца!!
Кто такие русены карпатские, какие эпики,. где ссылка на "куртуазные романы"?
Ощущение-пятикласник списал у второклассника
 
[^]
ПРИМа25
26.05.2019 - 11:21
1
Статус: Offline


Дед-пердед

Регистрация: 27.05.13
Сообщений: 13994
Попович смотрит как то искоса, низко голову наклоня..
 
[^]
krylov
26.05.2019 - 11:29
2
Статус: Offline


тварь циничная

Регистрация: 16.05.12
Сообщений: 13452
Цитата (ПРИМа25 @ 26.05.2019 - 10:21)
Попович смотрит как то искоса, низко голову наклоня..

потому что Алёша gigi.gif
 
[^]
Сканда
26.05.2019 - 11:31
0
Статус: Offline


Алаберный

Регистрация: 24.08.11
Сообщений: 7190
Цитата (bambrs @ 25.05.2019 - 00:13)

Очень непонятно мне тогда было, что за удаль молодецкая - руки и ноги прохожим отрывать. И постоянные пиры, хвастовство богатством и бойни между своими. Поэтому эти былины  пролистывал.

Былины сочиняли, скорее всего, нанятые сказители при князях и князьках.
Потому и пиры описаны точно и подробно.
Мог ли простой бродяга сказитель знать, где кому положено сидеть и прочий этикет дворянский.
Так же нет в былинах ни слова о народе. О быте крестьян.

Вот здесь много интересного. Даже записи голосов последних сказителей

https://arzamas.academy/courses/14

Почему былины не могли быть созданы в крестьянской среде — фольклорист Наталья Петрова приводит доводы в подтверждение теории аристократического происхождения эпоса

Это сообщение отредактировал Сканда - 26.05.2019 - 11:45
 
[^]
MitVold
26.05.2019 - 11:44
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.11.12
Сообщений: 2750
Цитата (Andrxx @ 24.05.2019 - 23:42)
А мне как-то бабушка, подарила в детстве книжку "Калевала".
Ну тогда-то книга - святое! Да и я читал в молодости от заглавной буквы до номера тиража всё подряд.
Это, доложу Вам писец!!!!
От этих фено-угорских укуренных сказок может запросто кукушечка уехать!:)

Во-первых,"Калевала" это карело-финский эпос. Нормальные сказки, никакого "писец" там нет и укуренности тоже. Кукушечка может уехать тогда и от Чуковского и прочих, смотря как воспринять. Это Вы еще Махабхарату от индусов не читали. "Калевала" изначально повествует о борьбе добра и зла, с нее кстати начало было положено "Властелину колец" Толкиена.

Это сообщение отредактировал MitVold - 26.05.2019 - 11:48
 
[^]
Сканда
26.05.2019 - 11:46
0
Статус: Offline


Алаберный

Регистрация: 24.08.11
Сообщений: 7190
Былины были записаны от крестьян — однако, вопреки распространенному мнению, их создателями были не сельские жители: это городской жанр. Как писал советский фольклорист Борис Соколов, «социологическое рассмотрение содержания былин и исторических песен царско-московской Руси дает совершенно определенный вывод, что преобладающее количество былин и исторических песен XVI–XVII веков было сложено скоморохами или другими авторами в среде высшего правящего тогда класса». Какими доводами руководствовались в своих заключениях он и его предшественники — сторонники «исторической школы» Всеволода Миллера в эпосоведении?


Богатырь. Скульптура А. Козельского. Фотография из альбома губернской земской выставки, устроенной в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых. Кострома, 1913 год
© The New York Public Library
1. Эпическая география не совпадает с ареалом распространения былин
Былины, активно фиксировавшиеся в живом бытовании преимущественно на Русском Севере, не знают «местных» (олонецких, печорских, беломорских и так далее) богатырей. По словам Всеволода Миллера, севернорусские сказители «не прикрепили ни одного богатыря к своей почве». Единственное исключение — былина о Рахте Рагнозерском — теряется на общем фоне эпических песен о киевских или новгородских богатырях. Упоминания же в былинах собственно севернорусских топонимов построены не на эпической лексике, а на лексике присловий (коллективных прозвищ жителей какой-либо местности) и географических песен:

А раструбисты сарафаны по Моше по реке,
А худые сарафаны в Каргопольской стороны…

 
[^]
Сканда
26.05.2019 - 11:46
2
Статус: Offline


Алаберный

Регистрация: 24.08.11
Сообщений: 7190
2. Время былин — не аграрное
Аграрный календарь в строгом смысле слова в эпосе отсутствует: смена сезонов, календарные праздники, оформляющие начало либо завершение полевых работ, практически не отражены, действие происходит на фоне условного «вечного лета» (за исключением нескольких сюжетов с матримониальными коллизиями, где фигурирует снег).

3. Пространство былин преимущественно урбанистическое
В эпических песнях упоминаются городские стены, мостовые, княжеские терема и тюрьмы-погреба, кабаки, церкви. Действие разворачивается в конкретно обозначенных локусах: Андрейска мала улица, Маринкин переулочек, улица Игнатьефьска, переюлки Демидофски, Конная горка, Жироевлиньская улица и тому подобное.
 
[^]
MitVold
26.05.2019 - 11:47
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.11.12
Сообщений: 2750
Цитата (bomgavs @ 25.05.2019 - 00:25)
Финно-угорский эпос "Песнь о Нибелунгах" очень богат и красив. Ну и наш (кавказский, если из древности то аланский) нартский эпос. Читать и читать)

Когда это "Песнь о Нибелунгах" стала финно-угорской? Вообще то она древненемецкая, если что.

Это сообщение отредактировал MitVold - 26.05.2019 - 11:47
 
[^]
Сканда
26.05.2019 - 11:47
1
Статус: Offline


Алаберный

Регистрация: 24.08.11
Сообщений: 7190
4. Богатырская и воинская тематика былин свойственна в большей степени военно-аристократической социальной среде, нежели крестьянской
Отталкиваясь от повторяемости в былинах структуры «охота перед боем», эстонский и американский фольклорист Феликс Ойнас заключил, что, так как охота на крупных животных и птиц, равно как и вооруженные сражения, относится к сфере деятельности привилегированных сословий, это свидетельствует об аристократическом происхождении русского эпоса.
По мнению Всеволода Миллера, изначально «слагались песни княжескими и дружинными певцами там, где был спрос на них, там, где пульс жизни бился сильнее, там, где был достаток и досуг, там, где сосредоточивался цвет нации, то есть в богатых городах». Ученые «исторической школы» искали подтверждение своих идей в исторических документах — летописях, «Слове о полку Игореве», в которых упоминаются певцы, воспевавшие «славу» князьям-воинам.

5. В былинах отражены черты аристократического быта
Борис Соколов отмечал сходство в описаниях княжеского пира в былинах и московского придворного быта: например, рассадка гостей в зависимости от их значимости «произведена с точным соблюдением местнических правил при царском дворе XVI–XVII веков». В былине «Данило Ловчанин» размещение гостя на непочетном месте становится поводом для конфликта:

Тут и делал Владимер-князь почесьён пир
Про многих хресьян да и про бояринов,
А садил тут Данила да за окольней стол
А с тема он детьми ёго со боярьскима —
А пить и исть есвы да ожурёные.
Говорит тут Данило да сын Игнатьевиць:
«Не сидеть мне за столом бы да за окольнием
А с тема ноньце детеми да со боярьскима,
А пить и ись есвы да ожурёные:
Мне-ка перво бы место моё Данилово —
А сидеть подли князя да по праву руку,
А второ бы место моё Данилово —
А сидеть подли князя да по леву руку,
А не сидеть мне-ка с детеми да со боярьскима!»
Говорит тут кнезь Владимер да стольне-киевьской:
«Уж ты много нонь, Данило, в супор заговорил!
Я накину на тибя службу тяжелую…» 
 
[^]
ЯКассандра
26.05.2019 - 11:47
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.07.18
Сообщений: 6309
Цитата
Цукербергов
24.05.2019 - 22:53 [ 911 ] [ цитировать ]
Былины — жанр народной эпической песни, в котором рассказываются и мифологические сюжеты, и события реальной истории Руси. Этот жанр возник где-то в районе X века — и в каждом регионе Руси долгое время рассказывались свои былины, почти никак не связанные с другими: в Новгороде были одни истории, в Киеве — совершенно другие. Окончательно жанр сформировался к XIV веку, когда появилась более или менее единая для Руси былинная традиция.

Это хорошо, что Вы решили ознакомить публику с содержанием русских былин, но ваше предисловие меня сильно смущает.
Отчего Вы, например, так уверены, что к XIV веку жанр былин окончательно сформировался? Нельзя ли доказательства?
Или, будто в каждом регионе былины были строго свои? Этот тезис уж точно неверен - по всей стране ходили одни и те же бродячие гусляры, которые исполняли одни и те же песни.И скорее всего, сами же они их и сочиняли.

И бабу-ягу вы сюда напрасно приплели. Персонаж этот имеет вариант "бабай-ага", распространенный на Украине. Что намекает вовсе не на переход от жизни к смерти, а на вполне конкретных степняков, которые могли забрать дитя в плен или увести за неуплату дани.
Кстати, знаменитый мотив посыла героя бабой-ягой к ее старшей сестре, а затем к следующей, которая и укажет нужную дорогу, перестает казаться сказочным, если узнать, что до самых времен поездки Екатерины II в Крым по вновь присоединенным землям на верхушке каждого кургана стояли каменные изваяния ("бабы"), разного вида и количества. По ним столетиями ориентировались путники в степях.
 
[^]
fransuz
26.05.2019 - 11:50
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 12.12.14
Сообщений: 468
интересные рассказы
ладно..так уж и быть-аватарку не меняй))) biggrin.gif
 
[^]
Сканда
26.05.2019 - 11:56
0
Статус: Offline


Алаберный

Регистрация: 24.08.11
Сообщений: 7190
Былины не крестьянский, а городской жанр

https://arzamas.academy/materials/588
Несмотря на то что большинство русских былин записаны в деревнях Русского Севера, исследователи убеждены, что создавались былины в городах. Доказательств тому множество: не существует «северных» (печорских, беломорских и прочих) богатырей, вся география былин привязана к Киеву и Новгороду. Действие часто разворачивается в городском пространстве, где есть улочки и переулочки, мостовые, княжеские терема и так далее. Наконец, вся их тематика связана с жизнью городской аристократии, в среде которой, видимо, былины и создавались.

Открытие былин — заслуга ссыльного выпускника Московского университета
Павел Рыбников, выпускник Московского университета, которого сослали в Петрозаводск за то, что он подозрительно часто ездил к старообрядцам (на самом деле он изучал их культуру), первым в середине XIX века записал в северных деревнях живой русский эпос, который считали давно умершим и утерянным.


Богатыри не самые приятные люди
Неуправляемые, мнительные, лживые, мстительные, сильно пьющие. Образ положительного героя по сказаниям о похождениях богатырей выстроить непросто, равно как и отличить по поступкам былинного героя от злодея.

Владимир Красное Солнышко ничем не лучше
Образ реального князя Владимира Святославича в былинах довольно жалкий: он жаден, завистлив, коварен, унижается перед богатырями, бездельничает и все время пьет.


Былины не так-то просто понять
По крайней мере если читать их без примечаний и толкований. Что такое баса? Жуковинье? Играшка? Пабедье? И даже знакомые вроде бы слова несут совсем другой смысл: «ягодица» — это щека, «кошка» — песчаная отмель, «дрова» — подарки, а «мост» — деревянный пол в избе.

Сами сказители слово «былина» не употребляли
Оно было введено исследователями в 1840-х годах. По всей видимости, термин — результат неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» («былинамь» здесь — это то, что на самом деле было). Сказители говорили «старины» или «старинки».


У Одиссея и Ильи Муромца, возможно, есть общий предок
Некоторые исследователи полагают, что когда-то существовал общий, индоевропейский праэпос — то есть у «Илиады», «Одиссеи», «Махабхараты», «Рамаяны», «Беовульфа» и наших былин один и тот же источник. Впрочем, с этим согласны не все ученые. Аргументы сторон — в материале «Общий предок Одиссея и Ильи Муромца».


Ярилу, Леля и других якобы древних славянских богов выдумали отечественные писатели в XVIII веке
Молодой империи нужна была своя античность — истории про легендарных правителей, свой пантеон богов, — и русские писатели активно принялись ее искать, многое придумывая по ходу дела. Некоторые из божеств возникли из непонимания или ошибок переводчиков.

Былина — это не исторический жанр, искать в ней отражение реальных исторических событий не стоит
Велик соблазн вычитывать из былин подробности Крещения Руси и жизни реально существовавшего Владимира Красное Солнышко. Многие отечественные ученые занимались тем, что искали соответствия — существует целая историческая школа. На самом деле эпос живет по другим законам, а похожие сюжеты встречаются в мифах и сказаниях совершенно иных народов. Подробности лектор Никита Петров рассказывает в эпизодах «Что такое былина?» и «Добрыня Никитич и Крещение Руси», а фольклорист Наталья Петрова — в материале «Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции».


У былин нет автора (но не все так просто)
Разумеется, всегда должен быть кто-то, кто придумает первую былину, песню или частушку. Но прежде чем чья-то выдумка войдет в эпический канон, должна сработать так называемая предварительная цензура коллектива. Об этом можно прочитать в материале «Кто автор фольклора?».



Любовь в былине обыкновенно трагическая
Богатырям редко удается счастливо жениться, а любовные истории в былинах почти всегда трагические и кровавые: неверным женам отрубают руки, ноги и губы или разрывают их, привязав к коням, детей вырезают из чрева. Почему это так — вопрос открытый. Возможно, это связано с отношением к женщинам в церковной культуре Руси




Ну а сам я в детстве все былины прочел взахлеб.
Перечесть, что ли.

Это сообщение отредактировал Сканда - 26.05.2019 - 12:03
 
[^]
ЯКассандра
26.05.2019 - 12:07
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.07.18
Сообщений: 6309
Цитата
drAlexDiabet
25.05.2019 - 10:39 [ 911 ] [ цитировать ]
Круто! Из серии - куда применить не знаешь но чувствуешь что эрудиция поднялась. Молодец ТС. Только насторожила фраза «ой ты гой еси...»

Фраза "ой ты гой еси" переводится на современный язык: "Будь здоров." Глагол "гоить" обозначает "залечивать". По употреблению относится к ранам наружного характера.
А что там евреи на тему этого слова думают - это их дело. Судя по их последним лингвистическим изысканиям, они многим жаргонным словам для обозначения национальностей склонны придавать извращенно-ругательный, а то и вовсе похабный смысл, лишь бы их из еврейских языков вывести.
 
[^]
Starbrain
26.05.2019 - 12:15
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.08.16
Сообщений: 1163
Может немного не в тему, но мне очень нравится стихотворение А.К. Толстого (не путать с А.Н. Толстым) "Илья Муромец".
Несмотря на то, что стих не очень объемный, но в нем чувствуется эпичность. Почитайте:

1

Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья;

2

Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.

3

И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?

4

Двор мне, княже, твой не диво,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!

5

Но обнес меня ты чарой
В очередь мою —
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!

6

Без меня других довольно:
Сядут — полон стол;
Только лакомы уж больно,
Любят женский пол.

7

Все твои богатыри-то,
Значит, молодежь —
Вот без старого Ильи-то
Как ты проживешь!

8

Тем-то я их боле стою,
Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
Так еще не слаб!

9

Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора,
Погулять по свету снова
Без того пора.

10

Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит;

11

Душно в Киеве, что в скрине, —
Только киснет кровь,
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!

12

Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою —
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!»

13

И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать;

14

Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой и земляникой
Пахнет темный бор.

Это сообщение отредактировал Starbrain - 26.05.2019 - 12:20

Былинные супергерои: истории всех главных русских богатырей
 
[^]
ЯКассандра
26.05.2019 - 12:29
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.07.18
Сообщений: 6309
Цитата
Сканда
26.05.2019 - 11:56 [ 911 ] [ цитировать ]
Ярилу, Леля и других якобы древних славянских богов выдумали отечественные писатели в XVIII веке
Молодой империи нужна была своя античность — истории про легендарных правителей, свой пантеон богов, — и русские писатели активно принялись ее искать, многое придумывая по ходу дела. Некоторые из божеств возникли из непонимания или ошибок переводчиков.

Вот зачем Вы начали за здравие, а кончили за упокой, испортив впечатление от всех своих рассуждений? Неужели нельзя было обойтись без махровой русофобии? Если вы проживаете непонятно где и совершенно не пасетесь в славянском фольклоре, то это не значит, будто его не было.
Лель, например, упоминается в некоторых русских старинных народных хороводных (то есть традиционных) песнях, вроде "Во поле береза стояла" - вспомните припев "Люли, люли стояла", который нынче воспринимается как простое бессмысленное сочетание слогов.
Или "А мы просо сеяли, сеяли. Ой дид-Ладо, сеяли, сеяли". А сколько таких песен не было записано и давно перестало петься? (Ну, скажем, со времен революции 1917 года).
В летописях упоминаются Велес, Перун, и вроде бы Мокошь и Сварог. В "Слове о полку Игореве" - Див, Даждьбог и Хорос. Значит, их было достаточно много. Хотя некоторые из них, несомненно, общеиндоевропеские, но судя по именам из греческого и римского религиозного наборов (обратите внимание, различных), их греки переименовали еще до того как Гомер написал свою "Илиаду".

Это сообщение отредактировал ЯКассандра - 26.05.2019 - 12:30
 
[^]
Dimon2222
26.05.2019 - 12:47
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 17.10.15
Сообщений: 449
Цитата (InShad @ 24.05.2019 - 23:34)
Интересно почитать, жизненные истории! В детстве книга была -Русские былины, многое вспоминается оттуда!


сказки и былины,толстенная,подарили в 81м,зачитывался,к сожалению,не сохранилась
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 30045
0 Пользователей:
Страницы: (6) « Первая ... 2 3 [4] 5 6  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх