184
Это моя первая заметка которую я написал, став зарегистрированным пользователем Япа. Не судите строго, как известно первый блин бывает комом.
Так вот, много лет назад ,когда еще было жив, но уже загибался социалистический рудимент под названием "Совок" , после окончания 2 курса института имеющего военную кафедру, меня внезапно решили призвать в доблестную "Совиет ами".
Мне , с моим "еврейским счастьем", блядь повезло родиться в тот год который попал под призыв. Кто не в курсе ,то в 1984 году Политбюро ЦК КПСС приняло решение об отмене отсрочки во всех вузах.
По факту ,отсрочка , как мы ее тогда называли "отстрочка" местами сохранилась еще в течение полугода или года.
Но с весны 1985 года стали брать почти всех студентов. К сожалению, не только для меня, но и для всего советского студенчества той поры, настали смутные времена, когда Министерство обороны, войдя в преступный сговор с профильным образовательным министерством, отменило отсрочку от призыва в армию и флот, невзирая на наличие военных кафедр.
Первые призывные ласточки покинули нашу институтскую группу в 1985 году а я ровно через год, по достижении 18 летнего пуберта́тнoго периода.
Когда же, через два года я вернулся, то те соцговножуи что отменили бронь ,в 1989 году вернули отсрочку студентам всех вузов.
Я же попал в просак, то есть в тот промежуток что между анальным отверстием и влагалищем.
Мне как студенту радио фака, повезло попасть в транспортную авиацию ,в роту радиотехнического обеспечения полетов.
Повторюсь в роту а не во рту.
Как в том старом анекдоте, когда в компании один боец говорит:
- у нас один хуй в роте.
тут его перебивает филолог-ботан и говорит :
- надо говорить не в роте, а во рту.
Так вот, в авиации царицей полей является РСП (радио локационная система посадки самолетов).
Без нее летательное средство, в условиях плохой видимости, имеет проблемы при посадке потому как вся автоматическая система посадки самолета основывается на телеметрии получаемой от РСП и других наземных средств посадки.
Это данные о расстоянии до взлетно-посадочной полосы(ВПП), курсе, глиссаде (линии снижения самолета во время посадки). Если РСП работает исправно, то самолет может автоматически сесть даже при практически нулевой видимости.
Когда я впервые попал на аэродром , там использовалась старушка РСП-8 и РСП-7, которые была созданы в начале 60-х годов ХХ века. Обе станции были собраны на лампах, без единого полупроводникового элемента.
Аппаратура РСП-8 размещалась в двух больших кунгах, была сложна и громоздка, тяжела в управлении и обслуживании, часто давала сбои во время работы.
Не буду вдаваться в технические подробности работы аппаратуры РСП ,скажу только что основной частью РСП является магнетрон,вырабатывающий энергию для локатора.
Если он отключается, то станция не показывает цель и как следствие диспетчер полетов не видит засветку от самолета на экране радара и не может его вести .
Любой отказ аэродромной техники не приведший к крушению смолета , назывался предпосылкой к летному происшествию.
Если такое событие происходило то ебали всех подряд от рядового до командира дивизиона и такая предпосылка могла караться вплоть до лишения званий у офицеров, а у солдат срочной службы губой.
Такие отказы техники происходили довольно часто, особенно если ей управляли бойцы которые на гражданке ебли овец(а были и такие) ,то устранить неисправность в короткое время не представлялось возможным.
Если неисправность устранялись в течение нескольких минут, то на это, руководство полетами закрывало глаза, понимая что из того оборудования что стояло требовать бесперебойной работы просто не реально.
Основной проблемой всех неисправностей были некачественные материалы, плохая сборка да и просто устаревание аппаратуры.
Зачастую поиск неисправности заключался в нахождении отключившегося блока из которых станция была собрана.
Если за пультом управления РСП сидел опытный оператор, знакомый с работой советской радиоэлектроникой то поиск и устранение неисправности выглядел примерно так.
Первое срочно найти блок который отказал, вытащить его и засунуть как можно сильнее обратно.
Проблема была найти отказавший блок .Если начать вытаскивать блоки по одному и вставлять обратно, то не хватит и часа, так как блоков было штук 50.
Понятно, что пока все блоки повытаскиваешь, закончится прилет или вылет самолета , поэтому, как говорят сегодня, требовалось найти креативный подход поиска решения проблемы.
Немного похвастаюсь, за пол года до дембеля я успел сдать классную аттестацию на мастерский разряд, что как правило для срочника было не реально, в лучшем случае удавалось сдать на первый разряд и то далеко не всем.
Так вот тут я начинаю сам рассказ , где то за пол года до дембеля нам поставили новую, современную по тем временам и еще нигде не используемую новейшую станцию РСП-6, чудо советской техники тех времен,собранную на полупроводниках и занимавшую уже только один кунг.
Станция была новенькая, оборудованная вентиляторами в отсеке управления, что само по себе было диковинкой, так как никогда в совке не заботились об удобстве личного состава.
Станция даже имела в своем комплекте компактный пылесос, спижженный офицерами на следующий день.
Два месяца ее разворачивали на аэродроме и отлаживали специалисты с завода изготовителя.
После всех проверок и отладок мы приняли станцию и я заступил на боевое дежурство.
В начале станция работала чики пики , но где то через месяц после начала эксплуатации стала проявляться плановая экономика.
Вечерком, когда все офицеры уже ушли по домам и я остался один на объекте, поступила команда от дежурного по полетам включить станцию и готовиться к посадке самолета.
Оперативно включив станцию, я залез в операторское кресло, достал легкодробильную сигарету" Стрела" без фильтра и закурил ,что конечно было строго запрещено.
Докурив ее до половины и забычковав её на потом, приготовился задремать под равномерное жужжание работающей аппаратуры.
Когда станция прогрелась и в отсеке стало тепло, мои глаза стали закрываться сами собой. Вдруг, в полудреме, я был разбужен динамиком внутренней связи издавшим истошный крик дежурного по полетам:
- Еб твою мать, эй , там на РСП, чо за хуйня?- кричал дежурный.
Не сразу поняв что он имеет ввиду меня, я проснулся от его дикого крика.
-Я товаришь капитан , слушаю, - ответил я.
-Головка от хуя,- раздалось в динамике.
-Ты ослеп там бля в РСП , нихуя не видишь что ли?
Начав срочно обводить глазами экраны, я понял почему дежурный офицер истошно вопил . На диспетчерском радаре исчезла засветка от готовящегося к посадке борта.
- Давай бля делай что то , если в течение 3 минут блядь не заработает твоя шарманка то пиздовать тебе на дембель последним, предпосылку я тебе обеспечу, как два пальца обоссать, - продолжал орать динамик.
Я судорожно вскочил с кресла ,понимая что уже не до шуток , стал осматривать аппаратный отсек.
Станция была новая и месяц безупречной работы притупил мое чувство опасности. Бегло просмотрев аппаратный оtсек, я не заметил ни одного не работающего блока,все лампы сигнализации горели , тем самым подтверждая исправность аппаратуры.
Я стал лихорадочно соображать, что могло пойти не так?. Пройдя мысленно, по всем главным узлам станции, прикинул, что видимо это какая то внутренняя проблема, не отражаемая индикаторами.
Из размышления меня вывел звонок по внешней связи, звонил мой командир из дома, которому уже доложили о сбое.
Капитан , мой командир, был уже по армейским понятиям не молод , ему было около 44 лет и он готовился к дембелю.
Мы, солдаты срочники, часто обсуждали почему он еще капитан? Ответа не было ,а спросить его напрямую мы не решались.Слухи ходили что он забухал и просрал какой то важный прилет начальства. Хотели даже дембельнуть досрочно, но так как профессионально он был очень не плох, оставили, но перестали повышать в звании.
Так он и коротал свои последние дни ,не забив на службу, но и не проявляя особого рвения , в надежде что кинут ему майора под дембель.
Так вот вернусь к повествованию когда он своим похуистическим том стал давать мне советы:
- Слушай меня" , - сказал он.
- Как ты сам понимаешь, я не успею, прийти на станцию до прилета, (примерно 5 км от его общаги пешком)поэтому попробуй сам все разрулить. Один совет тебе, если все индикаторы горят, проверь блок компенсаторов и блок высокого напряжения.
-Есть", - ответил я и побежал проверять их.
Эти блоки я очень не любил, и честно говоря сцал туда заходить. На этих блоках была наклеена бирка с устрашающей надписью-"В районе ключа фазовращателя мягкое рентгеновское излучение в радиусе 15см".
Зная советскую технику и не доверяя изготовителю ,там где было написано 15 см надо было читать между строк -"жесткое рентгеновское излучение в радиусе всей станции, убивает все живое".
Поэтому всегда этот отсек я задраивал наглухо переборками и старался заходить туда только тогда, когда станция была отключена.
В этот раз превозмогая страх облучения, я раскупорил "ядренный" отсек и стал быстро осматривать критичные блоки.
Индикация на блоках выглядела как обычно и ничего не не указывало мне на неисправность. Волна паники стала меня покрывать ,как скорее инстинктивно чем подозревая что то, я заглянул в окошко магнетронов, таких огромных ламп накаливания, создающих высокое напряжение.
На первый взгляд все выглядело как обычно но внутреннее чутье говорило мне что здесь что то не так. Присмотревшись более внимательно, я увидел что нет накала на магнетронах, поэтому характерного красного свечения я не наблюдал.
Судорожно схватив отвертку, я раскрутил крепежные винты и вытащил блок управления магнетронами из аппаратного шкафа.
С силой засунув его обратно, я с облегчением увидел что магнетроны стали медленно накаляться.
Вытерев пот со лба , я вернулся в операторский отсек , с радостью увидев засветку от самолета на экране диспетчерского локатора.
Закурив сигаретку и судорожно затягиваясь ,я связался по внутренней связи с руководителем полетов, доложив ему что неисправность устранена. После окончания прилета, я решил не закрывать на всякий случай на болты проблемный блок и как в воду глядел.
С того раза этот блок стал отключаться с регулярной частотой и если в начале я его просто вытаскивал и вставлял обратно , то по прошествии какого то времени, обленившись, я просто давал ему пинка кирзовым сапогом. Так работала советская военная техника, как в принципе и все в совке.
После того случая я получил благодарность от командования за быстрое устранение проблемы и предотвращения летного происшествия.
Яп все.
Если будет интересно, я расскажу в следующий раз, как мы тушили пожар на аэродроме.