Ща будет МНОГО букафф, но - эта позиция, в принципе, не изменилась:
Северные территории – символ "холодной войны"
Из всех государств мира Япония обижена только на Россию. Символом этой обиды являются Южные Курилы или "северные территории". Об этом и о перспективах российско-японских отношений в целом в интервью корреспонденту Страны.Ru Андрею Егорову говорит глава московского бюро самой авторитетной и влиятельной японской газеты "Асахи" г-н Кэнити Мията.
- Уважаемый Мията-сан! Не могли бы Вы объяснить, что значат для простого японца "северные территории"?
- "Северные территории" - это не единственная территория, которая была утрачена Японией в результате II Мировой войны. Япония потеряла Южный Сахалин, острова Северной Курильской гряды, Манчжурию, Корейский полуостров, Тайвань, ряд островов Тихого Океана. Следует отметить, что после II Мировой войны для избежания повторения подобных трагедий в мировой политике был установлен принцип, в соответствии с которым независимо от результатов войны страны не могут использовать ее исход в целях расширения своей территории. Именно поэтому Япония отказалась от притязаний на Манчжурию и другие территории, захваченные в свое время в результате войны. Однако, "северные территории" не были военным приобретением Японии. Совместное изучение проблемы российским и японским правительствами, проведенное на основании сохранившихся документов, подтвердило факт, что Россия никогда не обладала этими территориями. Это исконно японские территории.
После II Мировой войны перед японцами встало две важные территориальные проблемы. Это были оккупированные Советским Союзом Северные территории и оккупированная Соединенными Штатами Окинава. С Курил проживавшие там 17 тысяч японцев были насильственно выселены Сталиным. Поэтому японское правительство считало, что прежде всего необходимо решить вопрос о суверенитете над Окинавой. На Окинаве жило около миллиона японцев. Было приложено максимум усилий для успешного ведения переговорного процесса, и в 1972 году суверенитет над Окинавой был официально возвращен Японии.
Официальные послевоенные отношения между СССР и Японией начались с Совместной декларации, подписанной в 1956 году. Хотя этот документ и называется Декларацией, по сути дела, юридически он приравнивается к договору: она была ратифицирована парламентами обеих стран. В первой статье Декларации говорится о прекращении состояния войны между нашими странами и о восстановлении дружественных, добрососедских отношений, во второй - о восстановлении дипломатических отношений. Кроме того, в Декларации говорится о репатриации всех находившихся в Сибири и Средней Азии японских военнопленных и об отказе Советского Союза от всяческих репараций со стороны Японии. За исключением территориального вопроса Декларацию 1956 года можно назвать Основополагающим Договором о межгосударственных отношениях Японии и СССР.
В девятой статье содержится обещание, что после подписания мирного договора Советский Союз передаст Японии два из четырех спорных островов (Шикотан и Хабомаи). И для Японии и для Советского Союза это было большим компромиссом. Как показала дальнейшая история, и Япония, и СССР не удовлетворились содержанием девятой статьи. Совершенно очевидно, что им не могла быть довольна Япония, требовавшая возврата всех четырех островов. Официально японское правительство исходило из того, что "советская сторона согласилась на продолжение переговоров о судьбе двух оставшихся островов после возвращения Шикотана и Хабомаи".
У СССР в то время были свои причины пойти на компромисс. В условиях обострения "холодной войны" между США и СССР в регионе Северо-Восточной Азии Советский Союз ставил перед собой цель отдалить Японию от США и, напротив, приблизить к себе. Однако Япония в 1960 году пошла на еще более плотный союз с США, и для укрепления военного сотрудничества с Америкой подписала "договор безопасности". В итоге СССР стал считать включение девятой статьи в текст Декларации своим крупным просчетом. Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко отправил японскому правительству Памятную записку, в которой говорилось, что возвращение двух островов невозможно до тех пор, пока на японской территории находятся иностранные войска. Таким образом, Советский Союз в одностороннем порядке стал игнорировать девятую статью Декларации, являвшейся международным договором.
Уже после этого японское правительство неоднократно призывало к разрешению территориальной проблемы, но советское правительство опять-таки в одностороннем порядке отвергало эти призывы, заявляя, что "территориальной проблемы не существует". Переговоры по заключению мирного договора находились в парализованном состоянии. В самой Японии проблему северных территорий" муссировали в основном антикоммунистические силы, которые использовали ее как козырную карту в антисоветских кампаниях. Большинство простых японцев считало, что проблема "северных территорий" настолько тесно связана с "холодной войной" между США и Россией, что ее решение невозможно.
- Не кажется ли Вам, что для японского общества идея "северных территорий" имеет две равнозначные составляющие: требование к России их вернуть, и не развивать до этого с Россией полномасштабного экономического сотрудничества.
- В японском обществе есть практически полный консенсус по поводу того, что "северные территории" должны быть возвращены. Но я думаю, если спросить японцев, считают ли они, что ради их возвращения стоит пойти на жертвы, то большинство ответит "нет". По моему личному мнению, многие японцы считают, что территориальная проблема занимает слишком большое место в российско-японских отношениях. Им кажется, что усилия, которые японское правительство и политики прикладывают для возвращения территорий, чрезмерны. Существуют же аналогичные территориальные споры по поводу островов между Японией и Китаем, Японией и Южной Кореей, причем, исходные позиции сторон диаметрально противоположны, а перспективы разрешения этих споров ничтожны. И тем не менее, в двусторонних отношениях Японии с Китаем и Южной Кореей эти проблемы не занимают такого большого удельного веса как проблемы северных территорий. Это происходит потому, что обе стороны осознают - в двусторонних отношениях есть вещи и поважнее. При этом по территориальным проблемам ни одна из сторон не идет даже на малейшие уступки, и противоречия выглядят достаточно острыми. Однако в сфере политики и экономики взаимоотношения с Китаем и Южной Кореей развиваются вполне динамично.
Я не согласен с тем, что большинство японцев считает, будто с Россией нельзя развивать полномасштабные отношения до тех пор, пока не будут возвращены "северные территории". И сам я так не думаю. Многие японцы хорошо осознают, что их ближайшим соседом является великая страна, которая зовется Россией. Во времена Советского Союза это соседство ассоциировалось с угрозой. Сейчас, когда на смену СССР пришла демократическая Россия, практически все японцы хотели бы развивать с ней дружественные отношения и признают, что Россия весьма привлекательна с экономической точки зрения в силу своих потенциальных природных богатств и рынков сбыта. Стоит посмотреть на уровень отношений Японии с другим ее великим соседом - Китаем, чтобы понять такое настроение японцев.
У японцев есть две причины, по которым они не могут смириться с нерешенностью проблемы "северных территорий". Первая из них - это осознание изначальной несправедливости, совершенной Советским Союзом в одностороннем порядке и приведшей к потере территорий. Вспомним историю. Япония приняла условия Потсдамской Декларации и признала свое поражение в войне 15 августа 1945 года (по японскому времени; по американскому времени - 14 августа). Война к тому времени уже закончилась. А советские войска начали наступление с полуострова Камчатка на Курильские острова только 18 августа. 4 острова, которые принято называть "северными территориями", были оккупированы в период с 28 августа по 5 сентября 1945 года. Бесспорно, что уже после этого США тоже оккупировали японскую территорию, но они же не сделали ее своей. Поэтому японцы считают, что "северные территории" "украдены" у Японии Советским Союзом уже после окончания войны.
Вторая причина - это отношение СССР к Декларации 1956 г. Японцы рассержены тем, что Советский Союз в одностороннем порядке отказался выполнять данное ранее международное обещание. Даже после того, как к власти пришел Борис Ельцин, Россия не подтверждала свою однозначную приверженность Декларации 1956 г., и только в сентябре прошлого года во время своего визита в Японию президент Путин четко подтвердил ее юридическую действенность. Тем не менее, Россия отказалась зафиксировать это в совместном официальном документе, например, в декларации. В связи с вышесказанным у японского народа сложилось стереотипное представление об СССР как о стране, не выполняющей свои обещания. Это негативное представление было гиперболизировано в результате "холодной войны".
Если же говорить о том, почему не развиваются экономические отношения между нашими странами сейчас, то причина, по мнению японцев, лежит не столько в проблеме "северных территорий", сколько в непреодоленных последствиях "холодной войны". В те времена считалось, что Япония, принадлежащая к западному лагерю, не должна иметь тесных отношений с лидером восточного лагеря - Советским Союзом. И конфронтация по территориальной проблеме, тупиковое состояние переговоров были как бы символом противостояния двух лагерей.
Для нас важно понять, почему, несмотря на окончание "холодной войны", российско-японские отношения до сих пор не улучшились кардинальным образом. Я думаю, что и в Японии и в России хорошо понимают неестественность такого положения дел, при котором наибольшим препятствием прогрессу в наших взаимоотношениях продолжает оставаться символ давно канувшей в прошлое "холодной войны", т.е. территориальная проблема. Возможно, что в этой области нужно особенно хорошо поработать Японии. Для Японии территориальная проблема сейчас также значима, как и во времена "холодной войны". И не существует никаких объективных обстоятельств, в силу которых Япония могла бы изменить принципиальный курс своей внешней политики. Наверное, и России трудно отбросить в сторону свою принципиальную позицию по этому вопросу. Тем не менее, мне кажется, что необходимы усилия для снижения удельного веса этой проблемы в двусторонних отношениях. Нельзя, чтобы она продолжала оставаться символом российско-японских отношений. И об этом надо заявить более решительно.
Как же можно снизить удельный вес территориальной проблемы? Только углубляя двусторонние отношения в других областях. Ведь развивались же отношения между СССР и Западной Германией, несмотря на трагическое наличие "Берлинской стены". Точно также успешно развиваются отношения Японии и КНР, чему никак не препятствуют различия общественного строя. Все-таки ключ к развитию отношений лежит в экономике. Здраво размышляя, нельзя не признать весьма перспективным сотрудничество России и Японии в Сибири и на Дальнем Востоке. Если оно получит развитие, то значимость территориальной проблемы в двусторонних отношениях снизится. И думается, что помехой такому плодотворному сотрудничеству в настоящее время является отсутствие необходимого инвестиционного климата в названных регионах, а это уже внутренняя российская проблема. Что уж говорить о Японии, если даже российские предприниматели и правительственные круги не решаются на крупные инвестирования в этих регионах?
- России нечего инвестировать. А почему "Киа", "Дэу", "LG" внедряются в российскую экономику, а японские компании не спешат?
- Почему так происходит? Первая причина в отсутствии в этих регионах привлекательных инвестиционных проектов. Вторая, о которой не хуже нас знают сами россияне, в том, что стоит туда что-то инвестировать, как деньги будут разворованы. Схема получается такая - японские бизнесмены инвестируют в Россию, а русские бизнесмены вывозят эту валюту за рубеж. До тех пор, пока российское правительство не исправит эту грабительскую практику, никому и в голову не придет вкладывать туда свои деньги. Может быть, мое личное мнение по вопросу, почему японские кредиты не идут в Россию, и не совпадает с мнением нашего МИДа, но я не думаю, что главная причина в нерешенности территориальной проблемы. По моему мнению, наиболее важным фактором является отсутствие привлекательного инвестиционного климата.
Подойдем к этому вопросу с другой стороны. Потекут ли в Россию рекой японские инвестиции, если удастся решить территориальную проблему? Я думаю, что частный капитал не придет до тех пор, пока в России не изменится экономическая ситуация, инвестиционный климат и законодательство. А пока вкладывать деньги в Россию опасно. Официальная помощь под эгидой японского правительства, финансовое участие в крупномасштабных проектах - вот это, пожалуй, может стать возможным. В отдаленном будущем реформа экономической структуры России, конечно, принесет свои дивиденды. Однако Россия рассчитывает, что сюда придут такие крупнейшие компании как "Тоета", "Хонда", "Сони", "Панасоник", создадут свои филиалы, привезут современную технику, наймут российский персонал и будут платить ему приличную зарплату. Такие компании придут в Россию, даже если их и не просить об этом при условии гарантий безопасности и прибыли вне всякой зависимости от судьбы "северных территорий". Я как-то спросил у японского бизнесмена, который занимается производством автомобилей: "Почему Вы не работаете в России? Из-за островов?" И он мне ответил: "По той же причине, что "Форд" и "Фольксваген".
Да, в России были созданы корейские заводы по производству автомобилей "Хендаи" и "Дэу". При этом "Дэу" недавно обанкротилась, а "Киа" получает помощь от иностранных компаний. Такие не слишком современные компании идут в Россию, потому что, если они не пойдут на большой риск, им трудно тягаться на рынке с такими гигантами как "Тоета", "Фольксваген" или "Форд". А для "Тоеты", которая обладает высокой конкурентоспособностью на американском и европейском рынках, внедряться в Россию - пока что неоправданный риск. Есть и еще одна причина у такой пассивности - недостаточная покупательная способность россиян. Японские предприниматели полагают, что в европейской части России дела, возможно, обстоят более благополучно, но к Сибири и Дальнему Востоку относятся очень скептически.
Японские бизнесмены, также как и деловые люди из других западных стран, в течение первых лет после развала СССР получили серьезный урок. В начале 90-х гг. они устремились в Хабаровск, Владивосток, на Сахалин. И почти все потерпели крах. Например, построили современную гостиницу или супермаркет, а их отобрали русские. Большинство стало жертвами мафии, но есть случаи, когда к подобным "проделкам" была причастна и местная администрация, которая тоже "погрела руки" на доверчивых предпринимателях. Президент Ельцин и премьер Хасимото достигли соглашения о том, что японский Эксимбанк переведет в Россию 1,5 млрд долларов. До настоящего времени Япония перечислила в казну российского правительства 600 млн. долларов. А теперь скажите, что от этого изменилось в лучшую сторону в российской экономике? Например, мы обещали большой кредит на модернизацию "Камаза" в Татарстане. Кредиты были выделены, японские компании отправили на "Камаз" современное оборудование, а с российской стороны дело застопорилось и это оборудование ржавеет на заводском дворе. И Япония не перевела "Камазу" второй транш. Во время сентябрьского визита президента Путина в Японию премьер-министр Мори напрямую выразил ему свою озабоченность таким положением дел и предупредил, что деньги не будут выделены, если российская сторона не проделает свою часть работы, однако с тех пор ничего не изменилось.
- Какими Вы видите перспективы российско-японских отношений?
- Я постарался конкретно ответить на Ваши вопросы и по спорным территориям и по экономике. И теперь хотел бы высказать свое личное пожелание к России. Вам нужно приложить действенные усилия, если Вы хотите снизить значимость территориальной проблемы и разрушить тот негативный имидж России, который складывался в течение долгих десятилетий эпохи СССР и прочно укоренился в Японии. До тех пор, пока делом, а не словом не будет доказано, что "Россия выполняет свои обещания" и является "надежным партнером", это недоверие разрушить не удастся. Вот лишь один пример того, что можно сделать. Нужно четко сказать японскому народу, собирается Россия или нет в соответствии с Декларацией 1956 г. передать Японии острова Шикотан и Хабомаи. Можно сказать и так: "Отдадим только два этих острова, все четыре острова не отдадим". Но если у Вашего партнера нет намерения выполнять свои обещания даже в минимальной степени, к чему вообще переговоры? Японский народ понимает, что у России есть свои внутренние проблемы, но без определенности по вопросу о признании своих обещаний настоящего понимания не будет.
Андрей Егоров. Страна. Ru, 26 марта 2001
http://asiapacific.narod.ru/countries/japa...erritoiries.htm