Еще одна небесная история

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
wertolet73
26.10.2014 - 22:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.07.11
Сообщений: 16125
146
©denokan

Давно это было. Почти полжизни летной назад. Наверное, уже можно рассказывать :)

Лето. Вечерний рейс в Казань, плавно превращающийся в ночной. Совсем молодой Командир (скромный автор сего блога) и второй пилот, немногим старше. Ну да, это сегодня 27-летние КВС и 32-летние ВП кажутся "старичками", а тогда это действительно был молодой экипаж.

Во всех смыслах молодой, так как еще и года не прошло с момента ввода в Командиры, значит, вне зависимости от физического возраста Капитан считается "молодым"...

Но после этого полета молодость закончилась окончательно.

Чего там до Казани лететь? 1.20 лету и ты на месте. Совсем рядом! Вполне обычный рейс, не напряжный, особенно, если погода хорошая. А она по всем данным обещала быть... ну, нормальной.

Благостное и спокойное настроение было внезапно нарушено через 15 минут после взлета диспетчером Москвы-Контроль.

--==(о)==--


- Так аэропорт Казани закрыт грозой. Час уже закрыт. Как вы вылетали?

Переглянулись с Димой. Час назад решение в АДП (тогда еще была эта процедура) уже было принято. Никакой информации о закрытии не было.

- Не имеем такой информации на борту. А что там в Казани?
- Сильная гроза, аэропорт пока закрыт.

В прогнозе гроза упоминалась, но как обычно, "временами". Основной прогноз был летный... Летный и летний - грозы, фронты, все стандартно. Еще раз проверил - нет, все верно, мы правильно приняли решение на вылет (сразу стало легче - фух, не накажут :)) )

Ну что делать? Продолжаем лететь. Гроза-грозой, но топлива много, можно долететь до аэропорта, осмотреться на месте и принять решение, исходя из ситуации. Глядишь, за это время откроется. Даже у молодого капитана уже был схожий опыт - в воздухе ждать, пока погода или аэронавигационная обстановка улучшится, тут нет ничего нестандартного.

На том и порешили.

--==(о)==--


Совсем скоро на радаре мы уже увидели причину закрытия Казани - мощнейший (!) грозовой фронт перекрыл огромное пространство с севера на юг. По нашему обычному маршруту пробить в сторону Казани нет ни малейшего шанса - весь радар в этом направлении красный. А вот южная сторона дает надежду. Да и по скорости и направлению смещения фронта кажется, что основная часть уже прошла или пройдет к моменту нашего прибытия - пока мы там найдем лазейку, пока долетим...

Уже становится "совсем не скучно, как обычно" (тогда я такой фразы еще не употреблял :) )

Летим на юг, ищем лазейку. До фронта (красного на радаре) весьма далеко, но снижаться придется в "зеленой засветке", простирающейся на возможно обозримом расстоянии. Пошарили радаром, покрутили - вроде подвоха нет. Зеленое в таком количестве - это дождь, просто много влаги - достаточно для того, чтобы отражать лучи радара.

--==(о)==--


Готовимся к снижению, слушаем АТИС, все хорошо - аэродром работает, заход по ИЛС, ВПП 29. Не помню, левая или правая - давно было. Брифинг провели, все настроили. В-общем, стандартно, без нюансов, если не считать огромной грозы где-то сбоку, красиво освещающую пространство вокруг нас всполохами молний.

Летим уже по "зеленому ковру", иногда потряхивает, иногда встречаются вкрапления желтого, но все красное где-то сбоку. Однако, это красное мешает нам довернуть в сторону аэропорта... так что, летим себе и летим на юго-восток.

Очень далеко ушли, наконец, накопали лазейку, позволяющую брать влево на пересечение посадочного курса. Уже ниже 3000м летим, все нормально.

Приближаемся к эшелону перехода 1500м... Перешли на связь с Казань-Круг, тот разрешает снижение 500м по давлению аэродрома, разрешает заход... Мы ставим 1700 футов (500м) на задатчике...

И тут дисптчер интересуется:

- А вы по какой системе заходить планируете?

- По ИЛС

- Так у нас ИЛС не работает.

- ???

- Во время грозы что-то сломалось.

- А что работает?

- По приводам можете зайти?

А куда деваться?

- Да, конечно

- Разрешаю заход по приводам


Ну что, ж по приводам, так по приводам... Хотелось бы по ИЛС, так значительно проще... Ведь и в АТИС, только что бувально прослушанной, был ИЛС...

(А самолет-то все время летит, снижается, мы уже на посадочную прямую доворачиваем - правда, да аэродрома еще достаточно далеко)

Прошу Диму подготовить кабину к заходу по ОСП, маяк VOR настроить (в принципе, немного забот), затем делаю краткий дополнительный брифинг... Самолет уже летит курсом на ВПП, ощутимо побалтывает - левому плечу зябко, так как с той стороны бушует гроза... Стекла заливает дождь, но некритично - сквозь разбегающиеся капли видны огни ВПП вдалеке.

В-общем, довольные, что все сделали, успели, летим в предвкушении посадки.

И тут я замечаю, что радиовысотомер, недавно отшкаливший показывает 1500ф... 1480...1450... 1420...

--==(о)==--


Мллл...ттть!!!

Отключаю автопилот, автомат тяги, тяну штурвал на себя.

Офигевший Дима кричит:

- Чего творишь? Зачем автопилот выключил?

- Дима, блин, а QFE будем ставить??

- Чего?

И тут тоже врубается.

- Ну ладно-ладно, давай спокойнее...

- Даю-даю, - борюсь с самолетом и непогодой руками и ногами.

А уже пора закрылки выпускать... Чувствую сильное давление времени, как будто оно просто схлопнулось и зажало наш маленький кораблик в свой дефицит... Льет дождь, вокруг ночь, слева молнии. А впереди ВПП - и, слава Богу - ее хорошо видно. Можно хоть визуально заходить... Если все успеть, конечно... надо сделать кучу дел, а сердечко-то стучит.

Летели-летели, столько всего облетели и тут бах - офигеть какая вводная у самой земли - да еще и со спецэффектами!

Поставили давление аэродрома.. фух, на самом деле не сильно-то и ниже ушли, меньше 100м... Летим на нужной высоте... Все еще на руках - не хочу тратить время на включени автопилота и заморачиваться выбором его режимов.

Даю команду на выпуск закрылков, Дима подсказывает: "Скорость подгаси"... Прибираю режим, закрылки 1, далее 5... Колеса вниз... Закрылки 15. Дружелюбно переругиваемся (мы с Димой много летали вместе и подружились за это время) и костерим коллег с земли, соблазнивших нас ИЛСом, оставивших сообщение о том, что он не работает на самое интересное (и неудобное) время...

--==(о)==--


Ффух... Вроде снова вернулись в нормальные рамки Время начинает раздвигаться, туннель тоже исчез... Входим в глиссаду, читаем чеклист... Самолет болтает, непогода пытается использовать последнюю возможность сбить нас с курса, но хрен тебе - я вижу полосу, вижу, что мы подходим к ней хорошо, и аллах с неработающим ИЛСом - ни он, ни привода уже не нужны. Сжав зубы, удерживаю нормальный угол снижения, двигаю РУД вперед-назад, чтобы выдержать нормальную скорость...

Проносимся над торцом... Успеваю сматериться про себя - фары высвечивают на свет божий пузыри воды на поверхности ВПП... Абсолютно никаких ориентиров, чтобы зацепиться глазу и определить высоту над полосой нет - небо темное, ВПП темная, огоньки по краям яркие... В таких случаях говорят:"Садишься в колодец". Так и есть.

Спасибо электронной тете - ей этот антураж неинтересн, она буднично отсчитала свои FIFTY...THIRTY..TWENTY..TEN.. и я плюхаю (во всех смыслах) нашу "пятисотку" в лужу под названием ВПП.

Тут же в ход идет реверс и через некоторое время самолет останавливается... Вот только теперь можно перевести дух... И осмотреться по сторонам...

Прилетели! Ура.

А ножки дрожат.

--==(о)==--


Катимся к перрону, дождь льет, дворники не успевают капли со стекла счищать - все расплывается. Однако, мы на земле, и это уже не может нас беспокоить..

Заруливаю на стоянку, выключаю двигатели... Прощаюсь с пассажирами...

Теперь надо улететь обратно. Мне предстоит обойти самолет и сходить в АДП - принять решение на вылет...

Перрон весь в воде. Выискиваю, где не так глубоко, но все равно, туфли сразу же насквозь промокают... Ну и бог с ними. Чапаю по воде в сторону вокзала, захожу..

- А чего вы пришли? Лифт не работает. Тут вообще гроза такая была, что все повышибало, даже сотовая связь не работала, - лениво сообщает какой-то дядька.

- А как попасть в АДП?

- А это Вам надо выйти в вокзал, там по лестнице подняться, найти служебный проход... , - дядька кинулся объяснять.

Иду по указанному маршруту. В вокзале тусклое освещение, ни один банкомат не работает... Какая-то гробовая тишина вокруг. У милиционера уточняю путь, нахожу в итоге АДП.

Интересуюсь, как же так получилось, что мы не получили информацию о закрытии аэропорта? Отвечает - так ничего ж не работало. Молния там куда-то попала, пока все починили, время ушло.

Принимаю решение, ставлю роспись в журнале, ухожу обратной дорогой на самолет. Мокрый, хоть выжимай. А куда деваться?

Улетели нормально.

--==(о)==--


И весь полет обсуждали заход. Делились впечатлениями и делали выводы.

Что получилось? Мы снижались 1500м. Перешли на связь с Кругом. Сообщаем ему все, что должны были сообщить, в том числе систему захода - по ИЛС. Тот нам разрешает заход, разрешает снижени 500м. После чего мы ставим 1700 футов на МСР, но тут снова нас вызывает диспетчер и уточняет, что ИЛС-то не работает.

Естественно, пока разговаривали, пока готовили кабину, пока делали дополнительный брифинг, то упустили эшелон перехода. На классике в отличие от 737NG никакой сигнализации в этом случае не предусмотрено, поэтому так и полетели дальше со стандартным давлением 1013. А в аэропорту превышение 120 метров, и давление на аэродроме, приведенное к уровню моря, ниже, чем эти 1013... Соответственно, мы снижаемся 1700, а по факту, и если бы заняли эту высоту... то оказались бы по ниже как минимум на высоту, равную превышению аэродрома, а на самом деле - еще ниже.

Я очень вовремя успел увидеть циферки на радиовысотомере, который в режиме реального времени измеряет высоту над пролетаемой местностью и молниеносно, напугав Диму, запрыгнул обратно на нужную высоту. Ну а дальше успешно выполнили полувизуальный заход с повышенным артериальным давлением.

Очень и очень полезным стал для меня тот опыт. Один этот полет буквально перевернул много моих взглядов.

Увидел много слабых мест - и в себе и в окружающем мире. Увидел на собственной шкуре тот самый "тоннельный эффект", когда так соблазнительно поддаться сжимающему тебя дефициту времени и отключить восприятие, нацеливая себя на решение конкретной задачи - сесть на аэродроме в условиях надвигающейся грозы.

Увидел, что мы с Димой вместе смогли пробить стену в этом тоннеле и, в итоге, справились успешно, использовав то время и расстояние, которое еще имелось в запасе.

Увидел, каким именно образом можно "махнуть" важную высоту... Если бы подобное случилось не на равнинном аэродроме Казань, а на горном аэродроме, то ситуация могла бы стать критической. Вот тогда я круто поменял взгляды - если раньше я считал, что "надо летать по QFE, давлению аэродрома, мол, так удобнее", и отстаивал эту позицию на профильном форуме, то потом стал задумываться и в итоге решил однозначно - только использование QNH для полета ниже эшелона перехода может обеспечивать наибольшую безопасность.

И хоть по факту, я хочу это выделить - у нас не было угрозы (все-таки, это Казань, а не Шамбери), и снизились мы не более 90м... оставаясь выше всех препятствий, урок был достаточно наглядным, чтобы сделать серьезные и правильные выводы.

--==(о)==--


Ведь все человеки ошибаются, какими бы продвинутыми умницами они себя не считали. Ситуации бывают разными, и любой может попасть во внезапно развившееся нестандартное положение, когда любой фактор, неважный во все остальное время, именно сейчас - стать критическим...

Так же, попав в подобную ситуацию, почувствовал, как бьется сердечко и как начинаешь нервничать (к слову, подспудно сразу почувствовал боязнь быть наказанным :) - традиционное чувство каждого отечественного пилота, выросшего под гнетом страха наказания за ошибки) - и как бегают мысли в голове, и как вообще становится неидеальным поведение.

На западе, я знаю, проводятся так называемые "стресс-тренинги" на тренажере самолета, когда пилот может почувствовать границы своих возможностей в имитированных сложных, наслаиваемых одна на другую, ситуацию. На мой взгляд, очень полезные тренировки.

В итоге, я решил, что в такой ситуации, если я когда-нибудь попаду в нее - то буду уже готов и сразу, первым делом, сделаю глубокий вдох и выдох, а потом начну специально не делать резких движений и не торопиться, как бы показывая кукиш Времени, не давая себе "разгоняться", чтобы не допускать из-за этого ошибок.

И до сего дня мне этот подход очень сильно помогает. Даже если очень хочется поторопиться... я сначала побеждаю в себе это желание, а потом в нужном темпе все делаю... И вправду, в 146% случаев нет никакой необходимости делать молниеносно резкие действия.

--==(о)==--
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Rumer
26.10.2014 - 22:36
19
Статус: Offline


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 18037
Ф-фух... Долетели... Блин, пока читал - вся шкура пупырками пособиралась. Перекрестил.
 
[^]
GTV
26.10.2014 - 22:37
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 14.07.13
Сообщений: 291
интересно было прочитать как это выглядит "изнутри")
 
[^]
SmallBig
26.10.2014 - 22:41
3
Статус: Offline


SmallBig

Регистрация: 26.05.12
Сообщений: 194
За авиацию всегда зелень. Все хорошо, что хорошо кончается
 
[^]
r6s
26.10.2014 - 22:41 [ показать ]
-38
Куырф
26.10.2014 - 22:43
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.14
Сообщений: 3524
Два потенциальных убивца.
Минусящим, вы так и не вьехали, что они были готовы закопать самолет с пассажирами до полосы, не выставив давление аэродрома со стандартного?
Лишь случайно заметив. что не перешли на давление аэродрома?
Так и закапываются некоторые, как пример, недавний "чебурашка" в Казахстане

Это сообщение отредактировал Куырф - 26.10.2014 - 23:33
 
[^]
Мышшшь
26.10.2014 - 22:48
16
Статус: Offline


я_в_рыло

Регистрация: 4.03.12
Сообщений: 3225
Обилие специальных терминов и абревиатур удручает.
А так-то молодец.
Кстати, не был бы молодцом, твой некролог уже покрылся бы пылью.
 
[^]
GarinO
26.10.2014 - 22:48
19
Статус: Offline


рядовой диванных войск

Регистрация: 3.01.14
Сообщений: 327
после этого ждём записки программиста и дневник специалиста оператора конвейерной линии по обработке холодных металлов...
и побольше спец. терминов пожалуйста, а то очень тяжело вникнуть в романтику и специфику вышеперечисленных профессий.
 
[^]
ЕрНик
26.10.2014 - 22:50
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 23.01.13
Сообщений: 0
Никто так и не понял к чему етот опус. Завтра подтянутся спецы и будет тебе автор зелень. Я намек понял, возле Смоленска садился?
 
[^]
LenkaLenka
26.10.2014 - 22:51
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 4.12.13
Сообщений: 360
Вот правда с терминами переборщил для рядового читателя....
 
[^]
Proximus
26.10.2014 - 22:56
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 5.06.08
Сообщений: 139
А вот почти уже год назад самолёт в Казани не сел...
 
[^]
толькоправда
26.10.2014 - 23:00
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 30.08.14
Сообщений: 994
лучше б не читал, как теперь пассажиром лететь ?
и вдруг дождь ?
 
[^]
Вреднючая
26.10.2014 - 23:05
1
Статус: Offline


Мисс Ослепительная улыбка 2012

Регистрация: 28.08.08
Сообщений: 418
Половину не поняла, но за Казань зелень wub.gif это не в 2008 году было? У нас по городу поздним вечером ураганище прошелся
 
[^]
Куырф
26.10.2014 - 23:19
21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.14
Сообщений: 3524
Кратко, проепали момент перестановки на давление аэродрома(типа отвлекли)
Хотели зайти по ИЛС схалявить в автомате, в итоге заходили по приводам ручками, в чем проблема зайти по приводам не понятно. скорости детские. навык должен быть, хотя щаз такие пелоды пошли шопесец,300футов после взлета-автопилот и сидят курят до посадки. крутят крутилочки.Операторы ноутбуков мать их.

Добавлено в 23:22
Хоть бы схему какие давления есть и от чего меряются выложил, а то наваял ИЛС, ОСП, АТИС и прочие QFE:-)
Народ реально нифуя не вьехал, шо ты тут рассказать пыталсо.
 
[^]
HeresDeorum
27.10.2014 - 00:00
3
Статус: Offline


хорошо смеётся тот, у кого есть зубы

Регистрация: 16.08.12
Сообщений: 2490
ничо не понял, но на всяк пожарный перекрестил... вдруг с этим пилотом лететь придеться.
 
[^]
PlPeC
27.10.2014 - 00:06
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 7.09.14
Сообщений: 112
За полёты зелень!
 
[^]
Pinochet495
27.10.2014 - 01:11
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.03.14
Сообщений: 549
за АВИА респектха beer.gif
 
[^]
dvoechnik
27.10.2014 - 09:44
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.09.14
Сообщений: 2291
я вообще на авиахимработах только 5% вылетов с" контролируемых" аэродромов летал,а так дорожки,поля...Привет пилотам больших от пилотов СВС!
 
[^]
madcat82
27.10.2014 - 10:36
3
Статус: Offline


.

Регистрация: 28.12.11
Сообщений: 661
А чего ж непонятного-то? в педивикии вся терминология есть.
А так - да, когда до эшелона перехода дочитал, у самого волосы на жопе дыбом встали biggrin.gif

Пока читал, как чувствовал, что будет какой-то проёб наподобие такого, когда подготовились к одному, а пошло наслоение непредвиденных ситуаций. Слава богу, что вырулили из них вовремя.
 
[^]
СтарыйЛис
27.10.2014 - 10:52
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 28.11.10
Сообщений: 994
Автор, расшифровывай термины, не все на летчиков учились. А так: зеленкой служит уже то, что все живы. Удачи вам и чтоб количество взлетов равнялось количеству посадок.
 
[^]
ElGato2010
27.10.2014 - 11:37
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.07.13
Сообщений: 1905
Уважаемые пилоты гражданской авиации! Смотрите блять, в оба, как летите и куда летите. У вас, как и у пассажиров, парашютов нет. Очень не хотелось бы уебаться об землю из-за какой-нить такой дурацкой ошибки или по забывчивости вашей. По теме плюc, ибо все закончилось хорошо, не считая промоченной обуви.

Это сообщение отредактировал ElGato2010 - 27.10.2014 - 11:39
 
[^]
spy2spy
27.10.2014 - 12:15
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.08.13
Сообщений: 1070
Странно, на дублирующий аэродром не отправили, Бигичево не идеально, но риски там ниже.
если 1.20 лету - борт из Москвы. При чем если память мне изменяет из Внучки или Домодедово разница есть в 10-20 минут из за сложности взлета-посадки.
Если в тексте речь о классике значит или наш борт (акбарс аэро и иже с ними) или канадский ATR (UTAIR) (болтанка адская).
год то какой?
Данная ситуация была зафиксирована наземными службами?
Хорошо пилоты первыми не стали dont.gif Один монумент погибшим в авиакатастрофе в Казани заканчивают строить!
За людей отвечаете! а не самолет dont.gif

Это сообщение отредактировал spy2spy - 27.10.2014 - 12:18
 
[^]
artemiy0915
27.10.2014 - 12:22
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 30.09.14
Сообщений: 279
Я тож, когда в авиацию пришел, охуевал от количества аббревиатур, потом привык.
 
[^]
Navi76
27.10.2014 - 12:31
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.10.14
Сообщений: 43
Гроза,ОСП и у людей уже стресс,забывают что делать надо.Привыкли на кнопочках летать.А если бы и отказ был бы какой нибудь ,то все,приплыли?! В большинстве случаев пилоты это просто операторы,которые кнопки жмут.Знаю просто лично очень много таких "часов",которые после мало-мальски не стандартной ситуации чувствуют себя героями.
 
[^]
Gidrabeonek
27.10.2014 - 12:39
0
Статус: Offline


-=ГидрабеонеГ=-

Регистрация: 17.11.08
Сообщений: 1865
А теперь кто-то внятно может объяснить какое "давление" где надо было пере выставить?

Что вот нельзя в скобочках на пальцах объяснить?
Или тут форум пилотов и я не туда завернул???
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 19222
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх