Салехард-Игарка

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Antonvp
22.11.2019 - 16:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
333
В развитие темы (зацепило)

Мертвая дорога… Этот жутковатый эпитет появился в обиходе сравнительно недавно, когда об этой истории стали писать статьи, книги, рассказы. Так уж сложилась судьба, что в отличие от Транссиба, БАМа и даже Печорской железной дороги, у строительства магистрали Салехард — Игарка не было своего устоявшегося названия. Полярная, заполярная, трансполярная дорога – как только ее не называли. В историю она вошла по номерам строительных управлений — №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, причем чаще всего вспоминают именно «пятьсот-первую», распространяя этот номер на все протяжение. Но больше всего ей подходит именно название «Мертвая дорога», отражающее судьбу, как самой магистрали, так и многих ее строителей.

Текст + 20 фото

Салехард-Игарка
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
После Великой Отечественной войны руководство страны и И.В. Сталин четко осознали уязвимость стратегической трассы – Северного морского пути. Его главные порты, Мурманск и Архангельск, располагались слишком близко к западным рубежам СССР, и в случае новой войны сообщение по СМП могло быть легко парализовано врагом. Было принято решение создать новый порт в Обской губе, в районе Мыса Каменного, и соединить его 700-километровой железной дорогой с уже существующей линией Котлас — Воркута. Основные положения будущего строительства были определены постановлением Совета министров СССР №298-104сс от 04.02.1947, а постановлением №1255-331сс от 22.04.1947 строительство было поручено ГУЛЖДС (главному управлению лагерного ж-д строительства) НКВД-МВД СССР.

2. Выход на насыпь

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Строительство линии началось одновременно с изысканием места для будущего порта. Через некоторое время выяснилось, что Обская губа совершенно не подходит для подобного строительства – очень малые глубины, большие ветровые сгоны и нагоны воды не позволяют построить сколько-нибудь крупный порт на ее берегах. Уже в январе 1949 года состоялось судьбоносное совещание И.В. Сталина, Л.П. Берии и Н.А. Френкеля – начальника ГУЛЖДС. На нем было принято решение свернуть работы на полуострове Ямал, прекратить строительство линии к Мысу Каменному, и начать прокладку железной дороги длиной 1290 км к нижнему течению Енисея, по трассе Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Ягельная – Пур – Таз – Янов Стан – Ермаково – Игарка, с устройством порта в Игарке. Это было закреплено постановлением №384 -135сс от 29.01.1949. В дальнейшем планировалось продлить линию черед Дудинку до Норильска.

3.Стрелка в депо

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Строительное управление №502, занимавшейся прокладкой линии от ст. Чум Печорской железной дороги к Мысу Каменному с ответвлением на Лабытнанги, было упразднено, и создано два новых управления – западное №501 с базой в Салехарде, в ведении которого был участок от Лабытнанги до р.Пур, и восточное управление №503 с базой в Игарке (перенесенной позже в Ермаково), строившее дорогу от Пура до Игарки. Сосредоточение живой силы, материалов между этими строительствами распределялась примерно как 2:1.

4.

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Технические условия прокладки линии были до предела облегченными, мосты через Обь, Пур, Таз и Енисей на первом этапе не планировались – их функцию должны были исполнять летом паромные, а зимой – ледовые переправы. Земляные работы выполнялись преимущественно вручную, дальняя перевозка грунта – на немногочисленных автомобилях, отсыпка насыпи — ручными тачками. В год на западном участке сдавалось 100-140 км трассы, на восточном – много меньше: сказывались недостаток людей и трудность подвоза материалов.

5. Вопреки некоторым мнениям, на Полярной магистрали применялись и металлические стяжки. Они помогали удерживать ширину колеи при слабых шпалах и скреплениях.

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
На этой стройке обрела свой буквальный смысл страшная фраза, родившаяся еще на строительстве Печорской магистрали – о «человеке под каждой шпалой». Так, И.Симонова из Ташкента, работавшая в 1970-е годы инженером на изысканиях и достройке участка Надым-Уренгой, лично видела груды скелетов после размыва берегов р. Хетта, и трупы в насыпи 616-620 километров линии.

6. Колесная пара со спицами. Теперь таких почти нет.

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
В октябре 1949 г. лед сковал Обь, а в начале ноября на него уже уложили шпалы и рельсы. Требовался смельчак, который первым испытал бы «ледянку». Среди вольнонаемных машинистов такого не оказалось. «Кто перегонит паровоз – тому вольная», приказал начальник стройки. Нашелся доброволец из заключенных, который взялся вести паровоз. Поначалу все шло хорошо, но к середине реки лед стал трещать и ломаться. Машинист выглянул из будки и обомлел – обская пучина, поглощая шпалы и рельсы, угрожающе подбиралась к паровозу. Но лед и рельсовые плети выдержали. Машинист дотянул до берега, и получил вожделенную свободу. В канун 7 ноября начальство рапортовало Сталину о новой трудовой победе на 501-й.

7. Эти паровозы уже никогда не заедут ни в одно депо…

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Движение от Салехарда до Надыма было открыто в августе 1952 года, стал курсировать рабоче-пассажирский поезд. К 1953 г. отсыпка насыпи была произведена почти до Пура, уложена часть рельсов. На восточном же участке дела шли не так хорошо. Был отсыпан и уложен 65-километровый участок от Игарки до Ермакова, а также около 100 км. В западном направлении до Янова Стана и далее. В район реки Таз завозились материалы, здесь было построена около 20 км главного хода и депо с ремонтными мастерскими. Наименее освоенным оказался 150-километровый участок между реками Пур и Таз, построить который планировалось к 1954 г.

Вдоль всей трассы была сооружена телеграфно-телефонная линия, которая до 70-х годов связывала Таймыр с внешним миром. Эксплуатация ее участка от Ягельной до Салехарда была прекращена только в 1992 г.

8. Дизель на берегу р. Таз. Возможно — более поздних времен. Ни одно половодье не может сдвинуть его с места…

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Остановка строительства

После смерти И.В. Сталина, когда было уложено уже более 700 из 1290 км дороги, отсыпано почти 1100, до сдачи в эксплуатацию оставалось около года, строительство было остановлено. Уже 25 марта 1953 г. Вышло постановление №395-383сс о полном прекращении всех работ. Вскоре было расформировано 293 лагерей и управлений строительства. Сотням тысяч заключенных была объявлена амнистия, однако выехать на юг им удалось только с началом навигации – других путей еще не было. По некоторым подсчетам с 501 и 503 строек было вывезено около 50 тысяч заключенных, и примерно столько же вольнонаемного персонала и членов их семей. На «Большую землю» вывезли все что могли, но большинство построенного было просто брошено в тайге и тундре.

9.

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Экономисты впоследствии подсчитали, что решение бросить строительство в такой степени готовности привело к убыткам для бюджета страны намного большим, чем, если бы дорога все же была достроена, не говоря уже о ее перспективном продолжении до Норильского промышленного района, где уже осваивались богатейшие месторождения железа, меди, никеля, угля. Гигантские газовые месторождения Западной Сибири еще не были открыты – кто знает, может тогда судьба дороги была бы совсем иной.

10. Промоина

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Судьбы отдельных участков дороги очень различаются. Головной участок Чум — Лабытнанги принят в постоянную эксплуатацию МПС в 1955 г. Полностью готовая линия Салехард — Надым была брошена, и не восстанавливалась. До начала 90-х по нему на полусамодельной дрезине ездили связисты, обслуживающие ту самую телеграфно-телефонную линию. Участок от Пура (ныне ст. Коротчаево) до Надыма был восстановлен Министерством нефтяной и газовой промышленности в 70-х годах, а вначале 80-х в Коротчаево с юга — из Тюмени — пришла новая магистраль. Состояние пути от Коротчаево до Надыма было неважным, в середине 90-х годов пассажирские поезда с юга укоротили до ст. Коротчаево, и лишь в 2003 году участок Коротчаево — Новый Уренгой (бывш. Ягельная) был введен в постоянную эксплуатацию. С восточного участка дороги рельсы были сняты в 1964 г. для нужд Норильского комбината.

11. Дореволюционный рельс. Завод Демидова, Нижний Тагил

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Мертвая дорога сегодня: заброшенные поезда...

Практически нетронутым остался лишь «островной» участок в районе р. Таз – от пристани Седельниково на правом берегу примерно на 20 км в сторону Ермаково, с ответвлением к депо Долгое и балластному карьеру. Именно на этом участке, наиболее труднодоступном из всех остальных, почти нетронутым сохранился путь, здания, депо и четыре паровоза Ов – знаменитые «овечки» дореволюционной постройки.

12. Зарастает линия...

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
13. Паровоз Ов-6154

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
14. Паровоз Ов-3821 у развалин депо Долгое

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
На путях около депо стоят несколько десятков вагонов – в основном платформы, но есть и несколько крытых. Один из вагонов попал сюда из послевоенной Германии, после переделки на отечественную колею 1520 мм. В 15 км от Долгое сохранились остатки лагеря, а неподалеку от депо, на другом берегу ручья – остатки поселка вольнонаемных рабочих и администрации стройки, состоящие из почти двух десятков зданий, а также лежащий на берегу деревянный паром. В этом районе мы и побывали.

15. Крытый немецкий вагон. Видимо трофей, переделанный на нашу колею и переданный в ГУЛЖДС

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Будущая судьба «Мертвой дороги» сейчас выглядит уже не так мрачно. Продолжающее освоение запасов углеводородного сырья в прилегающих районах, заставляет «Газпром» и администрацию ЯНАО искать новые пути снабжения и подвоза материалов. Уже рассматривается вопрос о восстановлении участка Надым — Салехард, постройки линии от Коротчаево к Южно-Русскому месторождению, проходящей, в том числе, и по трассе 503-й стройки. Один лишь Норильск при текущих объемах добычи руды смотрит на все это спокойно, довольствуясь круглогодичной ледокольной навигацией по СМП. Но запасы его месторождений весьма велики, а миру нужны никель и полиметаллы. Кто знает…

16. Здесь были мастерские

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
17. Путь в сторону Игарки

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
18.

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
19.

Салехард-Игарка
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Как добраться до Мертвой дороги?
Самолетом или поездом до Тюмени, затем самолетом из Тюмени в Красноселькуп. Затем на моторной лодке с одним из местных жителей. Можете сплавиться сами (45 км.). Лучшее время — август (комаров мало, заморозков почти нет).

Координаты для GPS-навигатора
66.049722, 82.1175

20. Последняя.

Это всё, спасибо за внимание, всем добра!)

Источник

Салехард-Игарка
 
[^]
Besox
22.11.2019 - 16:42
43
Статус: Online


Завсегдатай

Регистрация: 7.02.19
Сообщений: 646
История - жутко интересная вещь!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Antonvp
22.11.2019 - 16:46
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.02.19
Сообщений: 2022
Цитата
История - жутко интересная вещь!

Согласен, сам уже сколько лет оторваться не могу)
 
[^]
Rumer
22.11.2019 - 16:52
36
Статус: Offline


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 17943
Зря не достроили.
 
[^]
Domrych
22.11.2019 - 17:04
78
Статус: Online


вскрываю консервы

Регистрация: 10.09.12
Сообщений: 7321
С тоской и болью всегда смотрю на подобное. Сколько труда и людей угроблено впустую.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
s0893
22.11.2019 - 17:07
23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.02.17
Сообщений: 2734
Когда из Амдермы в Норильск летишь, остатки этой дороги хорошо видно.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 41158
0 Пользователей:
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх